Напоминание

«Информационные технологии в управлении образовательной организации»


Автор: Матвеева Светлана Витальевна
Должность: Руководитель Центра цифрового и гуманитарного профилей
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, с. Ныда
Наименование материала: статья
Тема: «Информационные технологии в управлении образовательной организации»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Информационные технологии в управлении образовательной организации»

Введение

Использование современных информационных и коммуникационных техно-

логий в образовательном процессе в общеобразовательной школе является частью

масштабного проекта «Современная цифровая образовательная среда», утвержден-

ного в 2016 году, который для улучшения образовательного процесса предложил

запустить в декабре 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев, глав-

ная цель которого – формирование у обучающихся цифровых навыков в области

обработки и анализа данных, программирования и создания собственных digital-

проектов XXI век - век цифровых технологий. Быстрый и перенасыщенный инфор-

мацией мир меняет человека. Цифровая школа – это уже не будущее, а современ-

ная, интерактивная, интересная реальность.

Современные поколения россиян родились и растут в среде цифровых техно-

логий. Социализация в интернете для них важна не меньше, чем в реальной жизни.

Обучающиеся должны получать образование в соответствии с требованиями вре-

мени. Цифровая грамотность-важнейший навык XXI века, основа безопасности в

информационном обществе. Формированию цифровой грамотности должно уде-

ляться особое внимание наравне с читательской, математической и естественно-

научной грамотностью.

Использование современных информационных и коммуникационных техно-

логий направлено на повышение качества и доступности образования, на решение

образовательных задач:

- повышение уровня компетенции всех участников образовательного процесса в об-

ласти информационных технологий;

- совершенствование и развитие медиатеки за счет создания печатных кейсов,

мультимедиа-кейсов, видео кейсов;

- развитие новых формы и механизмов оценки и контроля качества деятельности.

Практическая значимость использования современных информационных и

коммуникационных

технологий

заключается

во

внедрении

учебных

пособий

нового

поколения,

совершенствование

предметно-пространственной

среды

учебного кабинета для повышения качества обучения, использование современных

форм образовательного процесса с применением электронных и дистанционных

форм

обучения, включение в образовательный процесс электронных учебников

(ЭУ,

ЭФУ,

ЭТ,

электронных

приложений,

электронных

образовательных

комплексов),

в

том

числе

с

дополненной

реальностью.

Внедрение

в

образовательный

процесс

современных

элементов

обучения

в

области

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: цифровых

обучающих

игр,

цифровых

симуляторов

и

тренажёров,

безопасных

открытых

онлайн

ресурсов:

интерактивная

образовательная

онлайн-платформа

Учи.ру,

образовательный

проект

ЯКласс,

образовательный

портал

для

подготовки

к

экзаменам решуЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Основной идеей использования современных информационных и коммуника-

ционных технологий является ориентация школы-интерната на изменение содержа-

ния образования через использование цифровых учебно-методических комплексов

(ЦУМК) по предметам общеобразовательной организации и дисциплинам дополни-

тельного и профильного образования в основной и старшей школе.

Использование

современных

информационных

и

коммуникационных

технологий направлено

на

создание

единой

учебно-информационной

среды,

обновление

и

использование

облачных

образовательных

ресурсов

(обучающие

игры,

сценарии

уроков,

базы

данных,

онлайн-тесты)

для

всех

участников

образовательного процесса, внедрение эффективных форм преподавания, которые

включают

в

себя

разноплановую

деятельность,

направленную

на

развитие

обучающихся.

Основная часть

2

Для использования современных информационных и коммуникационных тех-

нологий МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» имеет хо-

рошую материальную базу: рабочие места для педагогов, интерактивные доски,

мультимедиапроекторы, нетбуки для обучающихся (100%), выход в Интернет.

Обучающиеся принимают участие в предметных и компетентностных олим-

пиадах и конкурсах различного формата и уровня. Все участники образовательного

процесса используют цифровой образовательный ресурс автоматизированной ин-

формационной системы «Сетевой город. Образование», «Сетевой город. Регион».

Обучающиеся принимают участие в предметных и компетентностных олимпиадах

и конкурсах различного формата и уровня.

С электронным учебником удобнее обеспечить индивидуальный подход к

каждому обучающемуся, а именно формирование выбора учебного пространства.

Обучающийся имеет возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельно-

сти. Таким образом, разными путями – к одной цели: повышение эффективности

обучения и преподавания, получение обучающимися навыков взаимодействия в

современном мире и умению создавать свои цифровые проекты.

Использование современных информационных и коммуникационных техно-

логий позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возмож-

ность нашим обучающимся свободно и безопасно ориентироваться в цифровом

пространстве. У родителей появится больше возможностей узнать интересы и

способности своего ребенка.

Благодаря использованию современных информационных и коммуникацион-

ных технологий обучающиеся смогут применять полученные компетенции в усло-

виях стремительно развивающего цифрового мира.

Освоение участниками образовательного процесса информационных техно-

логий, использование их в практической деятельности с целью повышения каче-

ства образования и формирования компетенций.

Формирование технической и программной составляющей.

Обеспечение коммуникации.

Применение в предметном обучении.

Организация внеурочного образовательного пространства.

Информатизация внутришкольного управления.

Цифровое пространство будет способствовать творческой деятельности, раз-

витию креативного мышления, умению нестандартно мыслить, прививать систем-

ную культуру. Проектная деятельность должна получить новый социальный им-

пульс для развития в учебном процессе.

Концептуальные идеи, принципы, подходы:

- системно-деятельностный подход ориентированный на практическую учебно-

3

познавательную

деятельность

детей,

формирование

подрастающего

поколения,

мотивированного на приобретение и развитие компетентностей (А. Н.Сухов, А. Г.

Асмолов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.);

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования социальной

среды развития обучающихся в системе образования на основе разработки содер-

жания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения соци-

ально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обу-

чающегося (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Л. Шаповалова, Е.А. Серегина,

Г.А. Антонюк и др.);

-

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию (Е.А.

Юринова, А.А. Кравченко, Н.В. Мощенко и др.;

-

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся построение об-

разовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и

физиологических особенностей обучающихся (М.М. Лисина, А.И. Сильвестру, Б.Г.

Ананьев и др.)

Результаты

П р и использовании

современных

информационных

и

коммуникационных

технологий в образовательном процессе получим результаты:

1.

Повысился уровень компетенции всех участников образовательного процесса

в области информационных технологий.

2.

Созданы новые формы и механизмы оценки и контроля качества деятельно-

сти.

3.

Систематизирована и развита медиатека за счет создания печатных кейсов,

мультимедиа-кейсов, видео кейсов.

4.

Приобретено учебное оборудование и сопутствующие расходы (интерактив-

ный программно-аппаратный комплекс, мультипликационный станок для переклад-

ной анимации, комплект видеостудии), программные средства (Развивающие ин-

терактивные программы (интерактивный редактор «АЛМА»; комплекс интерактив-

ных развивающих и обучающих игр))

Модель функционирования результатов использования современных ин-

формационных и коммуникационных технологий.

1.

Организован процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к

учебному процессу

2.

Индивидуализирован учебный процесс при сохранении его целостности

3.

Построена открытая система образования, обеспечивающая каждому соб-

ственную траекторию обучения

4

4.

Создана

эффективной

система

управления

информационно-методическим

обеспечением образования

5.

На уроках и внеурочных мероприятиях используются современные формы

деятельности: электронный учебник (тетрадь), электронный кейс, графический ор-

ганайзер, цифровой сторителлинг, интерактивный конструктор, проектная деятель-

ность, квиз.

Заключение

Использование современных информационных и коммуникационных техно-

логий в образовательном процессе позволит в МОУ «Школа-интернат среднего об-

щего образования с. Ныда» создать новую мотивирующую цифровую образователь-

ную среду для расширения возможностей образования и повышения его качества.

Использование современных информационных и коммуникационных техно-

логий позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возмож-

ность

обучающимся

свободно

и

безопасно

ориентироваться

в

цифровом

про-

странстве. Произойдет расширение границ и возможностей образовательного про-

странства и увеличит количество обучающихся школы-интерната вовлечённых в

активную

практико-ориентированную,

исследовательскую,

творческую

деятель-

ность и уникальную среду формирования актуальной траектории развития каждого

ребенка.

Взаимодействие с общественностью обеспечит открытость образовательной

среды школы-интерната.

Литература

Формальные основания для инициации

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №

273-ФЗ;

- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии разви-

тия информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных

целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024

года.»;

- Постановление Правительства Российской Федерации 29.12.2014 № 2765 «О Кон-

цепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020

годы»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О фе-

деральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Го-

сударственная программа Российской Федерации «Развитие образования»

Связь с государственными программами Российской Федерации

5

- Постановление Законодательного собрания ЯНАО от 26.12.2017 № 839 «О страте-

гии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до

2020 года»;

-

Приказ

департамента

образования

Ямало-Ненецкого

автономного

округа

от

10.05.2016 № 662 «Об утверждении паспортов комплексных региональных проек-

тов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа» (п.1.6. «Цифро-

вая школа Ямала»);

- Муниципальная программа муниципального образования Надымский район «Раз-

витие образования Надымского района». Подпрограмма 1 «Основные направления

развития системы образования Надымского района», утверждена постановлением

Администрации муниципального образования Надымский район от 08.06.2016 №

526

6



В раздел образования