Напоминание

Навык чтения нот с листа и принципы его формирования


Автор: Предвечнова Елена Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №6
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Навык чтения нот с листа и принципы его формирования
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

"ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №6"

Методическая разработка

Навык чтения нот с листа и принципы его

формирования

Преподаватель по классу фортепиано Елена Ивановна Предвечнова

Новосибирск, 2020

Содержание

1.

Введение...................................................................................................3

2.

Параметры формирования навыка чтения нот с листа........................4

3.

Особенности структурного чтения нот с листа.................................5

3.1. Пространственное восприятие текста.........................................5

3.2. Графическое восприятие текста..................................................5

3.3. Тактильное восприятие текста....................................................7

3.4. Аналитическое структурно-смысловое восприятие текста........8

3.5. Исполнительское образно-смысловое восприятие текста.........8

3.6. Метроритмическое восприятие текста.......................................9

4.

Заключение........................................................................................9

5.

Литература........................................................................................10

2

1. Введение

Чтение нот с листа

1

– одна из актуальных проблем музыкального образо-

вания,

позволяющая расширить

кругозор, сформировать

необходимые про-

фессиональные навыки учащегося. Умение самостоятельно и грамотно разби-

рать нотный текст в значительной мере активизирует процесс работы над

произведением в целом. «...первейшая обязанность педагога – учить понима-

нию нотных знаков, развивать

слышание нотного текста. Важно с первых

шагов уметь связать нотные знаки с слуховыми представлениями – это сдела-

ет нотную запись живой, звучащей» [15, с. 55]. Известно, что в музыкальном

мире встречаются мастера, играющие с листа труднейшие пьесы в быстрых

темпах, с такой точностью и свободой, словно произведение долго разучива-

лось и было тщательно выучено. Среди советских пианистов славился своей

игрой с листа профессор А. Б. Гольденвейзер. «"Нажить" возможно больший

"капитал" в данной области – одна из задач, стоящих перед всяким обучаю-

щимся исполнительству: ибо, помимо сопряженных с этим других преиму-

ществ, чем искуснее читает исполнитель с листа, тем легче и скорее форми-

руется у него ясное представление о произведении, а стало быть, и замысел,

план интерпретации. Игра с листа вообще необыкновенно важна для обуче-

ния», – справедливо подчеркивает Карл Лаймер [8, с. 8].

О пользе чтения нот с листа, играющего важную роль в развития учащихся,

музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Известные педа-

гоги-музыканты ХVII –ХVIII вв. отмечают, что «...основное значение уме-

ния прочитывать музыку в дальнейшем развитии музыканта-исполнителя

сказывается в том, что оно направлено на систематическое обогащение запаса

слуховых впечатлений исполнителя. Наряду с необходимым в развитии музы-

канта обогащением этого запаса путем слушания музыки, особенно действен-

ным в процессе формирования исполнителя является сочетание в едином не-

посредственном акте эмоциональной восприимчивости с эмоциональной от-

1



Чтение с листа (итал. a prima vista)

исполнение по нотам незнакомого музыкального произведе-

ния [11, c. 627].

3

зывчивостью, сочетание характерно именно для проигрывания музыки "с ли-

ста"» [12, с. 294]. В ХIХ в. требования по чтению нот с листа вошли в про-

граммы всех музыкальных заведений, как в России, так и за рубежом.

Цель настоящей методической работы – рассмотреть эффективную ме-

тодику чтения нот с листа учащихся начального этапа обучения.

В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти;

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материа-

лом;

овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры

на фортепиано, нетрудного аккомпанемента;

пробуждение интересе к классической музыке и музыкальному творче-

ству.

2. Параметры формирования навыка чтения нот с листа

Основные принципы формирования навыка игры с листа закладываются в

первые годы обучения, носят систематический характер и определяются сле-

дующими параметрами:

1) Предопределяющий. Навык чтения должен быть заложен в структуре обу-

чения, его направленное развитие необходимо проводить с самых первых

уроков – до того, как успевает укорениться вредная привычка разбирать

текст «по складам». Необходимость думать быстрее, чем играешь.

2) Количественный. Ни один навык не может быть освоен без постоянной

тренировки. Лучший способ научиться читать – это как можно больше чи-

тать.

3) Качественный. Методика обучения чтению должна учитывать основные

элементы навыка, обеспечивающие высокий уровень его развития. Исполне-

ние музыкального произведения должно быть непрерывным, с выполнением

всех авторских указаний. При этом тесно взаимодействуют зрение, слух, мо-

4

торика при участии внимания, памяти, интуиции и творческого воображения

исполнителя.

4) Скорочтение. Техника ускоренного чтения основывается, во-первых, на

четком представлении пространственных дистанций между нотными знака-

ми, которое является основой относительного чтения, во-вторых – на умении

ускоренно распознавать наиболее распространенные ритмоинтонационные

комплексы, типичные мелодические и гармонические обороты, различные

виды фактур.

3. Особенности структурного чтения нот с листа

3.1. Пространственное восприятие текста

Структурное чтение текста ставит перед пианистом более сложные задачи.

Навык структурного зрительно-слухового восприятия текста требует направ-

ленного педагогического воздействия или длительного самовоспитания. В

процессе чтения нот с листа большое значение имеет фактор восприятия нот-

ного текста. Это связано с тем, что фортепианная ткань многослойна, и вос-

приятие текста по вертикали и горизонтали неодинаково. «При чтении необ-

ходимо схватывать осмысленные музыкальные комплексы: «горизонтальные»

– мелодические построения, сначала самые короткие, а затем все более про-

тяженные; «вертикальные» – также вначале простейшие созвучия, а затем

все более сложные аккорды» [15, с. 55]. Основная методическая проблема со-

стоит в постепенном укрупнении единицы восприятия нотного текста.

3.2. Графическое восприятие текста

Известно, что исполнитель воспринимает нотный текст «графически»,

видит не отдельную ноту, а общий рисунок музыкального движения: гамма,

арпеджио, интервалы, аккорды и т. д. Благодаря этой способности музыкант

может охватить взглядом целый такт вперед. Однако такая легкость чтения

зависит от опыта исполнителя и приходит с годами. На первых этапах обуче-

ния расширение звукоряда и одновременное освоение нотного стана может

5

осуществляться различными путями. Очень важно как можно раньше ввести

в текст специфические элементы фортепианной фактуры, используя два нот-

ных стана в скрипичном и басовом ключах, предусматривая равноправное

участие обеих рук.

Наработать графическое восприятие нотной записи помогут следующие

упражнения:

Упражнение № 1. «Бусы». Записываем ноты от «до» (первой октавы)

вверх подряд. Ребенок играет, смотря на запись (названия нот при этом не

произносятся). Аналогично

записываются

и

играются

ноты

вниз

от

«до». Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Необходимо объяснить

ребенку, что когда записываются все ноты подряд, то одна нота «сидит» на

линеечке, а другая нота находится между линейками. Если нота не сходит с

одной и той же линеечки, то значит надо повторять один и тот же звук. Необ-

ходимо записать и сыграть вместе с ребенком несколько подобных примеров.

На дом можно дать новые «бусы»: подряд вверх или вниз, на месте, через

клавишу вверх или вниз. Объем домашнего задания должен быть большим,

так как ставится задача не заучить песенки, а читать с листа, сыграть как

можно больше нотного текста. Далее надо усложнять задачу, играть «бусы»

на двух строчках в скрипичном и басовом ключах, с диезами и бемолями. По -

сле того как ребенок хорошо усвоил «одинарные бусы», можно усложнить за-

дачу.

Упражнение № 2. «Двойные бусы» (параллельные терции, кварты, квин-

ты, сексты). Терции лучше играть одной рукой 1-3 и 3-5 пальцами, кварты 1-

4, квинты 1-5. Рука должна находить клавиши «вслепую». При игре ребе-

нок должен смотреть только в ноты.

Упражнение № 3. «Бусы из трех нот». Данное упражнение закрепит на-

вык чтения с листа аккордовой фактуры. Задача – проследить, как меняется

аккорд, какая нота остается, какая движется.

6

Если охват текста по горизонтали дается более естественно и легко, то для

выработки его восприятия по вертикали требуется особый подход, кото-

рый приобретается с помощью специальной тренировки. Например:

а) аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармониче-

ской фигурации, начиная от баса;

б) текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется сомкнутыми

аккордами, т.е. мысленно «сжимается» в единое целое. При этом вырабаты-

вается

умение

быстро

определять

гармоническую

логику арпеджирова-

ния текста, ускоряя восприятие «развернутой вертикали»;

в) ученик записывает фортепианную пьесу гомофонного, полифонического

или аккордового склада на 3-4-х нотных станах и играет ее «по партитуре».

3.3. Тактильное восприятие текста

Важнейший компонент навыка чтения нот с листа – быстрая и точная

двигательная реакция исполнителя на «сигналы» нотного текста. Это весьма

сложное умение определяется, во-первых, свободной ориентировкой рук и

пальцев на клавиатуре, без постоянного зрительного контроля; во-вторых, ап-

пликатурной техникой, позволяющей мгновенно, почти автоматически, вы-

брать наиболее удобный аппликатурный вариант. Свободное владение аппли-

катурными навыками, при чтении с листа, играет особую роль. Параллельно с

развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная

ориентировка рук на клавиатуре «слепым методом». Аппликатурные упраж-

нения помогают выработать быструю и точную реакцию пальцев на нотный

материал. Аппликатура основных фортепианных технических формул долж-

на быть усвоена учащимися настолько прочно и глубоко, чтобы, в музыкаль-

ном произведении ту или иную техническую фигуру, играющий свободно

ориентировался в выборе пальцев. По мере усвоения аппликатуры гамм, ак-

кордов, арпеджио можно дать ученику для читки с листа этюды на разные

виды техники, а затем пьесы. При первом чтении нот, чтобы сыграть без

остановок, можно подсказывать ученику не ноты, а номера пальцев. Благода-

7

ря этому хорошо развивается координация пальцев, ребенок привыкает сле-

дить за аппликатурой.

3.4. Аналитическое структурно-смысловое восприятие текста Следую-

щий, более высокий уровень формирования навыка чтения нот с листа пред-

полагает умение быстро анализировать музыкальный текст, определяя его

структурно-смысловую логику. Это способность предвосхищать развертыва-

ние музыкального текста, предугадывать, предчувствовать хотя бы в самых

общих чертах его ближайшие элементы. В свою очередь возможность пред-

угадать ближайшее продолжение текста зависит от двух взаимосвязанных

факторов. Первый относится к объекту чтения и характеризует меру сложно-

сти текста, степень упорядоченности его элементов. Второй фактор относит-

ся к субъекту и связан с «начитанностью» музыканта, т. е. с его музыкально-

исполнительским опытом.

Чтобы развить у учащегося способность заранее представлять возмож-

ное продолжение текста, необходимо помочь ему последовательно освоить

закономерности фортепианной музыки, охватывающие различные стилевые

направления. В первые годы обучения, систематизируя нотный материал,

необходимо опираться на тип изложения и фортепианную фактуру. Самые об-

щие формы клавишно-фортепианной фактуры обладают значительной исто-

рической устойчивостью, сохраняя свои основные черты в музыке различных

эпох и стилей. Каждый тип изложения изучается в различных стилевых вари-

антах, в разном ладовом, мелодическом, гармоническом и ритмическом на-

полнении. Фактура становится своего рода ключом к освоению различных

стилей:

на

элементарных

фактурных

моделях

начинающий

пианист

зна-

комится с различными языковыми системами.

3.5. Исполнительское образно-смысловое восприятие текста

Еще один существенный элемент навыка, который связан с эмоцио-

нально-волевыми моментами процесса чтения – это установка на неожидан-

8

ное, готовность к внезапным поворотам и сдвигам в музыкальном развитии.

Идут ли они по линии метра, ритма, ладотонального развития, фактуры, реги-

стра,

динамики,

артикуляции,

или

по

нескольким

линиям

одновремен-

но. «Скачкообразная» музыкальная фактура значительно увеличивает слож-

ность ее передачи с первого раза. Здесь приобретает особое значение внима-

ние, воля, подвижность и сила нервных процессов исполнителя.

3.6. Метроритмическое восприятие текста

Развитие слуховых представлений постоянно опережает обучение чте-

нию нот. Новые для ученика элементы ритма, лада, мелодики осваиваются

сначала слухом и только потом в нотной записи. Причем ритмический рису-

нок и звуковысотность изучаются раздельно. Первым осознается и осваивает-

ся ритмический элемент записи: внимание обучающегося фиксируется на

ритмической структуре песен, которые он слушает, напевает или подбирает.

Для закрепления первых зрительно-слуховых связей вводятся звуковые сим-

волы, ритмослоги, доступные для ребенка, благодаря близости к миру детско-

го словотворчества. Применение таких ритмослогов снимает необходимость

в арифметическом исчислении.

Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается при помощи

упражнений, состоящих из воспроизведения остинатных ритмических фигур

по нотной записи. Звуковысотный элемент записи вводится сразу же в форме

простейших интонационных оборотов, состоящих из двух – трех звуков. В ка-

честве исходной мелодической ячейки может быть выбрана малая терция. Ее

изображение на нотном стане становится графическим знаком – символом

данной интонации, мгновенно вызывающим в сознании ученика ясный звуко-

вой образ.

4. Заключение

Рассмотренные элементы навыка чтения нот с листа – владение систе-

мой нотной записи, техника ускоренного чтения, структурно-осмысленной

9

восприятие текста, быстрота и точность моторной реакции – играют значи-

тельную роль в различных формах чтения музыкального текста.

Эффективность занятий музыкой во многом зависит от того, удается ли

педагогу вызвать у учащихся живой интерес к игре по нотам. В результате

таких занятий у ребенка развивается потребность познавать новое, постоянно

музицировать, знакомиться с музыкальной литературой. Ученик осваивает

нотную графику в процессе активного музицирования: пения, подбора по

слуху, транспонирования, импровизации, сочинения. Очень полезно на всех

этапах

обучения

использовать

ансамблевые

формы музицирования.

Такая

игра приобщает ученика к сложным звучаниям, которые еще не доступны

ему в сольном исполнении, дисциплинирует его волю, помогает острее ощу-

тить, метроритмическое развертывание музыки, пробуждает живую заинтере-

сованность и увлеченность самим процессом ансамблевого музицирования.

Серьезное внимание надо уделить артикуляционным, динамическим,

агогическим и другим характеристикам текста, имеющим отношение к выра-

зительности

и

осмысленности

исполнения.

Уже

первые

аппликатурные

упражнения выполняются с различной артикуляцией в разных регистрах. Вы-

полнение таких заданий развивает «чувство штриха», характера произведе-

ния.

Подбор и расположение нотного материала должны подчиниться двусто-

ронней

задаче:

с

одной

стороны,

обеспечить

начитанность

музыканта

в

разных стилях фортепианной музыки, с другой – развить динамическое мыш-

ление, воспитать внимание к деталям текста. Эти ключевые факторы и опре-

деляют, в конечном счете, искусство чтения нот с листа.

5. Литература

1.

Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.; Му-

зыка, 1971. – с. 275

10

2.

Бажанова С. А. Чтение с листа в классе общего фортепиано:

Учеб. метод. пособие. Новосибирск: Классик-А, 2018. – С.14-16.

3.

Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. – Л., 1973. – с. 269

4.

Брянская Ф. Д. Навык игры с листа и принципы его формирова-

ния / Ребенок за роялем. – М., 1981. – с. 310

5.

Грач Б. С. Фортепианная музыка для детей. Вып. 4. Для I-II кл.

ДМШ. – Л., 1980. – 63 с.

6.

Гриффина И. Тарасова Н. Я учусь играть с листа на фортепиано.

Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Композитор, 2015. – 148 с.

7.

Жакович В. В. Чтение с листа на уроках фортепиано. 1-2 классы

ДМШ. – Минск, 2018. – 70 с.

8.

Коган Г. М. Работа пианиста. – М.: Музыка,1966. – 182 с.

9.

Копчевский Н. С., Натансон В. Г., Соколов М. В. Современный

пианист. Учебное пособие для начинающих. – М., 1983. – 160 с.

10.

Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002. –183с.

11.

Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Кел-

дыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.

12.

Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя-пиани-

ста. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 480 с.

13.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.; 1947.

– с. 334

14.

Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. – М.: Советский компози-

тор, 1984. – с.126

15.

Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –

М.: Музыка, 1968. – 79 с.

16.

Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М.: просвещение,

1984. – с. 174

17.

Шалина Л. А. Школа беглого чтения нот с листа. – М., Феникс,

2016. – 133 с.

11



В раздел образования