Автор: Матвеева Светлана Витальевна
Должность: Руководитель Центра цифрового и гуманитарного профилей
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, с. Ныда
Наименование материала: статья
Тема: «Информационные технологии в управлении образовательной организации»
Раздел: дополнительное образование
«Информационные технологии в управлении образовательной организации»
Введение
Использование современных информационных и коммуникационных техно-
логий в образовательном процессе в общеобразовательной школе является частью
масштабного проекта «Современная цифровая образовательная среда», утвержден-
ного в 2016 году, который для улучшения образовательного процесса предложил
запустить в декабре 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев, глав-
ная цель которого – формирование у обучающихся цифровых навыков в области
обработки и анализа данных, программирования и создания собственных digital-
проектов XXI век - век цифровых технологий. Быстрый и перенасыщенный инфор-
мацией мир меняет человека. Цифровая школа – это уже не будущее, а современ-
ная, интерактивная, интересная реальность.
Современные поколения россиян родились и растут в среде цифровых техно-
логий. Социализация в интернете для них важна не меньше, чем в реальной жизни.
Обучающиеся должны получать образование в соответствии с требованиями вре-
мени. Цифровая грамотность-важнейший навык XXI века, основа безопасности в
информационном обществе. Формированию цифровой грамотности должно уде-
ляться особое внимание наравне с читательской, математической и естественно-
научной грамотностью.
Использование современных информационных и коммуникационных техно-
логий направлено на повышение качества и доступности образования, на решение
образовательных задач:
- повышение уровня компетенции всех участников образовательного процесса в об-
ласти информационных технологий;
- совершенствование и развитие медиатеки за счет создания печатных кейсов,
мультимедиа-кейсов, видео кейсов;
- развитие новых формы и механизмов оценки и контроля качества деятельности.
Практическая значимость использования современных информационных и
коммуникационных
технологий
заключается
во
внедрении
учебных
пособий
нового
поколения,
совершенствование
предметно-пространственной
среды
учебного кабинета для повышения качества обучения, использование современных
форм образовательного процесса с применением электронных и дистанционных
форм
обучения, включение в образовательный процесс электронных учебников
(ЭУ,
ЭФУ,
ЭТ,
электронных
приложений,
электронных
образовательных
комплексов),
в
том
числе
с
дополненной
реальностью.
Внедрение
в
образовательный
процесс
современных
элементов
обучения
в
области
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: цифровых
обучающих
игр,
цифровых
симуляторов
и
тренажёров,
безопасных
открытых
онлайн
ресурсов:
интерактивная
образовательная
онлайн-платформа
Учи.ру,
образовательный
проект
ЯКласс,
образовательный
портал
для
подготовки
к
экзаменам решуЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Основной идеей использования современных информационных и коммуника-
ционных технологий является ориентация школы-интерната на изменение содержа-
ния образования через использование цифровых учебно-методических комплексов
(ЦУМК) по предметам общеобразовательной организации и дисциплинам дополни-
тельного и профильного образования в основной и старшей школе.
Использование
современных
информационных
и
коммуникационных
технологий направлено
на
создание
единой
учебно-информационной
среды,
обновление
и
использование
облачных
образовательных
ресурсов
(обучающие
игры,
сценарии
уроков,
базы
данных,
онлайн-тесты)
для
всех
участников
образовательного процесса, внедрение эффективных форм преподавания, которые
включают
в
себя
разноплановую
деятельность,
направленную
на
развитие
обучающихся.
Основная часть
2
Для использования современных информационных и коммуникационных тех-
нологий МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» имеет хо-
рошую материальную базу: рабочие места для педагогов, интерактивные доски,
мультимедиапроекторы, нетбуки для обучающихся (100%), выход в Интернет.
Обучающиеся принимают участие в предметных и компетентностных олим-
пиадах и конкурсах различного формата и уровня. Все участники образовательного
процесса используют цифровой образовательный ресурс автоматизированной ин-
формационной системы «Сетевой город. Образование», «Сетевой город. Регион».
Обучающиеся принимают участие в предметных и компетентностных олимпиадах
и конкурсах различного формата и уровня.
С электронным учебником удобнее обеспечить индивидуальный подход к
каждому обучающемуся, а именно формирование выбора учебного пространства.
Обучающийся имеет возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельно-
сти. Таким образом, разными путями – к одной цели: повышение эффективности
обучения и преподавания, получение обучающимися навыков взаимодействия в
современном мире и умению создавать свои цифровые проекты.
Использование современных информационных и коммуникационных техно-
логий позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возмож-
ность нашим обучающимся свободно и безопасно ориентироваться в цифровом
пространстве. У родителей появится больше возможностей узнать интересы и
способности своего ребенка.
Благодаря использованию современных информационных и коммуникацион-
ных технологий обучающиеся смогут применять полученные компетенции в усло-
виях стремительно развивающего цифрового мира.
Освоение участниками образовательного процесса информационных техно-
логий, использование их в практической деятельности с целью повышения каче-
ства образования и формирования компетенций.
Формирование технической и программной составляющей.
Обеспечение коммуникации.
Применение в предметном обучении.
Организация внеурочного образовательного пространства.
Информатизация внутришкольного управления.
Цифровое пространство будет способствовать творческой деятельности, раз-
витию креативного мышления, умению нестандартно мыслить, прививать систем-
ную культуру. Проектная деятельность должна получить новый социальный им-
пульс для развития в учебном процессе.
Концептуальные идеи, принципы, подходы:
- системно-деятельностный подход ориентированный на практическую учебно-
3
познавательную
деятельность
детей,
формирование
подрастающего
поколения,
мотивированного на приобретение и развитие компетентностей (А. Н.Сухов, А. Г.
Асмолов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.);
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования социальной
среды развития обучающихся в системе образования на основе разработки содер-
жания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения соци-
ально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обу-
чающегося (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Л. Шаповалова, Е.А. Серегина,
Г.А. Антонюк и др.);
-
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию (Е.А.
Юринова, А.А. Кравченко, Н.В. Мощенко и др.;
-
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся построение об-
разовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся (М.М. Лисина, А.И. Сильвестру, Б.Г.
Ананьев и др.)
Результаты
П р и использовании
современных
информационных
и
коммуникационных
технологий в образовательном процессе получим результаты:
1.
Повысился уровень компетенции всех участников образовательного процесса
в области информационных технологий.
2.
Созданы новые формы и механизмы оценки и контроля качества деятельно-
сти.
3.
Систематизирована и развита медиатека за счет создания печатных кейсов,
мультимедиа-кейсов, видео кейсов.
4.
Приобретено учебное оборудование и сопутствующие расходы (интерактив-
ный программно-аппаратный комплекс, мультипликационный станок для переклад-
ной анимации, комплект видеостудии), программные средства (Развивающие ин-
терактивные программы (интерактивный редактор «АЛМА»; комплекс интерактив-
ных развивающих и обучающих игр))
Модель функционирования результатов использования современных ин-
формационных и коммуникационных технологий.
1.
Организован процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к
учебному процессу
2.
Индивидуализирован учебный процесс при сохранении его целостности
3.
Построена открытая система образования, обеспечивающая каждому соб-
ственную траекторию обучения
4
4.
Создана
эффективной
система
управления
информационно-методическим
обеспечением образования
5.
На уроках и внеурочных мероприятиях используются современные формы
деятельности: электронный учебник (тетрадь), электронный кейс, графический ор-
ганайзер, цифровой сторителлинг, интерактивный конструктор, проектная деятель-
ность, квиз.
Заключение
Использование современных информационных и коммуникационных техно-
логий в образовательном процессе позволит в МОУ «Школа-интернат среднего об-
щего образования с. Ныда» создать новую мотивирующую цифровую образователь-
ную среду для расширения возможностей образования и повышения его качества.
Использование современных информационных и коммуникационных техно-
логий позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возмож-
ность
обучающимся
свободно
и
безопасно
ориентироваться
в
цифровом
про-
странстве. Произойдет расширение границ и возможностей образовательного про-
странства и увеличит количество обучающихся школы-интерната вовлечённых в
активную
практико-ориентированную,
исследовательскую,
творческую
деятель-
ность и уникальную среду формирования актуальной траектории развития каждого
ребенка.
Взаимодействие с общественностью обеспечит открытость образовательной
среды школы-интерната.
Литература
Формальные основания для инициации
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии разви-
тия информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.»;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года.»;
- Постановление Правительства Российской Федерации 29.12.2014 № 2765 «О Кон-
цепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020
годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О фе-
деральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Го-
сударственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
Связь с государственными программами Российской Федерации
5
- Постановление Законодательного собрания ЯНАО от 26.12.2017 № 839 «О страте-
гии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до
2020 года»;
-
Приказ
департамента
образования
Ямало-Ненецкого
автономного
округа
от
10.05.2016 № 662 «Об утверждении паспортов комплексных региональных проек-
тов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа» (п.1.6. «Цифро-
вая школа Ямала»);
- Муниципальная программа муниципального образования Надымский район «Раз-
витие образования Надымского района». Подпрограмма 1 «Основные направления
развития системы образования Надымского района», утверждена постановлением
Администрации муниципального образования Надымский район от 08.06.2016 №
526
6