Напоминание

"Сенсорное развитие детей ясельного возраста в игре"


Автор: Романова Лидия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №37"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: "Сенсорное развитие детей ясельного возраста в игре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Управление «ДС/КВ № 37»
Сообщение из опыта работы

«Сенсорное развитие детей в игре»
.
Составила: Воспитатель

ДОУ № 37

Романова Л.А.
г. Братск
Мои взгляды и убеждения, мое мировоззрение были сформированы в семье, жизненным

принципом которой было: Сеять разумное, доброе и вечное. Но как лучше воплотить

принцип в моей профессиональной деятельности? Воспитание детей одно из

древнейших человеческих дел. Оно ни на один день не моложе человечества, оттого, оно

кажется не сложной работой, все справляются, и мы справимся.


В действительности оно обманчиво, я бы даже сказала коварно. В древности его считали

труднейшим из занятий, искусством из искусств. В самом деле, ни в какой другой

человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

Воспитание зависит от трех параметров:

1 Дети.

2 Взрослые.

3 Взаимоотношение между ними.

В моей практике фундамент – это мои знания, мой опыт, мое отношение к работе, к детям,

родителям. Я стараюсь в своей работе сделать эти величины постоянными, чтобы

ребенку со мной было комфортно.

Быть воспитателем – это призвание. Это значит хотеть и уметь снова, и снова проживать

детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с

ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему

нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким,

какой он есть. Это большая ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого

ребенка, осознать, что в моих руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться делать

все, чтобы его детство было содержательным и радостным.

Видеть, как растет малыш, как он с каждым месяцем больше и больше может понять, и

сделать, ощущаешь его привязанность и доверие, и отдавать ему бескорыстно свою

любовь. Считаю важным организацию работы с детьми раннего возраста на основе

принципов гуманизма и демократизации. Педагогический процесс строю, ориентируя

ребенка на его творческое развитие, познавательную активность, формирование высоких

человеческих качеств, таких как дружба, любовь к людям, бережное отношение ко всему

живому, участие и желание прийти на помощь нуждающимся в них. На этапе раннего

детства ознакомления со свойствами предметов играет определенную роль.

Предметная, деятельность, ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Игрушки,

подобранные по цвету форме, величине. Количеству, соотношение частей, являются

специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами.

В моей группе 2х -3х летние малыши. Провела экспресс – диагностику, на начало учебного

года по показателям восприятия цвета, формы. Согласно программе, ребятишки раннего

возраста должны различать 4 основных цвета, отбирать несколько одинаковых

предметов по предложению взрослого. Как показало обследование пришедшие дети из

дома не знали цвет, форму, величину, поэтому я на основе этой диагностики поставила

следующие перед собой задачи:

1 Развивать психические процессы детей раннего возраста (мышление, память,

воображение, восприятие и ощущения).

2 В процессе действий с предметами совершенствовать моторику пальцев рук и

скоординированность движений левой и правой руки.

3 Формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов, не только в

цвете, форме, величине, но и в пространстве, качестве, массе, соотношении частей, в

особенностях материала.

4 Побуждать познавательную активность, любознательность.


5 Привлекать родителей к совместной деятельности развития сенсорных способностей

детей, к созданию развивающей среды группы.

6 Совершенствовать понимание речи, развивать слуховое восприятие, называть

изображенные предметы и их качества, действия, обогатить словарь детей.

«Сенсорное

воспитание – основа умственного развития детей раннего возраста»

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «солнышки» - мои малыши. Мы целый

день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных

форм, группируем по цвету крышечки, прищепки… нанизываем геометрические фигуры

на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и

конструктором!

Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное

развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о

предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми

органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью,

позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия

окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо

целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию,

ощупыванию, выслушиванию и т. ПРанний дошкольный возраст большинством

исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования

деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.

Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной

педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А.

Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие,

направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является

одной из основных сторон дошкольного воспитания. Л. А. Венгер разработал систему

дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение

детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и

отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра

представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и

игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и

самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания

личности ребенка.Строя свою работу по сенсорному воспитанию, я основывалась на

лучших достижениях авторов разработчиков сенсорного воспитания.С помощью игр – я

не только передаю определенные знания, формирую представления о построении

игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры по

сенсорному воспитанию включаю не только в предметную, но и в элементарную

конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.В раннем детстве еще

нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными

эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако

проводимая мною работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов,

т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего

детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.Начиная с

первых дней учебного года провожу дидактические игры в сенсорном центре (уголке).

Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений


организовывать собственные предметные действия. В процессе таких игр побуждаю

малышей:

1. аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их

на пол;

2. не мешать сверстникам;

3. инициативно обращаться за помощью и оценкой результата;

4. завершив действие, обмениваться с детьми игрушкой.

В начале учебного года я использую простейшие пособия дидактического характера:

стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, пирамидки из трех

колец и т. п.

По мере освоения действий с ними постепенно вносятся доски с фигурными

вкладышами, матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидки из пяти колец.

Позднее сенсорный центр обеспечивается материалами более сложной конструкции,

способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида. Также мой

опыт работы с детьми показал, что ни какие промышленные игры и игрушки не могут

заменить игрушек, изготовленными своими руками. Наблюдая за детьми я заметила, что

дети больше любят играть и заниматься с игрушками сделанными своими руками. Ведь в

игрушках, изготовленных своими руками заложена доброта, Любовь и тепло. И процесс

усвоения материала идет значительно быстрее. Я решила углубленно поработать над

созданием условий необходимых для полноценного сенсорного развития детей.

Разработала игры и дидактический материал с которым дети с удовольствием играют, во


все возможные шнуровки, нанизывание бус на шнурок, открой, закрой бутылочку,

расстегни, застегни, пуговицу у матрешки, зашнуруй сапожок у зайки, мишки, а также

оформила игры с развивающими тренажёрами. Такие как «Клоун» «Вишня» «Виноград»

«Машина» «Паровоз» «Платье». Сюжетные игры: «Девочка» «Полянка» и т.д.


Подбирая материал для игр, учитываю, что количество пособий должно быть больше,

чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом не ставлю на стол

однотипные или одинаковые игрушки, иначе малыши могут перепутать их части.

В игре с детьми я создаю принцип психологической комфортности, создания у ребенка

положительного отношения к материалу.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного

воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о

цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их

положении в пространстве и др. развиваются все виды восприятия, тем самым

закладывается основа для развития умственной деятельности.

Мною представлены игры, которые разработаны и проводятся по сенсорному

воспитанию в нашей группе, они апробируются в дошкольном учреждении согласно

программе, оказывая плодотворное влияние на развитие ребенка.

Дидактические игры и упражнения:

«Что в ведерке? »

Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с

предметами, формировать эмоциональное отношение к игре.

Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, желтого, зеленого,

синего, цвета (помидор, огурец, цветок, мяч) Высота ведерка – 12 см, размер предметов-

вкладышей – 3–4, 5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

«Чудо- коробочка»


Цель: Научить детей группировать объекты по величине, обучать соотносить

разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой

формы.

Материал: комплект соответствующих вкладышей. «Закрой окошко»

Цель: Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при

выполнении элементарных действий с игрушками.

Материал: Игрушечный домик с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик

4, 4х4, 4х4, 4 см и шарик диаметром 4, 5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для

кубика, а кубик в круглое окно.)

«Солнышко и тучка»

Цель: Развивать у детей координацию движения рук и мелкую моторику пальцев,

способствовать закреплению цвета предметов.

Материал: Картонные силуэты солнышка и тучки, прищепки, соответствующего цвета.


«Разноцветные крышечки»

Цель: Обучать детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику

пальцев.

Материал: Крышечки (зеленого, синего, красного, желтого цветов, емкости для крышечек

разных цветов.

«Машины бусы»

Цель: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

Материал: Большой шнурок, бусины (крупные) или крышечки с отверстиями для

нанизывания, пример стихотворения: К Маше Миша приходил,

Машу в бусы нарядил.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.


Использованная литература:

1.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.

2.

Кн. Для воспитателя дет. сада, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, под ред. Л. А. Венгера, -

М. : Просвещение, 1989г.

3.

Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста,

пособие для воспитателя детского сада - М.: просвещение, 1983 г.

4.

Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н. Н. Ноддьякова, -М.: Просвещение

1981г.


Большое значение имело индивидуальная работа с детьми. Так, например, Олеся Н. и Ира

Ч. и Лера С. любят по цвету подбирать бабочек к цветку, колечки, пирамидки к цвету

палочки. Такие повседневные упражнения дали результаты. Скоро эти девочки стали

четко различать цвета. Значительное внимание работе по развитию сенсорного опыта

детей уделяла сотрудничеству с родителями.

Постоянно информировала родителей, чем мы занимаемся с детьми в группе.

Оформляла консультации, рекомендации, фото стенд о деятельности детей. Именно в

таких совместных играх, пыталась донести до родителей, что дети должны иметь в семье

возможность рисовать, лепить, играть.

В конце года проверив уровень нервно – психического развития малышей моей группы, я

увидела результаты своей работы:

У 16ти детей уровень сенсорного развития соответствует показателям, а у 4х детей даже

превышает. Кроме этого, использование игр на развитие мелкой и крупной моторики

детей способствовала улучшению их речи. Таким образом, целенаправленная работа по

включению в игровую деятельность детей, заданий сенсорного характера, дает

возможности более полно решать поставленные задачи.


В раздел образования