Напоминание

"Дизартрия, как один из признаков органической недостаточности головного мозга"


Автор: Горячкина Екатерина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 8 "Огонёк"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: методическая разработка для родителей и воспитателей
Тема: "Дизартрия, как один из признаков органической недостаточности головного мозга"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.
Консультация для родителей

«ДИЗАРТРИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ

ОРГАНИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА»
Логопедическое обследование и дальнейшая коррекционная работа при речевых нарушениях, связанных с органическим поражением головного мозга, поможет в решении вопроса о значимости органических признаков, которые можно рассматривать как причину нарушения, так и быть сопутствующим состоянием. Одним из признаков органической недостаточности головного мозга является дизартрия. Причиной ее могут быть неблагоприятные внешние факторы, воздействующие во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения (травмы, стенозы, гипоксии, сосудистые заболевания, интоксикации). За последние три года количество пациентов, страдающих дизартрией разной степени тяжести, на приеме у логопеда составляет 90%. При дизартрии ведущим дефектом является нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Особенностью дизартрии у детей является чаще всего ее смешанный характер (сочетание различных клинических синдромов). Наряду с нарушением звукопроизношения проявляются другие речевые расстройства (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, моторная алалия, заикание). Кроме того, страдает темп, ритм, выразительность речи, отмечается недоразвитие фонематического слуха, а также общей моторики. Эти проявления указывают на глубину и выраженность органической недостаточности и зависят от тяжести и характера органического поражения. У словно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии: 1. Нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процесс обследования; 2. Нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим; 3. Речь понятна только близким и частично окружающим; 4. Отсутствие речи - анартия. Обследование строится на системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста. Особую сложность представляет диагностика минимальных или "стертых" проявлений дизартрии. Основные критерии диагностики:
- Артикуляционные нарушения слабо выражены; - Наличие синкинезий; - Замедленный темп артикуляционных движений; - Трудность удержания артикуляционной позы; - Трудность переключения артикуляционных движений; - Стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; - Наличие просодических нарушений. Для диагностики "стертых" форм дизартрии используются функциональные пробы, позволяющие отдифференцировать дизартрию от сложной полиморфной дислалии. На основе анамнеза, собранного врачом и логопедического обследования выставляется диагноз. Таким образом, логопедическое обследование помогает выявить структуру и тяжесть поражения. Исходя из результатов обследования, строится коррекционная работа, которая проводится поэтапно и на фоне медикаментозного лечения. Успех ее зависит от раннего начала и систематичности проведения. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекционной работы в сочетании со стимуляцией развития всех сторон речи. Спецификой работы при дизартрии является: 1. Логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме - расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой - их укрепление; 2. Массаж зондами: а) игольчатым зондом про водится хаотичный обкол щек, губ, языка. б) зондом "лопаточка" - вибрация щек, губ, языка, в) зонд "салазки" - поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз, г) "рубящий" зонд - постукивающие движения, д) зонд "толкач" - разминание. 3. Обязательно проводится работа по активизации мимических мышц лица, небной занавески (для устранения нозолизации звуков); 5. Развитие дыхания и коррекция голоса. Параллельно с нетрадиционными методами проводится работа по формированию артикуляционных укладов. Если у больного отсутствуют речевые средства общения, то необходимо стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Большую роль в коррекционной работе играет артикуляционная гимнастика, которая также дифференцируется в зависимости от формы и степени тяжести поражения артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет рано начатая логопедическая работа.
Немало важное значение имеет и индивидуальный подход. Если дизартрия сочетается с речевым недоразвитием, то логопедические занятия осуществляются комплексно (развитие фонетической стороны речи, развитие фонематического слуха, работа над словарем, грамматическим строем речи, а также предупреждение или коррекция нарушений письменной речи). Успех систематической логопедической работы в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога, психиатра. Логопедическое обследование уточняет степень тяжести органического поражения, а коррекционная работа поможет больному в последующей социальной адаптации. Логопед дает обоснованные рекомендации по обучению и воспитанию детей с дизартрией. Для ранней коррекции дизартрии имеют большое значение профилактические осмотры, позволяющие выявить патологию со стороны нервной системы без признаков поражения головного мозга или выявить органические знаки при нарушениях психических функцией.


В раздел образования