Автор: Фомочкина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей
Тема: "Развиваем речь, играя"
Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
__________________________________________________________________
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
города Балашова Саратовской области
Мастер-класс для воспитателей
«Развиваем речь, играя»
Подготовила:
воспитатель I категории
Фомочкина Е.Н.
г. Балашов, 2020
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!
Елена Щукина
Речь
-
великий
дар
природы,
благодаря
которому
люди
получают
широкие
возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа
отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот
период
создаются
благоприятные
условия
для
развития
устной
речи,
закладывается
фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и
языкового развития ребенка.
Слайд 2.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
п.2.6.
содержание
программы
должно
обеспечить
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а в
частности в области речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как
средством
общения
и
культуры;
обогащение
активного
словаря;
связанной
речи,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности, как предпосылки обучения грамоте». Таким образом, программа ООП ДО
воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи.
Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у
него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры.
Сегодня с помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно
заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.
Слайд 3
Тема моего
мастер-класса
«Развиваем речь, играя»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого
развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
познакомить педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в
развитии речи дошкольника;
активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность
заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно шесть участников в роли детей, для
проведения мастер-класса.(Педагогам предлагается написать на бейджиках свои имена)
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых
вопросов. Такие (похожие) словесные игры я провожу с детьми, чтобы их орагнизвать и
привлечь внимание.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Звучит волшебная музыка.
- Ребята, скажите, а вы любите сказки?
Педагог выносит волшебный сундучок.
- Посмотрите, что это у меня в руках? (сундук)
- Вам интересно узнать, что он для нас приготовил?
Педагог достаёт героев различных сказок (заяц, кот, собака, поросёнок, Красная
шапочка, дед, бабка)
- Ребята, а то герои с одной сказки? (нет)
- Ой, наверно злой волшебник перепутал всех героев сказок. (девочка- из сказки
«Красная шапочка», поросёнок- из сказки «Три поросёнка» и т.д.)
- Ребята, но мы с вами не будем расстраиваться и придумаем свою сказку с этими
героями. Попробуем?
- У вас будет немного времени, чтобы подумать кто будет главным героем, кто злым,
добрым героем, кто- то будет кого-то спасать из какой-то беды…)
Одной из главных проблем у старших дошкольников - это неумение выстраивать
высказывания
в
логической
последовательности,
отсутствует
культура
общения.
Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.
Слайд.
Сказка
–
один
из
наиболее
доступных
для
детей
жанров
художественной
литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка
развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество.
Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по
много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой
выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.
Слайд с детьми.
- Итак, ребята, я думаю, что вы уже готовы и давайте попробуем показать новую
сказку.
Показ сказки.
- Как мы можем назвать новую сказку?
- Какие вы молодцы, получилась замечательная интересная сказка. В свободное время
мы её зарисуем и подарим книжку-малышку ребятам младшей группы.
- Ребята, наверно вы засиделись. Я хочу вам предложить поиграть в известную
подвижную игру «Карусель», но играть в неё мы будем немного по-другому.
- Я, как ведущий, назову тему, а вы должны назвать слова, которые подходят к
заданной теме. Например: нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова
(клоун, радость, смех и т.д.) Каждый игрок, назвав несколько слов поочереди - делает
шаг в сторону с лентой в руках. Когда мы скажем слова наша карусель закрутиться.
Всем понятны правила? Начнём.
- Итак, называем только зеленые слова (например: огурец, ёлка, горох, кузнечик,
лягушка, карандаш).
Звучит музыка. (Еле-еле, еле-еле закружились карусели…)
- Ну, что устали, присаживайтесь.
Данное упражнение закрепляет умение детей быстро подбирать слова на заданную тему,
развивать мышление, активизировать словарный запас, развивать быстроту реакции.
- Ребята, мы с вами и сказку интересную придумали и в игру подвижную поиграли. А
хотите послушать стихотворение?
«Ёлочка»
Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
- А сейчас, давайте попробуем заучить это стихотворение наизусть и в этом нам поможет
наша таблица.
- Посмотрите, пожалуйста на доску. Она расчерчена на квадраты. Я буду читать
стихотворение, а вы по очереди будете выходить и в каждом квадрате рисовать
подходящий рисунок.( первый рисунок педагог рисует самостоятельно для образца)
- Итак, таблица заполнена. А теперь попробуем вместе рассказать это стихотворение
наизусть.
- Теперь кто-нибудь хочет рассказать стихотворение самостоятельно?
- Вот так, ребята, можно легко и быстро выучить стихотворение наизусть. Поделитесь
дома с родителями таким интересным способом, а может даже попробуете вместе выучить
новое стихотворение.
Слайд мнемотаблица.
В
овладении
приемами
работы
с мнемотаблицами,
м ы
н е
т ол ь ко заучиваем
стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические
процессы
-
память,
внимание,
образное
мышление. Мнемотехника помогает
сделать
процесс
запоминания стихотворений в
нашем
случае
более
простым,
интересным,
творческим.
Звучит волшебная музыка.
- Ой, ребята, наш волшебный сундучок опять зовёт нас к себе. Давайте посмотрим, что же
ещё он нам приготовил?
- Посмотрите, кто это у нас тут? (осьминог)
Живет в океане большой осьминог,
Он очень печален, всегда одинок,
Он плавает ночью, а днем больше спит,
Поэтому часто он очень грустит.
- Как вы думает, почему он грустит? (потому что он один)
-Правильно, он один, ему одиноко, скучно. А мы можем ему как-то помочь? (сделать еще
осьминогов)
- Конечно, можем, посмотрите, в сундуке есть нитки, шарики, ножницы.
- Ребята, выбирайте понравившийся вам цвет пряжи и попробуем сделать с вами
разноцветных осьминожков, но надо работать в паре и друг другу помогать, так как
одному будет сложно справиться.
(педагог помогает сделать осьминогов)
- Ой, какие, веселые осьминожки получились!
Был осьминог когда-то один,
В гости пришёл к нам из синих глубин.
Быть одиноким и грустным нельзя,
Теперь разноцветные рядом друзья.
Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что
нервные
окончания
рук
воздействуют
на
мозг
ребенка
и
мозговая
деятельность
активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для
подготовки
руки
ребенка
к
письму,
развитие
сенсорных
впечатлений,
а
так
же
способствуют
усидчивости.
Такие
игры
формируют
добрые взаимоотношения
между
сверстниками, взрослым и ребенком.
Слайд.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его
пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека».
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в
прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем
активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь.
Итог
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые
приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в
своей
работе,
особенно
примечательно
и
удобно
является
то,
что
бесчисленное
их
множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать,
придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.
Спасибо за внимание.