Автор: Хохлова Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО Дом детского творчества
Населённый пункт: село Быков, Долинского района Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка сценария фольклорного праздника для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
ЧУДЕСА – КУДЕСА
(Фольклорный праздник для детей среднего и старшего
дошкольного возраста )
Действующие лица:
Дети – группа детей среднего и старшего дошкольного возраста;
Ведущая
Емеля
Аленушка
Петрушка
Кикимора
Лиса
Фея
Звучит русская народная музыка. В зал входят дети, рассаживаются.
Зал оформлен весенними мотивами, домиком, стоит плетень, около которой
лежит «волшебная палочка».
Ведущая: Что за чудо, эти сказки! Волшебные появления, чудесные
превращения… А вы, дети, любите сказки? Мне кажется, что сегодня
обязательно произойдут какие-нибудь чудесные превращения, волшебства,
чудеса-кудеса… Вот, слышите, уже, кажется, начинаются.
Звучит музыка волшебства.
(ведущая находит волшебную палочку)
Ведущая: Интересно, что это за палочка? Может быть, волшебная?
Попробуем ею дотронуться… до забора. Может быть, на нем вырастут
цветы?... (Прикасается). Нет, ничего не появилось. Ой, а слова-то волшебные
забыли… «Чудеса-кудеса, загляните к нам сюда!» (говорят хором с детьми)
(Ведущая прикасается к ширме волшебной палочкой)
(
выходит Емеля)
Емеля: Здравствуйте! А куда это я попал? А кто меня вызвал из сказки?
Ведущая: Это мы с ребятишками тебя вызвали с помощью волшебной
палочки. У нас сегодня день сказочных чудес.
Емеля: Ой, я очень люблю всякие волшебства, всякие диковинки. Вот
послушайте, какие небылицы я знаю… Забыл что-то. А, сейчас мне щука
поможет – «По щучьему велению, по моему хотению» пусть вспомнятся все
небылицы». Ну вот, уже вспомнил. Спасибо, Щука.
На веточке на голой, покрытой не листвой,
Сидел козел веселый, чирикал сам с собой.
Там заяц-лежебока тащил в зубах кота,
Лиса ловила мошек – такая красота!
А рядом, свесив уши, капусту ел медведь,
А ты сиди и слушай, а я не буду петь!
Ведущая: Емелюшка, а наши дети тоже знают такие небылицы, только им
никакая щука не помогает, они сами все запоминают.
Реб. Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Реб. Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Реб. Рано утром, вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала верхом в каменной карете.
Реб. А за нею во всю прыть, тихими шагами
Волк старался переплыть миску с пирогами.
Реб. Кто-то на небо взглянул – там землятресенье,
Отчего-то кот чихнул,- завтра воскресенье.
Емеля: А я раз диковинку видел невиданную, неслыханную.
Ведущая: Диковинку? А какую?
Емеля: Видел, как по кругу корову водили.
Ведущая: Да чем же эта корова знаменита была, что ты так ее запомнил?
Емеля: (показывает) Ростом та корова была велика, вся в бурой шерсти,
ходила она на задних ногах, водили ее на цепи, хвоста у нее не было. А как
хозяин на гармошке начинал играть, так-та корова всем кланялась и рычала.
Ребенок: Да вы медведя дрессированного за корову приняли.
Емеля:Да нет, медведь-то разве такой? Он серый, тощий, зубы у него
здоровущие, он зимой по лесу рыщет, зайчат да телят ищет.
Ребенок: Да медведь зимой спит, а серый да тощий – это же волк!
Емеля: Какой волк! Разве я не знаю, какой бывает волк! Он в пушистой
рыжей шубке, ходит осторожненько да тихо, в деревню захаживает часто да
спрашивает, не нужна ли птичница, чтобы курочек да петухов посчитать.
Ребенок: Да это же лисица!
Емеля: Да нет, не лисица, я лисицу видел. Она маленькая, как комочек, да все
прыгает, ушки длинные, ножки легкие, с горки на горку скачет, от хищников
прячется.
Ребенок: Да это же заяц!
Емеля:Совсем вы меня запутали. Заяц-то, он каков? Смелый да сильный,
голоден – мычит, а когда сыт – жует, всем детям молоко дает.
Ведущая: Да ведь это же, как раз и есть корова. С моими ребятишками лучше
не спорить. Они и в учебе молодцы, и в деле хозяйском помощники, а
посмеяться и пошутить они тоже горазды. Вот послушай наши потешки –
насмешки.
(Под веселую музыку выбегают парами дети, кружатся, говорят потешку,
снова кружатся и садятся на место)
1.
-Машка, а Машка, в гости пора.
-На чём ехать-то?
-На рогоже.
-На рогоже не гоже.
-А ты на лукошке.
-Вдруг свалюсь по дорожке?
-Привяжись ремешком.
-Нет уж, лучше пойду пешком!
2.
-Мы с тобой шли?
- А что же ты сам ей «тпру» не
-Шли!
-Пирожок нашли?
-Нашли!
-Я тебе его дал?
-Дал!
-Ты его взял?
-Взял!
-А где же он?
-Кто?
-Пирожок.
-Какой пирожок?
-Мы с тобой шли?
И т.д.
3.
-Брат Иван, ты где?
-Я в горнице.
-А что ты там делаешь?
-А я Петру помогаю.
-А Пётр что делает?
-Да на печке лежит.
4.
-Приятель, есть хочешь?
-Спасибо, друг, а то я очень
голоден.
-Да разве ты не ел?
-Да не ел, перекусил только.
-А что же ты перекусил?
-Да съел кусок пирога, горшок
сметаны
да решето калачей.
6.
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти!
7.
- Здорово, Кума!
- На рынке была.
- Никак ты, Кума, глуха?
- Купила курицу да петуха.
- Прощай, Кума!
- Пять алтын дала.
8.
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный он?
- Очень!
9.
-Тит, а Тит, пошли зерно молотить.
-У меня голова болит.
-Тит, а Тит, пошли кисель есть.
-А где моя большая ложка?
Ведущая: Вот так Тит. Работать не хочет, а поесть любит.
Тит: Ага! Про меня даже потешка есть: «Ты, работушка, меня не бойся, я
тебя не трону».
Ведущая: А мы другие поговорки знаем.
Реб.: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Реб.: Как потопаешь, так и полопаешь.
Реб.: Без труда не втащишь и рыбку из пруда.
Реб.: Лень до добра не доводит.
Реб.: Труд человека кормит, а лень портит.
Тит: Мне стыдно, я перестану быть лентяем.
Емеля: Ну прощайте, ребята, мне в сказку пора. (уходит)
Ведущая: (берет волшебную палочку) «Чудеса-кудеса, загляните к нам
сюда!»
(Выходит Аленушка
)
Аленушка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие!
Ведущая: Кто вы, красна девица?
Аленушка: Меня зовут Аленушка, я к вам из сказки пришла. Как у вас тут
весело и интересно, можно и мне немножко с вами повеселиться?
Дети: Да.
Аленушка: А что вы умеете?
Ведущая: Да много чего. Можем петь и плясать, и весело играть.
Аленушка: Играть и я люблю, бывало, как заведем с подруженьками
хоровод веселый, так забываешь про все дела. Вот один раз так заигралась,
что про младшего брата забыла, а в это время его гуси-лебеди унесли.
Ведущая: Ну, ничего, главное, что все хорошо закончилось. Давайте играть:
(Звучит русская народная веселая музыка)
ИГРА «Тетёра»
Часть детей берутся за руки и создают круг, руки подняты. Другая часть
под музыку цепочкой заходит в круг и выходит. Все поют припевку. По
окончании музыки руки опускаются и оставшиеся в кругу встают в круг.
Игра продолжается пока все не окажутся в кругу. Затем дети меняются
местами.
Тетера шла, маховая шла.
По улочкам, переулочкам.
Сама прошла, детей провела,
Самого хорошего оставила.
Аленушка: Здорово играете, а что еще покажете?
Ведущая: А покажем наших весёлых матрёшек.
Мальчик:
Вы, матрёшки, выходите,
Друг на друга поглядите.
Гостям нашим поклонитесь
И немного покружитесь.
Под веселую музыку выходят «Матрешки» и исполняют частушки.
1.
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём.
Очень любим мы частушки
И от них не устаём.
2.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
3.
Весь народ глядит в окошко –
Танцевать пошли матрёшки:
Девять водят хоровод,
А десятая поёт.
4.
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам идём.
5.
Мы матрёшки-невелички,
Под платочками – косички!
В сарафаны нарядились
И в весёлый пляс пустились.
6.
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки.
Щупали и мерили,
Глазам своим не верили.
7.
Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрёшки:
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
8.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась!
9.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили:
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать.
10. Мы частушек много знаем,
Исполнять их обожаем.
Только время подошло.
Может, свидимся ещё!
Аленушка: Ну, порадовали, повеселили, пора мне в свою сказку
возвращаться. До свидания!
Ведущая: (берет волшебную палочку) «Чудеса-кудеса, загляните к нам
сюда!»
(Звучит веселая музыка - Выходит Петрушка)
Петрушка: Здравствуйте! А куда это я попал?
Ведущая: К нам на праздник, мы здесь поем, играем и веселимся. А вы,
кажется, Петрушка?
Петрушка: Угадали.
Я веселый друг Петрушка
В яркой шапке на макушке.
Я в костюме расписном,
Ярко-красном, голубом!
У меня большой носище,
Всюду я его сую.
У меня талантов тысяча –
И пляшу я, и пою.
Ведущая: Ну, тогда оставайся, повеселись с нами.
Петрушка: С удовольствием!
Никогда я не скучаю,
Петь люблю и танцевать.
А еще я предлагаю
Всем немного поиграть!
А игра моя называется «Веселые музыканты»
Проводится ИГРА с шумовыми инструментами.
Петрушка: Молодцы, ребята, хорошо поиграли, ну, мне пора, прощайте!
Ведущая: (берет волшебную палочку) «Чудеса-кудеса, загляните к нам
сюда!»
(Под сказочную музыку выходит Кикимора)
Ведущая: Ой, а кто это к нам пожаловал?
Кикимора: Как, вы меня не узнали? Я красавица болотного царства -
Кикимора! Здравствуйте, люди добрые! Сколько вас много, и что вы тут
делаете?
Ведущая: А у нас тут игры, забавы, сказочные чудеса.
Кикимора: Чудеса, сказочные? Это мне нравится, да я и сама из сказки,
знаете сколько у нас там интересного? Мы вот со своим другом Лешим ох как
любим чудить. А у вас какие сказки?
Ведущая: А у нас сегодня сказка про репку.
Кикимора: А что такое репка?
Дети: Это – овощ.
Кикимора: Это хорошо, а то я сегодня еще не обедала.
Ведущая: Ну нет, нашу репку съесть нельзя, она у нас не просто овощ, да
что я рассказываю давайте смотреть.
Сказка «РЕПКА»
Действующие лица – дети:
Дед, Бабка, Внучка, Репка, Жучка, Кошка, Мышка.
Рассказчик – взрослый.
Рассказчик
Как в деревне Мухоморы
По весне цветут заборы,
А коль где лежит бревно,
В избу вырастет оно.
Там на всё чудес хватает –
Огород себя копает,
И зараз по вёдер сто
Носит воду решето.
Только где те Мухоморы?
Их на карте не сыскать,
Чтоб найти их на просторе,
Надо в сказке побывать.
Дед
Ой, беда – то, ой беда!
В огороде лебеда!
Зря козу мы в прошлый год
Не пускали в огород!
Грядку вот сейчас вскопаю.
Только что сажать не знаю.
Из окна выглядывает внучка.
Внучка
Дедка, посади цветы!
Дед (качая головой)
Вряд ли есть их станешь ты!
Внучка исчезает в окне, из него выглядывает Бабка.
Бабка
Посади-ка дед картошку
Да морковочки немножко!
Бабка прячется, из окна снова выглядывает Внучка.
Внучка
Дедка! Посади спаржу!
Дед
Лучше репу посажу!
Дед бросает в землю семечко возле плетня.
Дед
Мы её, родную, парим,
Тушим, сушим, жарим, варим!
Репу ест который век
Всякий русский человек!
Из дома выходит Бабка с лейкой и начинает поливать репу. Репа очень
медленно появляется из земли. Видна только её ботва.
Бабка
Ярче, солнышко, свети!
Репа, до небес расти –
В пять обхватов шириной
В пять аршинов вышиной,
Да во весь наш огород!
Внучка выходит из дома.
Внучка
Ой, гляди, она растёт!
Дед
Ладно, внучка, подождём.
Пусть польёт её дождём,
Ясным солнышком пригреет.
К осени она созреет!
Дед уходит в дом. Внучка оглядывает репу со всех сторон.
Внучка
Что-то очень долго ждать,
Да полоть, да поливать.
Я вот видела во сне
Репу вашу на сосне,
А потом у чудо-ёлки
Собирали зайцев волки.
Только тем, с кем я дружу,
Эту ёлку покажу!
Бабка и внучка уходят в дом. Репа продолжает расти.
Репка
Я расту, расту, расту,
К небу листики тяну.
Солнца силу соберу,
В корешке приберегу.
Выше! Выше! Шире! Шире!
Я расту, стараюсь,
Соком наливаюсь!!!
Всё! Устала я чуть-чуть…
Теперь можно отдохнуть…
Репка засыпает
Рассказчик
Не успели пообедать,
Репку дед решил проведать.
Из окна выглядывает дед.
Рассказчик
А она с луны видна, как Китайская стена.
Дед выбегает из дома и осматривает репу.
Дед (озадаченно)
Урожайный нынче год,
Из земли всё так и прёт!
Чтоб не стала, как гора,
Репку выдернуть пора.
Дед подходит к репке, хватается за ботву и пытается вытянуть. Репка не
поддаётся.
Дед
Слаб я стал на склоне лет,
Вот тяну, а толку нет!
Одолел радикулит –
Ох, спина моя болит!
Бабка!
Бабка появляется в окне.
Бабка
Что ещё случилось?
Дед
Помоги мне, сделай милость.
Бабка (со вздохом)
Жаль, в хозяйстве нет коня.
Дед
Ну, хватайся за меня!
Бабка выходит из дома, хватается за Деда. Они тянут репку, вместе
раскачиваясь туда-сюда.
Бабка и Дед (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка, репка, покажись!
Репка не поддаётся. Дед и Бабка продолжают тянуть.
Бабка
Ой, животик надорвём!
Ой, не справится вдвоём!
Дед
Надо нам подмогу звать!
Бабка и дед (хором)
Внученька!
Внучка появляется в окне.
Внучка
Ну, что опять?
Внучка выходит из дома.
Дед
Ты скорее к нам беги,
Бабке с Дедкой помоги.
Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку.
Дед, Бабка и Внучка (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись, ну-ка, репка, покажись!
Репка не поддаётся.
Рассказчик
Только репа, как руками,
Ухватилась корешками –
Лучше ей в сырой земле,
Чем на праздничном столе.
Дед, Бабка и Внучка (хором)
Жучка!
(Жучка выбегает из дома)
Жучка
Гав! Гав! Гав! Бегу!
Я сейчас вам помогу!
Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.
Дед, Бабка, Внучка и Жучка (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка репка покажись! (Репка не поддаётся)
Бабка
Толку нет и вчетвером!
Дед
Может, проще топором?
Жучка
Дедка, погоди немножко,
Позовём мы лучше кошку.
Дед, Бабка, Внучка и Жучка (хором)
Кошка!
Никто не идет
Жучка
Что-то кошки не видать,
Побегу её искать!
Из дома медленно выходит Кошка.
Кошка
Незачем меня искать!
Я сама шла помогать.
Жучка, хвост свой дай скорей.
Я вцеплюсь в него…
Жучка
Не смей!!!
Дед
Цыц! Малявки! Тишина!
Драка здесь мне не нужна.
Если ссориться хотите.
С огорода прочь идите!
Кошка: Нет, нет, нет! Я так – шутя.
Жучка
Ух! Поймаю я тебя!
Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.
Дед, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка репка, покажись!
Репка не поддаётся.
Бабка
Впятером не совладать!
Внучка
Может, кипятком обдать?
Жучка
Дело говоришь, ты, вроде.
Кошка
И съедим здесь, в огороде!
Дед (в сердцах)
Что ни делай, всё зазря!
Бабка (мечтательно)
Где б найти богатыря?
Из дома выбегает Мышка.
Мышка
Пип! Я к вам уже бегу.
Не горюйте, помогу!
Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку.
Все
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка, репка, покажись!
Репка выдёргивается. Все падают.
Рассказчик
Как все вместе налегли,
Вышла репа из земли
Чистым весом в сорок пуд!
Не пропал, знать, мышкин труд!
Если что ещё случится,
Знают – мышка пригодится!
Все герои берутся за руки и начинают водить вокруг репы хоровод.
Все (хором)
Приходи, честной народ,
Посмотреть наш огород,
Чудо-репке подивиться!
С нами петь и веселиться.
Ведущая: Нашей сказке – конец,
А кто слушал – молодец!
Кикимора: Хорошая сказка, молодцы, ребята. Ой, что-то засиделась я с вами,
мне уже пора, Леший наверное меня потерял. Прощайте!
Ведущая: (берет волшебную палочку) «Чудеса-кудеса, загляните к нам
сюда!»
(Выходит ЛИСА с лейкой в руках)
Лиса: Куда это я попала? Здравствуйте! Это вы меня отвлекаете от важных
дел?
Ведущая: Здравствуйте Лиса Патрикеевна! Вы попали к нам на праздник,
извините, что мешаем вам заниматься делами. Если не секрет, чем,
интересно, вы были заняты?
Лиса: Да не секрет. Я решила заняться огородничеством, буду выращивать
овощи. Надоели мне зайцы, мышки, колобки, проблем с ними много, то ли
дело овощи, вот, например, сварю кашу с репкой и позову в гости журавля да
так наемся! А вот сейчас я собиралась поливать капусту, а тут вы!
Ведущая: Не волнуйтесь, Лисонька, у нас тоже есть капуста и ее, конечно же,
надо поливать.
ТАНЕЦ «Капуста»
Лиса: Ну и повеселили вы меня, спасибо. Ну а мне уже пора на свой огород.
Растите большими и крепкими, до свидания!
Ведущая: И все-таки интересно, чья же эта волшебная палочка?
Дети: Феи
Ведущая: Значит надо позвать фею. «Чудеса-кудеса, загляните, фея, к нам
сюда!»
(появляется ФЕЯ)
Фея: Здравствуйте! Это вы меня из сказки вызывали?
Ведущая: (Рассказывает про волшебную палочку)
Фея: Я очень рада, что вы нашли мою волшебную палочку, спасибо вам. Вы
уже, наверное, узнали, что моя волшебная палочка умеет творить чудеса? Но
я уверена, что и без моей палочки в жизни происходят необыкновенные
чудеса.
Дети исполняют песню «Нам сказки дарят чудо»
Ведущая: Вот и подошли к концу наши «Чудеса-кудеса»
Прощаюсь с вами и желаю
В мире жить, всем дружить,
Родным краем дорожить.
А на праздниках веселых
Петь, плясать и не тужить!