Автор: Ковалева Ирина Владимировна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ РО " ЗСХТ имени Бабаевского П.А." Населённый пункт: п.Зимовники Ростовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Речевая культура человека - зеркало его души Раздел: среднее профессиональное
преподаватель русского языка и литературы И.В.Ковалева
Зимовники, 2016г.
Тема урока: « Речевая культура человека – зеркало его духовной
культуры» ( В.Сухомлинский)
Цели урока:
1. Совершенствовать культуру речи; уметь аргументировать свой ответ на
высказывания о культуре речи;
2. Использовать знания по орфоэпии;
3. Продемонстрировать навыки правильного словоупотребления;
4. Развивать системное мышление.
Оборудование:
1. Карточки с заданием по орфоэпии, лексике;
2. Рисунки, таблицы для оформления доски;
3. Презентация по теме урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Преподаватель: Добрый день ребята. Меня зовут Ирина Владимировна.
Сегодня мы с вами постараемся помочь мне в реализации интересного
проекта и подтвердить или опровергнуть, выдвинутую молодёжью гипотезу,
что успешному человеку, наживающему материальные ценности не
обязательно правильно говорить. Для этого разделимся на 2 команды, чтобы
за короткое время успеть реализовать наши цели; они выведены на экране.
(Совершенствовать культуру речи, уметь выстроить свой ответ, использовать
знания по орфоэпии и лексике, учиться развивать системное мышление).
На столах у вас карточки – задания, а в голове, надеюсь, прочные знания!
Итак. Перед нами успешный молодой человек и мы постараемся доказать,
что наша тема к нему имеет непосредственное значение.. или нет.
Основная часть :
1. Работа над эпиграфами урока. (На экране высказывания о значении
слова)
- Ребята найдите ключевые слова в этих выражениях.
- О чем говорят пословицы?
- Найдите и зачитайте слова, относящиеся к сегодняшнему времени.
2. Проведение имитационной игры. ( Слушателям дается небольшая
контрольная диагностическая работа по орфоэпии).
Ребята, предлагается принять участие в ролевой игре «Диктор». (Слайд)
(Первые 6 предложений читает 1 команда. С 7-12 – 2 команда)
Работа по орфоэпии.
1. В бассейн начала поступать вода.
2.Эти сапоги красивее и удобнее.
3.Мусоропровод был вовремя исправлен.
4.Новая программа была принята и утверждена за короткий срок.
5. Договор облегчит товарообмен между обеими странами.
6. Не балуйся!
7.Орган – музыкальный инструмент.
8.Задание первого квартала выполнено.
9.Мы позвоним вам завтра.
10.Принято решение премировать отличившихся.
11.Наша цель близка.
12.Ответы верны.
Исходя
из
возникших
затруднений
выбираются
слова
для
орфоэпической разминки – скандирования (каждое слово произносится не
менее трех раз).
3.Редакторская правка.(слайд)
Пушкинская правка - образец взыскательного отношения к собственному
слову.
«Метель»
1). В одну минуту дорогу занесло снегом.
2). В одну минуту занесло дорогу сугробами.
3). В одну минуту занесло дорогу.
И окончательный вариант:
4). В одну минуту дорогу занесло.
Гениальный поэт показывает нам, как одновременно просто и трудно
найти единственно верное решение речевой проблемы.
Отредактируйте предложения и прокомментируйте ответ:
1 группа участников. ( Слайд)
1.Мы были шокированы ( удивлены, поражены ) прекрасной игрой актеров.
2.Молчалин работает ( имеет чин секретаря ) секретарём Фамусова.
Ответы: 1Б; 2А
2
группа участников.
1. Молодой юноша ; очень прекрасный. (Прекрасный юноша.)
2 . В
э т о м рассказе
рассказывается
о
реальных
событиях.(В
этом
произведенииповествуется о реальных событиях).
Ответы: 1Б;2А
4.(!) Художественная литература всегда была и остается школой мастерства.
Причем писать хорошо и многословно, витиевато -совсем не одно и то же.
Помните, как Гомер описывал красоту Елены? «Когда Елена вошла, увидев ее
красоту, старцы встали». Простые слова, но каждый чувствует силу красоты,
перед которой встали старцы. (слайд)
Произведение,
воспринятое
лишь
как
«содержание»,
не
доставит
наслаждения,
не
утолит
жажды
сердца.
Чтобы
совершенствовать
собственную речь, важно научиться оценивать форму.
Напишем небольшое сочинение «по восприятию». Я читаю стихи
В.
Солоухина,
а
вы
отметьте
поразившие
вас
детали,
художественное
своеобразие. Какое настроение рождают эти строки? Чем оно вызвано?
- Здравствуйте! –
Что особого мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?(слайд
Предлагается прочитать написанные мини - сочинения. Все слушали один
текст, а какое разнообразие впечатлений и мыслей! И это является отправной
точкой для дальнейшей работы учителя. Вместе ищем ответ на вопрос, в чем
же заключается сила слова.
5..
Прием сравнения помогает выбрать правильную речевую тактику.
Он одинаково учит как на положительном, так и на отрицательном примере.
Перед вами текст поздравления: «Дорогая бабушка, поздравляю тебя с
праздником, желаю всего хорошего».
А
вот
так
начинаются
многие
письма
Петра I
жене
Екатерине
Алексеевне: «Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!»
Что
вам
хочется
сказать
по
поводу
этих
образцов
эпистолярного
жанра? Попробуйте составить текст поздравления близким вам людям. Легко
ли вам было его писать? Довольны ли вы тем, какими получились ваши
поздравления? Пока вы пишите 1 участник пусть подойдет к моему столу и
выберет карточки для иллюстрации проекта.
Подведем итог урока: Давайте посмотримкакими качествами мы наделили
успешного
человека.
(Народная
мудрость.
Богатство
языка.
Грамотная
письменная речь и т. д.)
Чтобы правильно оценивать своё речевое поведение, необходимо
помнить о том, что «зорко одно лишь сердце». Наша речь – важнейшая
часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.
Мне очень хочется, чтобы сейчас каждый из нас задал себе вопрос:
«Когда и кого я в последний раз утешил, вдохновил, вылечил словом?»
Если ответ неутешительный, еще не поздно исправить ситуацию.
Моделирование
Присутствующим предлагается сконструировать собственную модель
правил в режиме презентуемой технологии, как поиск ответа на вопрос: «
Чем
же
обусловлен
успех
выступления?»
( Далее
идет
обсуждение
предложенных моделей учебного занятия.)
Рефлексия
1.
Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы
при построении вашей речи?