Напоминание

Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.


Автор: Латыпова Дания Вагизовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №273
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной

работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.

Уважаемые коллеги! Пользуясь сегодняшней возможностью мы хотим

поделиться с вами нашим опытом работы с детьми имеющими ограниченные

возможности здоровья при помощи приемов сенсорной интеграции.

В

нашем

ДОУ

укомплектовано

5

групп

комбинированной

направленности

и

1

компенсирующая.

Основной

контингент

составляют

дети с недостатками речевого развития, а также воспитанники с РАС, У/О,

ЗПР

Такой

рост

выдвигает

коррекционное

направление

деятельности

дошкольного

учреждения

в

ряд

наиболее

значимых

и

приоритетных.

Поэтому подбор эффективных методов и приемов, учитывающих специфику

детей с ОВЗ, является актуальным.

Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы

является включение элементов метода сенсорной интеграции, создателем

которого

является

Джин

Айрес

-

научный

сотрудник

Южно-

калифорнийского

университета

в

Лос-Анджелесе

в

общую

систему

коррекционной работы ДОУ.

Метод

сенсорной

интеграции

в

работе

специалистов

предполагает

стимуляцию

работы

всех

о

рганов

чувств,

направлен

на

активизацию

познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорные системы.

Сенсорная интеграция - неврологический процесс, который организует

ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность нам

эффективно функционировать в окружающей среде.

Иными словами всё то, что мы получаем через внешние ощущения от

органов чувств

(а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и через

внутренние ощущения - чувство движения (вестибулярная система), чувство

положения

тела

в

пространстве

(проприоцепция),

поступает

в

мозг,

обрабатывается там и выдается нам в виде некоторого знания о предмете.

Чем

правильнее

работают

сенсорные

системы,

тем

больше

достаточной

информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. В процессе

развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые,

тактильно-двигательные, осязательные образы.

В связи с этим одна из основных задач развития детской деятельности –

повышение интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо

организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы появилась

мотивация к речи.

Мы хотим представить приемы работы по обогащению чувственного

опыта

детей

путем

экспериментирования,

игр,

предметно-практической

деятельности,

созданию

определённой

развивающей

предметно-

пространственной среды в нашем детском саду.

Ведущая

деятельность

дошкольников

это игра,

поэтому

наши

специалисты стараются использовать как можно больше игровых приемов в

работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать,

отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение

задания, развивают психические и речевые процессы.

В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти

основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Но нельзя

забывать о важности развития вестибулярной системы и проприоцепции.

А) Нарушения вестибулярной системы мы часто можем наблюдать при

обучении детей езде на велосипеде. Одни дети сели и поехали, а другим

требуются длительные тренировки.

Примером нарушения проприоцепции могут служить дети, которые не

умеют

рассчитать

силу

давления

руки

на

карандаш:

они

либо

слабо

нажимают, либо делают дырки в бумаге от сильного нажима руки. Такие

дети имеют способность ломать игрушки, не рассчитывая прилагаемую силу.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает

благодаря зрению.

Б)

Игры,

тренирующие

зрительное

восприятие

р а звива ют

наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете,

форме,

величине,

пространственном

расположении

предметов.

Игры

с

прятанием,

поиском

и

нахождением,

основанные

на

интересе

детей

к

неожиданному

появлению

и

исчезновению

предметов

способствуют

тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на

дне, под тонким слоем наполнителя.

Нарушения

зрительного

восприятия

приводят

к

трудностям

в

различении

предметов

(величина,

соотношение

частей,

дифференциация

зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное

развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании

пространственного ориентирования.

В) представление об окружающем предметном мире у ребенка не может

сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно

лежит в основе чувственного познания.

Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения,

ощущения

давления,

температуры,

боли.

Они

возникают

в

результате

соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают

возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость,

тепло или холод, характерные для предмета.

Г)Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на

звуке,

исключительно

человеческая

способность.

Развитие

слухового

восприятия

идет

по

двум

направлениям:

с

одной

стороны,

развивается

восприятие

неречевых

звуков,

то

есть

шумов,

а

с

другой

стороны,

развивается

восприятие

речевых

звуков,

то

есть

формируется

фонематический

слух.

Игры

на

восприятие

звука

должны

дать

представление о разных по характеру звуках: неречевых и речевых.

Д) Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи

(стимуляция обоняния) и вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Данную

область мы используем очень дозированно и только после согласования с

родителями. Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две

группы: приятные и неприятные. Такой контраст также можно использовать

для запуска речи у неговорящих детей, добиваясь от них непроизвольной

речевой реакции.

Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания

определённой развивающей предметно-пространственной среды. В нашей

практике

мы

используем

различные

дидактические

тренажеры,

игры,

пособия,

служащие

для

развития

тактильной

чувствительности

у

детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме,

упругости,

фактуре

поверхности,

мячи

обеспечивают

широкий

спектр

разнообразных

ощущений,

которые

можно

получить,

действуя

с

этими

предметами

самостоятельно.

Массажные

щетки,

махровые

рукавички,

колесиковые массажёры, массажные валики используются для самомассажа

и взаимного массажа рук, ног, спины. По возможности, в своей работе мы

используем

естественные

условия

природной

среды:

игры

с

мелкими

камушками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны, шишки, семечки).

В сенсорной находится световой стол для рисования кварцевым песком.

Рисование

на

данном

столе

способствует

развитию

чувства

цвета,

целостному

восприятию

предмета

через

зрительные

и

тактильно-

двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику,

художественный

вкус,

память,

но

также

и

способствует

развитию

усидчивости и пространственного мышления.

Очевидно, что использование сенсорного материала

в коррекционной

работе

с

детьми

с

ОВЗ

имеет

ряд

преимуществ,

которые

делают

их

применение максимально востребованным:

-

педагог

имеет

возможность

заинтересовать

дошкольников

с

ОВЗ,

пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол

зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

-

многообразие

материалов

позволяет

активизировать

ощущения,

восприятие,

зрительно

двигательную

координацию

детей

с

особыми

потребностями;

- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции

вызывает

у

детей

эмоциональный

подъём,

даже

малоактивные

дети

принимают участие в занятии.

Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные

возможности

каждого

ребенка,

является

действенным

средством

профилактики вторичных дефектов.

Кратко

обобщив

все

вышесказанное,

мы

видим,

что

нельзя

сформировать

представления

о

предметах,

явлениях

окружающего

мира,

развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является

сенсорная интеграция.

Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы

сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка с

ОВЗ

в

осознании

себя,

а

так

же

окружающего

предметного

мира,

обеспечивают

развитие

моторных,

речевых,

коммуникативных,

познавательных,

сенсорных

умений

и

благотворно

влияют

на

развитие

ребенка в целом.

Список литературы:

1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф»

Москва 2012г.

2.

Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.

3.

Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа

Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.

4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий

подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014

5. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф»

Москва 2013г.

6. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг»

Екатеринбург 2013

7. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми:

Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.



В раздел образования