Напоминание

Дидактическое пособие Дерево " Времена года"


Автор: Тростянская Ася Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №5
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Дидактическое пособие Дерево " Времена года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дидактическое многофункциональное

пособие "Времена года"»

«Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года"»

Автор: Тростянская Ася Юрьевна, воспитатель муниципального казённого

дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска детский

сад №5 «Звездочка» комбинированного вида.

Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года"

предназначено для формирования у детей представлений о сезонных

изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка

классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ребенок с

легкостью сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года.

Благодаря элементам с креплениями на липучках он сможет самостоятельно

оформить дерево по сезонам. Данное пособие поможет организовать

совместную и самостоятельную деятельность в ходе изучения, закрепления

конкретных тем (времена года, живая природа, зимующие птицы и др.).

Пособие "Времена года" рассчитано на детей дошкольного возраста от 3 до 7

лет.

В состав пособия входит:

- динамическая модель в виде объемного дерева, изготовлено из фанеры, что

является безопасным и экологически доступным для детей

- элементы с креплениями на липучках (листва разного цвета, снежинки,

цветы, птицы, фрукты, цветы); доступны детям с 3 лет для самостоятельного

использования (развивает мелкую моторику рук);

-фигуры птиц, насекомых, фруктов, листьев и т.д. (выполнены из фетра)

- методические разработки с использованием пособия содержит

практический материал для проведения занятий с одним ребенком или

подгруппой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного

материала – (картотека игр, прогулок, устного народного творчества,

зимующих и перелетных птицах с описанием, насекомых, цветов, фруктов и

др).

Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией

речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости

манипуляцией с этими образами.

Цели:

1. Совершенствовать элементарные представления у детей о временах года

на

основе

модели,

которая

содержит

отличительные

признаки

(листья,

снежинки, птицы, растения, животные, и т.д.).

2. Составлять рассказ – описание, основываясь на модели определенного

времени года.

3. Продолжать формировать умение изображать времена года при помощи

предметного моделирования.

4. Воспитывать желание у детей работать с моделями.

5. Приобщать

детей

дошкольного

возраста

к

красоте

природы

через

организацию

совместной

художественно-творческой

деятельности

детей,

родителей и педагогов.

6. Формировать умения играть, выполняя различные роли, видеть события и

интересы других, соблюдать нормы и правила.

Задачи:

Обучающие:

- расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих

в природе в разные сезоны;

- обогащать словарный запас;

- активизировать речи;

Развивающие;

- развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями;

- формировать интерес к познавательной деятельности;

Воспитательные;

-воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;

Пособие можно использовать, как в совместной (партнерской) деятельности

педагога

с

детьми,

образовательной

деятельности

в

режимных

моментах

(прогулки, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы и др.). В

организационной

образовательной

деятельности,

игровых,

проблемно-

обучающих ситуаций и др., самостоятельной деятельности детей, так и вида

деятельности

(игровая,

познавательно-исследовательская,

двигательная,

продуктивная) их интереса к данному занятию, cложности материала.

Предполагаемый результат:

- позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные

связи, существующие в ней;

-

развивает

умения

ребенка

последовательно

строить

умозаключения,

аргументировать свои суждения, составлять рассказ-описание;

- развивает познавательные способности детей, интерес, любознательность

воображение и творческую активность;

- обогащает и уточняет знания детей о жизни животных и птиц в лесу, учит

называть отличительные особенности внешнего вида;

- формирует математические представления;

- воспитывает эмоциональную отзывчивость;

- закрепляет и систематизирует изученный материал, а рассматривание в

дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы;

-

помогает

ребенку

по

своему

желанию

организовать

информацию

по

изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у

дошкольников наглядно-образное мышление);

-

ребенок

дошкольного

возраста

учится

самостоятельно

собирать

и

организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе;

- способствует быстрому запоминанию стихов, пальчиковых гимнастики;

-

способствует

проявлению

повышенного

интереса

к

содержанию,

самостоятельности при работе с пособием, проявлению интереса со стороны

родителей;

-обучает всестороннему анализу проблемы, ставить задачи и решать их,

творчески подходить к вопросу организации и подбору информации;

-вырабатывает

навыки

произвольного

переключения

внимания,

повышает

уровень

наглядно-действенного

мышления

и

зрительного

восприятия,

развивает зрительно-моторную реакцию в деятельности детей.

Пособие мобильно, доступно для детей, многофункционально ,пригодно к

использованию как групповом, так и индивидуальном, в том числе с

участием взрослого;

Обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-

эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников.

Применяя

в

своей

работе

дидактическое

многофункциональное

пособие

«Времена года», появится возможность подготовить именно такую личность

к новой жизни в новых условиях. «Времена года» - это метод, помогающий

закрепить и отработать полученные знания, который может дать желаемые

результаты, это исследование, которые будет продолжаться всю жизнь.

Данное многофункциональное дидактическое пособие помогает организовать

игры с детьми: "Какое время года", Когда это бывает", "Кто чем питается",

"Кто где зимует", "Какие фрукты ты знаешь?", " Посчитай" и многое др.

Применяется на занятиях по математике с дополнительным раздаточным

материалом, по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие и

перелетные птицы" (способ обитания в разное время года), по развитию речи

составляем описательные рассказы и т. д.

Упражнения (игры) на тему «Времена года»

Цель упражнений (игр): развитие мелкой моторики; тактильных ощущений.

1. Упражнение «Прикрепи цветы (яблоки, листочки, снежинки)»

Играет как 1 человек, так и двое. Можно в форме соревнования на время.

Развитие связной речи по данному пособию происходит в неразрывной связи

слова и действия, так как во время своего рассказа ребенок прикрепляет

недостающие детали к рабочему листу. Дети учатся грамматически

правильно оформлять свое высказывание, понимать и использовать предлоги.

1. Упражнение «Разложи по - порядку»

Задача: разложить рабочие листы в правильной последовательности друг за

другом и рассказать, какие изменения происходят при смене времен года.

2. Упражнение «Расскажи о времени года». Задача: рассказать о признаках

выбранного сезона, используя соответствующую мнемотаблицу.

3. Упражнение «Ответь на вопрос»

Вопросы «На чем растут яблоки?», «Где растут цветы» и т. д.

Задача: Ответить на вопрос, правильно используя предлоги.

4. Упражнение «Разложи по корзинам». Задача: классифицировать овощи и

фрукты

5. Упражнение «Один — много».

Задача: образовать множественное число существительного.

Дидактические игры «Времена года»

1. Игра «Выбери и объясни!»

Ход игры:

На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий

показывает карточку соответствующие определенному времени года. Дети

выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному

ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех

использует эти предложенные ведущим карточки.

2. Игра «Что ни так?»

Ход игры:

Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных

секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться.

Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно

или нет.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры

«Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации

речевой деятельности, использование загадок.

Дидактическое пособие помогает организовать игры с детьми: "Какое время

года", Когда это бывает", "Какие фрукты ты знаешь?", " Посчитай" и многое

др.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: развивать логическую память и воображение.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность; упражнять в

образовании формы родительного падежа единственного числа.

Игра «Прогулка в лес»

Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями

зимой.

Игра «Что вверху, что внизу»

Цель: развивать умение определять положение предметов относительно друг

друга.

Игра «Когда это бывает»

Цель: закрепить знания детей о временах года.

Игры, предложенные по теме «Зима» можно использовать и при

рассматривании других времен года.

При рассматривании темы «Весна» можно поиграть в дидактические игры

«Кого разбудило солнышко», «Кто прилетел в гости».

При рассматривании темы «Лето» добавить игры: «Один – много», «Большой

- маленький».

При рассматривании темы «Осень» - игры «Запасы на зиму», «Дары осени».

Таким образом, используя макет «Дерево. Времена года», я решаю несколько

дидактических задач:

- развиваю наглядно – образное и словесно – логическое мышление;

- формирую умение выделять существенные связи между предметами и

явлениями природы;

- расширяю представление о животных и насекомых, воспитываю бережное

отношение к природе.



В раздел образования