Автор: Варнавская Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад № 22 " г. Ливны
Населённый пункт: Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников на современном этапе дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
Формирование навыков безопасного поведения в быту
у старших дошкольников на современном этапе
дошкольного образования
В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о
здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» одним
из направлений является «Формирование основ безопасности».
Суть этого вопроса состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в
современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как
сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных
ситуаций?
Как
научить
помогать
друг
другу?
Анализируя
понятие
«экстремальный»,
«безопасность»,
мы
поймем:
то,
что
для
взрослого
не
является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую
тревогу
мы
испытываем
за
маленьких
беззащитных
граждан
–
детей
дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его
активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой
становится
небезопасным
для
него.
Взрослому
и
в
голову
не
придет,
к
примеру,
сунуть
гвоздь
в
штепсельную
розетку,
либо
развести
костер
в
комнате или на кухне. А ребенок может – из озорства и любопытства. .
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом
запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей,
порой
сами
не
замечают,
как
часто
они
повторяют
слова:
«не
трогай»,
«отойди»,
«нельзя».
Или,
напротив,
пытаются
объяснить
что-либо
путем
долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный
результат. Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети – это не
взрослые
в
миниатюре.
Их
реакция
на
опасность
очень
отличается
от
нашей»..
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная
готовность
к
самосохранению,
слабо
развито
умение
анализировать
обстановку,
прогнозировать
последствия
своих
действий.
Возникает
необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них
естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать
их
и
подготовить
к
полноценной
жизни.
Именно
поэтому
вопрос
о
формировании первичных представлений о безопасном поведении в быту,
социуме,
природе
так
необходим
и
значим
в
современном
дошкольном
образовании.
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и считаю, что в
настоящее время это направление работы особенно актуально, ведь именно в
дошкольном
возрасте
проблема
личной
безопасности
детей
связана
с
отсутствием у них жизненного опыта, недостаточной осведомленности о
«безопасности
поведения»
в
различных
угрожающих
и
чрезвычайных
ситуациях, связанных с сохранением жизни ребенка. Сегодня я хотела бы
представить
вам
свой
опыт
работы
по
теме
«Формирование
навыков
безопасного поведения в быту у старших дошкольников на современном
этапе дошкольного образования». Почему именно в быту? Я считаю, что с
этим ребенок чаще всего сталкивается
и эта обстановка кажется весьма
безопасной на первый взгляд, хотя, на самом деле таит в себе множество
опасностей
для
жизни
и
здоровья
дошкольника.
И,
как
показывает
статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Поэтому
просто жизненно необходимо учить детей правильно пользоваться бытовыми
предметами
и
понимать,
что
некоторыми
из
них
нужно
пользоваться
с
осторожностью и только в присутствии взрослых, а некоторыми – запрещено.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение вести себя в
различных
ситуациях. Поэтому
главная
моя
задача
как
педагога
–
формировать основы безопасного поведения детей в быту, стимулировать
развитие у них самостоятельности и ответственности за свое здоровье. В
связи с этим, я считаю, что особое внимание надо уделять организации
различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все,
чему учат детей, они должны уметь применять на практике в реальной
жизни.
Признаками, определяющими опасность, являются:
- угроза жизни;
- возможность нанесения ущерба здоровью;
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем
человека.
Предметы
домашнего
быта,
которые
являются
источником
потенциальной опасности для детей делятся на 3 группы:
1
группа
-
предметы,
которыми
категорически
запрещается
пользоваться детям (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки,
включенные электроприборы);
2 группа – предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей,
нужно научить обращаться (иголка, ножницы, нож);
3 группа – предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных
для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты,
пищевые кислоты, режущие - колющие инструменты).
Из вышесказанного вытекают следующие задачи работы:
1.
Научить ребенка знать и строго выполнять правила безопасного
поведения в быту.
Ребенок
должен
усвоить,
что
предметами
первой
группы
могут
пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты.
Ребенок,
ни
при
каких
обстоятельствах,
не
должен
зажигать
спички,
включать
плиту,
прикасаться
к
включенным
электроприборам.
При
необходимости
прямые
запреты
могут
дополняться
объяснениями,
примерами
из
литературных
произведений
(например,
«Кошкин
дом»
С.
Маршака, играми – драматизациями)
2.
Формировать
у
детей
умения
правильно
обращаться
с
предметами
домашнего
быта,
являющимися
для
них
источником
потенциальной опасности.
Здесь необходимо организовывать специальные занятия по выработке
соответствующих навыков.
3.
Организовать взаимодействие с семьями воспитанников таким
образом, чтобы обозначить сферу родительской ответственности.
Родители
должны
понимать
необходимость
соблюдения
правил
безопасного поведения в быту, закреплять правила с детьми в домашней
обстановке, нести ответственность за жизнь и здоровье своих детей.
Создание РППС:
Для решения поставленных задач возникла необходимость создания
определённых условий в моей группе для детей старшего возраста, над чем я
и
начала
работать
в
рамках
данной
темы.
В
группе
имеется
уголок
безопасности,
в
котором
находятся
различные
игры,
макеты,
плакаты,
альбомы,
тематические
раскраски,
атрибуты
для
сюжетно-ролевых
игр,
художественная литература и многое другое.
Свою
я
работу
провожу
системно,
весь
учебный
год
при
гибком
распределении
содержания
работы
по
теме
в
течение
дня.
Специально
организованные занятия провожу в первой половине дня. Что же касается
игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности
детей, то эти формы работы осуществляю как до обеда, так и во второй
половине дня; для этого выбираю определенный день недели или работаю
тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим
перерывом в две-три недели). Разработанная мною система работы в
образовательной
области
«Безопасность»
реализована
в
интеграции
с
другими
образовательными
областями.
Прежде
всего,
это
касается
изобразительной,
театрализованной
деятельности,
по
ознакомлению
с
окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также
не
регламентированных
видов
деятельности
и
отдельных
режимных
моментов. Для большей эффективности использовала разнообразные формы
работы:
игры
и
развлечения,
отдельные
режимные
моменты,
например,
гигиенические и оздоровительные процедуры. Таким образом, работу по
образовательной
области
«Безопасность»
естественно
и
органично
интегрировала в целостный педагогический процесс.
Формирование
основ
безопасного
поведения
в
быту
у
старших
дошкольников – это повседневная, трудная, но крайне важная работа
Методы формирования основ безопасного поведения в быту
у
старших дошкольников .
Наглядные
методы:
образец
поведения
взрослых
и
дошкольников
применяется во всех возрастных группах, и позволяет сформировать у детей
четкое представление о способах обращения с различными предметами и
взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально
опасными и дружественно настроенными), а также с объектами живой и
неживой природы.
С
детьми
старшего
дошкольного
возраста
целесообразно
организовать
практические
опыты
с
использование
микроскопа,
лупы.
Это
послужит
наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега.
Сравнительные наблюдения, экскурсии – очень действенные разновидности
наглядного
метода.
Они
позволяют
максимально
приблизить
детей
к
объектам и получить колоссальный сенсорный опыт.
Словесные методы: ситуационное индивидуальное и групповое общение
относится
к
группе
словесных
методов.
Для
данного
метода
характерно
обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще
бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких – либо ситуаций,
но может быть и специально спланировано. Ситуативно индивидуальное
общение
позволяет
конкретизировать
представления
детей
о
правилах
безопасного поведения в быту и социуме .
Ситуативное общение, также
направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы
взрослых и сверстников. Объяснение, напоминание, словесная инструкция
–
самые
распространенные
разновидности
данной
группы
методов,
позволяющие
детям
осваивать
опыт
поведения
и
устанавливать
доброжелательные отношения со сверстниками. В процессе объяснения дети
узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на
улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том,
как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее
распространенных
ошибках,
совершаемых
в
чрезвычайных
ситуациях,
и
путях их разрешения.
Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом
действий, которые необходимо выполнить.
Чтение
художественной
литературы,
загадывание
и
сочинение
загадок
весьма востребованная разновидность словесного метода.
Именно
произведения
художественной
литературы
впоследствии
становятся
основной
для
самостоятельных
игр
–
драматизаций
и
режиссерских
игр
детей.
Отгадывание
загадок,
вызывает
неизменный
интерес
у
большинства
старших дошкольников . Загадки можно использовать и в досуговых формах
совместной деятельности взрослого и детьми. Сочинение загадок, как метод
обучения используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов
из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально
представленной
схеме
–
алгоритму:
когда?
где?
с
кем
произошло?
что
случилось?
Игровые упражнения и игры с правилами, используются во всех возрастных
группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления
представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности.
Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во
всех возрастных группах. Критерием успешного усвоения детьми правил,
является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру.
Выполнение
творческих
проектов,
проведение
викторин,
конкурсов,
командных
игр
–
традиционно
используеся
в
работе
со
старшими
дошкольниками.
Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов
способствует
обобщению
представлений
детей
о
различных
аспектах
безопасного поведения. Изготовление книжек – самоделок, электронных книг
доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность
почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек – самоделок отражает
актуальные детские интересы детей.
Проведение
тренингов.
Тренинги
–
групповая
форма
взаимодействия
взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение уникальности
своих
проблем
и
трудностей,
направленная
на
сплочение
старших
дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников
тренинга.
Наиболее уместна организация тренингов при изучении
содержания темы «Социальная безопасность». Во время тренинга
следует обыграть с подгруппами детей описанные ситуации. Заканчивать
каждую игровую ситуацию следует позитивно: спасением детей и наказанием
чужаков, пытавшихся причинить вред.
Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям
приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить
волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных
жизненных ситуациях.
Работу с родителями я начала с проведения анкетирования. В воспитании
детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя
требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они
сами
не
всегда
ему
следуют.
Их
особая
родительская
ответственность
заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно
задачам
содержанию
образовательной
работы
в
группе.
Эту
работу
я
осуществляю
на
родительском
собрании
с
целью
информирования
о
совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе
бесед,
консультаций,
с
помощью
информации
в
«уголках
родителей»,
отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.