Напоминание

"Развиваем речь, играя"


Автор: Фомочкина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей
Тема: "Развиваем речь, играя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

__________________________________________________________________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

города Балашова Саратовской области

Мастер-класс для воспитателей

«Развиваем речь, играя»

Подготовила:

воспитатель I категории

Фомочкина Е.Н.

г. Балашов, 2020

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!

Елена Щукина

Речь

-

великий

дар

природы,

благодаря

которому

люди

получают

широкие

возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа

отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот

период

создаются

благоприятные

условия

для

развития

устной

речи,

закладывается

фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и

языкового развития ребенка.

Слайд 2.

В

соответствии

с

ФГОС

ДО

п.2.6.

содержание

программы

должно

обеспечить

развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а в

частности в области речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как

средством

общения

и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

связанной

речи,

грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности, как предпосылки обучения грамоте». Таким образом, программа ООП ДО

воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи.

Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у

него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры.

Сегодня с помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно

заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

Слайд 3

Тема моего

мастер-класса

«Развиваем речь, играя»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого

развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

познакомить педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в

развитии речи дошкольника;

активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность

заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

- А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно шесть участников в роли детей, для

проведения мастер-класса.(Педагогам предлагается написать на бейджиках свои имена)

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых

вопросов. Такие (похожие) словесные игры я провожу с детьми, чтобы их орагнизвать и

привлечь внимание.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Звучит волшебная музыка.

- Ребята, скажите, а вы любите сказки?

Педагог выносит волшебный сундучок.

- Посмотрите, что это у меня в руках? (сундук)

- Вам интересно узнать, что он для нас приготовил?

Педагог достаёт героев различных сказок (заяц, кот, собака, поросёнок, Красная

шапочка, дед, бабка)

- Ребята, а то герои с одной сказки? (нет)

- Ой, наверно злой волшебник перепутал всех героев сказок. (девочка- из сказки

«Красная шапочка», поросёнок- из сказки «Три поросёнка» и т.д.)

- Ребята, но мы с вами не будем расстраиваться и придумаем свою сказку с этими

героями. Попробуем?

- У вас будет немного времени, чтобы подумать кто будет главным героем, кто злым,

добрым героем, кто- то будет кого-то спасать из какой-то беды…)

Одной из главных проблем у старших дошкольников - это неумение выстраивать

высказывания

в

логической

последовательности,

отсутствует

культура

общения.

Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.

Слайд.

Сказка

один

из

наиболее

доступных

для

детей

жанров

художественной

литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка

развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество.

Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по

много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой

выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.

Слайд с детьми.

- Итак, ребята, я думаю, что вы уже готовы и давайте попробуем показать новую

сказку.

Показ сказки.

- Как мы можем назвать новую сказку?

- Какие вы молодцы, получилась замечательная интересная сказка. В свободное время

мы её зарисуем и подарим книжку-малышку ребятам младшей группы.

- Ребята, наверно вы засиделись. Я хочу вам предложить поиграть в известную

подвижную игру «Карусель», но играть в неё мы будем немного по-другому.

- Я, как ведущий, назову тему, а вы должны назвать слова, которые подходят к

заданной теме. Например: нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова

(клоун, радость, смех и т.д.) Каждый игрок, назвав несколько слов поочереди - делает

шаг в сторону с лентой в руках. Когда мы скажем слова наша карусель закрутиться.

Всем понятны правила? Начнём.

- Итак, называем только зеленые слова (например: огурец, ёлка, горох, кузнечик,

лягушка, карандаш).

Звучит музыка. (Еле-еле, еле-еле закружились карусели…)

- Ну, что устали, присаживайтесь.

Данное упражнение закрепляет умение детей быстро подбирать слова на заданную тему,

развивать мышление, активизировать словарный запас, развивать быстроту реакции.

- Ребята, мы с вами и сказку интересную придумали и в игру подвижную поиграли. А

хотите послушать стихотворение?

«Ёлочка»

Перед нами елочка:

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

- А сейчас, давайте попробуем заучить это стихотворение наизусть и в этом нам поможет

наша таблица.

- Посмотрите, пожалуйста на доску. Она расчерчена на квадраты. Я буду читать

стихотворение, а вы по очереди будете выходить и в каждом квадрате рисовать

подходящий рисунок.( первый рисунок педагог рисует самостоятельно для образца)

- Итак, таблица заполнена. А теперь попробуем вместе рассказать это стихотворение

наизусть.

- Теперь кто-нибудь хочет рассказать стихотворение самостоятельно?

- Вот так, ребята, можно легко и быстро выучить стихотворение наизусть. Поделитесь

дома с родителями таким интересным способом, а может даже попробуете вместе выучить

новое стихотворение.

Слайд мнемотаблица.

В

овладении

приемами

работы

с мнемотаблицами,

м ы

н е

т ол ь ко заучиваем

стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические

процессы

-

память,

внимание,

образное

мышление. Мнемотехника помогает

сделать

процесс

запоминания стихотворений в

нашем

случае

более

простым,

интересным,

творческим.

Звучит волшебная музыка.

- Ой, ребята, наш волшебный сундучок опять зовёт нас к себе. Давайте посмотрим, что же

ещё он нам приготовил?

- Посмотрите, кто это у нас тут? (осьминог)

Живет в океане большой осьминог,

Он очень печален, всегда одинок,

Он плавает ночью, а днем больше спит,

Поэтому часто он очень грустит.

- Как вы думает, почему он грустит? (потому что он один)

-Правильно, он один, ему одиноко, скучно. А мы можем ему как-то помочь? (сделать еще

осьминогов)

- Конечно, можем, посмотрите, в сундуке есть нитки, шарики, ножницы.

- Ребята, выбирайте понравившийся вам цвет пряжи и попробуем сделать с вами

разноцветных осьминожков, но надо работать в паре и друг другу помогать, так как

одному будет сложно справиться.

(педагог помогает сделать осьминогов)

- Ой, какие, веселые осьминожки получились!

Был осьминог когда-то один,

В гости пришёл к нам из синих глубин.

Быть одиноким и грустным нельзя,

Теперь разноцветные рядом друзья.

Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что

нервные

окончания

рук

воздействуют

на

мозг

ребенка

и

мозговая

деятельность

активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для

подготовки

руки

ребенка

к

письму,

развитие

сенсорных

впечатлений,

а

так

же

способствуют

усидчивости.

Такие

игры

формируют

добрые взаимоотношения

между

сверстниками, взрослым и ребенком.

Слайд.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его

пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека».

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в

прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем

активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Уровень

развития

мелкой

моторики

один

из

показателей

интеллектуальной

готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития

мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и

внимание, связная речь.

Итог

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые

приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в

своей

работе,

особенно

примечательно

и

удобно

является

то,

что

бесчисленное

их

множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать,

придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.

Спасибо за внимание.



В раздел образования