Напоминание

медиация в психолого - педагогической деятельности


Автор: Ермоленко Виктория Алексеевна
Должность: педагог-психолог службы сопровождения
Учебное заведение: КГБУ Детский дом 1
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья "Медиативные технологии в профилактике семейных конфликтов"
Тема: медиация в психолого - педагогической деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Медиативные технологии в профилактике семейных конфликтов

Существует множество технологий управления конфликтными ситуациями,

среди которых особое место занимает медиация.

Медиация является в настоящее время одной из самых перспективных

технологий

конструктивного

разрешения

конфликтов

с

участием

третьей

нейтральной,

беспристрастной,

не

заинтересованной

в

данном

споре

стороны

медиатора.

Эта

особая

форма

посредничества

призвана

содействовать

конфликтующим

сторонам

в

как

можно

более

скором

приведении спора к взаимовыгодному и жизнеспособному решению, причем

медиатор лишь способствует созданию условий для этого, а не выносит

решение в пользу той или иной стороны.

Медиация является восстановительной технологией, поскольку ее

базовыми

принципами

являются

равноправие

и

взаимоуважение

сторон,

конструктивное

поведение

в

условиях

конфликта,

и предусматривает

восстановление

нарушенного

вследствие

конфликта

социально-

психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и

их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда.

Медиатор, выступая нейтральной стороной в урегулировании

конфликтной ситуации, организует и управляет процессом переговоров таким

образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному соглашению. В

своей

деятельности

медиатор

использует

различные

медиативные

технологии, облегчая процесс общения между конфликтующими сторонами:

проясняет

чувства,

потребности;

способствует

пониманию

позиций

и

мнений, которые должны быть услышаны и поняты всеми участниками,

направляет

процесс

переговоров

в

русло

поиска

продуктивного

решения

проблемы, предоставляет возможность сторонам совместно прийти к общему

взаимоприемлемому соглашению.

Цель медиации – создание условий для мирного урегулирования

семейных

споров

и детско-родительских конфликтов с удовлетворением

интересов

конфликтующих

сторон

на

условиях,

выработанных

самими

сторонами.

Задачи технологии:

- сохранение или восстановление семейных отношений;

- минимизация негативных последствий семейного спора или

детско-родительского конфликта;

- выработка реалистичного плана будущих действий с учетом интересов

конфликтующих сторон(индивидуальный план сопровождения).

Исходя из вышесказанного, реализация медиации и восстановительного

подхода

выступают

инструментами

для

решения

задачи

профилактики

и

управления семейными конфликтами.

Медиация с семьями и детьми может осуществляться посредством

программ восстановительного разрешения конфликтов: восстановительной

медиации (программы примирения) и семейной конференции.

Восстановительная медиация (программа примирения) – программа, в

которой медиатор создает условия для восстановления способности людей

понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах

разрешения

проблем,

возникших

в

результате

конфликтных

ситуаций.

Восстановительная медиация широко используется при разрешении детско-

родительских

и

супружеских

конфликтов,

которые

в

силу

сложившихся

стереотипов

поведения

не

могут

быть

устранены

ими

самостоятельно.

Использование

восстановительной

медиации

позволяет

конфликтующим

сторонам своевременно и эффективно разрешить возникший конфликт, не

допустить ухудшения отношений, улучшить их за счет четкого осознания

своих истинных интересов и потребностей, выработать удовлетворяющее все

стороны решение.

Важнейшим

результатом

восстановительной

медиации

являются

восстановительные

действия (извинение,

прощение,

стремление

искренне

загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают

исправить последствия конфликтной ситуации.

Семейная конференция

(семейная

восстановительная

встреча)

программа,

способствующая

активизации

ресурсов

семьи

и

ближайшего

социального окружения для выработки самостоятельного решения по выходу

из кризисной ситуации.

Семейная конференция проводится, когда в проблемную ситуацию

включена семья ребенка (конфликтные внутрисемейные отношения, угроза

лишения родительских прав и др.). На семейную конференцию приглашается

максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди,

тети,

братья,

сестры

и

др.

Суть

семейной

конференции

заключается

в

передаче

семье

ответственности

за

разработку

плана

по

выходу

из

проблемной ситуации. В процессе семейной конференции медиатор(куратор

службы) создает условия, которые позволяют всем членам семьи услышать

друг друга, осознать долю своей ответственности, приложить усилия для

восстановления разрушенных связей и найти выход из проблемной ситуации.

Важнейшим результатом семейной конференции является принятие плана

исправления

ситуации,

который

вырабатывается

самими

участниками,

а

социальное

сопровождение

осуществляет

их

ближайшее

окружение

и

значимые люди. Применение семейной конференции позволяет взрослым

подобрать

наиболее

подходящие

действия,

чтобы

обеспечить

защиту

и

надлежащую

заботу

о

ребенке,

преодолеть

жизненные

трудности

путем

взаимодействия с ближайшим окружением, способствует сплочению семьи и

активизации ее потенциала.

Семейную конференцию используют с целью профилактики семейного

неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, поддержки семей и детей, находящихся в сложной

жизненной ситуации.

Таким образом, программы восстановительного разрешения конфликтов

строятся на организации переговоров таким образом, чтобы помочь членам

семьи

определить

круг

проблем,

осознать

конфликтную

ситуацию,

ее

последствия и найти пути выхода из нее.

Несомненным достоинством программ восстановительного разрешения

конфликтов является то, что ответственность за разрешение проблемы и

контроль за исполнением решений перестают зависеть от специалистов, а

целиком и полностью находятся в руках участников конфликта.

Принципы проведения процедуры медиации

Основными принципами медиации являются:

- добровольность

- конфиденциальность

- равноправие сторон

- беспристрастность и нейтральность медиатора

- сотрудничество.

Подробнее о содержании каждого из них и как они проявляются в реальной

процедуре:

Добровольность

Данный принцип предполагает добровольное участие сторон в процедуре.

Желание разрешить конфликт является залогом быстрого разрешения спора,

поскольку у субъектов в таком случае отсутствует мотивация на затягивание

переговоров, уклонение от участия в них. Добровольность распространяется

на вступление сторон в процедуру медиации, на участие в ней, так как

участники

процедуры

могут

выйти

из

нее

на

любом

этапе.

Решение

принимается также добровольно, без какого-либо давления на стороны.

Принцип добровольности должен распространяться только на желание

сторон приступить к процедуре медиации, но никак не на участие в ней, тем

более

не

должно

влиять

на

добровольность

принимаемого

сторонами

решения.

В

рамках

непосредственного

проведения

процедуры

медиации

участники

обязательно

должны

сохранять

право

на

добровольное

высказывание своих мнений, предложений, направленных на урегулирование

конфликта, свободу принятия решений, а также право на выход из процедуры

на любой ее стадии.

Конфиденциальность

Конфиденциальность является также и отличительным признаком данной

процедуры урегулирования споров и позволяет участникам честно говорить о

своих

истинных

интересах

в

рассматриваемом

конфликте

и,

возможно,

быстрее найти взаимоприемлемое решение.

В

отличие

от

гласности

и

открытости

судебного

разбирательства,

конфиденциальность

медиации

позволяет

участникам

сохранить

деловую

репутацию, избежать огласки возникшего конфликта. Законодатель уделил

особое внимание закреплению данного принципа. В соответствии со ст. 5 ФЗ

«Об

альтернативной

процедуре

урегулирования

споров

с

участием

посредника

(процедуре

медиации)»

медиатор

не

вправе

разглашать

информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной

при

ее

проведении,

без

согласия

сторон.

Стороны,

организации,

осуществляющие

деятельность

по

обеспечению

проведения

процедуры

медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении

процедуры

медиации,

независимо

от

того,

связаны

ли

судебное

разбирательство

со

спором,

который

являлся

предметом

процедуры

медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в

ходе судебного разбирательства на информацию:

- о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно

как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

-  мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении

возможности урегулирования спора;

- 

признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры

медиации;

-  готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой

стороны об урегулировании спора.

Равноправие сторон

Равноправие может рассматриваться в двух значениях: как формальное,

так и фактическое.

При разрешении правовых споров традиционными способами, например, в

суде, говорится о формальном равноправии: прежде всего стороны равны в

своих возможностях делать заявления, защищать свои права. Представляется,

что одной из задач медиатора является обеспечение фактического равенства

сторон,

равенства

их

прав

и

обязанностей

при

проведении

процедуры.

Поскольку

уже

говорилось

об

отсутствии

в

законодательстве

четкой

регламентации процедуры медиации, процедурных прав и обязанностей ее

участников, думается, что равенство участников может быть обеспечено,

прежде всего, за счет личных качеств и профессионализма медиатора, его

умения «принимать» людей, при этом не обязательно разделяя их взгляды

или

одобряя

поведение.

Истинное

уважение

медиатора

к

участникам

процедуры является необходимым условием медиации.

Беспристрастность и нейтральность медиатора

Важное место отводится независимости и нейтральности медиатора, его

Беспристрастности. Прежде всего речь идет о независимости медиатора от

участников

конфликта,

он

не

должен

быть

связан

с

ними

какими-либо

другими

обязательствами,

кроме

как

обязательствами

по

проведению

процедуры медиации, не должен иметь личной заинтересованности в исходе

переговоров.

Медиатор не имеет права занимать позицию одной из сторон, не должен

быть связан с участниками дополнительными обязательствами и не должен

быть заинтересован в каком-либо конкретном решении. Также медиатор не

выполняет функции третейского судьи или арбитра.

Сотрудничество

Является необходимой составляющей медиации, служит основным

вектором

в

ведении

процедуры.

Если

провозгласить

сотрудничество

невозможно, медиатор, используя свои умения и навыки, помогает сторонам

перейти от конфронтации к форме ведения диалога. Участники конфликта

должны осознать, что главная их задача,– это не доказать, кто прав, а кто

виноват, а найти оптимальное решение сложившейся ситуации, отвечающее

интересам обеих сторон.

Реализация данного принципа возможна только при соблюдении ряда

условий участниками процедуры:

-уважение

и

терпимость

друг

к

другу,

принятие

другого

человека,

способность слышать и слушать,

-допускать иные точки зрения, отличные от собственной, добровольность

участия в процедуре,

-соблюдение

конфиденциальности,

открытость

и

честность,

соблюдение

совместно выработанных в процедуре договоренностей и претворение их в

жизнь.

Практика применения процедуры медиации демонстрирует, что ее

успешность во многом обусловлена готовностью самих сторон конфликта к

участию

в

ней,

пониманием

целей,

стоящих

перед

ними,

желанием

выработать оптимальное решение.



В раздел образования