Напоминание

Об использовании инновационных форм и методов работы в воспитании личности гражданина-патриота посредством музыки


Автор: Постовалова Александра Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Об использовании инновационных форм и методов работы в воспитании личности гражданина-патриота посредством музыки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Об использовании инновационных форм

и методов работы в воспитании личности

гражданина-патриота посредством

музыки

Выступающий:

музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад № 1 «Светлячок»

Постовалова А. В.

2019-2020 год

г. Железноводск, Ставропольский край

«Только тот, кто любит, ценит

и уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом»

С. Михалков

В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы, народ

Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации:

– мы чтим память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству,

веру в добро и справедливость;

– исходим из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими

поколениями.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество,

чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними

призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.

Работа в этом направлении должна быть целенаправленной, системной.

Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует

чувство гражданственности и патриотизма, отношение к тому месту, где ребенок

живет.

Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый

естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания,

поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний,

которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации,

совершения нравственного выбора.

Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности. Ее нужно

поддерживать, поощрять, создавать условия для ее развития.

Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед

специалистами дошкольного образования проблему поиска средств модернизации

работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

Дети в дошкольном возрасте очень любознательны и восприимчивы.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,

процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в

окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее

благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка и поэтому

события остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма. В

детском саду патриотическое воспитание осуществляется через непосредственно-

образовательную деятельность, праздники и развлечения, конкурсы, викторины, в

том числе и с участием родителей. Помимо этого, формирование таких качеств, как

коллективизм, любовь к своему дому, к своим близким, бережное отношение к

природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Поэтому мы реализуем на музыкальных занятиях

благоприятные условия для патриотического воспитания и ставим перед собой

следующие задачи:

– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, городу;

2

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– развитие интереса к традициям и культуре;

– знакомство детей с гимном государства;

– чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их

традициям.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является

использование музыки при ознакомлении с образом Родины. Для ребёнка

Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и

слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к

окружающему. Нравственное воспитание ребёнка дошкольного возраста – это

прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово

«мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают

мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Очень верно подметил

русский писатель Ю. А. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери.

А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в

человеке, достаётся ему от матери».

В начале весны мы проводим праздник “8 марта”, на котором также активно

привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют и играют

вместе с детьми.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма.

Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать

патриотическое чувство воспитанников: ведь природные явления и объекты,

окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют

на эмоциональную сферу.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря

сказке, фантазии, творчеству-

это источник любви

к Родине. Понимание и чувство величия, могущества

Родины приходит к человеку постепенно и имеет

своими истоками красоту»

В.А.Сухомлинский

Через восприятие музыкальных образов мы воспитываем такое

отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей

разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти,

нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и

поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен,

воспевающих красоту родной природы. В нашем репертуаре много

музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых

детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью

выразительных движений эти образы. Помимо этого для слушания предлагаем

детям музыку, характеризующую образы природы.

В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и

изобразительного искусства. Выразительность и яркость стихов и музыки

помогают детям почувствовать теплоту и сердечность произведения, описывающих

красоту родной природы («Жаворонок» муз. М. Глинки; произведения П.

Чайковского «Времена года»; муз. Н. Римского-Корсакова «Море»; Э. Григ «Утро»

и т. д.). Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными

областями дошкольного воспитания. Эта атмосфера радостной встречи с родной

3

природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его

сознания как гражданина и патриота.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического

воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные

произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с

обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе,

жизнелюбием, чувством юмора.

Включение песенного жанра фольклора обогащает речь и стимулирует

эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства

более ярким, глубоким и осознанным. Известно, что маленькие дети легко

запоминают услышанное, еще недостаточно владея устной речью, маленький

человек пытается подражать пению взрослых.

Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает,

если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности

воспитанника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваемся, чтобы они были

не только активными слушателями и зрителями, но и активными

исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п, активно

включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает

хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом,

обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Посредством

народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами

народного музыкального творчества. Нами создана аудио и видеотека народной

музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия:

«народная музыка», «народные инструменты», «народные песни и танцы».

На музыкальных занятиях мы включаем разные виды фольклора - устный

фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки);

песенки-распевки, основой которых служат русские народные потешки («Андрей-

воробей», «Горошина», «Лиса по лесу ходила», «Гармошка»).

Народные песни становятся более понятными, доступными, когда мы

включаем их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских

музыкальных инструментах.

На кружковых музыкальных занятиях мы также включаем прослушивание

народных песен и музыки, ритмическое исполнение на музыкальных инструментах

в оркестре народной музыки, выступаем на праздниках (ритмическая композиция

на народную музыку «Русский перепляс» - средние группы № 3, 8; ритмический

оркестр ложкарей с песней «Бабушка» - подг. гр. № 8).

Выступлению на праздниках предшествовали беседы об истории появления

русских народных инструментов, просмотр фрагментов познавательных

видеоматериалов о внешнем виде и звучании русских народных инструментов, в

том числе и старинных, просмотр выступлений народных ансамблей (московский

ансамбль «Берёзка», Ставропольский ансамбль «Вольная степь»), интерактивные

игры «Узнай инструмент по звучанию», «Найди пару», «Найди домик для

инструмента» (на классификацию по внешнему виду и способу звукоизвлечения).

Все эти формы работы обогащают содержательную и образную сторону речи

4

и стимулируют эмоциональный отклик детей, делают процесс восприятия

народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы

воспитываем в них чувство национальной гордости.

Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники,

связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы

духовно-нравственного воспитания. В ходе таких праздников воспеваются любовь

и преданность родным местам, традиции нашего народа. Мы в нашем детском саду

каждый год проводим праздник «Масленица». Проводятся в нашем детском саду и

другие праздники с участием родителей, посвящённые обычаям и традициям

нашего народа и народов Северного Кавказа: «Венок дружбы», «При солнышке

тепло, при матери добро», «День народных игр». Эти праздники проводятся в

тесном сотрудничестве с другими специалистами и педагогами. Таким образом,

приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них

чувство патриотизма.

Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания

имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой

тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые

солдаты», «Будем в армии служить!». Они написаны в темпе марша, содержание их

созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей

Родины.

Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду хороший повод для

воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим

традициям своей Родины, формирования у детей гордости за нашу Армию.

Самым значимым в плане патриотического воспитания, конечно же, был и

остаётся праздник Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига

советского солдата, знакомя их с песнями военных лет и с песнями о войне и

Победе. Для музыкальных занятий нами разработан краткосрочный проект

«Вечный песенный огонь», посредством которого мы в доступной форме знакомим

детей с песнями военных лет, историей их создания, используя интегрированный

подход для увеличения эмоционального восприятия.

На праздник «День Победы» к ребятам приходят убелённые сединами

ветераны, дети войны. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются

важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного

воспитания.

Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих

затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их

быстро усваивают. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и

исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать

формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и

гражданином своей страны.

Так же мы включаем в музыкальную деятельность региональный компонент,

знакомим детей с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они

родились и живут в настоящее время. Мы в непосредственно-образовательной

музыкальной деятельности используем краткие беседы о том, что город

Железноводск богат историей, традициями, достопримечательностями,

5

памятниками, знаменитыми людьми. Используем также просмотр слайдов,

фрагментов фильма о Железноводске, знакомим с музыкой Железноводских

композиторов (И. Пятко, В. М. Зенкович), слушаем песни о Железноводске,

проводим праздник «День рождения города».

Хочется отметить, что много атрибутов создаётся к праздникам и

развлечениям, шьются народные костюмы. У нас есть сарафаны, блузы и

кокошники для девочек, а также косоворотки и картузы для мальчиков.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также

задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее

детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая

песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята

могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в

окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно

развивает и воспитывает чувства.

Также в этом году дети всех средних и старших возрастных групп в

соответствии со своими возможностями принимают участие в конкурсе стихов

«Салют Победы», подготовительные группы будут участвовать в «Зарнице», мы

тоже подбираем музыку и видео для этих мероприятий.

Таким образом, используя разнообразные, в том числе и инновационные

методы работы в воспитании гражданина личности-патриота (интерактивный

метод, проектный метод, интегрированный подход, включение регионального

компонента), приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы

воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей

Родине.

Составлено Постоваловой А. В.

25 марта 2020 года

6



В раздел образования