Напоминание

"Формирование навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников на современном этапе дошкольного образования"


Автор: Варнавская Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад № 22 " г. Ливны
Населённый пункт: Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников на современном этапе дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование навыков безопасного поведения в быту

у старших дошкольников на современном этапе

дошкольного образования

В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о

здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» одним

из направлений является «Формирование основ безопасности».

Суть этого вопроса состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в

современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как

сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных

ситуаций?

Как

научить

помогать

друг

другу?

Анализируя

понятие

«экстремальный»,

«безопасность»,

мы

поймем:

то,

что

для

взрослого

не

является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую

тревогу

мы

испытываем

за

маленьких

беззащитных

граждан

детей

дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его

активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой

становится

небезопасным

для

него.

Взрослому

и

в

голову

не

придет,

к

примеру,

сунуть

гвоздь

в

штепсельную

розетку,

либо

развести

костер

в

комнате или на кухне. А ребенок может – из озорства и любопытства. .

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом

запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей,

порой

сами

не

замечают,

как

часто

они

повторяют

слова:

«не

трогай»,

«отойди»,

«нельзя».

Или,

напротив,

пытаются

объяснить

что-либо

путем

долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный

результат. Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети – это не

взрослые

в

миниатюре.

Их

реакция

на

опасность

очень

отличается

от

нашей»..

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная

готовность

к

самосохранению,

слабо

развито

умение

анализировать

обстановку,

прогнозировать

последствия

своих

действий.

Возникает

необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них

естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать

их

и

подготовить

к

полноценной

жизни.

Именно

поэтому

вопрос

о

формировании первичных представлений о безопасном поведении в быту,

социуме,

природе

так

необходим

и

значим

в

современном

дошкольном

образовании.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и считаю, что в

настоящее время это направление работы особенно актуально, ведь именно в

дошкольном

возрасте

проблема

личной

безопасности

детей

связана

с

отсутствием у них жизненного опыта, недостаточной осведомленности о

«безопасности

поведения»

в

различных

угрожающих

и

чрезвычайных

ситуациях, связанных с сохранением жизни ребенка. Сегодня я хотела бы

представить

вам

свой

опыт

работы

по

теме

«Формирование

навыков

безопасного поведения в быту у старших дошкольников на современном

этапе дошкольного образования». Почему именно в быту? Я считаю, что с

этим ребенок чаще всего сталкивается

и эта обстановка кажется весьма

безопасной на первый взгляд, хотя, на самом деле таит в себе множество

опасностей

для

жизни

и

здоровья

дошкольника.

И,

как

показывает

статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Поэтому

просто жизненно необходимо учить детей правильно пользоваться бытовыми

предметами

и

понимать,

что

некоторыми

из

них

нужно

пользоваться

с

осторожностью и только в присутствии взрослых, а некоторыми – запрещено.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение вести себя в

различных

ситуациях. Поэтому

главная

моя

задача

как

педагога

формировать основы безопасного поведения детей в быту, стимулировать

развитие у них самостоятельности и ответственности за свое здоровье. В

связи с этим, я считаю, что особое внимание надо уделять организации

различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все,

чему учат детей, они должны уметь применять на практике в реальной

жизни.

Признаками, определяющими опасность, являются:

- угроза жизни;

- возможность нанесения ущерба здоровью;

- нарушение условий нормального функционирования органов и систем

человека.

Предметы

домашнего

быта,

которые

являются

источником

потенциальной опасности для детей делятся на 3 группы:

1

группа

-

предметы,

которыми

категорически

запрещается

пользоваться детям (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки,

включенные электроприборы);

2 группа – предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей,

нужно научить обращаться (иголка, ножницы, нож);

3 группа – предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных

для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты,

пищевые кислоты, режущие - колющие инструменты).

Из вышесказанного вытекают следующие задачи работы:

1.

Научить ребенка знать и строго выполнять правила безопасного

поведения в быту.

Ребенок

должен

усвоить,

что

предметами

первой

группы

могут

пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты.

Ребенок,

ни

при

каких

обстоятельствах,

не

должен

зажигать

спички,

включать

плиту,

прикасаться

к

включенным

электроприборам.

При

необходимости

прямые

запреты

могут

дополняться

объяснениями,

примерами

из

литературных

произведений

(например,

«Кошкин

дом»

С.

Маршака, играми – драматизациями)

2.

Формировать

у

детей

умения

правильно

обращаться

с

предметами

домашнего

быта,

являющимися

для

них

источником

потенциальной опасности.

Здесь необходимо организовывать специальные занятия по выработке

соответствующих навыков.

3.

Организовать взаимодействие с семьями воспитанников таким

образом, чтобы обозначить сферу родительской ответственности.

Родители

должны

понимать

необходимость

соблюдения

правил

безопасного поведения в быту, закреплять правила с детьми в домашней

обстановке, нести ответственность за жизнь и здоровье своих детей.

Создание РППС:

Для решения поставленных задач возникла необходимость создания

определённых условий в моей группе для детей старшего возраста, над чем я

и

начала

работать

в

рамках

данной

темы.

В

группе

имеется

уголок

безопасности,

в

котором

находятся

различные

игры,

макеты,

плакаты,

альбомы,

тематические

раскраски,

атрибуты

для

сюжетно-ролевых

игр,

художественная литература и многое другое.

Свою

я

работу

провожу

системно,

весь

учебный

год

при

гибком

распределении

содержания

работы

по

теме

в

течение

дня.

Специально

организованные занятия провожу в первой половине дня. Что же касается

игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности

детей, то эти формы работы осуществляю как до обеда, так и во второй

половине дня; для этого выбираю определенный день недели или работаю

тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим

перерывом в две-три недели). Разработанная мною система работы в

образовательной

области

«Безопасность»

реализована

в

интеграции

с

другими

образовательными

областями.

Прежде

всего,

это

касается

изобразительной,

театрализованной

деятельности,

по

ознакомлению

с

окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также

не

регламентированных

видов

деятельности

и

отдельных

режимных

моментов. Для большей эффективности использовала разнообразные формы

работы:

игры

и

развлечения,

отдельные

режимные

моменты,

например,

гигиенические и оздоровительные процедуры. Таким образом, работу по

образовательной

области

«Безопасность»

естественно

и

органично

интегрировала в целостный педагогический процесс.

Формирование

основ

безопасного

поведения

в

быту

у

старших

дошкольников – это повседневная, трудная, но крайне важная работа

Методы формирования основ безопасного поведения в быту

у

старших дошкольников .

Наглядные

методы:

образец

поведения

взрослых

и

дошкольников

применяется во всех возрастных группах, и позволяет сформировать у детей

четкое представление о способах обращения с различными предметами и

взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально

опасными и дружественно настроенными), а также с объектами живой и

неживой природы.

С

детьми

старшего

дошкольного

возраста

целесообразно

организовать

практические

опыты

с

использование

микроскопа,

лупы.

Это

послужит

наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега.

Сравнительные наблюдения, экскурсии – очень действенные разновидности

наглядного

метода.

Они

позволяют

максимально

приблизить

детей

к

объектам и получить колоссальный сенсорный опыт.

Словесные методы: ситуационное индивидуальное и групповое общение

относится

к

группе

словесных

методов.

Для

данного

метода

характерно

обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще

бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких – либо ситуаций,

но может быть и специально спланировано. Ситуативно индивидуальное

общение

позволяет

конкретизировать

представления

детей

о

правилах

безопасного поведения в быту и социуме .

Ситуативное общение, также

направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы

взрослых и сверстников. Объяснение, напоминание, словесная инструкция

самые

распространенные

разновидности

данной

группы

методов,

позволяющие

детям

осваивать

опыт

поведения

и

устанавливать

доброжелательные отношения со сверстниками. В процессе объяснения дети

узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на

улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том,

как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее

распространенных

ошибках,

совершаемых

в

чрезвычайных

ситуациях,

и

путях их разрешения.

Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом

действий, которые необходимо выполнить.

Чтение

художественной

литературы,

загадывание

и

сочинение

загадок

весьма востребованная разновидность словесного метода.

Именно

произведения

художественной

литературы

впоследствии

становятся

основной

для

самостоятельных

игр

драматизаций

и

режиссерских

игр

детей.

Отгадывание

загадок,

вызывает

неизменный

интерес

у

большинства

старших дошкольников . Загадки можно использовать и в досуговых формах

совместной деятельности взрослого и детьми. Сочинение загадок, как метод

обучения используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов

из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально

представленной

схеме

алгоритму:

когда?

где?

с

кем

произошло?

что

случилось?

Игровые упражнения и игры с правилами, используются во всех возрастных

группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления

представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности.

Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во

всех возрастных группах. Критерием успешного усвоения детьми правил,

является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру.

Выполнение

творческих

проектов,

проведение

викторин,

конкурсов,

командных

игр

традиционно

используеся

в

работе

со

старшими

дошкольниками.

Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов

способствует

обобщению

представлений

детей

о

различных

аспектах

безопасного поведения. Изготовление книжек – самоделок, электронных книг

доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность

почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек – самоделок отражает

актуальные детские интересы детей.

Проведение

тренингов.

Тренинги

групповая

форма

взаимодействия

взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение уникальности

своих

проблем

и

трудностей,

направленная

на

сплочение

старших

дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников

тренинга.

Наиболее уместна организация тренингов при изучении

содержания темы «Социальная безопасность». Во время тренинга

следует обыграть с подгруппами детей описанные ситуации. Заканчивать

каждую игровую ситуацию следует позитивно: спасением детей и наказанием

чужаков, пытавшихся причинить вред.

Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям

приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить

волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных

жизненных ситуациях.

Работу с родителями я начала с проведения анкетирования. В воспитании

детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя

требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они

сами

не

всегда

ему

следуют.

Их

особая

родительская

ответственность

заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно

задачам

содержанию

образовательной

работы

в

группе.

Эту

работу

я

осуществляю

на

родительском

собрании

с

целью

информирования

о

совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе

бесед,

консультаций,

с

помощью

информации

в

«уголках

родителей»,

отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.



В раздел образования