Напоминание

Воспитание ребёнка в неполной семье.


Автор: Зотова Екатерина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 924"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание ребёнка в неполной семье.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание ребенка в неполной семье.

Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена

«материнская» семья. Однако увеличивается и количество семей с одинокими

отцами.

У каждой неполной семьи - своя история: вдовство родителя, развод, а

также внебрачное рождение ребенка.

Образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из

родителей, как ни грустно это звучит, считается более благоприятной

ситуацией по сравнению с другими вариантами. В особенности если

сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям

эмоциональную поддержку и восполняют дефицит общения, а оставшийся

родитель может рассчитывать на помощь родных и близких. Неоценима

поддержка бабушек и дедушек.

Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет частично

скомпенсировать отсутствие одного из родителей. Старший ребенок может

стать для младшего «ведущим», примером для подражания, встать на

позицию защитника, поможет ощутить младшему необходимую ему

жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья

гораздо меньше конфликтуют, конкурируют и более эмоционально привязаны

друг к другу.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, чаще, чем замужние,

оценивают процесс воспитания как сложный. У одинокой матери могут

возникать разного рода страхи и опасения: «вдруг проявится плохая

наследственность», «как бы не избаловать». Иногда матери начинают

ограничивать детей в проявлении ласки, стараются (чаще с сыновьями)

играть роль «строгих отцов». А это грозит будущей деформацией половой

идентификации, нарушением социального и эмоционального взаимодействия

с окружающим миром. Причина в том, что дети по-разному воспринимают

авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская - это просто

критика, материнская критика подсознательно воспринимается ребенком как

отказ в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя

любимым и значимым, используя различные методы воздействия, включая

упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за

норму женское доминирование.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к

ребенку выступает позиция жалости к ребенку, которому разрешается все.

Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических черт

личности, ребенок лишается возможности учиться самостоятельности,

внутренней уверенности.

Для разведенных родителей адаптация к новому стилю жизни в роли

родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни это настоящий

экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и

ребенка. Для него жизнь после развода родителей - это изменение привычных

отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Наибольшее

влияние развод оказывает на детей дошкольного возраста. В силу их

возрастной склонности придерживаться привычных форм поведения и

установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому образу семьи.

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения

между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по типу

«самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только

любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет

ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений.

Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально

отстраняется от своего ребенка, в этом случае, дети начинают ощущать

потерю и матери, и отца.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за

ребенком с самого раннего возраста. Поэтому их отсутствие ощущается

детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не

хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется

эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и

организованность, затруднена половая идентификация. Важен и стиль

поведения матери по отношению к бывшему супругу. Одни - игнорируют

любые воспоминания о бывшем супруге, делают вид, что отца у детей

никогда и не было. Другие – вытесняют из памяти детей позитивные

воспоминания об отце, заменяя их негативным отношением к нему как к

мужу и родителю. Такая ситуация негативно сказывается на формировании

самооценки, чувстве собственного достоинства ребенка. Мудрые матери

создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои

положительные черты и свои недостатки.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного

консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери - внушить

ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко

расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится

трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в

родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском

партнерстве. К сожалению, эта сторона межличностных отношений часто

оказывается невосполнимым дефицитом неполной семьи. Во взрослой жизни

дети из неполных семей не всегда могут эффективно выстраивать

супружеские взаимоотношения, так как нет опоры на положительный опыт

их родителей.



В раздел образования