Автор: Карагулова Эмма Сайдулаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г Сургут Ханты-Мансийский автономный округ югра
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: «В стране шахматных фигур».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 65 «Фестивальный»
Конспект
совместной деятельности детей и взрослого
в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
«В стране шахматных фигур».
Воспитатель
Карагулова Э.С.
2018г.
Конспект совместной деятельности детей и взрослого
в средней группе
«В стране шахматных фигур».
Тема: «В стране шахматных фигур».
Образовательная область «Познание».
Цель: Познакомить детей с шахматной доской и с фигурами: король и пешка.
Образовательные задачи:
1. Закрепление уровня знаний о шахматах: названия фигур король и пешки.
2. Совершенствовать навыки ориентировки на шахматном поле.
Развивающие задачи:
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие зрительного восприятия.
Воспитательные задачи:
Способствовать
сотрудничеству
детей:
умение
договариваться,
ставить
и
достигать общие цели.
Предварительная работа: знакомство с фигурами король и пешка с шахматной
доской, с расстановкой фигур до начала игры.
Словарная работа: употребление в речи пространственных предлогов.
Материал:
Шахматное поле, нарисованное на ватмане, шахматные фигуры король и пешки,
мягкие модули, коврик и деревья с ёлками.
Словарная работа: употребление в речи пространственных предлогов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель - «Здравствуй» (Приветствие сопровождается движениями, дети
сидят на стульчиках в кругу):
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Воспитатель - Посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. (дети
здороваются)
- Давайте сядем все по удобнее и начнем наше занятие.
(Стук в дверь, заходит шахматный король)
Король- Здравствуйте, ребята, я шахматный король. У меня приключилась беда.
Сегодня
утром
я
проснулся
и
заметил,
что
все
мои
солдаты-пешки (показ
картинки пешки) пропали, что же мне теперь делать? Как же мне быть?
Воспитатель- Ребята, давайте поможем королю. (Да, поможем)
- А наш король какого цвета? (черного)
-Значит пешки у нас какого цвета должны быть? (тоже черные)
- Правильно, молодцы ребята!
Король- У меня для вас есть подсказка. Вот на этой карте зашифровано, где могут
спрятаться мои солдаты-пешки. (вместе с воспитателем рассматривают карту).
Вам нужно будет выполнить задание и найти всех моих солдат-пешек.
В группе из мягкого модуля сооружена гора, из круглого коврика имитирована
озеро,
из
ёлок
и
деревьев
соорудили
еловый
лес.
Ребята
между
этими
сооружениями ищут фигуры солдаты-пешек
.
Воспитатель - Отгадайте загадки.
Увидеть сможешь всё кругом:
Долину, озеро и дом
Лес, автостраду и машину
Когда взберешься на вершину. (Гора)
(дети отгадывают
загадку и начинают искать солдат-пешек в горе из мягкого модуля).
Воспитатель – Молодцы! Вы справились с этим заданием и нашли несколько
солдат-пешек.
Давайте
продолжим
наши
поиски
и
внимательно
слушаем
следующую загадку.
Пузырьками из воды.
Газ выходит с глубины
До краёв полно водою
Над водою камыши, что такое подскажи? (Озеро) ( дети
отгадывают загадку и начинают искать солдат-пешек уже в озере).
Воспитатель
–
А
теперь
я
предлагаю
вам
немного
отдохнуть. (проводиться
Физминутка).
Физминутка –
«Шел король по лесу»
Шел король по лесу, по лесу, (Ходьба на месте)
Нашел себе принцессу, принцессу. (Встают парами)
Давай с тобой покружимся, покружимся, (Кружат парами)
Еще разок покружимся, покружимся,
И ручками похлопаем, похлопаем, (Хлопки руками)
И ножками потопаем, потопаем. (Потопают ногами.)
Воспитатель – Молодцы! Вот вы немного отдохнули, давайте продолжим наши
поиски и поможем королю. Читаю последнюю загадку. Слушаем внимательно.
Город этот не простой
Он дремучий и густой. Что это? (Лес).
(дети отгадывают загадку и начинают
искать солдат-пешек в еловом лесу).
Воспитатель
–
Молодцы,
ребята!
Вы
справились
с
заданием
и
нашли
все
солдаты-пешки короля. Давайте посчитаем (дети считают).
Воспитатель – Ребята, я вам предлагаю пройти на стульчики и сесть на свои
места.
Посмотрите
на
логопланшет,
вот
так
выглядит
шахматная
доска
(показываю шахматную доску).
- На шахматной доске пешки выстроены в ряд. У каждой пешки есть свой домик.
- А какой формы он? (квадратной формы). По-другому он называется клетка. Все
пешки выстроены в ряд.
- А для чего они выстроены в ряд? (для того, чтобы защищать короля).
Воспитатель – Ну вот, мы с вами теперь знаем, как важны для короля его
солдаты-пешки. Но нам нужно вернуть их королю.
Воспитатель – Я предлагаю вам всем пересесть на свои рабочие места. (дети
садятся на свои места).
- Вот вам всем раздаю вот такие кружочки. Вам нужно вырезать домик для
шахматной фигуры – пешки.
- Какой он формы? (квадратной формы).
- На какую геометрическую фигуру похож? (на квадрат).
-
Правильно, начинаем работу, не спешим, вырезаем аккуратно ровненько по
контуру (дети под музыку вырезают).
- Все вырезали? (Да)
-
Тогда
давайте
наши
шахматные
фигуры
выстроим
в
ряд.
(дети
вместе
с
воспитателем клеят фигуры на шахматную доску из ватмана).
Король – Вы такие молодцы, помогли мне отыскать моих солдат-пешек.
Воспитатель – Ребята, нам пора прощаться с королем и сказать ему до свидания.
Король - Спасибо вам всем за помощь. (король уходит).
Воспитатель – Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что больше всего запомнилось?