Напоминание

Сенсорная комната в ДОУ


Авторы: Трофименко Наталья Валерьевна, Салиндер Вероника Хайдовна
Должность: педагоги-психологи
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: п.Тазовский, Ямало-ненецкий АО
Наименование материала: паспорт "Сенсорной комнаты"
Тема: Сенсорная комната в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Радуга»

ПАСПОРТ

СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Тазовский, 2020

Характеристика помещения

Сенсорная комната располагается на втором этаже дошкольного учреждения. Общая

площадь кабинета 19,35 кв.м. Помещение теплое, хорошо проветриваемое, имеет два окна с

форточкой. Температура воздуха в кабинете – от 20 до 22 С.

Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных

тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете

установлена

в

контексте

общей

пластической

композиции.

Освещение

в

кабинете

осуществляется при помощи ламп дневного света.

Назначение сенсорной комнаты

Сенсорная комната является инструментом для сенсорного и познавательного развития.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает

воздействие

на

психическое

и

эмоциональное

состояние

человека:

как

успокаивающее,

расслабляющее,

так

и

тонизирующее,

стимулирующее,

восстанавливающее.

Поэтому

сенсорная

комната

не

только

способствует

достижению

релаксации,

но

и

позволяет

активизировать

различные

функции

центральной

нервной

системы.

Помещение

комнаты

полифункционально, выполняет функцию темной и светлой сенсорных комнат.

Обстановка и оборудование сенсорной комнаты способствует:

нормализации психического состояния;

снятию мышечного напряжения;

созданию положительного эмоционального фона;

раскрытию творческих способностей;

активизации интеллектуальной деятельности;

выравниванию различных функций центральной нервной системы;

снятию утомления от насыщенного информационного потока;

гармонизации отношений со сверстниками и взрослыми.

Кабинет предназначен для проведения различных видов групповой и индивидуальной

работы.

Работа

с

детьми

проводится в группах не

более 6

человек

или

индивидуально.

Количество

человек

на

занятиях

определяется

целями

работы,

возрастом и

особенностями детей.

Материально-техническое оснащение кабинета

Наименование

Количество

1

Шкаф для игрушек и пособий

1

2

Диван детский

1

3

Кресло детское

2

4

Стол круглый детский

1

5

Стулья детские

4

6

Жалюзи вертикальные

2

7

Настенная пластиковая панель зеркальная (акрил)

1

8

Ковер

1

9

Пуфик развивающий

5

1

Стол детский

2

0

11

Шторы

2

1

2

Карниз

1

1

3

Настенное интерактивное световое панно «Звездное небо»

1

1

4

Цветодинамический проектор «Плазма-250»

1

1

5

Настенная

интерактивная

светозвуковая

п а н е л ь

«Бесконечность»

1

1

6

«Сухой душ»

1

1

7

Световой

модуль

для

рисования

песком

«Радуга»

(настольная модель)

1

1

8

Пузырьковая колонна «Стелла»

1

1

9

Настенное зеркальное панно «Таинственный свет»

1

2

0

Музыкальная картина «Водопад»

1

2

1

Настенное панно с карманами «Кит»

1

2

2

Декоративный водный фонтан

1

2

3

Тактильно-развивающая панель «Замочки»

1

2

4

Тактильная дорожка из 6 массажных досок

1

2

5

Дидактическая мягкая игрушка «Черепаха»

1

Описание сенсорного оборудования

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на функциональные блоки:

Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, пуфики, игрушки и т.д., создающие

атмосферу

безопасности

и

спокойствия.

При

необходимости,

дополнительно,

в

такой

обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с ребёнком.

Активационный блок - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми

эффектами,

сенсорные

панели

для

рук

и

ног

и

т.д.

Яркие

светооптические

эффекты

привлекают,

стимулируют

и

поддерживают

внимание,

создают

радостную

атмосферу

праздника.

Применение

оборудования

этого

блока

сенсорной

комнаты

направлено

на

стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Тактильная

среда позволяет

освоить

новые

ощущения

и

развить

тактильную

чувствительность,

учит

различать

различные

свойства

предметов

и

улучшает

зрительно-

моторную координацию.

Зрительно-звуковая

среда -

спокойная

музыка

и

медленно

меняющиеся

расплывчатые

световые

эффекты

действуют

на

ребёнка

успокаивающе

и

расслабляюще.

Яркие

светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются

для

зрительной

и

слуховой

стимуляции,

стимуляции

двигательной

активности

и

исследовательского

интереса.

Музыка является

неотъемлемой

частью

сенсорной

комнаты.

Положительные

эмоциональные

переживания

во

время

звучания

приятных

слуху

музыкальных

произведений

или

звуков

природы

усиливают

внимание,

тонизируют

центральную

нервную

систем.

Спокойная

музыка

увеличивает

интеллектуальную

работу

мозга ребёнка и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки

к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание

музыки

и

звуков

природы

идеально

для

релаксации.

Поэтому

в

сенсорной

комнате

целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом

воды, ветра, пеньем птиц и т.п.

Безопасная пузырьковая колонна в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной

водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха.

Безопасный оптико-волоконный пучок – световой эффект панно заключается в свечении

свисающих

безопасных

фибероптических

нитей

с

точечным

свечением

по

длине.

Нити

абсолютно безопасны, гибки, их можно трогать руками, обматывать руки. Стоит избегать

лишь

изломов.

Безопасное

зеркало

удваивает

световой

эффект. Изменяющиеся

цвета

привлекают внимание и успокаивают.

Сухой

душ - шатёр

из

разноцветных

атласных

лент,

закрепленных

на

подвесной

горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать,

перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют

тактильные

ощущения,

помогают

восприятию

пространства

и

своего

тела

в

этом

пространстве. За «струями» можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для

аутичных детей.

Массажная

тропинка

для

ног.

Разнообразие

ощущений

делает

хождение

по

дорожке

увлекательным для людей любого возраста. Ходьба по ней полезна для развития тактильного

восприятия, координации и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений,

рекомендуем ходить по дорожке босиком или в тонких носках.

Настенное интерактивное световое панно «Звездное небо» предназначено для работы с

детьми с ОВЗ для стимулирования двигательной и познавательной активности. А также для

достижения релаксационного успокаивающего эффекта.

Панно «Звездное небо» - это панель из черного пластика в лампе, в нее вмонтированы

мельчайшие фиброволокна, при включении создает эффект ночного неба. Панно находится на

уровне детей, создается иллюзия, что до неба можно дотронуться рукой. Картинка медленно

меняется,

звезды

то

появляются,

то

исчезают

в

медленном

темпе

в

разном

порядке.

Используется в момент релаксации «Созерцаем ночное небо», «Летим к звездам», в игровых

моментах «Смотрим в иллюминатор ракеты», на развитие внимания «Хлопни в ладоши, когда

увидишь изменения» и т. п.

Настенная

интерактивная

светозвуковая

панель

«Бесконечность»

предназначена

для

работы с детьми с ОВЗ для стимулирования двигательной и познавательной активности.

Имитация двух бесконечных тунелей на разноцветных светодиодах. Внешний квардатный

тунель управляется с выносного пульта (тактильный режим). Внутренний круглый тунель

управляется от внешних звуков, издаваемых человеком: хлопок в ладоши, топание ногой, крик

и

т.п.

Панель

реагирует

на

эти

звуки.

Управление

на

лицевой

панели

кнопками,

с

интерактивного выносного пульта, или от внешних звуков, воспринимаемых встроенным

микрофоном (акустический режим).

Световой модуль для рисования песком представляет собой деревянный короб с подсветкой

3-цветными

светодиодными

матрицами.

В

корб

насыпается

песок

и

распределяется

равномерным

слоем

по

прозрачному

безопасному

стеклу.

Занятие

рисованием

на

песке

способствует развитию мелкой моторики, улучшению пластики движений, памяти и работы

мозга в целом, а также расслаблению и отдыху.

Цветодинамический

проектор

(светодинамический

проекционный

прибор

для

динамической заливки света) предназначен для формирования на стене или экране световых

цветодинамических пятен с плавными переливами и переходами изменяющихся красок и

узоров.

При

проекцировании

на

стену

данная

медтехника

создает

постоянно

видоизменяющееся волшебное зрелище, напоминающее северное сияние и переливающееся

излучение

плазмы.

Такая

психотерапия

(визуальная

терапия)

приковывает

внимание,

расслабляет, помогает при релаксации и развивает фантазию.

Настенное панно «Водопад» - динамическая иммитация движения воды. Звуки падающей

воды и пение птиц.

Тактильно-развивающая панель «Замочки» состоит из нескольких дверок с различными

видами замков и щеколд. Панель предназначена для развития мелкой моторики, развития

осязательных навыков, освоения алгоритмов открывания и закрывания. Панель выполнена из

высокопрочного дерева и имеет специальное настенное крепление.

Декоративный водный фонтан

.

Водные процедуры рекомендуются при лечении многих

заболеваний и психических расстройств. Звук журчащей воды успокаивает, а прохладные

струи оказывают стимулирующее воздействие на кожу.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате

являются

глубокая

умственная

отсталость,

инфекционные

заболевания.

Частичным

противопоказанием является наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном

случае используются только релаксационные приемы. При работе с людьми, имеющими

неврологические

нарушения,

необходимо

учитывать

специальные

рекомендации

невропатолога.

Так,

например,

при

судорожной

готовности

и

эписиндроме

нельзя

использовать

мигающие

световые

приборы

и

ритмическую

музыку,

чтобы

избежать

ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку

на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми

нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.



В раздел образования