Автор: Тростянская Ася Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №5
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Дидактическое пособие Дерево " Времена года"
Раздел: дошкольное образование
«Дидактическое многофункциональное
пособие "Времена года"»
«Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года"»
Автор: Тростянская Ася Юрьевна, воспитатель муниципального казённого
дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска детский
сад №5 «Звездочка» комбинированного вида.
Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года"
предназначено для формирования у детей представлений о сезонных
изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка
классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ребенок с
легкостью сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года.
Благодаря элементам с креплениями на липучках он сможет самостоятельно
оформить дерево по сезонам. Данное пособие поможет организовать
совместную и самостоятельную деятельность в ходе изучения, закрепления
конкретных тем (времена года, живая природа, зимующие птицы и др.).
Пособие "Времена года" рассчитано на детей дошкольного возраста от 3 до 7
лет.
В состав пособия входит:
- динамическая модель в виде объемного дерева, изготовлено из фанеры, что
является безопасным и экологически доступным для детей
- элементы с креплениями на липучках (листва разного цвета, снежинки,
цветы, птицы, фрукты, цветы); доступны детям с 3 лет для самостоятельного
использования (развивает мелкую моторику рук);
-фигуры птиц, насекомых, фруктов, листьев и т.д. (выполнены из фетра)
- методические разработки с использованием пособия содержит
практический материал для проведения занятий с одним ребенком или
подгруппой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного
материала – (картотека игр, прогулок, устного народного творчества,
зимующих и перелетных птицах с описанием, насекомых, цветов, фруктов и
др).
Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией
речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости
манипуляцией с этими образами.
Цели:
1. Совершенствовать элементарные представления у детей о временах года
на
основе
модели,
которая
содержит
отличительные
признаки
(листья,
снежинки, птицы, растения, животные, и т.д.).
2. Составлять рассказ – описание, основываясь на модели определенного
времени года.
3. Продолжать формировать умение изображать времена года при помощи
предметного моделирования.
4. Воспитывать желание у детей работать с моделями.
5. Приобщать
детей
дошкольного
возраста
к
красоте
природы
через
организацию
совместной
художественно-творческой
деятельности
детей,
родителей и педагогов.
6. Формировать умения играть, выполняя различные роли, видеть события и
интересы других, соблюдать нормы и правила.
Задачи:
Обучающие:
- расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих
в природе в разные сезоны;
- обогащать словарный запас;
- активизировать речи;
Развивающие;
- развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями;
- формировать интерес к познавательной деятельности;
Воспитательные;
-воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
Пособие можно использовать, как в совместной (партнерской) деятельности
педагога
с
детьми,
образовательной
деятельности
в
режимных
моментах
(прогулки, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы и др.). В
организационной
образовательной
деятельности,
игровых,
проблемно-
обучающих ситуаций и др., самостоятельной деятельности детей, так и вида
деятельности
(игровая,
познавательно-исследовательская,
двигательная,
продуктивная) их интереса к данному занятию, cложности материала.
Предполагаемый результат:
- позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные
связи, существующие в ней;
-
развивает
умения
ребенка
последовательно
строить
умозаключения,
аргументировать свои суждения, составлять рассказ-описание;
- развивает познавательные способности детей, интерес, любознательность
воображение и творческую активность;
- обогащает и уточняет знания детей о жизни животных и птиц в лесу, учит
называть отличительные особенности внешнего вида;
- формирует математические представления;
- воспитывает эмоциональную отзывчивость;
- закрепляет и систематизирует изученный материал, а рассматривание в
дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы;
-
помогает
ребенку
по
своему
желанию
организовать
информацию
по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у
дошкольников наглядно-образное мышление);
-
ребенок
дошкольного
возраста
учится
самостоятельно
собирать
и
организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе;
- способствует быстрому запоминанию стихов, пальчиковых гимнастики;
-
способствует
проявлению
повышенного
интереса
к
содержанию,
самостоятельности при работе с пособием, проявлению интереса со стороны
родителей;
-обучает всестороннему анализу проблемы, ставить задачи и решать их,
творчески подходить к вопросу организации и подбору информации;
-вырабатывает
навыки
произвольного
переключения
внимания,
повышает
уровень
наглядно-действенного
мышления
и
зрительного
восприятия,
развивает зрительно-моторную реакцию в деятельности детей.
Пособие мобильно, доступно для детей, многофункционально ,пригодно к
использованию как групповом, так и индивидуальном, в том числе с
участием взрослого;
Обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-
эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Применяя
в
своей
работе
дидактическое
многофункциональное
пособие
«Времена года», появится возможность подготовить именно такую личность
к новой жизни в новых условиях. «Времена года» - это метод, помогающий
закрепить и отработать полученные знания, который может дать желаемые
результаты, это исследование, которые будет продолжаться всю жизнь.
Данное многофункциональное дидактическое пособие помогает организовать
игры с детьми: "Какое время года", Когда это бывает", "Кто чем питается",
"Кто где зимует", "Какие фрукты ты знаешь?", " Посчитай" и многое др.
Применяется на занятиях по математике с дополнительным раздаточным
материалом, по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие и
перелетные птицы" (способ обитания в разное время года), по развитию речи
составляем описательные рассказы и т. д.
Упражнения (игры) на тему «Времена года»
Цель упражнений (игр): развитие мелкой моторики; тактильных ощущений.
1. Упражнение «Прикрепи цветы (яблоки, листочки, снежинки)»
Играет как 1 человек, так и двое. Можно в форме соревнования на время.
Развитие связной речи по данному пособию происходит в неразрывной связи
слова и действия, так как во время своего рассказа ребенок прикрепляет
недостающие детали к рабочему листу. Дети учатся грамматически
правильно оформлять свое высказывание, понимать и использовать предлоги.
1. Упражнение «Разложи по - порядку»
Задача: разложить рабочие листы в правильной последовательности друг за
другом и рассказать, какие изменения происходят при смене времен года.
2. Упражнение «Расскажи о времени года». Задача: рассказать о признаках
выбранного сезона, используя соответствующую мнемотаблицу.
3. Упражнение «Ответь на вопрос»
Вопросы «На чем растут яблоки?», «Где растут цветы» и т. д.
Задача: Ответить на вопрос, правильно используя предлоги.
4. Упражнение «Разложи по корзинам». Задача: классифицировать овощи и
фрукты
5. Упражнение «Один — много».
Задача: образовать множественное число существительного.
Дидактические игры «Времена года»
1. Игра «Выбери и объясни!»
Ход игры:
На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий
показывает карточку соответствующие определенному времени года. Дети
выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному
ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех
использует эти предложенные ведущим карточки.
2. Игра «Что ни так?»
Ход игры:
Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных
секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться.
Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно
или нет.
Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры
«Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации
речевой деятельности, использование загадок.
Дидактическое пособие помогает организовать игры с детьми: "Какое время
года", Когда это бывает", "Какие фрукты ты знаешь?", " Посчитай" и многое
др.
Игра «Узнай по описанию»
Цель: развивать логическую память и воображение.
Игра «Чего не стало»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность; упражнять в
образовании формы родительного падежа единственного числа.
Игра «Прогулка в лес»
Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями
зимой.
Игра «Что вверху, что внизу»
Цель: развивать умение определять положение предметов относительно друг
друга.
Игра «Когда это бывает»
Цель: закрепить знания детей о временах года.
Игры, предложенные по теме «Зима» можно использовать и при
рассматривании других времен года.
При рассматривании темы «Весна» можно поиграть в дидактические игры
«Кого разбудило солнышко», «Кто прилетел в гости».
При рассматривании темы «Лето» добавить игры: «Один – много», «Большой
- маленький».
При рассматривании темы «Осень» - игры «Запасы на зиму», «Дары осени».
Таким образом, используя макет «Дерево. Времена года», я решаю несколько
дидактических задач:
- развиваю наглядно – образное и словесно – логическое мышление;
- формирую умение выделять существенные связи между предметами и
явлениями природы;
- расширяю представление о животных и насекомых, воспитываю бережное
отношение к природе.