Напоминание

"Развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Сагдеева Гульшат Эдуардовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: НОЯБРЬСК ЯНАО
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему:

«Развитие детей

дошкольного возраста»

Автор: Сагдеева Гульшат Эдуардовна

Должность: методист

Учебное заведение: МБОУ ДО «ЦДТ»

Населенный пункт:ЯНАО, г. Ноябрьск

Тема доклада: «Развитие детей

дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека. Его

существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-

биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что

определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:

1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой

деятельности является общение);

2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность,

равно как и вербальное общение);

3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим

видом деятельности является игра);

4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом

деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с

предметной деятельностью)

Ведущей деятельностью в раннем детстве становится предметно-

манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому

способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться,

появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое

общение, зарождается самооценка. К 3 годам у ребенка складывается

представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени

к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является

пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии

образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов,

способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету,

развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных

формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же

время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к

людям, общительность, подражание, формируются первичные формы

самосознания.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который

характеризуется высокой интенсивностью физического и психического

развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с

взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего

дошкольника требование «я сам» отражает появление у него новой

потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень

возможностей.

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи:

значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический

строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При

этом дети пользуются не только простыми предложениями, но и сложными. В

этом возрасте дошкольники начинают активно проявлять потребность в

познавательном общении со взрослыми, развивается интерес к общению со

сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе

интереса к действиям с предметами, игрушками. Эти действия постепенно

приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети активно

овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с

игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения

ролевого поведения. Новый игровой опыт взрослый передает ребенку в

совместной с ним игре. Ребенок подражает взрослым, воспроизводя цепочку

игровых эпизодов, отражая бытовые сюжеты.

Младшие дошкольники – это деятели, а не наблюдатели. Опыт

активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их

развития.

Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу

детского сада и в их поведении и деятельности ряд новых черт,

проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально –

эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей:

движения их стали более уверенными и разнообразными. Эмоционально

окрашенная деятельность становится не только средством физического

развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего

дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если

ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в возрасте 4 –

5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети

общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые

контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей со взрослыми. Дошкольники

охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры,

трудовые поручения, уход за животными, растениями. Также активно

стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст

«почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым.

Развивается мышление ребенка, он способен устанавливать простейшие

связи и отношения между объектами.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает

новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его

жизни.

Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2 – 3

признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он способен

сравнить предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим

свойствам, находя различия и сходства.

У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по

содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют

свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое

игровое общение. Игра продолжает оставаться основной формой

организации их жизни. Примечательной особенностью детей является

фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.

Также у детей этого возраста пробуждается интерес к правилам

поведения, идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы:

чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное

чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более

сложное чувство симпатии, привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и

отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но слезами и вспышками

гнева реагируют на замечание или неодобрение, так как воспринимают

замечания как личную обиду. Проявляется в этом возрасте и осознание своей

половой принадлежности.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре

ребенок пользуется сложными фразами и предложениями.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в

работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-

сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет

в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные

изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни

совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно

торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,

уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более

вынослив психически, так как это связано с их возрастающей физической

выносливостью. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего

ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого

человека.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные

потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание

выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым";

потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно

проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время –

стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;

появляется потребность поступать в соответствии с установленными

правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный)

тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает

определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил

поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои

непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент,

а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с

младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это

входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти,

становится более устойчивым внимание. Происходит развитие всех

познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и

точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный

слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,

систематизируются представления детей.

Речь продолжает совершенствоваться и за год словарь увеличивается на 1000

– 1200 слов по сравнению с предыдущим возрастом. У детей

совершенствуется связная, монологическая речь и правильно пользуется

многими грамматическими формами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и

воображать себе на основе словесного описания различные миры, которые

затем находят воплощение в детских играх, рассказах, рисунках и т. д.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со

сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к

возникновению детского сообщества. В общении со сверстниками

преобладают однополые контакты, дети играют небольшими группами от

двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и

общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и

девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают

сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение,

опосредственное образом другого человека. В результате взаимодействия и

сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется

возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная

самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и

положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом

себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание,

негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии —

способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения,

переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому

самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более

реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности

приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах

деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста

рассматривается как отклонение в развитии личности.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом,

познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии

старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному

обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной

координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление

движения, скорость, смену темпа и ритма.

Старший дошкольный возраст – время активного социального

развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее

основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок

проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого «Я сам»

до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Дети 6 – 7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся

более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к

соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции

своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с

этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного

поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В

поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.

Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе –

«Кто я?» и оценка «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и

неудаче в деятельности).

К концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми

приобретает вне ситуативно – личностную форму. У детей углубляется

интерес к

внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений

со сверстниками. Дети осваивают разные формы сотрудничества:

договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают

действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия

партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его

замечания, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности

дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт

руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет

большое значение для социального развития детей и готовности к школьному

обучению.

В этом возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития

самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно

многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное

обследование объектов, логические операции, простейшие измерения,

экспериментирование. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее

объем, произвольность запоминания информации.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному

обучению.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного

возраста имеет следующую схему: Ребенок - Сюжетно-ролевая игра -

Социальное окружение. Ведущей деятельностью для данной социальной

ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой

дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально

созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между

ними. Взрослый человек является носителем определенных общественных

функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми,

использующий в своей деятельности определенные правила. Сначала ребенок

ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с

семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей

жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты -

производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет

постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года

ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно

переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может

продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и

то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на

несколько дней. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой

стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение

логики реальных действий

людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии

(5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием

игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности

взрослого человека.



В раздел образования