"Использование ПРС при формировании гендерной идентификации детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Кайгородцева Елена Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 195-Ц.Р.Р." Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: Методические разработки Тема: "Использование ПРС при формировании гендерной идентификации детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Использование предметно-развивающей среды при
формировании гендерной идентичности детей старшего
дошкольного возраста в процессе обучения их
английскому языку»
Воспитатель МАДОУ « Детский сад № 195-Ц.Р.Р.» города Перми
Кайгородцева Е.Б.
Данным вопросом я занимаюсь на протяжении нескольких лет. В дошкольном
учреждении
мы
сталкиваемся
с
трудностью
реализации
дифференцированного
подхода к обучению и воспитанию дошкольников, из-за затруднений в стратегии
воспитания
мальчиков,
так
как
педагоги
в
основном
женщины.
Осуществляя
гендерный подход в воспитании, педагог может:
Во-первых,
способствовать
гендерному
самоопределению,
т.е.
формировать
у
ребенка устойчивое представление: я - девочка, я - мальчик. (иноязычный лексический
материал, подвижные игры на английском языке)
Во - вторых, воспитывать правильное полоролевое поведение.( изучая тему «
Семья» на английском языке мальчики выбирают роли брата, папы, дедушки, дяди,
девочки роли мам, сестер, бабушек, тетушек).
В-третьих, влиять на гендерную социализацию детей, под которой понимается
усвоение норм и правил поведения согласно представлениям о роли, положении в
обществе и предназначении мужчины и женщины.
Актуальность опыта заключается в том, что в системе дошкольного образования
возникают
серьёзные
проблемы
по
вопросам
гендерного
воспитания.
В
первую
очередь это связано с тем, что в программно – методическом обеспечении дошкольных
образовательных учреждений России мало учитываются гендерные особенности. В
результате этого содержание воспитания и образования ориентированно на возрастные
и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или
иного возраста.
Экспериментально доказаны и научно обоснованы различия в работе головного
мозга
мальчиков
и
девочек,
в
мышлении,
в
поведении. В
разных
странах
были
поведены исследования: ученые пытались понять, почему происходит такая массовая
феминизация мужчин и маскулинизация женщин. На основе полученных результатов
был сделан вывод, что женское и мужское начало требует строгих воспитательных,
традиционных приемов. Мужской стиль поведения у мальчиков развивается не только
в связи с его биологической принадлежностью к мужскому полу, но и в результате
воспитания согласно мужской модели. Воспитание мальчиков по женской модели
приводит к разрушению половой идентификации.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в
России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у
всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
· к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик,
и обозначают себя соответствующим образом;
· в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится
понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки –
женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или
личных желаний ребенка.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и
зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских
установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от
воспитания
его
в
дошкольном
образовательном
учреждении,
во
всех
видах
деятельности.
По
многим
параметрам
социального
и
эмоционального
развития
ребёнка
решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют
нарушение не писанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей.
Дети
не
приемлют
в
своём
обществе
поведенческих
деприваций
и
нарушений
в
полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но
охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки,
но принимают мальчики.
Наши наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей
ограничивается
словом
«дети»,
что
не
способствует
идентификации
образа
«Я»
ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является
введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных
обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Обучая детей
английскому языку, я использую различные приемы, когда задание выполняют только
девочки или только мальчики, обращаясь к каждой категории детей.
Механизмом полоролевого воспитания выступают средства, методы и формы, а
также развивающая среда, окружающая ребенка.
На занятиях по обучению детей английскому языку используются такие приемы и
формы работы, которые помогают обучать и воспитывать их, учитывая гендерные
различия в организации мыслительной деятельности. Так, для девочек характерны
абстрактные мотивы, ожидание успеха, мотив долга, женственность. (Дидактические
игры « Собери цветок», «Чья это мама?», « Дом моделей» и т. д.)
Для мальчиков же превалируют мотивы материального характера. Они часто
ставят
перед
собой
жизненно
важные
цели,
поэтому
содержание
мотивов
носит
общественный, мировоззренческий характер.( Дидактические игры: « Ферма дядюшки
Макдональда», « Транспорт», « Автошоп»)
Средства
охватывают
игры,
стихи,
песенки,
считалки
на
английском
языке.
В
совокупности
они
способствуют
овладению
полоролевым
опытом,
ценностями,
смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-
волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Методами
выступают,
специально-организованные
проблемные
ситуации;
игровые
и
реальные
диалоги;
театральные
игры,
имитационные,
драматизации,
символические,
моделирующие
жизненно
значимые
ситуации,
соревновательные
мероприятия на английском языке.
Форма
организации
-
деятельность
игровая,
интеллектуально-познавательная,
рефлексивная.В
процессе
обучения
детей
английскому
языку,
гендерный
подход
реализую через:
1. Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях
полов (физических, поведенческих и нравственно ценных)
В их число входят:
специально организованные проблемные ситуации.
моделирование жизненно значимых ситуаций ( я умею бегать, прыгать для
мальчиков, я умею рисовать, танцевать для девочек)
Модель поведения для мальчиков ( спорт, сила, одежда)
Модель поведения для девочек ( танцы. красота, одежда)
2.
Технологии,
способствующие
овладению
способами
мужского
и
женского
поведения.
В их число входят:
Игры-занятия с куклами. ( Я играю с Барби, Я гуляю с Барби и т. д.)
Подвижные игры( « Светофор», «Кто в домике живет?»
Сюжетно-ролевые игры ( « Репка на новый лад», « Моя семья»)
Моделирование ситуаций : (Я и моя семья, Я и мои друзья, Я и мои игрушки.)
3. Организацию предметно-развивающей среды, которую осуществляю исходя из
задач по формированию гендерной идентичности дошкольников,
предусматривающей одинаковое количество игр для мальчиков и девочек,
свободный выбор игр детьми, возможность организации совместных игр. А
именно:
воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе.
поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, оптимистическое
отношение к окружающему миру;
воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к
окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в
общении с ними;
создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей
среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать
самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный
осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать
состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними,
управлять своими эмоциями и поведением ;
обогащать знания о своей семье, роде;
закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их
исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным
ролям, к необходимости их существования;
ВЫВОД:
Мальчики
часто
оказываются
в
ситуациях,
требующих
проявления
силы,
независимости, властности, стремления к соревнованию – качеств, не сочетающихся с
понятием
женственности.
Поэтому
они
с
большей
охотой
выполняют
задания
творческие, требующие выдумки, соревновательности, наблюдательности. Например:
подвижная игра « Светофор».
«Схватывание» новых речевых образцов для эпизодического употребления и их
быстрое забывание больше характерно для мальчиков, в то время как системность и
повторяемость
лексико-грамматических
структур
больше
типична
для
девочек.
Характерно, что пассивный запас слов оказывается выше у мальчиков, и они успешнее
узнают в тексте нечасто употребляемые слова. Преимуществом девочек оказывается
более
широкий
запас
активно
и
стабильно
употребляемых
слов.
Девочки
обнаруживают повышенную способность к припоминанию знаний, в то время как
мальчики проявляют более высокую готовность действовать в неожиданной ситуации.
Девочки
в
ходе
выполнения
задания
стараются,
прежде
всего,
запомнить
полезную информацию, мальчики вступают в дискуссию, высказывают свое мнение и
оспаривают предлагаемые ключи к ответам. Девочки в целом чаще, чем мальчики,
оказываются восприимчивы к учебной информации с установкой на ее освоение.
Мальчикам
нужен
высокий
темп
работы,
смена
видов
деятельности,
информационная насыщенность, тогда как девочкам нужна тщательная проработка и
детализации информации, правила и технологии.
Девочки любят действовать по алгоритму, а мальчики предпочитают «мозговой
штурм».
Мальчикам важно подчеркивать сложность задания, чтобы они смогли в итоге
почувствовать
себя
победителями,
девочкам,
наоборот,
надо
подчеркнуть
«знакомость» знания.
Девочки
очень
чувствительны
в
эмоциональном
плане,
поэтому
необходимо
давать мимические и жестовые опоры во время ответа девочки. Необходимо хвалить
девочек.
Мальчикам характерна «соревновательность», поэтому необходимо использовать
групповую работу с элементами соревнования.
Жизнь ставит мальчиков в ситуации, которые требуют проявления независимости,
силы, поэтому они с огромным стремлением выполняют задания на смекалку.
Жизнь
девочек
полна
эмоций,
и
именно
гендерный
подход
в
обучении
английскому языку помогает девочкам в самореализации.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в
общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В
дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка,
важным
компонентом
которого
является
осознание
себя
как
представителя
определенного пола. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет
считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, в
различных видах деятельности.
В
результате
осуществления
гендерного
подхода
мною
было
разработано
дифференцированное
содержание
ролевой
игры
с
учетом
особенностей
полового
развития девочек и мальчиков, определены необходимые атрибуты и материал для
ролевых
игр
девочек
и
мальчиков;
организована
постановка
ребенка
в
позицию
субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым
склонностям и интересам.
Тема
Для мальчиков
Для девочек
« Давай познакомимся»
Кукла- мальчик
Кукла- девочка
« Спортивный праздник»
Мячи, бруски
Ленты, обручи
«День рождения Алисы»
О д е ж д а
д л я
к у к л ы -
мальчика
О д е ж д а
д л я
к у к л ы -
мальчика
« Моя семья»
Дидактиче ская
игра
«
Мужские
п р о ф е с с и и » ,
куклы
или
изображения
папы, брата, деда, дяди
Дидактиче ская
игра
«
Же н с к и е
п р о ф е с с и и » ,
куклы
или
изображения
м а м ы ,
т е т и ,
с е с т р ы ,
бабушки.
«Веселый зоопарк»
Игрушки,
маски
л ь ва ,
тигра, слона,зайчика.
И г р у ш к и ,
м а с к и
мышки,рыбки, лисички.
«Новый год»
Кукла Деда Мороза
Кукла Снегурочки
«Мой дом»
Ш к а ф
д л я
к у к о л ,
инструменты
(молоток,
отвертка)
Посуда для кукол, трюмо
«Расскажу вам о себе»
И г р у ш к и
( м а ш и н к и ,
самолет, лего, мяч)
Игрушки
(кукла,
мишка
Тедди,)
Атрибуты для подв. игр
«Перекресток»
«Съедобное-несъедобное»
«Автошоп»
«Дом моделей»
Атрибуты для с-р игр
«Репка на новый лад»
« Репка на новый лад»
« Моя семья»
« Моя семья»
Библиографический список
1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
2.
Баранникова
Н.А.
О
мальчишках
и
девчонках,
а
также
их
родителях.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для
дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по – разному, любить по – разному.
Самара. Учебная литература,2005.
5.
Курбатова
С.
Книга
–
для
мальчиков,
книга
–
для
девочек.
«Дошкольное
воспитание» №10 2012.
6. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников. «Дошкольное воспитание»
№4 2008.
7.
Репина
Т.А.
Проблема
полоролевой
социализации
детей.
М.:
Издательство
Московского психолого – социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
8. Татаринцева Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек. «Дошкольное
воспитание» №6 2009.