Напоминание

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности "Что важнее?"


Автор: Вашляева Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 10"
Населённый пункт: Приморский край г. Дальнереченск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности "Что важнее?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по финансовой грамотности «Что важнее?» старшая группа.

Воспитатель: Вашляева Ирина Сергеевна

Цель:

формирование

основ

финансовой

грамотности

у

детей

старшего

дошкольного возраста. Привлечение детей к совместной деятельности для

развития познавательной активности.

Задачи:

Обучающие:

Формировать первичные экономические понятия: купюры, монеты, зарплата,

бюджет, расход, доход, потребности.

Продолжать

создавать

условия

для

решения

проблемных

ситуаций,

проводить опыты, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Создавать условия для развития внимания, логического мышления, связной

речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

Развивающие:

Обогащать

представления

детей

о

правильном

отношении

к

деньгам

и

разумному

их

использованию,

бережливости,

честности,

взаимовыручки,

щедрости.

Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию нравственных качеств.

Формировать

эмоциональную

отзывчивость,

умение

играть

вместе,

дружно.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Как появились деньги».

Беседа о потребностях, расходах и доходах людей.

Рассматривание денежных средств (купюры и монеты) .

Рассматривание денежных знаков различных достоинств.

Просмотр фоторепортажа о профессиях.

Беседа о профессиях родителей.

Методы и приемы:

Основной метод – игровой.

Наглядные методы (интерактивные изображения).

Словесные методы

(показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения,

практический метод, а также метод контроля и стимулирования).

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:

Проектор,

мультимедийная

презентация,

музыкальное

сопровождение,

карточка для записи результатов.

Раздаточный материал:

Кошельки

с

купюрами

и

монетами,

купюры

и

монеты

для

проведения

опытов,

карточки

для

записи

результатов,

простые

карандаши,

фартуки,

разносы, пиалы, салфетки, вода.

Сюрпризный момент: дидактическая игра «Лото», сладкое угощение.

Структура НОД:

Старший возраст

Длительность НОД 25 минут - Вводная часть -5минут

Основная часть-15минут

Заключительная часть-5минут

Ход НОД:

Под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Соберемся дружно в круг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Дети: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорим мы всем - «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

В группу заходят две девочки, спорят. Одна говорит: «Монеты!».

Другая: « А я говорю, купюры!»

Воспитатель: Здравствуйте девочки. О чём вы спорите? Ответ

девочек: «Какие деньги важнее: монеты или купюры?»

Воспитатель предлагает девочкам присоединиться к ребятам и

разобраться

в

споре:

какие

всё-таки

деньги

важнее,

монеты

или

купюры»

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это?

Дети: Деньги.

Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям

деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном

мире, без них прожить невозможно!

Но, вот есть вопрос: откуда появляются деньги?

Правильно ребята, их зарабатывают родители, ходят каждый день

на работу, трудятся и получают за это деньги, которые называются

«зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы

детей)

Профессий очень много. Воспитатель: Ребята, а вы хоте поработать и

получить зарплату?

Давайте встанем в круг и немного поработаем.

Игра «Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если ты водитель - делай так (вращают руль)

Если ты сапожник - делай так (топают ногами)

Если ты спортсмен – делай так (приседают)

Хватит

в

профессии

играть,

пора

зарплату

получать.

(Детям

раздается зарплата в кошельках. (купюры и монеты).

Воспитатель:

Молодцы,

ребята,

понравилось

вам

работать?

А

получать зарплату? Можно сделать вывод, что все профессии важны,

все профессии нужны.

Беседа о монетах.

Посмотрите внимательно в ваши кошельки. Все посмотрели, а

теперь

поднимите

руки

у

кого

деньги

круглой

формы?

И

как

их

называют? (Дети поднимают руки). Эти деньги называют- монетами,

Как вы думаете, из чего они сделаны? (Ответы детей – из специальных

сплавов

метала).

Найдите

мне

геометрическую

фигуру

круг.

Все

верно, молодцы.

А теперь поднимите руки у кого деньги прямоугольной формы? И

как

эти

деньги

называют?

(Дети

поднимают

руки)

Эти

деньги

называются - купюрами. А из чего они сделаны? (Ответы детей из

специально

разработанной

бумаги).

Найдите

мне

геометрическую

фигуру – прямоугольник. Молодцы.

Деньги

бывают

разного

достоинства.

Каким

достоинством

бывают купюры?

Ответы детей- бывают разного достоинства, например: 10, 50,

100, 200, 500 рублей; 1000, 2000, 5000 тысяч.

Воспитатель: А монеты, каким достоинством бывают, вы знаете?

Дети:

1,5,10,50

копеек;

1рубль,

2

рубля,

5

рублей,

10

рублей.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или

купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?

Мы с вами отправимся в лабораторию.

Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель:

Правильно,

ещё

в

лаборатории

на

столах

находится

оборудование, необходимое для проведения опытов. Там работают ученые.

Как вы думаете, чем занимаются учёные?

Дети: Проводят опыты, что-то изучают.

Воспитатель:

Правильно,

они

изучают,

исследуют,

проводят

различные

эксперименты, одним словом занимаются наукой.

- Мы тоже с вами исследователи.

- Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают

все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты, и будем

записывать результаты наших исследований в карту, которая находится у нас

на столах.

- Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли,

чтобы узнать, что важней - монеты или купюры.

1.

Эксперимент.

Купюру смять. Монету смять.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель:

На

карточке

напротив

монеты

ставим

плюс,

в

этом

эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент.

Опустить в воду купюру. Опустить в воду монету.

Воспитатель: Что произойдёт? Какой вывод сделаем, что в этом эксперименте

выигрывает? Артём, отметь в нашей карте результат.

3. Эксперимент.

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель:

Возьмите

на

ладошку

монету-

подуйте,

что

происходит

с

монетой? Теперь купюру – подуйте. Что происходит с купюрой? Какой вывод

сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.

4. Эксперимент.

Возьмите свои кошельки и немного потрясите. Переверните. Сделайте вывод,

что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. Вывод.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а

по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

-Молодцы! Вы были самые настоящие исследователи.

Физкультурная минутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться .

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны

деньги?» Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких

развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков; ? и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди.

Вывод: Все люди нуждаются в потребностях, которые требуют

больших расходов.

Воспитатель: Девочки и мальчики, а хотите, как ваши родители

сходить в магазин, берём кошельки и отправляемся в магазин.

Но

прежде

чем

мы

отправимся

за

покупками,

вспомним

несколько правил обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3.

В

первую

очередь

удовлетворяй

жизненно

важные

потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Деньги можно накопить или потратить.

6. Бережно относиться к деньгам. Молодцы.

Вставайте все за мной, в магазин мы все пойдем, и продукты

приобретем: (идут по кругу)

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево,

вправо)

Все к обеду принесем, (прямо, широко разводят руки)

И гостей мы позовем. (махи руками к себе)

Воспитатель: Ребята, мы с вами в магазине.

А

теперь

ответьте

мне

на

вопрос

что

для

человека

важней,

игрушки или продукты?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно же, продукты для человека важней, потому

что, без игрушек хоть не так и весело, но человек прожить может, а без

продуктов нет.

Поэтому, когда вы ходите в магазин со своими мамами и папами,

всегда думайте о том, что важнее для вашей семьи.

Воспитатель:

Давайте

дальше

будем

играть,

какие

же

ещё

потребности у человека?

- У человека есть потребность в одежде. (Она защищает человека

от холода, от жары)

-Ещё человек нуждается в жилье.

Воспитатель:

Ребята,

прежде

чем

что-нибудь

купить,

надо

рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Какой вы бывает доход?

А расход?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Хочу и надо».

игра «Хочу и надо».

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности,

можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку

или накопить.

Воспитатель: Девочки, мы помогли вам разобраться в вашем споре?

Ответы девочек.

Время нашей игры подходит к концу.

Заключительная часть. Анализ НОД

-Что вам понравилось?

-Что для вас было сложным или трудным?

-Что вам далось с легкостью?

-Что нового вы узнали?

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они

испытывают по окончании образовательной деятельности.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг, взяться за руки и друг

другу улыбнуться. Здорово! Давайте снова положим ладошки друг на друга и

скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

Воспитатель: Благодарю за работу, в память о нашей удачной работе, я

подарю вам вот эти игры для развития математических способностей.

Воспитатель: Поиграли мы для вас. Вам понравилось у нас? Приходите в

гости к нам – Мы споём и спляшем вам.

А сейчас уже пора – Ждут нас игры и дела.

Благодарю всех участников этой игры за активное участие.

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема:

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,

«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания

детей о внешнем виде современных денег.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная

деятельность

Оборудование:

- мяч

- кошелёк с набором разных монет и банкнот;

- пластиковая карта;

- бумага и цветные карандаши.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до

занятия банкноты и монеты , чтобы в дальнейшем дети могли свободно

называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой

Организация детской деятельности.

1.– Ребята, наш бычок Борька принёс интересный предмет

Воспитатель демонстрирует кошелёк.

- Что это такое?

- Для чего же нужен кошелёк?

- Правильно, чтобы класть в него деньги. Но мне очень интересно узнать, а

зачем людям складывать деньги в кошелёк? Что на них можно купить?

2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»

- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч и

называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак , деньги нам

нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких

развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность

называется благотворительностью ) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все

значения денег , можно предложить решение данного вопроса в виде

проблемных ситуаций.

- Если мы едем на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

3. Беседа о монетах.

- А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть?

Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и

позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует

данную монету всем детям.

- Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты , воспитатель демонстрирует их детям , затем

проговаривают хором.

4. – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный

признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в

наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные

деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте

(показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей?

Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать

пароль)

- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты

(безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть

пароль)

(Физ.минутка)

«Покупаем продукты»

Сумку в руки мы берём,

(наклоняются и берут воображаемую сумку)

В магазин с тобой идём.

(шагают на месте)

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки.

(поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)

Вкусно пахнет здесь всегда,

(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)

В доме – вкусная еда.

(«дом» над головой)

5. – Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в котором

живут бычок Борька и его друзья. Вы должны придумать форму, название и

нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в

сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты

работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

6. Заключительная часть.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты ?

- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?

(Наличные деньги).

- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего

дошкольного возраста.

«Юные финансисты»

Тип НОД: обобщение знаний.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного

возраста первичных элементарных экономических представлений;

обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

• Повторить понятие «потребности человека»,

• Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится.

• Уточнить от чего зависят потребности человека.

• Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои

ответы, активизировать словарь;

• Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие:

• Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной

речи;

• Способствовать формированию коммуникативных компетентностей,

социальных компетентностей.

Воспитательные:

• Способствовать воспитанию нравственных качеств.

• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,

необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Ход непрерывно - образовательной деятельности

Вводная часть.

Идет Буратино считает монеты.

Воспитатель: Буратино, куда ты идешь?

Буратино: У меня есть 5 золотых монет, и я иду в магазин хочу купить на

них шахматы. Уж очень мне эта игра понравилась.

Воспитатель: Что ты Буратино, разве можно на игрушки сразу

тратить все деньги? Сейчас мы с ребятами тебе Буратино поможем.

Садись.

Все в сборе: взрослые и дети.

- Мы можем начинать,

Но сначала: «Здравствуйте»!

Хотим мы Вам сказать.

- Сегодня мы много интересного узнаем о деньгах и для чего они нам

нужны.

Основная часть.

Воспитатель: Я хочу вам предложить сыграть в игру, которая

называется «Брейн-ринг». Игра состоит из 4-х раундов за каждый

раунд команда, давшая правильный ответ, получает золотую

монетку. Вы разделитесь на две команды, команда «Знайки» и

команда «Почемучки», а я буду ведущей нашей игры. Команде

«Знайки» я даю красные смайлики. Команде «Почемучки», -

зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ,

поднимал смайлик.

1-раунд «Деньги».

Воспитатель: - Ребята ВНИМАНИЕ!

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это?

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без

них прожить невозможно!

Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по

золотой монетке.

2-раунд «Потребности».

Воспитатель: - Что такое потребности?

Ответы детей

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова,

требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить

и всё то, что он хочет иметь.

Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них

определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода,

одежда, еда, жилье).

Воспитатель: - Без чего человек не может жить?

Ответы детей

-Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А

кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям)

-Человек не может прожить без воздуха.

Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без

воздуха. (Зажимают нос)

- Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у

человека?

- У человека есть потребность в одежде. Для чего существует

одежда? (Она защищает человека от холода, от жары)

- А какая бывает одежда? (Осенняя, зимняя и т. д.). А животные

испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от

жары? (Шерсть, шкура, мех.)

-Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от

непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается

вся семья вместе.

Воспитатель: - Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но

без которых он может обойтись, они ему не обязательно нужны?

Ответы детей

Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по

золотой монетке.

3-раунд «Хочу и надо».

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать

бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Воспитатель:

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход- это деньги или материальные ценности, полученные в результате

работы.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на

оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы

вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать,

нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В

каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить

семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

игра «Хочу и надо».

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача

распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять

важные потребности. На поле каждой потребности изображены

кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить,

чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и

купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по

золотой монетке.

Физкультурная минутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться (движения стишка).

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

4-раунд «Домик, в котором живут деньги».

Воспитатель: Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в

землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой

кучей денег.

Вопросы к детям:

• «Вырастут ли деньги?

• Где они могут «расти»?

• Куда Буратино надо было положит деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: У каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте

и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы

он мог спрятать в него свои монеты.

Изготовление, детьми кошелечка используя схему.

Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.

Воспитатель: подошло время подвести итог нашей игры. Ребята

посчитайте, сколько у каждой команды золотых монет.

Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая

команда.

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и пришло время прощаться с нашим другом Буратино.

Давайте, дети, попробуем для Буратино сформулировать правила обращения

с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их в «Страну Дураков».

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть

привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и

откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими

руками изготовить копилки.

6. Бережно относиться к деньгам.

Буратино: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними

обращаться. Теперь лиса Алиса и кот Базилио не обманут меня, и я смогу

купить своему любимому папе Карло куртку.

Воспитатель: Поиграли мы для вас. Вам понравилось у нас? Приходите в

гости к нам – Мы споём и спляшем вам.

А сейчас уже пора – Ждут нас игры и дела.

Благодарю всех участников этой игры за активное участие.

Квест-игра «Финансовая грамотность детей. Для чего нужны деньги?» для

старшей группы

Непрерывно образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

образовательная область познавательное развитие

Ход

Звучит музыка.

Дети заходят в группу, встают полукругом. Приветствие.

Воспитатели:

Здравствуйте мальчики

Здравствуйте девочки.

к нам пришли гости, давайте с ними тоже поздороваемся. (Дети

здороваются с гостями)

Воспитатели:

Ребята вы готовы послушать загадки? Будьте внимательны.

В кошелек мы их кладем

С ними в магазин идем? (деньги)

Маленькая кругленькая

Из кармана в карман скачет? (монетка)

На них я подарок подруге куплю,

Поэтому их каждый день я коплю. (Деньги)

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Воспитатель: молодцы ребята. А вот зачем нужны деньги, откуда они

берутся у родителей, и какую роль они играют в нашей жизни, поможет нам

разобраться тетушка Сова.

Слайд 1

Мир вокруг нас так многообразен! Вы играете с игрушками, мама читает

вам книжки, вы носите одежду и обувь.

Слайд 2

Мы не можем себе представить жизнь без этих предметов – без одежды и

любимых игрушек, книг и посуды, мебели, телевизора и продуктов питания.

Слайд 3 Как вы думаете, где их можно

купить? (ответы детей).Правильно в магазине. Посмотрите, какой большой

магазин, и сколько всего интересного здесь продается.

Мы приходим в магазин и выбираем все, что нам нравится и все, что нам

необходимо.

Слайд 4!

Но при одном условии – если у тебя есть деньги.

Ребята, а как вы думаете, можно ли купить в магазине какую ни будь вещь,

если нет денег? (Ответы детей)

Слайд 5

Воспитатель: Ребята, скажите, а деньги растут на деревьях? Или может

они падают с неба как дождь или снег? (Ответы детей)

Тогда откуда взрослые, ваши мамы и папы

берут деньги? (Ответы детей)

Слайд 6

Воспитатель: Правильно ребята, они их зарабатывают, ходят каждый день

на работу, трудятся и получают за это деньги, которые

называются «зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и

папы? (Ответы детей)

Правильно профессий очень много. Посмотрите на экран, тетушка Сова

хочет узнать, кем работают вот эти взрослые, какая у них профессия? Слайд

7 (Ответы детей)

Все правильно. Молодцы, вы много знаете профессий. А теперь давайте

послушаем Тетушку Сову. Слайд 8 (Слушаем)

Воспитатель: Ребята, а вы хоте поработать и получить зарплату?

Давайте встанем в круг и немного поработаем.

Игра «Профессии»

Если хочешь стать маляром- делай так (красят кистью,

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если ты водитель- делай так (вращают руль)

Если ты сапожник- делай так (топают ногами)

Если ты спортсмен –делай так (приседают)

Хватит в профессии играть, Пора зарплату получать. (Детям раздается

зарплата. Напечатанные купюры и монетки)

Воспитатель: Молодцы, ребята, понравилось вам работать? А получать

зарплату? Посмотрите внимательно на ваши деньги. Все посмотрели,

А теперь поднимите руки у кого деньги круглой формы?.(Дети

поднимают руки, у кого монеты). Молодцы…. Эти деньги называют

МОНЕТАМИ, Скажите, а из чего они сделаны?. (Ответы детей). Все

верно, молодцы….

А теперь поднимите руки у кого деньги прямоугольной формы? (Дети

поднимают руки, у кого купюры) Эти деньги называются КУПЮРАМИ. А

из чего они сделаны? (Ответы детей) Молодцы

Скажите, сколько купюр у меня в руках? А у вас? Сколько купюр

у (называет имя ребёнка) (Ответы детей).

Молодцы ребята!

Девочки и мальчики, а хотите, как ваши родители сходить вместе с нами в

магазин. Вставайте все за мной, пойдемте…

В магазин мы все пойдем, и продукты приобретем: (идут по кругу)

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)

Все к обеду принесем, (прямо, широко разводят руки)

И гостей позовем. (приседают)

Воспитатель: Ребята, мы с вами в магазине, продавцам (надевают

фартуки…

- У нас два прилавка, посмотрите…

-Я буду продавать продукты. ,

- А я, ваши любимые игрушки. Вам ребята, нужно подумать и купить что

же необходимо в первую очередь вам, и вашим родителям, что для вас важнее

игрушки или продукты.

Дидактическая игра «Что важней?»

Дети складывают свои монетки и купюры в ту корзину, что они выбрали.

Воспитатель: Ребята, я смотрю, что определились со своими покупками.

А теперь ответьте мне на вопрос что для человека важней, игрушки или

продукты?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно же, продукты для человека важней, потому что без

игрушек хоть не так и весело, но человек прожить может, а без продуктов нет.

Поэтому, когда вы ходите в магазин со своими мамами и папами, всегда

думайте о том, что важнее для вашей семьи.

Воспитатель: ребята, вам понравилось играть, а работать и получать

зарплату, я очень этому рада, давайте вернемся к нашей тетушке Сове, она

нас заждалась.

Сегодня вы узнали, для чего нужны деньги, что на них можно купить, где

купить, и как их заработать.

Давайте вспомним:

Из чего сделаны монеты?

Из чего сделаны купюры?

Какой формы бывают деньги?

Где можно заработать деньги?

Где можно их потратить?

Что можно купить на них? (Ответы детей)

Слайд 9.

А вот и тетушка сова хочет, что то вам сказать (слушаем) Прощаемся с

совой.

Ну и нам ребята пора – Ждут нас игры и дела. До свидания.

НОД по финансовой грамотности дошкольников

«Что мы знаем о деньгах»

План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Что

мы знаем о деньгах»

Цели:

Продемонстрировать детям современные деньги, дать понятия

«купюры» (бумажные деньги), «монеты» (металлические деньги).

Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и

купюрой

Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать

деньги.

Дать детям представления о том, откуда у людей берутся деньги; как

нельзя поступать по отношению к деньгам.

Методы и приёмы:

Словесный: беседа, вопросы, поощрение.

Практический: исследование денег.

Словарная работа: побуждать интересоваться смыслом слов «железная»

монета, «бумажная» купюра, копилка, профессия, лаборатория.

Активизация словаря: деньги, рубль, монета, купюра, копейка.

Сюрпризный момент: появление мышат, обмен копилками.

Предварительная работа:

Изготовление совместно с родителями копилки.

Материалы:

- альбомный лист и карандаш (карта-таблица),

- столы для проведения опытно-экспериментальной деятельности с набором

предметов

- материалы для исследования: бумага, монеты, тарелочки с водой, бумажные

кошельки, картинки эмоции.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель:

Дети, я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку.

Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и

чтобы все наши мечты осуществились, говорим соседу комплимент.

Слышен звук открывающейся двери. В группу заглядывают 2мышонка и

спорят друг с другом

Мышонок 1: Я считаю, что я прав!

Мышонок 2: А я думаю, что я!

Воспитатель: О чём спорите, мышата. Расскажите, что у вас случилось?

Мышонок 1: Мне бабушка рассказала, что деньги, которые железные, они

раньше были серебром и золотом. Они самые главные и нужные.

Мышонок 2: Я думаю, что удобнее и главнее бумажные деньги, они крупнее.

Воспитатель: Ваш спор мы можем решить вместе. Что такое деньги, какие

они бывают и для чего они нужны, вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Поможем мышатам в их споре? Ответы детей.

Воспитатель, дети и мышата садятся вокруг стола, на котором стоит

коробочка (с набором разных монет и купюр).

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что в лежит в коробочке?

Открываем коробочку, дети смотрят и в недоумении.

Дети: Это же деньги!

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас хочет взять себе эти деньги?

Если кто-то из детей захочет взять себе купюру, нужно выяснить, для чего

она ему.

Воспитатель: А деньги кто-нибудь кому-нибудь даёт просто так? А где берут

деньги? (Ответы детей) Правильно, ребята, их зарабатывают. Мамы, и папы

ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату - деньги, которые

им выдают за выполненную работу.

- Ребята, а можно деньги отнимать у других? А что ещё нельзя делать?

Дети: Воровать.

Дети делают вывод о том, что деньги необходимо зарабатывать честно.

Воспитатель: Взрослые имеют какие-либо профессии, которые дают им

возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Профессий очень

много. (Обращается к детям) Кто по профессии ваши родители? (Ответы

детей)

Для того чтобы получить профессию, надо много учиться, но сначала надо

решить, какая работа тебе нравится. А какие профессии нравятся вам? Кем

бы вы хотели стать, когда вырастете? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы дети ! Как называются деньги, которыми мы

пользуемся?

Дети: Рубли.

Воспитатель: Правильно. Бумажные деньги называются купюрами. Купюры

бывают разного достоинства: 10, 50, 100, 500, 1000, 5000.

(Купюры дети рассматривают, выясняют, чем они отличаются друг от

друга и что между ними общего).

Воспитатель (достаёт из коробочки металлические деньги). Эти деньги

называются монетами.

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Дети: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет

и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель

демонстрирует данную монету всем детям.

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Дети встают в круг.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел-

Кошелек он свой нашел,

Деньги все пересчитал,

По дорожке зашагал!

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или

купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?

Мы с вами отправимся в лабораторию.

Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель: Правильно, ещё в лаборатории на столах находиться

оборудование, необходимое для проведения опытов.

В лаборатории работают ученые. Как вы думаете, чем занимаются учёные?

Дети: Проводят опыты, что-то изучают.

Bоспитатель: Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные

эксперименты, одним словом занимаются наукой.

- Мы тоже с вами исследователи. Правило для мышат – вести себя спокойно.

- Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают

все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводит эксперименты, и будем

записывать результаты наших исследований в карту, которая находится у нас

на доске.

- Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы

узнать, что удобней монеты или купюры.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет символизировать бумага?

Дети: Бумага – купюры.

1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвется; монета нет.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом

эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод

сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Семен отметь в нашей карте.

ВЫВОД

3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки

монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой?

Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.

4 эксперимент

Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк.

Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а

по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

-Молодцы! Вы были самые настоящие исследователи.

Воспитатель: Мышата, мы помогли вам разобраться в вашем споре?

Мышонок 1: Ребята, вы нам очень помогли, многому нас научили. Спасибо

Вам, я побегу и расскажу своим друзьям все о деньгах.

Мышонок 2: А я-я –я узнал, что такое лаборатория. Мне очень понравилось,

как старались, вы ребята, выполнить каждый эксперимент, чтобы в нашем

споре никто не проиграл. До свидания, ребята, до новых встреч.

Мышата убегают.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг, взяться за руки и друг

другу улыбнуться. Здорово! Давайте снова положим ладошки друг на друга

и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую

они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Воспитатель: Благодарю за работу, в память о нашей удачной работе, вы

подарите друг другу копилки, которые сделали своими руками.



В раздел образования