Напоминание

"Современные требования к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования в условиях ФГОС"


Автор: Пославская Ольга Зеноновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные требования к профессиональной деятельности воспитателя

Лаврова Ирина Ивановна,

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №42» г. Воркуты

Государственная политика в области образования и современное общество

предъявляет

высокие

требования

к

личности

и

профессиональной

деятельности педагогов дошкольного образования.

На сегодняшний день разработан ряд нормативно - правовых документов,

регламентирующих

деятельность

работников

дошкольного

образования,

к

ним

относятся документы, представленные на слайде:

- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 г. № 273-ФЗ);

-

Федеральный

государственный

стандарт

дошкольного

образования,

утвержденный

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года;

-

Стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,

учитель)»

Реализация приоритетов развития дошкольного образования на современном этапе

обусловливает обновление

состава

трудовых

функций

и

профессиональных

компетенций педагогов дошкольного образования.

При разработке стандарта были разграничены трудовые функции и компетенции

воспитателя, старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по

физической

культуре

и

методиста,

но

при

этом

трудовые

функции

являются

взаимодополняемыми,

предполагают

преемственность

в

действиях

данных

специалистов, поскольку все они являются субъектами единого образовательного

процесса

Новизна

и

особенности

профессионального

стандарта

обусловлены

тремя основными позициями:

-Профессиональный стандарт отражает основные положения федерального

государственного

стандарта

дошкольного

образования

и

тем

самым

обеспечивает приведение в соответствие с ним функционала педагогических

работников дошкольной образовательной организации;

- Профессиональный стандарт разработан с учетом концепции Национальной

системы учительского роста, является уровневым - предполагает 2 ступени –

воспитатель и старший воспитатель.

- Профессиональный стандарт носит комплексный характер, включает в себя

должности

всех

педагогических

работников

дошкольной

образовательной

организации,

систематизирует

их

функционал,

при

этом

для

должностей

«музыкальный

руководитель»,

«инструктор

по

физической

культуре»

и

«методист»

(применительно

к

сфере

дошкольного

образования)

профстандарт разработан впервые.

В

Стандарте

трудовые

функции

воспитателя

дошкольного

учреждения

представлены по направлениям деятельности, вы их видите на слайде:

-Планирование

деятельности

по

реализации

образовательных

программ

дошкольного образования в дошкольной образовательной группе

-Организация

развивающей

деятельности

детей

в

дошкольной

образовательной группе

-Формирование

развивающей

образовательной

среды

для

реализации

образовательных программ дошкольного образования

-Взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)

детей

по

вопросам их развития и образования

Предлагаю более подробно рассмотреть некоторые компетенции, которые

должны

быть

сформированы

у

каждого

воспитателя

при

осуществлении

профессиональной деятельности.

При

планировании

деятельности

по

реализации

образовательной

программы необходимо:

-планировать

педагогическую

деятельность

в

группе

на

основе

деятельностного,

развивающего

и

других

современных

подходов

к

реализации образовательной программы;

-

применять

педагогическое

наблюдение

для

выявления

индивидуальных

особенностей детей с целью индивидуализации образовательного процесса;

- осуществлять анализ и отбор форм и методов организации познавательной,

речевой,

игровой,

творческой,

физкультурно-

оздоровительной,

досуговой

деятельности

детей

в

соответствии

с

их

возрастом,

индивидуальными

особенностями и развивающим потенциалом форм и методов педагогической

деятельности;

-осуществлять отбор форм и методов образовательной деятельности с детьми

с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами

по адаптированным программам.

При

организации

развивающей

деятельности

детей

в

группе

воспитатель должен уметь:

-

осуществлять

организацию

различных

видов

детской

деятельности

с

применением современных форм и методов проведения занятий с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей;

- мотивировать детей к участию в различных видах деятельности на основе

поддержки

свободного

выбора

детьми

деятельности,

принятия

решений,

выражения своих чувств и мыслей, проявления инициативы;

-

применять

диагностические

методики

для

анализа

результатов

образовательного процесса;

-

выполнять

координационные

функции

во

взаимодействии

с

учебно-

вспомогательным персоналом.

При

формировании

развивающей

образовательной

среды

для

реализации

образовательной

программы

дошкольного

образования

необходимо:

-

использовать

педагогический

потенциал

развивающей

образовательной

среды

дошкольной

образовательной

организации

в

решении

задач

образования и развития воспитанников;

- формировать позитивную атмосферу в группе, поддерживать уклад жизни и

традиции дошкольного учреждения;

- формировать информационную среду группы с целью развития у детей

основ информационной культуры;

-

формировать

развивающую

образовательную

среду

для

осуществления

образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями

здоровья, в том числе с детьми-инвалидами;

- обеспечивать безопасность образовательной среды группы, анализировать

и устранять возможные риски жизни и здоровью детей;

-

сотрудничать

с

другими

педагогическими

работниками

и

другими

специалистами в решении педагогических задач

При взаимодействии с родителями (законными представителями) детей

по вопросам их развития и образования необходимо:

-

привлекать

родителей

(законных

представителей)

к

организации

образовательного процесса, к формированию развивающей образовательной

среды,

к

проведению

мероприятий

с

детьми

в

ходе

реализации

образовательных

программ

дошкольного

образования

и

осуществлять

педагогическое

обеспечение

их

деятельности

в

рамках

подготовки

и

проведения мероприятий;

-

своевременно

предоставлять

информацию

родителям

(законным

представителям) ребенка о его психологическом и физическом самочувствии,

особенностях

и

возможных

проблемах,

рисках

в

его

поведении,

взаимодействии со сверстниками;

- проводить консультирование родителей (законных представителей) с учетом

их

актуальных

потребностей,

проблем,

интересов

в

области

воспитания

ребенка;

-

осуществлять

ознакомление

родителей

(законных

представителей)

с

результатами

педагогической

диагностики

и

организовывать

обсуждение

данных результатов для определения актуальных целей и задач обучения,

воспитания и развития детей.

Стандарт

«Педагога

дошкольного

образования»

предоставляет

каждому

воспитателю

возможность

карьерного

роста.

При

достижении

определенных

результатов профессиональной деятельности и опыта работы, воспитатель может

перейти

на

следующий

уровень

профессиональной

карьеры

стать старшим

воспитателем.

Для старшего воспитателя Стандартом предъявляются требования к опыту работы:

- при наличие среднего профессионального образования в области педагогики и

образования

и

отсутствии

дополнительного

профессионального

педагогического

образования или иных квалификаций - не менее 3-х лет.

при

наличие

высшего

образования

и

дополнительного

профессионального

педагогического образования – не менее 2-х лет

Трудовые

функции

старшего

воспитателя

дополнены

следующими

направлениями деятельности:

координация

профессиональной

деятельности

педагогов

по

реализации

образовательных программ дошкольного образования, включающая:

координацию

деятельности

педагогических

работников

по

оценке

результатов реализации образовательных программ дошкольного образования;

оказание

помощи

воспитателям

в

планировании,

организации

образовательной

деятельности,

в

обобщении

педагогического

опыта,

повышении квалификации, реализации их творческих инициатив.

В трудовую функцию старшего воспитателя включено проведение диагностики

результатов образования и развития детей, а именно:

участие

в

определении

показателей

и

индикаторов

для

проведения

мониторинга

образовательного

процесса

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС дошкольного образования;

анализ условий реализации основных и адаптированных образовательных

программ дошкольного образования;

проведение мониторинга результатов реализации основных образовательных

программ дошкольного образования.

Таким

образом,

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дошкольного

образования» должен стать для каждого из нас инструментом и путеводителем

при осуществлении профессиональной деятельности.

Следующий нормативный документ, который хотелось бы с вами рассмотреть, это

«Примерное

положение

о

нормах

профессиональной

этики

педагогических

работников»,

разработанное

Министерством

просвещения

совместно

с

Общероссийским

профсоюзом

образования

с

целью

регулирования

вопросов

профессиональной этики педагогов.

Положение содержит детализированное описание этических норм для педагогов, а

также закрепляет их право на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций,

возникших по факту нарушения норм профессиональной этики.

Особое

внимание

Минпросвещения

России

и

Профсоюз

обращают

на

необходимость разъяснения и соблюдения участниками образовательного процесса

положений Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый

имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

защиту чести и доброго имени

.

Согласно данному документу каждый из нас должен:

-

уважать

честь

и

достоинство

обучающихся

и

других

участников

образовательных отношений;

-

исключать

действия,

связанные

с

влиянием

каких-либо

личных,

имущественных

(финансовых)

и

иных

интересов,

препятствующих

добросовестному исполнению должностных обязанностей;

- проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность

к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ и

других государств;

- соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей

равенство

прав

и

свобод

человека

и

гражданина,

не

зависимо

от

пола,

расы,

национальности и т. д.;

-

придерживаться

внешнего

вида,

соответствующего

задачам

реализации

образовательной программы;

-

воздерживаться

от

размещения

в

сети

«Интернет»

информации,

причиняющий вред здоровью и развитию ребенка;

- избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой

репутации педагогов и учреждений.

В каждом дошкольном учреждении согласно положению создается комиссия

по

урегулированию

споров

между

участниками

образовательных

отношений,

куда обязательно

входит представитель профсоюзной

организации, который

защищает интересы работника.

В случае несогласия работника с решением комиссии, педагог имеет право

обратиться

в

суд.

При

приеме

на

работу

работодатель

обязан

ознакомить

работника под роспись с данным локальным актом.



В раздел образования