Напоминание

Разработка сценария фольклорного праздника для детей среднего и старшего дошкольного возраста


Автор: Хохлова Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО Дом детского творчества
Населённый пункт: село Быков, Долинского района Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка сценария фольклорного праздника для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЧУДЕСА – КУДЕСА

(Фольклорный праздник для детей среднего и старшего

дошкольного возраста )

Действующие лица:

Дети – группа детей среднего и старшего дошкольного возраста;

Ведущая

Емеля

Аленушка

Петрушка

Кикимора

Лиса

Фея

Звучит русская народная музыка. В зал входят дети, рассаживаются.

Зал оформлен весенними мотивами, домиком, стоит плетень, около которой

лежит «волшебная палочка».

Ведущая: Что за чудо, эти сказки! Волшебные появления, чудесные

превращения… А вы, дети, любите сказки? Мне кажется, что сегодня

обязательно произойдут какие-нибудь чудесные превращения, волшебства,

чудеса-кудеса… Вот, слышите, уже, кажется, начинаются.

Звучит музыка волшебства.

(ведущая находит волшебную палочку)

Ведущая: Интересно, что это за палочка? Может быть, волшебная?

Попробуем ею дотронуться… до забора. Может быть, на нем вырастут

цветы?... (Прикасается). Нет, ничего не появилось. Ой, а слова-то волшебные

забыли… «Чудеса-кудеса, загляните к нам сюда!» (говорят хором с детьми)

(Ведущая прикасается к ширме волшебной палочкой)

(

выходит Емеля)

Емеля: Здравствуйте! А куда это я попал? А кто меня вызвал из сказки?

Ведущая: Это мы с ребятишками тебя вызвали с помощью волшебной

палочки. У нас сегодня день сказочных чудес.

Емеля: Ой, я очень люблю всякие волшебства, всякие диковинки. Вот

послушайте, какие небылицы я знаю… Забыл что-то. А, сейчас мне щука

поможет – «По щучьему велению, по моему хотению» пусть вспомнятся все

небылицы». Ну вот, уже вспомнил. Спасибо, Щука.

На веточке на голой, покрытой не листвой,

Сидел козел веселый, чирикал сам с собой.

Там заяц-лежебока тащил в зубах кота,

Лиса ловила мошек – такая красота!

А рядом, свесив уши, капусту ел медведь,

А ты сиди и слушай, а я не буду петь!

Ведущая: Емелюшка, а наши дети тоже знают такие небылицы, только им

никакая щука не помогает, они сами все запоминают.

Реб. Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Реб. Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Реб. Рано утром, вечерком, поздно на рассвете

Баба ехала верхом в каменной карете.

Реб. А за нею во всю прыть, тихими шагами

Волк старался переплыть миску с пирогами.

Реб. Кто-то на небо взглянул – там землятресенье,

Отчего-то кот чихнул,- завтра воскресенье.

Емеля: А я раз диковинку видел невиданную, неслыханную.

Ведущая: Диковинку? А какую?

Емеля: Видел, как по кругу корову водили.

Ведущая: Да чем же эта корова знаменита была, что ты так ее запомнил?

Емеля: (показывает) Ростом та корова была велика, вся в бурой шерсти,

ходила она на задних ногах, водили ее на цепи, хвоста у нее не было. А как

хозяин на гармошке начинал играть, так-та корова всем кланялась и рычала.

Ребенок: Да вы медведя дрессированного за корову приняли.

Емеля:Да нет, медведь-то разве такой? Он серый, тощий, зубы у него

здоровущие, он зимой по лесу рыщет, зайчат да телят ищет.

Ребенок: Да медведь зимой спит, а серый да тощий – это же волк!

Емеля: Какой волк! Разве я не знаю, какой бывает волк! Он в пушистой

рыжей шубке, ходит осторожненько да тихо, в деревню захаживает часто да

спрашивает, не нужна ли птичница, чтобы курочек да петухов посчитать.

Ребенок: Да это же лисица!

Емеля: Да нет, не лисица, я лисицу видел. Она маленькая, как комочек, да все

прыгает, ушки длинные, ножки легкие, с горки на горку скачет, от хищников

прячется.

Ребенок: Да это же заяц!

Емеля:Совсем вы меня запутали. Заяц-то, он каков? Смелый да сильный,

голоден – мычит, а когда сыт – жует, всем детям молоко дает.

Ведущая: Да ведь это же, как раз и есть корова. С моими ребятишками лучше

не спорить. Они и в учебе молодцы, и в деле хозяйском помощники, а

посмеяться и пошутить они тоже горазды. Вот послушай наши потешки –

насмешки.

(Под веселую музыку выбегают парами дети, кружатся, говорят потешку,

снова кружатся и садятся на место)

1.

-Машка, а Машка, в гости пора.

-На чём ехать-то?

-На рогоже.

-На рогоже не гоже.

-А ты на лукошке.

-Вдруг свалюсь по дорожке?

-Привяжись ремешком.

-Нет уж, лучше пойду пешком!

2.

-Мы с тобой шли?

- А что же ты сам ей «тпру» не

-Шли!

-Пирожок нашли?

-Нашли!

-Я тебе его дал?

-Дал!

-Ты его взял?

-Взял!

-А где же он?

-Кто?

-Пирожок.

-Какой пирожок?

-Мы с тобой шли?

И т.д.

3.

-Брат Иван, ты где?

-Я в горнице.

-А что ты там делаешь?

-А я Петру помогаю.

-А Пётр что делает?

-Да на печке лежит.

4.

-Приятель, есть хочешь?

-Спасибо, друг, а то я очень

голоден.

-Да разве ты не ел?

-Да не ел, перекусил только.

-А что же ты перекусил?

-Да съел кусок пирога, горшок

сметаны

да решето калачей.

6.

- Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит!

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит – надо идти!

7.

- Здорово, Кума!

- На рынке была.

- Никак ты, Кума, глуха?

- Купила курицу да петуха.

- Прощай, Кума!

- Пять алтын дала.

8.

- Ты пирог ел?

- Нет, не ел.

- А вкусный он?

- Очень!

9.

-Тит, а Тит, пошли зерно молотить.

-У меня голова болит.

-Тит, а Тит, пошли кисель есть.

-А где моя большая ложка?

Ведущая: Вот так Тит. Работать не хочет, а поесть любит.

Тит: Ага! Про меня даже потешка есть: «Ты, работушка, меня не бойся, я

тебя не трону».

Ведущая: А мы другие поговорки знаем.

Реб.: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Реб.: Как потопаешь, так и полопаешь.

Реб.: Без труда не втащишь и рыбку из пруда.

Реб.: Лень до добра не доводит.

Реб.: Труд человека кормит, а лень портит.

Тит: Мне стыдно, я перестану быть лентяем.

Емеля: Ну прощайте, ребята, мне в сказку пора. (уходит)

Ведущая: (берет волшебную палочку) «Чудеса-кудеса, загляните к нам

сюда!»

(Выходит Аленушка

)

Аленушка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая: Кто вы, красна девица?

Аленушка: Меня зовут Аленушка, я к вам из сказки пришла. Как у вас тут

весело и интересно, можно и мне немножко с вами повеселиться?

Дети: Да.

Аленушка: А что вы умеете?

Ведущая: Да много чего. Можем петь и плясать, и весело играть.

Аленушка: Играть и я люблю, бывало, как заведем с подруженьками

хоровод веселый, так забываешь про все дела. Вот один раз так заигралась,

что про младшего брата забыла, а в это время его гуси-лебеди унесли.

Ведущая: Ну, ничего, главное, что все хорошо закончилось. Давайте играть:

(Звучит русская народная веселая музыка)

ИГРА «Тетёра»

Часть детей берутся за руки и создают круг, руки подняты. Другая часть

под музыку цепочкой заходит в круг и выходит. Все поют припевку. По

окончании музыки руки опускаются и оставшиеся в кругу встают в круг.

Игра продолжается пока все не окажутся в кругу. Затем дети меняются

местами.

Тетера шла, маховая шла.

По улочкам, переулочкам.

Сама прошла, детей провела,

Самого хорошего оставила.

Аленушка: Здорово играете, а что еще покажете?

Ведущая: А покажем наших весёлых матрёшек.

Мальчик:

Вы, матрёшки, выходите,

Друг на друга поглядите.

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь.

Под веселую музыку выходят «Матрешки» и исполняют частушки.

1.

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём.

Очень любим мы частушки

И от них не устаём.

2.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка.

3.

Весь народ глядит в окошко –

Танцевать пошли матрёшки:

Девять водят хоровод,

А десятая поёт.

4.

Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядём,

Сами в гости к вам идём.

5.

Мы матрёшки-невелички,

Под платочками – косички!

В сарафаны нарядились

И в весёлый пляс пустились.

6.

У торговца, у торговки

Покупали мы обновки.

Щупали и мерили,

Глазам своим не верили.

7.

Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрёшки:

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

8.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась!

9.

Мы до полночи гостили,

Нас домой не отпустили:

Оставляют ночевать,

Завтра снова чаевать.

10. Мы частушек много знаем,

Исполнять их обожаем.

Только время подошло.

Может, свидимся ещё!

Аленушка: Ну, порадовали, повеселили, пора мне в свою сказку

возвращаться. До свидания!

Ведущая: (берет волшебную палочку) «Чудеса-кудеса, загляните к нам

сюда!»

(Звучит веселая музыка - Выходит Петрушка)

Петрушка: Здравствуйте! А куда это я попал?

Ведущая: К нам на праздник, мы здесь поем, играем и веселимся. А вы,

кажется, Петрушка?

Петрушка: Угадали.

Я веселый друг Петрушка

В яркой шапке на макушке.

Я в костюме расписном,

Ярко-красном, голубом!

У меня большой носище,

Всюду я его сую.

У меня талантов тысяча –

И пляшу я, и пою.

Ведущая: Ну, тогда оставайся, повеселись с нами.

Петрушка: С удовольствием!

Никогда я не скучаю,

Петь люблю и танцевать.

А еще я предлагаю

Всем немного поиграть!

А игра моя называется «Веселые музыканты»

Проводится ИГРА с шумовыми инструментами.

Петрушка: Молодцы, ребята, хорошо поиграли, ну, мне пора, прощайте!

Ведущая: (берет волшебную палочку) «Чудеса-кудеса, загляните к нам

сюда!»

(Под сказочную музыку выходит Кикимора)

Ведущая: Ой, а кто это к нам пожаловал?

Кикимора: Как, вы меня не узнали? Я красавица болотного царства -

Кикимора! Здравствуйте, люди добрые! Сколько вас много, и что вы тут

делаете?

Ведущая: А у нас тут игры, забавы, сказочные чудеса.

Кикимора: Чудеса, сказочные? Это мне нравится, да я и сама из сказки,

знаете сколько у нас там интересного? Мы вот со своим другом Лешим ох как

любим чудить. А у вас какие сказки?

Ведущая: А у нас сегодня сказка про репку.

Кикимора: А что такое репка?

Дети: Это – овощ.

Кикимора: Это хорошо, а то я сегодня еще не обедала.

Ведущая: Ну нет, нашу репку съесть нельзя, она у нас не просто овощ, да

что я рассказываю давайте смотреть.

Сказка «РЕПКА»

Действующие лица – дети:

Дед, Бабка, Внучка, Репка, Жучка, Кошка, Мышка.

Рассказчик – взрослый.

Рассказчик

Как в деревне Мухоморы

По весне цветут заборы,

А коль где лежит бревно,

В избу вырастет оно.

Там на всё чудес хватает –

Огород себя копает,

И зараз по вёдер сто

Носит воду решето.

Только где те Мухоморы?

Их на карте не сыскать,

Чтоб найти их на просторе,

Надо в сказке побывать.

Дед

Ой, беда – то, ой беда!

В огороде лебеда!

Зря козу мы в прошлый год

Не пускали в огород!

Грядку вот сейчас вскопаю.

Только что сажать не знаю.

Из окна выглядывает внучка.

Внучка

Дедка, посади цветы!

Дед (качая головой)

Вряд ли есть их станешь ты!

Внучка исчезает в окне, из него выглядывает Бабка.

Бабка

Посади-ка дед картошку

Да морковочки немножко!

Бабка прячется, из окна снова выглядывает Внучка.

Внучка

Дедка! Посади спаржу!

Дед

Лучше репу посажу!

Дед бросает в землю семечко возле плетня.

Дед

Мы её, родную, парим,

Тушим, сушим, жарим, варим!

Репу ест который век

Всякий русский человек!

Из дома выходит Бабка с лейкой и начинает поливать репу. Репа очень

медленно появляется из земли. Видна только её ботва.

Бабка

Ярче, солнышко, свети!

Репа, до небес расти –

В пять обхватов шириной

В пять аршинов вышиной,

Да во весь наш огород!

Внучка выходит из дома.

Внучка

Ой, гляди, она растёт!

Дед

Ладно, внучка, подождём.

Пусть польёт её дождём,

Ясным солнышком пригреет.

К осени она созреет!

Дед уходит в дом. Внучка оглядывает репу со всех сторон.

Внучка

Что-то очень долго ждать,

Да полоть, да поливать.

Я вот видела во сне

Репу вашу на сосне,

А потом у чудо-ёлки

Собирали зайцев волки.

Только тем, с кем я дружу,

Эту ёлку покажу!

Бабка и внучка уходят в дом. Репа продолжает расти.

Репка

Я расту, расту, расту,

К небу листики тяну.

Солнца силу соберу,

В корешке приберегу.

Выше! Выше! Шире! Шире!

Я расту, стараюсь,

Соком наливаюсь!!!

Всё! Устала я чуть-чуть…

Теперь можно отдохнуть…

Репка засыпает

Рассказчик

Не успели пообедать,

Репку дед решил проведать.

Из окна выглядывает дед.

Рассказчик

А она с луны видна, как Китайская стена.

Дед выбегает из дома и осматривает репу.

Дед (озадаченно)

Урожайный нынче год,

Из земли всё так и прёт!

Чтоб не стала, как гора,

Репку выдернуть пора.

Дед подходит к репке, хватается за ботву и пытается вытянуть. Репка не

поддаётся.

Дед

Слаб я стал на склоне лет,

Вот тяну, а толку нет!

Одолел радикулит –

Ох, спина моя болит!

Бабка!

Бабка появляется в окне.

Бабка

Что ещё случилось?

Дед

Помоги мне, сделай милость.

Бабка (со вздохом)

Жаль, в хозяйстве нет коня.

Дед

Ну, хватайся за меня!

Бабка выходит из дома, хватается за Деда. Они тянут репку, вместе

раскачиваясь туда-сюда.

Бабка и Дед (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка, репка, покажись!

Репка не поддаётся. Дед и Бабка продолжают тянуть.

Бабка

Ой, животик надорвём!

Ой, не справится вдвоём!

Дед

Надо нам подмогу звать!

Бабка и дед (хором)

Внученька!

Внучка появляется в окне.

Внучка

Ну, что опять?

Внучка выходит из дома.

Дед

Ты скорее к нам беги,

Бабке с Дедкой помоги.

Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку.

Дед, Бабка и Внучка (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись, ну-ка, репка, покажись!

Репка не поддаётся.

Рассказчик

Только репа, как руками,

Ухватилась корешками –

Лучше ей в сырой земле,

Чем на праздничном столе.

Дед, Бабка и Внучка (хором)

Жучка!

(Жучка выбегает из дома)

Жучка

Гав! Гав! Гав! Бегу!

Я сейчас вам помогу!

Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.

Дед, Бабка, Внучка и Жучка (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка репка покажись! (Репка не поддаётся)

Бабка

Толку нет и вчетвером!

Дед

Может, проще топором?

Жучка

Дедка, погоди немножко,

Позовём мы лучше кошку.

Дед, Бабка, Внучка и Жучка (хором)

Кошка!

Никто не идет

Жучка

Что-то кошки не видать,

Побегу её искать!

Из дома медленно выходит Кошка.

Кошка

Незачем меня искать!

Я сама шла помогать.

Жучка, хвост свой дай скорей.

Я вцеплюсь в него…

Жучка

Не смей!!!

Дед

Цыц! Малявки! Тишина!

Драка здесь мне не нужна.

Если ссориться хотите.

С огорода прочь идите!

Кошка: Нет, нет, нет! Я так – шутя.

Жучка

Ух! Поймаю я тебя!

Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.

Дед, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка (хором)

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка репка, покажись!

Репка не поддаётся.

Бабка

Впятером не совладать!

Внучка

Может, кипятком обдать?

Жучка

Дело говоришь, ты, вроде.

Кошка

И съедим здесь, в огороде!

Дед (в сердцах)

Что ни делай, всё зазря!

Бабка (мечтательно)

Где б найти богатыря?

Из дома выбегает Мышка.

Мышка

Пип! Я к вам уже бегу.

Не горюйте, помогу!

Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку.

Все

Тянем вместе, тянем дружно!

Репку вытянуть нам нужно!

Ты за грядку не держись,

Ну-ка, репка, покажись!

Репка выдёргивается. Все падают.

Рассказчик

Как все вместе налегли,

Вышла репа из земли

Чистым весом в сорок пуд!

Не пропал, знать, мышкин труд!

Если что ещё случится,

Знают – мышка пригодится!

Все герои берутся за руки и начинают водить вокруг репы хоровод.

Все (хором)

Приходи, честной народ,

Посмотреть наш огород,

Чудо-репке подивиться!

С нами петь и веселиться.

Ведущая: Нашей сказке – конец,

А кто слушал – молодец!

Кикимора: Хорошая сказка, молодцы, ребята. Ой, что-то засиделась я с вами,

мне уже пора, Леший наверное меня потерял. Прощайте!

Ведущая: (берет волшебную палочку) «Чудеса-кудеса, загляните к нам

сюда!»

(Выходит ЛИСА с лейкой в руках)

Лиса: Куда это я попала? Здравствуйте! Это вы меня отвлекаете от важных

дел?

Ведущая: Здравствуйте Лиса Патрикеевна! Вы попали к нам на праздник,

извините, что мешаем вам заниматься делами. Если не секрет, чем,

интересно, вы были заняты?

Лиса: Да не секрет. Я решила заняться огородничеством, буду выращивать

овощи. Надоели мне зайцы, мышки, колобки, проблем с ними много, то ли

дело овощи, вот, например, сварю кашу с репкой и позову в гости журавля да

так наемся! А вот сейчас я собиралась поливать капусту, а тут вы!

Ведущая: Не волнуйтесь, Лисонька, у нас тоже есть капуста и ее, конечно же,

надо поливать.

ТАНЕЦ «Капуста»

Лиса: Ну и повеселили вы меня, спасибо. Ну а мне уже пора на свой огород.

Растите большими и крепкими, до свидания!

Ведущая: И все-таки интересно, чья же эта волшебная палочка?

Дети: Феи

Ведущая: Значит надо позвать фею. «Чудеса-кудеса, загляните, фея, к нам

сюда!»

(появляется ФЕЯ)

Фея: Здравствуйте! Это вы меня из сказки вызывали?

Ведущая: (Рассказывает про волшебную палочку)

Фея: Я очень рада, что вы нашли мою волшебную палочку, спасибо вам. Вы

уже, наверное, узнали, что моя волшебная палочка умеет творить чудеса? Но

я уверена, что и без моей палочки в жизни происходят необыкновенные

чудеса.

Дети исполняют песню «Нам сказки дарят чудо»

Ведущая: Вот и подошли к концу наши «Чудеса-кудеса»

Прощаюсь с вами и желаю

В мире жить, всем дружить,

Родным краем дорожить.

А на праздниках веселых

Петь, плясать и не тужить!



В раздел образования