Автор: Предвечнова Елена Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №6
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Навык чтения нот с листа и принципы его формирования
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
"ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №6"
Методическая разработка
Навык чтения нот с листа и принципы его
формирования
Преподаватель по классу фортепиано Елена Ивановна Предвечнова
Новосибирск, 2020
Содержание
1.
Введение...................................................................................................3
2.
Параметры формирования навыка чтения нот с листа........................4
3.
Особенности структурного чтения нот с листа.................................5
3.1. Пространственное восприятие текста.........................................5
3.2. Графическое восприятие текста..................................................5
3.3. Тактильное восприятие текста....................................................7
3.4. Аналитическое структурно-смысловое восприятие текста........8
3.5. Исполнительское образно-смысловое восприятие текста.........8
3.6. Метроритмическое восприятие текста.......................................9
4.
Заключение........................................................................................9
5.
Литература........................................................................................10
2
1. Введение
Чтение нот с листа
1
– одна из актуальных проблем музыкального образо-
вания,
позволяющая расширить
кругозор, сформировать
необходимые про-
фессиональные навыки учащегося. Умение самостоятельно и грамотно разби-
рать нотный текст в значительной мере активизирует процесс работы над
произведением в целом. «...первейшая обязанность педагога – учить понима-
нию нотных знаков, развивать
слышание нотного текста. Важно с первых
шагов уметь связать нотные знаки с слуховыми представлениями – это сдела-
ет нотную запись живой, звучащей» [15, с. 55]. Известно, что в музыкальном
мире встречаются мастера, играющие с листа труднейшие пьесы в быстрых
темпах, с такой точностью и свободой, словно произведение долго разучива-
лось и было тщательно выучено. Среди советских пианистов славился своей
игрой с листа профессор А. Б. Гольденвейзер. «"Нажить" возможно больший
"капитал" в данной области – одна из задач, стоящих перед всяким обучаю-
щимся исполнительству: ибо, помимо сопряженных с этим других преиму-
ществ, чем искуснее читает исполнитель с листа, тем легче и скорее форми-
руется у него ясное представление о произведении, а стало быть, и замысел,
план интерпретации. Игра с листа вообще необыкновенно важна для обуче-
ния», – справедливо подчеркивает Карл Лаймер [8, с. 8].
О пользе чтения нот с листа, играющего важную роль в развития учащихся,
музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Известные педа-
гоги-музыканты ХVII –ХVIII вв. отмечают, что «...основное значение уме-
ния прочитывать музыку в дальнейшем развитии музыканта-исполнителя
сказывается в том, что оно направлено на систематическое обогащение запаса
слуховых впечатлений исполнителя. Наряду с необходимым в развитии музы-
канта обогащением этого запаса путем слушания музыки, особенно действен-
ным в процессе формирования исполнителя является сочетание в едином не-
посредственном акте эмоциональной восприимчивости с эмоциональной от-
1
Чтение с листа (итал. a prima vista)
–
исполнение по нотам незнакомого музыкального произведе-
ния [11, c. 627].
3
зывчивостью, сочетание характерно именно для проигрывания музыки "с ли-
ста"» [12, с. 294]. В ХIХ в. требования по чтению нот с листа вошли в про-
граммы всех музыкальных заведений, как в России, так и за рубежом.
Цель настоящей методической работы – рассмотреть эффективную ме-
тодику чтения нот с листа учащихся начального этапа обучения.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материа-
лом;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры
на фортепиано, нетрудного аккомпанемента;
пробуждение интересе к классической музыке и музыкальному творче-
ству.
2. Параметры формирования навыка чтения нот с листа
Основные принципы формирования навыка игры с листа закладываются в
первые годы обучения, носят систематический характер и определяются сле-
дующими параметрами:
1) Предопределяющий. Навык чтения должен быть заложен в структуре обу-
чения, его направленное развитие необходимо проводить с самых первых
уроков – до того, как успевает укорениться вредная привычка разбирать
текст «по складам». Необходимость думать быстрее, чем играешь.
2) Количественный. Ни один навык не может быть освоен без постоянной
тренировки. Лучший способ научиться читать – это как можно больше чи-
тать.
3) Качественный. Методика обучения чтению должна учитывать основные
элементы навыка, обеспечивающие высокий уровень его развития. Исполне-
ние музыкального произведения должно быть непрерывным, с выполнением
всех авторских указаний. При этом тесно взаимодействуют зрение, слух, мо-
4
торика при участии внимания, памяти, интуиции и творческого воображения
исполнителя.
4) Скорочтение. Техника ускоренного чтения основывается, во-первых, на
четком представлении пространственных дистанций между нотными знака-
ми, которое является основой относительного чтения, во-вторых – на умении
ускоренно распознавать наиболее распространенные ритмоинтонационные
комплексы, типичные мелодические и гармонические обороты, различные
виды фактур.
3. Особенности структурного чтения нот с листа
3.1. Пространственное восприятие текста
Структурное чтение текста ставит перед пианистом более сложные задачи.
Навык структурного зрительно-слухового восприятия текста требует направ-
ленного педагогического воздействия или длительного самовоспитания. В
процессе чтения нот с листа большое значение имеет фактор восприятия нот-
ного текста. Это связано с тем, что фортепианная ткань многослойна, и вос-
приятие текста по вертикали и горизонтали неодинаково. «При чтении необ-
ходимо схватывать осмысленные музыкальные комплексы: «горизонтальные»
– мелодические построения, сначала самые короткие, а затем все более про-
тяженные; «вертикальные» – также вначале простейшие созвучия, а затем
все более сложные аккорды» [15, с. 55]. Основная методическая проблема со-
стоит в постепенном укрупнении единицы восприятия нотного текста.
3.2. Графическое восприятие текста
Известно, что исполнитель воспринимает нотный текст «графически»,
видит не отдельную ноту, а общий рисунок музыкального движения: гамма,
арпеджио, интервалы, аккорды и т. д. Благодаря этой способности музыкант
может охватить взглядом целый такт вперед. Однако такая легкость чтения
зависит от опыта исполнителя и приходит с годами. На первых этапах обуче-
ния расширение звукоряда и одновременное освоение нотного стана может
5
осуществляться различными путями. Очень важно как можно раньше ввести
в текст специфические элементы фортепианной фактуры, используя два нот-
ных стана в скрипичном и басовом ключах, предусматривая равноправное
участие обеих рук.
Наработать графическое восприятие нотной записи помогут следующие
упражнения:
Упражнение № 1. «Бусы». Записываем ноты от «до» (первой октавы)
вверх подряд. Ребенок играет, смотря на запись (названия нот при этом не
произносятся). Аналогично
записываются
и
играются
ноты
вниз
от
«до». Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Необходимо объяснить
ребенку, что когда записываются все ноты подряд, то одна нота «сидит» на
линеечке, а другая нота находится между линейками. Если нота не сходит с
одной и той же линеечки, то значит надо повторять один и тот же звук. Необ-
ходимо записать и сыграть вместе с ребенком несколько подобных примеров.
На дом можно дать новые «бусы»: подряд вверх или вниз, на месте, через
клавишу вверх или вниз. Объем домашнего задания должен быть большим,
так как ставится задача не заучить песенки, а читать с листа, сыграть как
можно больше нотного текста. Далее надо усложнять задачу, играть «бусы»
на двух строчках в скрипичном и басовом ключах, с диезами и бемолями. По -
сле того как ребенок хорошо усвоил «одинарные бусы», можно усложнить за-
дачу.
Упражнение № 2. «Двойные бусы» (параллельные терции, кварты, квин-
ты, сексты). Терции лучше играть одной рукой 1-3 и 3-5 пальцами, кварты 1-
4, квинты 1-5. Рука должна находить клавиши «вслепую». При игре ребе-
нок должен смотреть только в ноты.
Упражнение № 3. «Бусы из трех нот». Данное упражнение закрепит на-
вык чтения с листа аккордовой фактуры. Задача – проследить, как меняется
аккорд, какая нота остается, какая движется.
6
Если охват текста по горизонтали дается более естественно и легко, то для
выработки его восприятия по вертикали требуется особый подход, кото-
рый приобретается с помощью специальной тренировки. Например:
а) аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармониче-
ской фигурации, начиная от баса;
б) текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется сомкнутыми
аккордами, т.е. мысленно «сжимается» в единое целое. При этом вырабаты-
вается
умение
быстро
определять
гармоническую
логику арпеджирова-
ния текста, ускоряя восприятие «развернутой вертикали»;
в) ученик записывает фортепианную пьесу гомофонного, полифонического
или аккордового склада на 3-4-х нотных станах и играет ее «по партитуре».
3.3. Тактильное восприятие текста
Важнейший компонент навыка чтения нот с листа – быстрая и точная
двигательная реакция исполнителя на «сигналы» нотного текста. Это весьма
сложное умение определяется, во-первых, свободной ориентировкой рук и
пальцев на клавиатуре, без постоянного зрительного контроля; во-вторых, ап-
пликатурной техникой, позволяющей мгновенно, почти автоматически, вы-
брать наиболее удобный аппликатурный вариант. Свободное владение аппли-
катурными навыками, при чтении с листа, играет особую роль. Параллельно с
развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная
ориентировка рук на клавиатуре «слепым методом». Аппликатурные упраж-
нения помогают выработать быструю и точную реакцию пальцев на нотный
материал. Аппликатура основных фортепианных технических формул долж-
на быть усвоена учащимися настолько прочно и глубоко, чтобы, в музыкаль-
ном произведении ту или иную техническую фигуру, играющий свободно
ориентировался в выборе пальцев. По мере усвоения аппликатуры гамм, ак-
кордов, арпеджио можно дать ученику для читки с листа этюды на разные
виды техники, а затем пьесы. При первом чтении нот, чтобы сыграть без
остановок, можно подсказывать ученику не ноты, а номера пальцев. Благода-
7
ря этому хорошо развивается координация пальцев, ребенок привыкает сле-
дить за аппликатурой.
3.4. Аналитическое структурно-смысловое восприятие текста Следую-
щий, более высокий уровень формирования навыка чтения нот с листа пред-
полагает умение быстро анализировать музыкальный текст, определяя его
структурно-смысловую логику. Это способность предвосхищать развертыва-
ние музыкального текста, предугадывать, предчувствовать хотя бы в самых
общих чертах его ближайшие элементы. В свою очередь возможность пред-
угадать ближайшее продолжение текста зависит от двух взаимосвязанных
факторов. Первый относится к объекту чтения и характеризует меру сложно-
сти текста, степень упорядоченности его элементов. Второй фактор относит-
ся к субъекту и связан с «начитанностью» музыканта, т. е. с его музыкально-
исполнительским опытом.
Чтобы развить у учащегося способность заранее представлять возмож-
ное продолжение текста, необходимо помочь ему последовательно освоить
закономерности фортепианной музыки, охватывающие различные стилевые
направления. В первые годы обучения, систематизируя нотный материал,
необходимо опираться на тип изложения и фортепианную фактуру. Самые об-
щие формы клавишно-фортепианной фактуры обладают значительной исто-
рической устойчивостью, сохраняя свои основные черты в музыке различных
эпох и стилей. Каждый тип изложения изучается в различных стилевых вари-
антах, в разном ладовом, мелодическом, гармоническом и ритмическом на-
полнении. Фактура становится своего рода ключом к освоению различных
стилей:
на
элементарных
фактурных
моделях
начинающий
пианист
зна-
комится с различными языковыми системами.
3.5. Исполнительское образно-смысловое восприятие текста
Еще один существенный элемент навыка, который связан с эмоцио-
нально-волевыми моментами процесса чтения – это установка на неожидан-
8
ное, готовность к внезапным поворотам и сдвигам в музыкальном развитии.
Идут ли они по линии метра, ритма, ладотонального развития, фактуры, реги-
стра,
динамики,
артикуляции,
или
по
нескольким
линиям
одновремен-
но. «Скачкообразная» музыкальная фактура значительно увеличивает слож-
ность ее передачи с первого раза. Здесь приобретает особое значение внима-
ние, воля, подвижность и сила нервных процессов исполнителя.
3.6. Метроритмическое восприятие текста
Развитие слуховых представлений постоянно опережает обучение чте-
нию нот. Новые для ученика элементы ритма, лада, мелодики осваиваются
сначала слухом и только потом в нотной записи. Причем ритмический рису-
нок и звуковысотность изучаются раздельно. Первым осознается и осваивает-
ся ритмический элемент записи: внимание обучающегося фиксируется на
ритмической структуре песен, которые он слушает, напевает или подбирает.
Для закрепления первых зрительно-слуховых связей вводятся звуковые сим-
волы, ритмослоги, доступные для ребенка, благодаря близости к миру детско-
го словотворчества. Применение таких ритмослогов снимает необходимость
в арифметическом исчислении.
Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается при помощи
упражнений, состоящих из воспроизведения остинатных ритмических фигур
по нотной записи. Звуковысотный элемент записи вводится сразу же в форме
простейших интонационных оборотов, состоящих из двух – трех звуков. В ка-
честве исходной мелодической ячейки может быть выбрана малая терция. Ее
изображение на нотном стане становится графическим знаком – символом
данной интонации, мгновенно вызывающим в сознании ученика ясный звуко-
вой образ.
4. Заключение
Рассмотренные элементы навыка чтения нот с листа – владение систе-
мой нотной записи, техника ускоренного чтения, структурно-осмысленной
9
восприятие текста, быстрота и точность моторной реакции – играют значи-
тельную роль в различных формах чтения музыкального текста.
Эффективность занятий музыкой во многом зависит от того, удается ли
педагогу вызвать у учащихся живой интерес к игре по нотам. В результате
таких занятий у ребенка развивается потребность познавать новое, постоянно
музицировать, знакомиться с музыкальной литературой. Ученик осваивает
нотную графику в процессе активного музицирования: пения, подбора по
слуху, транспонирования, импровизации, сочинения. Очень полезно на всех
этапах
обучения
использовать
ансамблевые
формы музицирования.
Такая
игра приобщает ученика к сложным звучаниям, которые еще не доступны
ему в сольном исполнении, дисциплинирует его волю, помогает острее ощу-
тить, метроритмическое развертывание музыки, пробуждает живую заинтере-
сованность и увлеченность самим процессом ансамблевого музицирования.
Серьезное внимание надо уделить артикуляционным, динамическим,
агогическим и другим характеристикам текста, имеющим отношение к выра-
зительности
и
осмысленности
исполнения.
Уже
первые
аппликатурные
упражнения выполняются с различной артикуляцией в разных регистрах. Вы-
полнение таких заданий развивает «чувство штриха», характера произведе-
ния.
Подбор и расположение нотного материала должны подчиниться двусто-
ронней
задаче:
с
одной
стороны,
обеспечить
начитанность
музыканта
в
разных стилях фортепианной музыки, с другой – развить динамическое мыш-
ление, воспитать внимание к деталям текста. Эти ключевые факторы и опре-
деляют, в конечном счете, искусство чтения нот с листа.
5. Литература
1.
Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.; Му-
зыка, 1971. – с. 275
10
2.
Бажанова С. А. Чтение с листа в классе общего фортепиано:
Учеб. метод. пособие. Новосибирск: Классик-А, 2018. – С.14-16.
3.
Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. – Л., 1973. – с. 269
4.
Брянская Ф. Д. Навык игры с листа и принципы его формирова-
ния / Ребенок за роялем. – М., 1981. – с. 310
5.
Грач Б. С. Фортепианная музыка для детей. Вып. 4. Для I-II кл.
ДМШ. – Л., 1980. – 63 с.
6.
Гриффина И. Тарасова Н. Я учусь играть с листа на фортепиано.
Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Композитор, 2015. – 148 с.
7.
Жакович В. В. Чтение с листа на уроках фортепиано. 1-2 классы
ДМШ. – Минск, 2018. – 70 с.
8.
Коган Г. М. Работа пианиста. – М.: Музыка,1966. – 182 с.
9.
Копчевский Н. С., Натансон В. Г., Соколов М. В. Современный
пианист. Учебное пособие для начинающих. – М., 1983. – 160 с.
10.
Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002. –183с.
11.
Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Кел-
дыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
12.
Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя-пиани-
ста. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 480 с.
13.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.; 1947.
– с. 334
14.
Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. – М.: Советский компози-
тор, 1984. – с.126
15.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –
М.: Музыка, 1968. – 79 с.
16.
Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М.: просвещение,
1984. – с. 174
17.
Шалина Л. А. Школа беглого чтения нот с листа. – М., Феникс,
2016. – 133 с.
11