Автор: Наумова Екатерина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 44 Населённый пункт: Город Кемерово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Эта волшебница - наша вода" Раздел: дошкольное образование
Проект «Это Волшебница – наша Вода»
Для детей подготовительной группы.
Составитель: Наумова Екатерина
Алексеевна
Кемерово 2016
Проект «Это Волшебница – наша Вода» подготовительная группа.
МБДОУ № 44 города Кемерово, р- он Кировский, переулок Рекордный 11
Воспитатели: Наумова Екатерина Алексеевна
Вид проекта: Среднесрочный фронтальный групповой исследовательский
проект.
Тип проекта: практико – ориентированный
Продолжительность: 5 месяцев.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Образовательная область: Экологическое воспитание, познавательное
развитие.
Проблема: Внешний интерес детей к воде, не желание детей узнать новое о
воде и ее свойствах.
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши дошколята
самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на
которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними
исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои
многочисленные вопросы. Поэтому мы решили создать проект для
подготовительной группы «Это Волшебница – наша Вода!».
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования
правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных
связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная
готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие
экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически
грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и
экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой
привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это
подчеркивает актуальность нашего исследования.
Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к
воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического
сознания.
Задачи проекта:
1. Провести с опытно-исследовательскую работу о воде, развивать
коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу.
2. Выявить основные свойства воды, формировать у детей предтавления о
воде и ее свойствах.
3. Оформить полученные результаты.
4. Формировать желание пользоваться специальной терминологией.
Предполагаемый результат: Владение понятиями: водоем, река, пруд и
другими. Иметь представления о значении воды в жизни людей, животных и
растений. Иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и воды.
Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в
природе.
Формы и методы работы:
1. Проведение с родителями беседы, консультации о необходимости
формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Экскурсии с детьми на набережную, с семьями экскурсия на каток.
3. Целевые прогулки на территории детского сада (лужи, снег, дождь).
4. Занятия в уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Методы исследования: наблюдение, беседы с детьми о воде, чтение
литературы, отгадывание кроссвордов, ребусов, вышивание, рисование,
сочинение сказок и оформление книжек-малышек.
Вид деятельности
Сроки
выполнения
результаты
Форма
регистрации
результата
Наблюдения за
свойствами воды
на прогулках
В течение всего
проекта
Расширение
знаний детей о
воде
Составление
картотеки
наблюдений
Экскурсия на
набережную
В июне
Продолжаем
знакомство с
рекой
Создание
фоторепортажа
мы на
набережной
Выставка детских
работ «Речка,
которую я видел»,
«Весёлая
(грустная) речка».
В июле
Совместная
работа родителей
и детей
Выставка работ в
приемной
Вечер загадок о
воде
В июле
Расширение
знаний детей о
воде развитие
логического
мышления
Фоторепортаж
Знакомство с
новыми
подвижными
играми о воде
В течение всего
проекта
Разучивание
новых игр
Дополнение
картотеки
подвижных игр
Опыты с водой
В течение всего
проекта
Формирование
навыков
поисковой
деятельности
Фоторепортаж,
картотека опытов
и экспериментов
конкурс «Вода в
нашей жизни».
В августе
Приобщение
родителей
Творческие
отчеты родителей
Литература по
теме вода
В течение всего
проекта
Расширение
знаний о воде
Список
используемой
литературы
Квн «Что мы
знаем о воде?»
В августе
Закрепление
знаний о воде
Конспект квн
Выполнение проекта:
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К
сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда –
неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не
отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Очень
важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде.
К тому же вода – не только природный ресурс.
Наблюдая на прогулках за каплями росы, дождя, сверкающим снегом, слушая
звон весенней капели, мы учим детей видеть красоту природы. На прогулках
дети знакомятся со свойствами воды, различными природными явлениями.
Знание свойств воды носит как бы вспомогательный характер: оно помогает
детям понять особенности среды обитания водных организмов. К примеру:
вода прозрачная, пропускает солнечные лучи, следовательно, в реках, озерах,
морях живут растения и различные организмы.
Во время бесед объясняю детям правила поведения в природных условиях.
Если для жизни растений и животных нужна вода, значит, наши водоемы
должны быть чистыми, незамутненными. Из этого вместе с детьми делаем
вывод – во время отдыха на реке, пруду, озере, родниках вести себя
экологически грамотно.
Во время прогулок летом, весной, в качестве объекта для наблюдения
предлагала детям обыкновенную лужу, от которой мы стараемся отогнать
детей, и к которой все они проявляют большой интерес. Лужа – модель
маленького водоёма. Мы наблюдали за её появлением, испарением воды,
образованием волн, замерзанием, тем самым определяли свойства воды.
Организуя работу с детьми, мы будем пытаться, чтобы они были не просто
слушателями, наблюдателями, а полноправными их участниками. Хотелось,
чтобы каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий
зависит состояние окружающей среды. И дети сами делали выводы: бросил
мусор в реку – загрязнил дом лягушек, рыб; убрал мусор на берегу – они
здоровы; забыл полить комнатное растение – оно погибло по твоей вине.
По итогам целевых прогулок, экскурсий мы будем проводить рисование на
темы: «Речка, которую я видел», «Весёлая (грустная) речка».
Во время занятий по конструированию будем строить кораблики. Этим
корабликам мы предложим детям сделать речку и ручейки. Задачей которую
мы поставим во время этого занятия будет являться закрепление знаний детей
о том, что ручейки впадают в большую речку.
Рассматривание с детьми весенних, летних пейзажей . Вода, как волшебница,
умеет превращаться в дождь, снег, росу, лед и т.д.
Провести с детьми вечер загадок и отгадок о воде.
Познакомимся с новыми подвижными играми: «Мы – капельки», «Мы –
большие киты».
Знакомство со стихотворениями: С.Погорельского «Весенний ручеек»,
Л.Люшина «Капелька», Э.Мошковской «Капля и море», А. Толстого «Золотой
ключик или приключения Буратино», Г.К. Андерсена «Дюймовочка», рассказ
Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели».
Для изучения свойств воды мы с детьми будем проводить опыты-занятия:
жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха. Что бы дети дети наглядно на
собственном опыте убедились в данных свойствах.
Для закрепления знаний детей о воде будет поведен КВН «Что мы знаем о
воде?» между детьми старшей и подготовительной групп.
Результатом всей проведенной работы мы хотели бы увидеть практическую
работу в каждой семье, поэтому родителям будет педложено поучаствовать в
конкурсе «Вода в нашей жизни». Родители вместе с детьми должны будут
предоставить небольшой отчет , в котором они: опишут использование воды
во всех сферах жизни; расскажут о проведенных мероприятиях по обучению
детей охране и использовании водных ресурсов.