Напоминание

по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Бородай Анна Дмитриевна, Члены Рабочей Группы
Должность: методист, руководитель рабочей группы
Учебное заведение: муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Населённый пункт: г. Невельска Сахалинской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 27.03.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка» г. Невельска Сахалинской области

(МБДОУ «Д/с №2 «Журавушка»)

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МБДОУ «Д/с №2 «Журавушка»

Протокол от 02.09.2019 №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБДОУ «Д/с №2

«Журавушка»

от 02.09.2019 № 148 - ОД

Методические рекомендации по духовно – нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Составители – рабочая группа:

руководитель: Бородай А.Д., методист

члены рабочей группы:

Зайцева Н.В., воспитатель

Кравчук В.Г., воспитатель

Андриянова О.А., воспитатель

Пырегова К.В., педагог-психолог

Невельск, 2020 г.

Оглавление

Введение.................................................................................................................. 3

1.

Воспитание духовно – нравственных качеств...........................................5

2.

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста......7

3.

Духовно – нравственное воспитание в системе дошкольного

образования............................................................................................................ 9

4.

Воспитание духовно – нравственных качеств в семье..........................12

Литература............................................................................................................ 16

Введение

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь

через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки

зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство

родителей

сейчас

испытывают

серьезные

затруднения,

и,

к

счастью,

многие

из

них

приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.

Проблема

духовности

и

нравственности

активно

разрабатывается

в

философской

и

психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста

тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л.

И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк), а также с изучением

взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О.

Смирнова).

Однако

анализ

исследований

по

данной

проблематике

показывает,

что

научных

трудов

по

воспитанию

духовности

личности

дошкольника

практически

не

существует.

Оно

приравнивается

к

нравственному

и

эстетическому

воспитанию.

Нет

четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и

принципы

его

построения,

не

создано

целостной

педагогической

теории

воспитания

духовности у детей дошкольного возраста.

Таким

образом,

назрела

необходимость

в

реальном

возвращении

категории

«духовность»

в

педагогическую

науку

и

практику,

в

теоретической

и

практической

разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий

духовного развития детей дошкольного возраста.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми.

Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе,

где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в

коллективе, в команде.

Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать

контакты с другими людьми: и детьми и взрослыми, учились считаться друг с другом,

помогать

распределять

работу,

приходить

на

помощь,

понимать

возможности

и

потребности других людей.

Проблема

воспитания

толерантности

и

нравственной

идентификации

подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей

стране в частности.

Дошкольный

возраст

это

уникальный

период

в

жизни

человека,

когда

закладываются

основы

социального,

эмоционального,

волевого,

познавательного

развития,

происходит

приобщение

к

духовным

ценностям,

развитие

способностей

и

индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость

удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои

интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности.

Нравственное

воспитание

происходит

благодаря

целенаправленным

педагогическим

воздействиям,

ознакомлению

детей

с

нравственными

нормами

в

процессе

различной

деятельности.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому

роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли;

научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Поэтому

в

настоящее

время

наиболее

актуально

воспитание

духовно

нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

1.

Воспитание духовно – нравственных качеств.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не

ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены

социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и

в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

В

нравственном

воспитании

современных

детей

наметились

негативные

тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в

жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда

отличающиеся

душевностью

или

нравственной

чистотой.

В

образовании

детей

дошкольного

возраста

больше

внимания

стали

уделять

познавательному

развитию,

подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии.

Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни

времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на

прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему

уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным,

справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в

воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.

А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание

патриотических чувств.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека,

выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в

раннем

возрасте,

патриотические

чувства

чрезвычайно

важны

для

дальнейшего

формирования личности.

В

нравственном

воспитании

дошкольников

весьма

актуальным

является

формирование гуманных отношений между детьми. Воспитывая нравственные качества

личности, должно проводиться немало различных мероприятий: беседы на этические

темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных

поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка

становится

организация

совместной

деятельности

детей,

способствующая

развитию

общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает

социально-исторический опыт.

При

составлении

тематического

планирования

по

воспитанию

духовно-нравственных

качеств

личности

детей,

следует

учесть,

что

для

ребенка

дошкольного

возраста

с

нарушениями речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание,

утомляемость.

Поэтому

неоднократное

обращение

к

одной

и

той

же

теме

лишь

способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов,

которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания

эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки

и путешествия» (по Петухово, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема

подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление

коллажей,

поделок,

альбомов,

тематическое

рисование).

Итоги

работы

над

темой,

объединяющей

знания

детей,

представлены

во

время

общих

праздников,

семейных

развлечений.

Главной целью этой работы является создание условий для приобщения детей

старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание

готовности следовать им.

Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать

желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное

поведение

и

деятельность.

Воспитывать

интерес,

уважение

и

доброжелательное

отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле

и

жизни

людей

на

Земле,

о

своей

стране;

воспитывать

чувство

гражданственности,

патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень

ответственная, но благодарная.

2.

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

О с н о в н ы е

з а д а ч и

р а б о т ы

п е д а г о г о в

по духовно–нравственному воспитанию детей:

1.

Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и

зло,

быть

в

состоянии

творить

добро.

Пресекать

разных

формах)

безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2.

Создать условия для воспитания целостной картины мира.

3.

Формировать

чувство

любви

к

Родине

на

основе

изучения

национальных

культурных традиций.

4.

Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения,

учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5.

Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической,

духовной и народной музыке.

6.

Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению

воли и выносливости.

7.

Прививать

трудовые

навыки,

учить

выполнять

простые

бытовые

поручения,

обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8.

Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление

родителей

с

основами

православной

педагогики

и

психологии,

формирование

п р е д с т а в л е н и й

о

ф о р м а х

т р а д и ц и о н н о г о

с е м е й н о г о

у к л а д а )

Содержание и формы работы следующие:

1.

Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания

детей.

2.

Экскурсии, целевые прогулки по городу.

3.

Тематические

вечера

досуга

эстетической

направленности

(живопись,

музыка,

поэзия).

4.

Беседы с детьми о правилах поведения.

5.

Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство

с творчеством и биографией русских композиторов.

6.

Этические беседы.

7.

Встречи

с

семьями

(рассказы

о

семейных

традициях,

реликвиях,

оформление

наглядно–иллюстративного

материала

«Моя

семья».

Совместные

творческие

работы детей и родителей).

8.

Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.

9.

Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и

историей Отечества.

10. Выставки

фотоматериалов,

семейных

стенгазет,

совместных

творческих

работ

детей и родителей.

11. П р о в е д е н и е

с о в м е с т н ы х

с

р о д и т е л я м и

п р а з д н и к о в .

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы

помогаем

детям

найти

гармонию

во

взаимоотношениях

с

другими

людьми,

формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть,

учим

жить

в

согласии

с

собой

и

совестью,

развиваем

чувство

собственного

достоинства.

3.

Духовно – нравственное воспитание в системе дошкольного

образования.

На

основе

анализа

теоретических

положений

рассматривается

духовное

развитие

дошкольника

как

становление

в

системе

мотивов

личности

двух

фундаментальных

потребностей:

1.

идеальная потребность в познании мира

2.

соц. потребность – жить, действовать для других.

Причем

первая

из

этих

потребностей

определяет

такое

личностное

качество,

как

духовность.

Духовность

предполагает

стремление

личности

к

познанию

мира,

себя,

смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается

над

этими

вопросами

и

стремится

получить

на

них

ответ.

В

дошкольном

возрасте

предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле)

является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и

самосознания.

Со

второй

потребностью

связано

такое

личностное

качество,

как

душевность.

Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям,

заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это

отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с

любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного

качества

в

дошкольном

возрасте

является

развитие

способности

к

проявлению

сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.

В программе по духовно – нравственному воспитанию прослеживается несколько

направлений работы:

Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные

поучения).

Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные,

ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

Культурно-познавательное (встречи,

целевые

прогулки,

экскурсии,

концерты,

просмотр диафильмов).

Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории,

труд

по

интересам,

продуктивная

деятельность,

изготовление

подарков

к

праздникам).

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный,

практический.

Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов;

наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения

разнообразных

игр

(малоподвижные,

сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;

провести

игры

(строительные,

дидактические,

подвижные,

малоподвижные,

инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить кукол к сказкам;

организовать

постановку

пьес,

сказок,

литературных

произведений,

а

так

же

конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

П р и н ц и п

д у х о в н о - н р а в с т в е н н о г о

в о с п и т а н и я .

Основной

принцип

духовно-нравственного

воспитания -

построение

жизни

на

основе

требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от

з л а

и

с о т в о р и

б л а г о » ) .

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к

ответственному

субъекту

собственного

развития)

реализуется

путем

формирования

отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразность (воспитание

должно

основываться

на

научном

понимании

естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития

человека сообразно его полу и возрасту).

Культуросообразность (воспитание

должно

строиться

в

соответствии

с

ценностями

и

нормами

национальной

куль

туры,

в

данном

случае

православия,

и

о с о б е н н о с т я м и ,

п р и с у щ и м и

т р а д и ц и я м

т е х

и л и

и н ы х

р е г и о н о в ) .

Светский

характер

образования

и

законности (соответствие

действующему

законодательству РФ).

Главный

результат,

на

который

очень

хотелось

бы

надеяться,

заключается

в

усвоении

ребенком

вечных

человеческих

ценностей:

милосердия,

сострадания,

правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Важной цель и назначение программы – способствовать формированию личности

свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к

людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с

добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее

закладываются в дошкольном возрасте.

Предполагаемая

программа

духовно-нравственного

воспитания

ставит

своей

целью

достичь следующих результатов.

Усвоение

ребенком

добродетели,

направленность

и

открытость

его

к

добру,

состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

Формирование

позитивного

отношения

ребенка

к

окружающему

миру,

другим

людям

и

самому

себе,

иерархичность

отношений

с

взрослыми

и

сверстниками,

создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на

благо Отечества.

Приобщение

к

опыту

православной

культуры,

знакомство

с

формами

традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное

участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

4.

Воспитание духовно – нравственных качеств в семье

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в

семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм

поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

У

детей

старшего

дошкольного

возраста

углубляется

интерес

к

трудовым

делам

взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными

поступками людей, желание подражать им. Поэтому так важен пример отца и матери .

Одной

из

причин

кризиса

в

духовно-нравственной

сфере

современного

общества

является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи

многообразны

1.

Р а з р у ш е н ы

н р а в с т в е н н ы е

п р е д с т а в л е н и я

о

б р а к е

и

с е м ь е :

-

супружеские

отношения

в

современном

мире

перестали

быть

выражением

жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного

п р и с т р а с т и я

п а д ш е г о

ч е л о в е к а

к

с в о е м у

" я " ;

-

почти

полностью

утратилось

представление

о

необходимости

пожизненной

верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно

у в е л и ч и в а т ь с я

ч и с л о

р а з в о д о в ) ;

-

супружество,

воспитание

детей

стали

восприниматься

как

тяжкое

и

нежелательное бремя.

2.

Повреждены устои семьи:

- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

- утрачен традиционный уклад семейной жизни;

– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,

- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены

из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету

взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3.

У т р ач е н о

т р а д и ц и о н н о е

в о с п р и я т и е

р о д и т е л ь с т в а

и

д е т с т в а :

- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и

общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа

м а т е р и н с т в а

и

о т ц о в с т в а ;

- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие

грехи

(из

10

зачатых

детей

в

России

сегодня

рождается

только

трое);

-

увеличивается

количество

нежеланных

детей,

сирот

при

живых

родителях,

беспризорников;

4.

Д е ф о р м а ц и я

к о с н у л а с ь

и

с ф е р ы

с е м е й н о г о

в о с п и т а н и я :

- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного

"крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных

н а

у с т а н о в л е н и е

д у х о в н о й

о б щ н о с т и

с

д е т ь м и ;

- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни,

большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком

дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия,

поддержки;

-

прервалась

преемственность

педагогической

традиции

в

семье,

родители

проявляют

поразительную

неграмотность

в

вопросах

приоритетов

развития

и

воспитания

в

разные

периоды

детства,

не

имеют

никакого

представления

о

закономерностях

становления

духовно-нравственного

мира

ребенка;

- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что

семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко

греху;

- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских

садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и

дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей,

избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются

неспособны

помогать

детям

и

внукам

мудрым

наставничеством

и

сердечным

участием.

5.

Следствием

кризиса

семьи

являются

многочисленные

проблемы

д е т с т ва :

- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья,

эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована

нарушением

внутрисемейных

родительских

и

детско-родительских

отношений;

-

нарушены

процессы

формирования

нравственной

сферы:

у

маленьких

детей

дает

существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не

владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных

правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного

г о с п о д с т в а

м а т е р и а л ь н ы х

ц е н н о с т е й

н а д

д у х о в н ы м и ;

-

духовно-нравственная

неразвитость,

отсутствие

четких

представлений

о

пороке

и

добродетели

толкают

подростков

на

путь

алкоголизма,

наркомании,

проституции,

криминала;

- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности

п е р е д

с е м ь е й ,

о б щ е с т в о м ,

н а ц и е й ,

г о с у д а р с т в о м ;

- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки

тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях

сверстников.

6.

Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию,

внести

позитивный

вклад

в

восстановление

традиционных

ценностей

семьи;

- тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования

программах,

- в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы

с е м ь и " ,

" О с н о в ы

н р а в с т в е н н о с т и " ,

- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования

наполненных

цинизмом

программ

полового

просвещения,

валеологического

образования детей и подростков.

7.

Современное

общество

утратило

представление

о

чистоте

и

целомудрии;

-

в

социокультурном

пространстве,

СМИ

темы

семейной,

воспитательной

направленности

поднимаются

крайне

редко,

бессистемно

и

тонут

в

потоке

в т о р о с т е п е н н о й

и н ф о р м а ц и и ,

п о ш л о с т и

и

п о р о к а .

-

массовая

культура

и

средства

массовой

информации

стали

орудиями

нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных

отношений,

превозносят

греховные

страсти

"свободной

любви",

половой

распущенности, всевозможных извращений.

Выход из сложившейся кризисной ситуации один, содействовать укреплению семьи

посредством:

Восстановления

в

общественном

сознании

традиционной

ценности

брака,

семьи, престижа материнства и отцовства.

Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций.

Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни

общества и семьи.

Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-

нравственной поддержки семейного воспитания.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным

институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской

личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в

семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

В

семье

рождается

чувство

живой

преемственности

поколений,

ощущение

причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон

века

воспитание

доброго

нрава

ребенка,

развитие

его

способности

к

добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами

родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок

теряет способность формироваться как личность.

Отмечая роль семьи в становлении личности подростка, следует подчеркнуть, что

здесь недостаточно только понимания родителями своей роли и даже готовности ее

выполнять. Необходим высокий уровень нравственной, эстетической, духовной, правовой

культуры самой семьи как сферы воспитания. Именно семья призвана преобразовать

культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную нравственную

составляющую личности и поведения своих детей, транслировать в их сознание и чувства

культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе

духовные

потребности,

интересы,

мотивы,

привычки,

формировать

общечеловеческие

ценности, порядочность, нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и

самосовершенствованию.

В

этой

связи

семья

сама

нуждается

в

духовно-нравственном

просвещении

и

оздоровлении.

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в

иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни),

благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Для

каждого

из

своих

членов

семья

является

школой

любви

как

постоянной

готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной

любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям,

бабушкам,

дедушкам,

братьям

и

сестрам.

Радость

и

горе

в

духовно

здоровой

семье

становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют

чувство взаимной любви.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее

проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе

традиционных

духовно-нравственных

устоев

семьи

закладывалась

последующая

социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им

воспринималось детьми как должное и необходимое условие благополучного взросления.

А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг

доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого

педагогического общения в семье.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и

образовательного учреждения.

Литература

1.

Феоктистова

Т.К.,

Шестякова

Н.П.

«Духовно

нравственное

воспитание

старших

дошкольников»

2.

Аверина

Н.Г.

О

духовно

нравственном

воспитании

младших

школьников./Н.Г.

Аверина // Начальная школа – 2005 - №11

3. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.

4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.

5. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с

наставлениями священника и советами детского врача. – М.: 2001 г.

6.

Этика

и

психология

семейной

жизни:

Хрестоматия

для

учителя.

Часть

I

Остров

духовной жизни. – М.: 1997 г.

7. «Шишкин лес»/журнал, - 06.2011, - № 6.



В раздел образования