"Дизартрия, как один из признаков органической недостаточности головного мозга"
Автор: Горячкина Екатерина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ № 8 "Огонёк" Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: методическая разработка для родителей и воспитателей Тема: "Дизартрия, как один из признаков органической недостаточности головного мозга" Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА»
Логопедическое обследование и дальнейшая коррекционная работа
при
речевых
нарушениях,
связанных
с
органическим
поражением
головного
мозга,
поможет
в
решении
вопроса
о
значимости
органических признаков, которые можно рассматривать как причину
нарушения, так и быть сопутствующим состоянием.
Одним
из
признаков
органической
недостаточности
головного
мозга является дизартрия. Причиной ее могут
быть неблагоприятные
внешние
факторы,
воздействующие
во
внутриутробном
периоде
развития,
в
момент
родов
и
после
рождения
(травмы,
стенозы,
гипоксии, сосудистые заболевания, интоксикации). За последние три
года количество пациентов, страдающих дизартрией разной степени
тяжести, на приеме у логопеда составляет 90%.
При
дизартрии
ведущим
дефектом
является
нарушение
произносительной
стороны
речи,
обусловленное
нарушением
иннервации речевой мускулатуры. Особенностью дизартрии у детей
является чаще всего ее смешанный характер (сочетание различных
клинических синдромов).
Наряду
с
нарушением
звукопроизношения
проявляются
другие
речевые
расстройства
(задержка
речевого
развития,
общее
недоразвитие речи, моторная алалия, заикание). Кроме того, страдает
темп,
ритм,
выразительность
речи,
отмечается
недоразвитие
фонематического слуха, а также общей моторики.
Эти
проявления
указывают
на
глубину
и
выраженность
органической
недостаточности
и
зависят
от
тяжести
и
характера
органического поражения. У словно можно выделить четыре степени
тяжести речевых нарушений при дизартрии:
1.
Нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в
процесс обследования;
2.
Нарушения заметны каждому, но речь понятна
окружающим;
3.
Речь понятна только близким и частично окружающим;
4.
Отсутствие
речи
-
анартия.
Обследование
строится
на
системном
подходе
с
учетом
специфики
речевых
и
неречевых
нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста.
Особую сложность представляет диагностика минимальных или
"стертых" проявлений дизартрии.
Основные критерии диагностики:
- Артикуляционные нарушения слабо выражены;
- Наличие синкинезий;
- Замедленный темп артикуляционных движений;
- Трудность удержания артикуляционной позы;
- Трудность переключения артикуляционных движений;
- Стойкость нарушений звукопроизношения и трудность
автоматизации поставленных звуков;
- Наличие просодических нарушений.
Для
диагностики
"стертых"
форм
дизартрии
используются
функциональные
пробы,
позволяющие
отдифференцировать
дизартрию от сложной полиморфной дислалии.
На
основе
анамнеза,
собранного
врачом
и
логопедического
обследования выставляется диагноз. Таким образом, логопедическое
обследование помогает выявить структуру и тяжесть поражения.
Исходя
из
результатов
обследования,
строится
коррекционная
работа, которая проводится поэтапно и на фоне медикаментозного
лечения.
Успех
ее
зависит
от
раннего
начала
и
систематичности
проведения. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций,
моторики
и
интеллекта
определяет
необходимость
коррекционной
работы в сочетании со стимуляцией развития всех сторон речи.
Спецификой работы при дизартрии является:
1.
Логопедический
точечный
массаж,
который
проводится
в
зависимости от нарушения: при спастичной форме - расслабление
мышц артикуляционного аппарата, при вялой - их укрепление;
2. Массаж зондами:
а) игольчатым зондом про водится хаотичный обкол щек, губ,
языка.
б) зондом "лопаточка" - вибрация щек, губ, языка,
в) зонд "салазки" - поглаживание щек, губ,
языка вверх-вниз, г) "рубящий" зонд -
постукивающие движения,
д) зонд "толкач" - разминание.
3. Обязательно проводится работа по активизации мимических
мышц лица, небной занавески (для устранения нозолизации звуков);
5.
Развитие дыхания и коррекция голоса.
Параллельно с нетрадиционными методами проводится работа по
формированию
артикуляционных
укладов.
Если
у
больного
отсутствуют речевые средства общения, то необходимо стимулировать
начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Большую
роль в коррекционной работе играет артикуляционная гимнастика,
которая также дифференцируется в зависимости от формы и степени
тяжести
поражения
артикуляционного
аппарата.
Для
развития
артикуляционного
праксиса
большое
значение
имеет
рано
начатая
логопедическая работа.
Немало важное значение имеет и индивидуальный подход. Если
дизартрия сочетается с речевым недоразвитием, то логопедические
занятия осуществляются комплексно (развитие фонетической стороны
речи,
развитие
фонематического
слуха,
работа
над
словарем,
грамматическим строем речи, а также предупреждение или коррекция
нарушений письменной речи).
Успех
систематической
логопедической
работы
в
значительной
степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога,
психиатра. Логопедическое обследование уточняет степень тяжести
органического поражения, а коррекционная работа поможет больному
в последующей социальной адаптации.
Логопед
дает
обоснованные
рекомендации
по
обучению
и
воспитанию детей с дизартрией. Для ранней коррекции дизартрии
имеют большое значение профилактические осмотры, позволяющие
выявить
патологию
со
стороны
нервной
системы
без
признаков
поражения
головного
мозга
или
выявить
органические
знаки
при
нарушениях психических функцией.