Автор: Пославская Ольга Зеноновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Современные требования к профессиональной деятельности воспитателя
Лаврова Ирина Ивановна,
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №42» г. Воркуты
Государственная политика в области образования и современное общество
предъявляет
высокие
требования
к
личности
и
профессиональной
деятельности педагогов дошкольного образования.
На сегодняшний день разработан ряд нормативно - правовых документов,
регламентирующих
деятельность
работников
дошкольного
образования,
к
ним
относятся документы, представленные на слайде:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ);
-
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года;
-
Стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)»
Реализация приоритетов развития дошкольного образования на современном этапе
обусловливает обновление
состава
трудовых
функций
и
профессиональных
компетенций педагогов дошкольного образования.
При разработке стандарта были разграничены трудовые функции и компетенции
воспитателя, старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по
физической
культуре
и
методиста,
но
при
этом
трудовые
функции
являются
взаимодополняемыми,
предполагают
преемственность
в
действиях
данных
специалистов, поскольку все они являются субъектами единого образовательного
процесса
Новизна
и
особенности
профессионального
стандарта
обусловлены
тремя основными позициями:
-Профессиональный стандарт отражает основные положения федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования
и
тем
самым
обеспечивает приведение в соответствие с ним функционала педагогических
работников дошкольной образовательной организации;
- Профессиональный стандарт разработан с учетом концепции Национальной
системы учительского роста, является уровневым - предполагает 2 ступени –
воспитатель и старший воспитатель.
- Профессиональный стандарт носит комплексный характер, включает в себя
должности
всех
педагогических
работников
дошкольной
образовательной
организации,
систематизирует
их
функционал,
при
этом
для
должностей
«музыкальный
руководитель»,
«инструктор
по
физической
культуре»
и
«методист»
(применительно
к
сфере
дошкольного
образования)
профстандарт разработан впервые.
В
Стандарте
трудовые
функции
воспитателя
дошкольного
учреждения
представлены по направлениям деятельности, вы их видите на слайде:
-Планирование
деятельности
по
реализации
образовательных
программ
дошкольного образования в дошкольной образовательной группе
-Организация
развивающей
деятельности
детей
в
дошкольной
образовательной группе
-Формирование
развивающей
образовательной
среды
для
реализации
образовательных программ дошкольного образования
-Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
детей
по
вопросам их развития и образования
Предлагаю более подробно рассмотреть некоторые компетенции, которые
должны
быть
сформированы
у
каждого
воспитателя
при
осуществлении
профессиональной деятельности.
При
планировании
деятельности
по
реализации
образовательной
программы необходимо:
-планировать
педагогическую
деятельность
в
группе
на
основе
деятельностного,
развивающего
и
других
современных
подходов
к
реализации образовательной программы;
-
применять
педагогическое
наблюдение
для
выявления
индивидуальных
особенностей детей с целью индивидуализации образовательного процесса;
- осуществлять анализ и отбор форм и методов организации познавательной,
речевой,
игровой,
творческой,
физкультурно-
оздоровительной,
досуговой
деятельности
детей
в
соответствии
с
их
возрастом,
индивидуальными
особенностями и развивающим потенциалом форм и методов педагогической
деятельности;
-осуществлять отбор форм и методов образовательной деятельности с детьми
с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами
по адаптированным программам.
При
организации
развивающей
деятельности
детей
в
группе
воспитатель должен уметь:
-
осуществлять
организацию
различных
видов
детской
деятельности
с
применением современных форм и методов проведения занятий с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей;
- мотивировать детей к участию в различных видах деятельности на основе
поддержки
свободного
выбора
детьми
деятельности,
принятия
решений,
выражения своих чувств и мыслей, проявления инициативы;
-
применять
диагностические
методики
для
анализа
результатов
образовательного процесса;
-
выполнять
координационные
функции
во
взаимодействии
с
учебно-
вспомогательным персоналом.
При
формировании
развивающей
образовательной
среды
для
реализации
образовательной
программы
дошкольного
образования
необходимо:
-
использовать
педагогический
потенциал
развивающей
образовательной
среды
дошкольной
образовательной
организации
в
решении
задач
образования и развития воспитанников;
- формировать позитивную атмосферу в группе, поддерживать уклад жизни и
традиции дошкольного учреждения;
- формировать информационную среду группы с целью развития у детей
основ информационной культуры;
-
формировать
развивающую
образовательную
среду
для
осуществления
образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с детьми-инвалидами;
- обеспечивать безопасность образовательной среды группы, анализировать
и устранять возможные риски жизни и здоровью детей;
-
сотрудничать
с
другими
педагогическими
работниками
и
другими
специалистами в решении педагогических задач
При взаимодействии с родителями (законными представителями) детей
по вопросам их развития и образования необходимо:
-
привлекать
родителей
(законных
представителей)
к
организации
образовательного процесса, к формированию развивающей образовательной
среды,
к
проведению
мероприятий
с
детьми
в
ходе
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования
и
осуществлять
педагогическое
обеспечение
их
деятельности
в
рамках
подготовки
и
проведения мероприятий;
-
своевременно
предоставлять
информацию
родителям
(законным
представителям) ребенка о его психологическом и физическом самочувствии,
особенностях
и
возможных
проблемах,
рисках
в
его
поведении,
взаимодействии со сверстниками;
- проводить консультирование родителей (законных представителей) с учетом
их
актуальных
потребностей,
проблем,
интересов
в
области
воспитания
ребенка;
-
осуществлять
ознакомление
родителей
(законных
представителей)
с
результатами
педагогической
диагностики
и
организовывать
обсуждение
данных результатов для определения актуальных целей и задач обучения,
воспитания и развития детей.
Стандарт
«Педагога
дошкольного
образования»
предоставляет
каждому
воспитателю
возможность
карьерного
роста.
При
достижении
определенных
результатов профессиональной деятельности и опыта работы, воспитатель может
перейти
на
следующий
уровень
профессиональной
карьеры
–
стать старшим
воспитателем.
Для старшего воспитателя Стандартом предъявляются требования к опыту работы:
- при наличие среднего профессионального образования в области педагогики и
образования
и
отсутствии
дополнительного
профессионального
педагогического
образования или иных квалификаций - не менее 3-х лет.
при
наличие
высшего
образования
и
дополнительного
профессионального
педагогического образования – не менее 2-х лет
Трудовые
функции
старшего
воспитателя
дополнены
следующими
направлениями деятельности:
координация
профессиональной
деятельности
педагогов
по
реализации
образовательных программ дошкольного образования, включающая:
координацию
деятельности
педагогических
работников
по
оценке
результатов реализации образовательных программ дошкольного образования;
оказание
помощи
воспитателям
в
планировании,
организации
образовательной
деятельности,
в
обобщении
педагогического
опыта,
повышении квалификации, реализации их творческих инициатив.
В трудовую функцию старшего воспитателя включено проведение диагностики
результатов образования и развития детей, а именно:
участие
в
определении
показателей
и
индикаторов
для
проведения
мониторинга
образовательного
процесса
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС дошкольного образования;
анализ условий реализации основных и адаптированных образовательных
программ дошкольного образования;
проведение мониторинга результатов реализации основных образовательных
программ дошкольного образования.
Таким
образом,
Профессиональный
стандарт
«Педагог
дошкольного
образования» должен стать для каждого из нас инструментом и путеводителем
при осуществлении профессиональной деятельности.
Следующий нормативный документ, который хотелось бы с вами рассмотреть, это
«Примерное
положение
о
нормах
профессиональной
этики
педагогических
работников»,
разработанное
Министерством
просвещения
совместно
с
Общероссийским
профсоюзом
образования
с
целью
регулирования
вопросов
профессиональной этики педагогов.
Положение содержит детализированное описание этических норм для педагогов, а
также закрепляет их право на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций,
возникших по факту нарушения норм профессиональной этики.
Особое
внимание
Минпросвещения
России
и
Профсоюз
обращают
на
необходимость разъяснения и соблюдения участниками образовательного процесса
положений Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый
имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту чести и доброго имени
.
Согласно данному документу каждый из нас должен:
-
уважать
честь
и
достоинство
обучающихся
и
других
участников
образовательных отношений;
-
исключать
действия,
связанные
с
влиянием
каких-либо
личных,
имущественных
(финансовых)
и
иных
интересов,
препятствующих
добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность
к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ и
других государств;
- соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей
равенство
прав
и
свобод
человека
и
гражданина,
не
зависимо
от
пола,
расы,
национальности и т. д.;
-
придерживаться
внешнего
вида,
соответствующего
задачам
реализации
образовательной программы;
-
воздерживаться
от
размещения
в
сети
«Интернет»
информации,
причиняющий вред здоровью и развитию ребенка;
- избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой
репутации педагогов и учреждений.
В каждом дошкольном учреждении согласно положению создается комиссия
по
урегулированию
споров
между
участниками
образовательных
отношений,
куда обязательно
входит представитель профсоюзной
организации, который
защищает интересы работника.
В случае несогласия работника с решением комиссии, педагог имеет право
обратиться
в
суд.
При
приеме
на
работу
работодатель
обязан
ознакомить
работника под роспись с данным локальным актом.