Напоминание

коллекционирование работающий инструмент по реализации ФГОС ДО.


Автор: Самонова Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 33
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: коллекционирование работающий инструмент по реализации ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здравствуйте,

сегодня

мы

говорим

о

том,

как

сделать

коллекционирование

реально

работающим инструментом по реализации ФГОС ДО.

Начиная разговор о коллекционировании, я хочу спросить у Вас коллекционировали ли Вы что-

нибудь? Если да, то что? (жду ответ) Монеты, фантики, книги, фигурки - все это мы

действительно коллекционировали в детстве. А теперь скажите, отличается ли детское

коллекционирование от взрослого? (выслушиваю ответы)

Многие

считают,

что

взрослое

коллекционирование

аналогично

дошкольному

и

в

этом

ключевая и первая ошибка педагогов, которые внедряют метод коллекционирования в д/с. Этап

собирательства часто недооценивается педагогами, не понимается его развивающий потенциал

для развития личности. Рассмотрим с вами этап собирательства подробнее, ответим на 2

вопроса: ЧТО и ПОЧЕМУ собирают дошкольники?

Знаком ли вам такой диалог?

— Мама, смотри, какая штучка валяется – ребенок поднимет что-то непонятное и похожее

на мусор с земли - Я хочу ее взять!

— Зачем это тебе? – спрашивает мама

— Ну, просто…

Я поговорила с детьми в детском саду. Дополнительно я наблюдала за детьми на прогулках. Я

заметила, что их привлекают обломки, монетки, пуговки, крышки от бутылок, цветные осколки,

детали или запчасти от игрушек или любых других предметов, бусины, предметы непонятного

происхождения и предназначения. И все то, что хорошо характеризуется словосочетанием

«Разная дребедень», которую мы, взрослые, относим к мусору. Я собрала этот «мусор» - сейчас

вы видите его на экране. Замечали ли вы интерес детей к такому мусору?

И как вы

реагировали? (жду ответы, ведение диалога)

Это не просто мусор – он обеспечивает жизненные интересы ребенка. Это легко понять, если

мы обратимся к примеру, описанному Янушом Корчаком в книге «Как любить ребенка?». Он

пишет о том, что у взрослого есть ценные вещи: телефон, книги, украшения, которые они

купили, а у ребенка денег нет, он не может сам себе купить, но он может найти никому не

нужную вещь и сделать ее своей.

Теперь Давайте ответим на вопрос почему? и в чем развивающий потенциал собирания такого

мусора?

Возможности использования какой-либо вещи закладываются при ее создании. Например,

удочка нужна для ловли рыбы, из кружки пьют, предназначение игрушечной машинки или

куклы тоже очевидно. То есть, если вещь целая, то всем понятно, зачем она нужна и что с ней

делать. Но вот вещь ломается и становится непригодной. Взрослый больше не может ее

использовать по назначению. Но не ребенок!

Давайте попробуем угадать чем могут быть вот эти вещи? (пусть угадают каждую вещь)

1-

Это крокодил Гоша (вещь одного из воспитанников)

2-

Это билеты на футбольный матч

3-

Это сабля

4-

Это амулет от Кибермашин

5-

Это волшебная палочка

Все

эти

вещи

обладают

конструктивной

и

творческой

составляющей

для

детей.

Лишившиеся своей потребительской ценности в мире взрослых, в детском мире «ненужные»

вещи не только не утрачивают своей привлекательности, но, напротив, обнаруживают новые

полезные качества, которыми дети умело и охотно пользуются. Отломанные элементы в руках

детей начинают новую жизнь. Они наделяют их новым смыслом, встраивают в свои фантазии

и игры.

Роль такой вещи никогда не может быть заменена покупными целыми игрушками.

Интересный эксперимент прошел в одном из Петербургских детских садов, педагоги которого

прослушали лекции об особенностях детской субкультуры. На территории детского сада

сделали аналог помойки для активизации творческой игры детей. Они поставили большой

ящик, куда сложили обломки сломанных игрушек, запчасти и детали, которые действительно

хотели списать, игрушки, которые отслужили свое и были больше непригодны для игры,

остатки игрушечной мебели и т.д.

У детей был свободный доступ к этому ящику. Специально детей никто туда не водил со

словами: «Посмотрите, это помойка для творческих игр». Никто не привлекал к нему нарочито

внимание, не украшал его, не разукрашивал, не обставлял цветами. Просто ящик с обломками

игрушек.

В один прекрасный день такой ящик появился на том месте, где его никогда не было, но через

которое постоянно проходили дети, идя на прогулку. Как Вы думаете, как отреагировали дети

на такой ящик? (жду ответы) Конечно, дети обратили на него внимание и робко спросили

разрешения

посмотреть,

что

это

такое.

Им

разрешили

посмотреть

и

даже

взять

оттуда

содержимое, но с условием, что потом, все эти предметы будут из группы возвращены обратно

в ящик.

В итоге этот ящик стал местом поломничества многих детей, которых приходили туда и искали

там нужные для себя детали. Педагоги были поражены взлетом творческой фантазии детей и

новыми сюжетами игр, на которые детей вдохновили эти обломки игрушек. При этом новые и

целые игрушки стояли нетронутыми на своих полках.

Шли дни, но дети не теряли интереса к этому ящику, потому что педагоги сохраняли главный

принцип помойки – регулярно пополняли ее новыми предметами. Практически каждый день

там можно было обнаружить новые странные предметы, которые непременно хотелось сделать

частью детской игры.

Благодаря своему малому росту ребенок в буквальном смысле ближе к земле, чем взрослый.

Поэтому он лучше видит и замечает то, что на ней лежит. Для взрослых все это жизненный сор,

не стоящий внимания или даже вызывающий раздражение. Дети относятся к этому сору иначе.

Для них он представляет собой нечто вроде полезных ископаемых.

Для ребенка Важен и сам акт обнаружения. Шел, шел и нашел, наткнулся, наступил на

неожиданный дар судьбы, оказавшийся у тебя под ногами. Никто не заметил, а я заметил. Что

бы вы почувствовали, если бы нашли 1000 рублей? (подожду ответы) ТО же самое испытывает

ребенок при обнаружении вещи. Дети не будут специально разбивать что-нибудь для получения

вещи. Потому что это нечестный, искусственный способ добычи того, что должно прийти к

ребенку в виде случайной встречи.

Как Вы думаете тренирует ли такой поиск детскую внимательность? (жду ответ)

Все эти сломанные предметы становятся уникальными вещами. Единственными в своем роде.

Второй такой же не найти. И ребенок становится обладателем этой уникальной вещи. Взрослую

Коллекцию мы не будем дробить, она целая. А вот такие предметы становятся своеобразной

«валютой» в детском мире, когда они обмениваются ими как сокровищами.

Это не просто детская прихоть, это формирование его базовых качеств личности, творчества в

плане создания чего-то нового, инициативы. Поднятая с земли «штучка» становится одним из

строительных элементов символической системы «Я» самого ребенка. Ребенок делает обломки

героями своего символического мира. Таким образом, ребенок реализует свою человеческую

миссию созидателя мира, в котором он живет, и привносит туда смысл, освещающий все новым

светом. Таким образом, ребенок налаживает отношения с этим миром, т.к. чувствует, что

инициатива должна исходить от него (человека). Я не просто живу в мире в котором что то

происходит и от меня не зависит ничего, а я могу сам что-то делать, менять, создавать.

Между

двумя

и

пятью

годами

ребенок

проживает

стадию

формирования

личностной

автономии, отдельность от матери и способность к самостоятельным действиям. Ребенок ищет

себя:

чем

моя

уникальность?".

Даже

если

я

отделился

от

мамы,

я

могу

обладать

самостоятельной ценностью. Так же и вещи, выпавшие из привычного круга, в котором у них

было

свое

место,

отделившиеся

от

целого

кусочек

чего-то,

который

начал

вести

самостоятельное существование и благодаря ребенку обрел свою самостоятельную ценность.

Сначала мы сталкиваемся с хаотичным детским собирательством, когда ребенок находит

разные предметы, складывает в карман, может потерять их потом. Потом наступает этап

сокровищниц.

«Сокровищница»

это,

в

буквальном

и

в

переносном

смысле

слова,

вместилище личных ценностей ребенка. В материальном плане, это особая закрытая емкость,

недоступная другим людям, где хранятся мелкие предметы, принадлежащие лично ему и

воспринимаемые им как ценности.

Обычно она хранится дома. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где

находятся личные «сокровища». Мальчики любят все свое носить с собой, и у них роль

«сокровищницы» часто выполняет собственный карман. Важно отметить, что туда не кладут

предметы, купленные в магазине.

Показ «сокровищ» даже самым близким людям — родителям — своего рода таинство.

Оно

чаще

происходит

по

инициативе

заинтересованных

взрослых.

Но

обычно

ребенок

предпочитает

общаться

со

своими

«сокровищами»

наедине,

чтобы

никто

не

мешал:

рассматривает их, любуется, фантазирует. Посмотрим реальные примеры детских сокровищниц

На экране представлена детская сокровищница мальчика, которому 5 лет. В его коробке

- сокровищнице есть гвоздь, он его собрал, потому что на нем остался кусочек пластика, и перо,

потому что оно было на елочке в новый год, понравилось ему, и он захотел его сохранить,

пуговка, отпавшая от маминого платья. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы,

ведь вы бы не стали их собирать? (жду ответ) В душевном плане, в каждом из предметов

«сокровищницы»

материализованы

дорогие

для

ребенка

переживания,

воспоминания,

фантазии.

Условно

к

шести

годам

появляется

новый

тип

детского

собирательства

коллекционирование. Коллекция существует вначале параллельно «сокровищнице», а потом

постепенно замещает ее. Различия между ними заложены в принципах объединения материала.

Подбор

«сокровищ»

определяется

индивидуальным,

эмоционально-личностным

смыслом,

который имеет для ребенка каждая вещица. В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и

несовершенный,

интеллектуально-логический

принцип

подбора

материала.

Она

систематизирована по каким-либо признакам. Склонность к такой систематизации является

одним из проявлений новой, более совершенной стадии развития логического мышления.

Если

«сокровищница»

индивидуальна,

то

коллекция

социальна

и

больше

обусловлена

внешними факторами, связанными с жизнью ребенка в группе сверстников. Поэтому коллекции

дети с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими.

Одно

из

обязательных

требований

к

детским

коллекциям,

которое

должен

учитывать

воспитатель, заключается в том, что детская коллекция должна быть доступна для детского

понимания и соответствовать интересам детей. Посмотрите на этот слайд и скажите какая

коллекция

соответствует

интересу

дошкольника,

а

какая

нет.

Объясните

почему?

(обсуждайте по очереди каждую коллекцию)

1 – не соответствует детскому интересу. Так как ребенку еще сложно понять смысл

коллекционирования денег, для него они еще не представляют такой ценности, как для

взрослого человека.

2 – Марки тоже не могут быть темой детской коллекции, так как ребенок не понимает их

смысла и назначения. Также в современном мире ребенок вообще не сталкивается с марками.

3 – соответствует, т.к. это фигурки героев детского мультика

4 – ракушки тоже соответствуют, потому что детям интересно собирать их из-за их

необычной формы и непохожести друг на друга

Мы попросили воспитанников нашего детского сада показать свои коллекции. Их примеры вы

видите на экране. Посмотрите на них внимательно. Как вы думаете, что их объединяет?

(слушаю ответы или предположения детей).

Все эти коллекции объединяет то, что их

предметы ребенок не может приобретать самостоятельно. Он всегда зависит от взрослого,

который купит или не купит ребенку ту или иную игрушку.

Мы подошли к еще одному важному признаку развивающей детской коллекции. Все ее

предметы должны быть доступны для самостоятельного детского поиска. Вы видите несколько

примеров коллекций. Как Вы думаете, какие из них действительно детские и развивающие, а

какая

навязана

взрослым

и

не

несет

в

себе

потенциала

для

развития?

(жду

ответ).

Действительно, вещи в первой коллекции ребенок не может собрать сам, без помощи взрослого.

Таким образом, коллекционирование в дошкольном возрасте начинается не с

собирания

конкретной коллекции. Все начинается с этапа хаотичного собирательства, через детскую

сокровищницу и только потом можно говорить о коллекционировании, как о коллекции

объединенной одним общим признаком.



В раздел образования