Автор: Латыпова Дания Вагизовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №273
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной
работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Уважаемые коллеги! Пользуясь сегодняшней возможностью мы хотим
поделиться с вами нашим опытом работы с детьми имеющими ограниченные
возможности здоровья при помощи приемов сенсорной интеграции.
В
нашем
ДОУ
укомплектовано
5
групп
комбинированной
направленности
и
1
компенсирующая.
Основной
контингент
составляют
дети с недостатками речевого развития, а также воспитанники с РАС, У/О,
ЗПР
Такой
рост
выдвигает
коррекционное
направление
деятельности
дошкольного
учреждения
в
ряд
наиболее
значимых
и
приоритетных.
Поэтому подбор эффективных методов и приемов, учитывающих специфику
детей с ОВЗ, является актуальным.
Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы
является включение элементов метода сенсорной интеграции, создателем
которого
является
Джин
Айрес
-
научный
сотрудник
Южно-
калифорнийского
университета
в
Лос-Анджелесе
в
общую
систему
коррекционной работы ДОУ.
Метод
сенсорной
интеграции
в
работе
специалистов
предполагает
стимуляцию
работы
всех
о
рганов
чувств,
направлен
на
активизацию
познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорные системы.
Сенсорная интеграция - неврологический процесс, который организует
ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность нам
эффективно функционировать в окружающей среде.
Иными словами всё то, что мы получаем через внешние ощущения от
органов чувств
(а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и через
внутренние ощущения - чувство движения (вестибулярная система), чувство
положения
тела
в
пространстве
(проприоцепция),
поступает
в
мозг,
обрабатывается там и выдается нам в виде некоторого знания о предмете.
Чем
правильнее
работают
сенсорные
системы,
тем
больше
достаточной
информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. В процессе
развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые,
тактильно-двигательные, осязательные образы.
В связи с этим одна из основных задач развития детской деятельности –
повышение интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо
организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы появилась
мотивация к речи.
Мы хотим представить приемы работы по обогащению чувственного
опыта
детей
путем
экспериментирования,
игр,
предметно-практической
деятельности,
созданию
определённой
развивающей
предметно-
пространственной среды в нашем детском саду.
Ведущая
деятельность
дошкольников
–
это игра,
поэтому
наши
специалисты стараются использовать как можно больше игровых приемов в
работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать,
отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение
задания, развивают психические и речевые процессы.
В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти
основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Но нельзя
забывать о важности развития вестибулярной системы и проприоцепции.
А) Нарушения вестибулярной системы мы часто можем наблюдать при
обучении детей езде на велосипеде. Одни дети сели и поехали, а другим
требуются длительные тренировки.
Примером нарушения проприоцепции могут служить дети, которые не
умеют
рассчитать
силу
давления
руки
на
карандаш:
они
либо
слабо
нажимают, либо делают дырки в бумаге от сильного нажима руки. Такие
дети имеют способность ломать игрушки, не рассчитывая прилагаемую силу.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает
благодаря зрению.
Б)
Игры,
тренирующие
зрительное
восприятие
р а звива ют
наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете,
форме,
величине,
пространственном
расположении
предметов.
Игры
с
прятанием,
поиском
и
нахождением,
основанные
на
интересе
детей
к
неожиданному
появлению
и
исчезновению
предметов
способствуют
тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на
дне, под тонким слоем наполнителя.
Нарушения
зрительного
восприятия
приводят
к
трудностям
в
различении
предметов
(величина,
соотношение
частей,
дифференциация
зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное
развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании
пространственного ориентирования.
В) представление об окружающем предметном мире у ребенка не может
сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно
лежит в основе чувственного познания.
Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения,
ощущения
давления,
температуры,
боли.
Они
возникают
в
результате
соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают
возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость,
тепло или холод, характерные для предмета.
Г)Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на
звуке,
исключительно
человеческая
способность.
Развитие
слухового
восприятия
идет
по
двум
направлениям:
с
одной
стороны,
развивается
восприятие
неречевых
звуков,
то
есть
шумов,
а
с
другой
стороны,
развивается
восприятие
речевых
звуков,
то
есть
формируется
фонематический
слух.
Игры
на
восприятие
звука
должны
дать
представление о разных по характеру звуках: неречевых и речевых.
Д) Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи
(стимуляция обоняния) и вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Данную
область мы используем очень дозированно и только после согласования с
родителями. Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две
группы: приятные и неприятные. Такой контраст также можно использовать
для запуска речи у неговорящих детей, добиваясь от них непроизвольной
речевой реакции.
Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания
определённой развивающей предметно-пространственной среды. В нашей
практике
мы
используем
различные
дидактические
тренажеры,
игры,
пособия,
служащие
для
развития
тактильной
чувствительности
у
детей.
Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме,
упругости,
фактуре
поверхности,
мячи
обеспечивают
широкий
спектр
разнообразных
ощущений,
которые
можно
получить,
действуя
с
этими
предметами
самостоятельно.
Массажные
щетки,
махровые
рукавички,
колесиковые массажёры, массажные валики используются для самомассажа
и взаимного массажа рук, ног, спины. По возможности, в своей работе мы
используем
естественные
условия
природной
среды:
игры
с
мелкими
камушками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны, шишки, семечки).
В сенсорной находится световой стол для рисования кварцевым песком.
Рисование
на
данном
столе
способствует
развитию
чувства
цвета,
целостному
восприятию
предмета
через
зрительные
и
тактильно-
двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику,
художественный
вкус,
память,
но
также
и
способствует
развитию
усидчивости и пространственного мышления.
Очевидно, что использование сенсорного материала
в коррекционной
работе
с
детьми
с
ОВЗ
имеет
ряд
преимуществ,
которые
делают
их
применение максимально востребованным:
-
педагог
имеет
возможность
заинтересовать
дошкольников
с
ОВЗ,
пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол
зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
-
многообразие
материалов
позволяет
активизировать
ощущения,
восприятие,
зрительно
–
двигательную
координацию
детей
с
особыми
потребностями;
- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции
вызывает
у
детей
эмоциональный
подъём,
даже
малоактивные
дети
принимают участие в занятии.
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные
возможности
каждого
ребенка,
является
действенным
средством
профилактики вторичных дефектов.
Кратко
обобщив
все
вышесказанное,
мы
видим,
что
нельзя
сформировать
представления
о
предметах,
явлениях
окружающего
мира,
развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является
сенсорная интеграция.
Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы
сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка с
ОВЗ
в
осознании
себя,
а
так
же
окружающего
предметного
мира,
обеспечивают
развитие
моторных,
речевых,
коммуникативных,
познавательных,
сенсорных
умений
и
благотворно
влияют
на
развитие
ребенка в целом.
Список литературы:
1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф»
Москва 2012г.
2.
Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
3.
Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа
Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий
подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
5. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф»
Москва 2013г.
6. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг»
Екатеринбург 2013
7. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми:
Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.