Автор: Сагдеева Гульшат Эдуардовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: НОЯБРЬСК ЯНАО
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему:
«Развитие детей
дошкольного возраста»
Автор: Сагдеева Гульшат Эдуардовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО «ЦДТ»
Населенный пункт:ЯНАО, г. Ноябрьск
Тема доклада: «Развитие детей
дошкольного возраста»
Дошкольное детство — важный период развития человека. Его
существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-
биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что
определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.
Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:
1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой
деятельности является общение);
2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность,
равно как и вербальное общение);
3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим
видом деятельности является игра);
4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом
деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с
предметной деятельностью)
Ведущей деятельностью в раннем детстве становится предметно-
манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому
способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться,
появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое
общение, зарождается самооценка. К 3 годам у ребенка складывается
представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени
к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является
пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии
образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов,
способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету,
развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных
формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же
время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к
людям, общительность, подражание, формируются первичные формы
самосознания.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который
характеризуется высокой интенсивностью физического и психического
развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с
взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего
дошкольника требование «я сам» отражает появление у него новой
потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень
возможностей.
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи:
значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический
строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При
этом дети пользуются не только простыми предложениями, но и сложными. В
этом возрасте дошкольники начинают активно проявлять потребность в
познавательном общении со взрослыми, развивается интерес к общению со
сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе
интереса к действиям с предметами, игрушками. Эти действия постепенно
приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети активно
овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с
игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения
ролевого поведения. Новый игровой опыт взрослый передает ребенку в
совместной с ним игре. Ребенок подражает взрослым, воспроизводя цепочку
игровых эпизодов, отражая бытовые сюжеты.
Младшие дошкольники – это деятели, а не наблюдатели. Опыт
активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их
развития.
Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу
детского сада и в их поведении и деятельности ряд новых черт,
проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально –
эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей:
движения их стали более уверенными и разнообразными. Эмоционально
окрашенная деятельность становится не только средством физического
развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего
дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если
ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в возрасте 4 –
5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети
общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые
контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей со взрослыми. Дошкольники
охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры,
трудовые поручения, уход за животными, растениями. Также активно
стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст
«почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым.
Развивается мышление ребенка, он способен устанавливать простейшие
связи и отношения между объектами.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает
новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его
жизни.
Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2 – 3
признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он способен
сравнить предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим
свойствам, находя различия и сходства.
У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по
содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют
свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое
игровое общение. Игра продолжает оставаться основной формой
организации их жизни. Примечательной особенностью детей является
фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.
Также у детей этого возраста пробуждается интерес к правилам
поведения, идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы:
чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное
чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более
сложное чувство симпатии, привязанности.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и
отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но слезами и вспышками
гнева реагируют на замечание или неодобрение, так как воспринимают
замечания как личную обиду. Проявляется в этом возрасте и осознание своей
половой принадлежности.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре
ребенок пользуется сложными фразами и предложениями.
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в
работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-
сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет
в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные
изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни
совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно
торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,
уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более
вынослив психически, так как это связано с их возрастающей физической
выносливостью. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего
ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого
человека.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные
потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание
выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым";
потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно
проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время –
стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;
появляется потребность поступать в соответствии с установленными
правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный)
тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает
определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил
поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент,
а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с
младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это
входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти,
становится более устойчивым внимание. Происходит развитие всех
познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и
точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный
слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,
систематизируются представления детей.
Речь продолжает совершенствоваться и за год словарь увеличивается на 1000
– 1200 слов по сравнению с предыдущим возрастом. У детей
совершенствуется связная, монологическая речь и правильно пользуется
многими грамматическими формами и категориями.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и
воображать себе на основе словесного описания различные миры, которые
затем находят воплощение в детских играх, рассказах, рисунках и т. д.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со
сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к
возникновению детского сообщества. В общении со сверстниками
преобладают однополые контакты, дети играют небольшими группами от
двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и
общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и
девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают
сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение,
опосредственное образом другого человека. В результате взаимодействия и
сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется
возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная
самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и
положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом
себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание,
негативное отношение к своей личности.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии —
способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения,
переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому
самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более
реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности
приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах
деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста
рассматривается как отклонение в развитии личности.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом,
познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии
старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному
обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной
координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление
движения, скорость, смену темпа и ритма.
Старший дошкольный возраст – время активного социального
развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее
основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок
проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого «Я сам»
до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.
Дети 6 – 7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся
более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к
соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции
своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с
этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного
поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В
поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.
Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе –
«Кто я?» и оценка «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и
неудаче в деятельности).
К концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми
приобретает вне ситуативно – личностную форму. У детей углубляется
интерес к
внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений
со сверстниками. Дети осваивают разные формы сотрудничества:
договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают
действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия
партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его
замечания, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности
дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт
руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет
большое значение для социального развития детей и готовности к школьному
обучению.
В этом возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития
самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно
многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное
обследование объектов, логические операции, простейшие измерения,
экспериментирование. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее
объем, произвольность запоминания информации.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному
обучению.
Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного
возраста имеет следующую схему: Ребенок - Сюжетно-ролевая игра -
Социальное окружение. Ведущей деятельностью для данной социальной
ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой
дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально
созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между
ними. Взрослый человек является носителем определенных общественных
функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми,
использующий в своей деятельности определенные правила. Сначала ребенок
ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с
семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей
жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты -
производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет
постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года
ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно
переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может
продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и
то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на
несколько дней. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой
стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
логики реальных действий
людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии
(5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием
игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности
взрослого человека.