Напоминание

"Использование сюжетно-ролевых игр для социализации детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Базык Алевтина Николаевна, Чумаченко Светлана Петровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №13"
Населённый пункт: Пермский край, г.Кунгур
Наименование материала: статья
Тема: "Использование сюжетно-ролевых игр для социализации детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Использование сюжетно-ролевой игры для социализации

детей старшего дошкольного возраста»

Базык Алевтина Николаевна,

воспитатель МАДОУ «ЦРР-

детский сад №13»,

Чумаченко Светлана Петровна,

воспитатель МАДОУ «ЦРР-

детский сад №13»

Для полноценного развития дошкольника необходима самодеятельная,

спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе

- эта игра представляет собой ведущую деятельность ребёнка. Свободная

деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки

самодеятельных детских игр ( сюжетно-ролевых игр на бытовые и общественные

темы, режиссёрских игр), организуемых по инициативе самих детей, когда

воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности,

предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров по игре,

способов и средств реализации собственной деятельности - так создаются

условия для формирования возрастных новообразований. Содержание работы по

развитию и педагогической поддержке сюжетно-ролевых игр организуется в

соответствии с возрастом детей. У нас разновозрастная группа 5 - 7 лет и 6 детей

с ОВЗ. Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволяет нам

решать ряд важнейших задач развития детей. Подобные игры имеют огромное

значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для

благоприятного эмоционального и личностного развития воспитанников. В

старшей группе идёт обогащение игрового опыта по развитию и усложнению

игрового сюжета, организация предметного пространства собственной игры

через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и

поддержка самостоятельной игры детей, приобщение к разным видам игр

( подвижным, с правилам, народным, дидактическим), а в подготовительной

группе идёт формирование и педагогическая поддержка детского коллектива, как

играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности

при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к

играм - диалогам, играм - фантазиям, играм в самодеятельной предметной среде.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие сюжетно-

ролевой игры детей, где инициатива остаётся за детьми.

Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевые игры мы проанализировали и

стараемся соблюдать следующие требования :

- выполнение санитарно-гигиенических требований ;

- организация игрового пространства;

- наличие игрушек ;

- организация центра сюжетных игр.

Учитывая то, что сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика

ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому актуальной

является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего

развития ребёнка, формирования его положительных личностных качеств и

социализации как члена общества. Коллективная игра невозможна без общения

детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники

стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется

общее дело, они стараются согласовывать свои действия для достижения общей

цели, поэтому качественное развитие сюжетно-ролевой игры является

непременным условием полноценного развития личности ребёнка; исходя из

этого мы осуществляем свою работу в следующих направлениях:

- создание необходимой предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых

игр;

- являемся вдохновителями игр;

- включаемся в спонтанную инициативу детей занимая равную позицию с другими

игроками, оказываем воздействие на ход игры (новый персонаж, поворот сюжета и

т.д.).

Наблюдая за воспитанниками нашей группы мы заметили, что любимыми у

детей остаются игры: «Семья», « Кафе «Лакомка», « Аптека», «Парикмахерская»,

«Салон сотовой связи». Предметно-пространственная среда организована таким

образом, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом,

что позволяет объединяться по подгруппам по общности интересов; в то же

время учим детей поддерживать порядок в группе и воспитываем бережное

отношение к игрушкам; многие игрушки делаем с помощью родителей (пошив

халатов), предусматривается наличие предметов-заменителей, дети делают

игрушки-самоделки ( деньги в магазин, кошельки из бумаги для хранения денег).

Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, дети обогащают игру новым

содержанием, а значит, и интерес к игре длительный.

Мы поддерживаем интерес к игре с помощью чтения художественной

литературы, тематических бесед, дидактических игр, рассматривания

иллюстраций, рассказывания о событиях, проведении экскурсий. Все эти формы

взаимодействия с ребёнком становятся содержанием предварительной работы,

которая подготавливает детей к игре. Сюжеты игр детей не будут новыми, но

появляются игры-спутники, которые можно в них отразить ( «Магазин» -

посещение «Салона сотовой связи», «Семья» - вызов скорой помощи и

«Аптека»…).

В целях воспитания у детей навыков самостоятельной организации игры мы

используем поручения, задания по подбору игрового материала, изготовление

игр – самоделок, разъяснение, определения игровых действий.

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно

распределять роли с учётом возможностей наших детей, поэтому изучив

характеры, склонности, привычки воспитанников мы помогаем детям лучше

узнать друг друга, обращаем их внимание на положительные стороны каждого

ребёнка; при проведении игр используем индивидуальный подход к каждому,

помогаем детям с трудностями социализации.

Например, у скромных детей - создаём ситуацию успеха, чтобы повысить

самооценку и улучшить положение в системе межличностных отношений.

Очень широко используем похвалу за положительное поведение

легковозбудимых детей.

Совместно с семьями воспитанников стараемся обеспечить каждому ребёнку

внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, воспитываем

интерес к сюжетно-ролевым играм, проигрываем различные проблемные

ситуации, т. к. игры развивают самоконтроль.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического

средства способствуют эффективности процесса социализации старших

дошкольников; систематическое проведение и организация таких игр влияет на

развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить

взаимоотношения между сверстниками, воспитывается социальная дисциплина,

взаимопомощь, активность, умение найти оптимальное решение в определённых

условиях.

Приложение к сообщению :

1. Задачи:

- обогащать игровой опыт каждого ребёнка и формировать у детей умение творчески

развивать сюжет игры. Продолжать формировать умение комбинировать

тематические сюжетные блоки в единый игровой сюжет;

- развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы во время самой

игры и на подготовительном этапе; придумывать сюжетную линию, комбинировать

и согласовывать варианты развития сюжета со сверстниками; предлагать партнёрам

по игре игровые события; активизировать словарь, развивать диалогическую речь;

- формировать произвольность игрового поведения; продолжать формировать у

детей понимание и необходимость выполнение правил и норм этического поведения;

воспитывать чуткость и внимание, культурные навыки поведения в коллективе и

обществе.

Сюжетно-

ролевая игра

Роли, которые могут

исполнять дети

Предварительная

работа с детьми

С родителями

«Семья»

Мама, папа,

старшая дочка, дети

дошколята, кукла-

младенец, бабушка,

дедушка.

Беседы на тему:

- традиции в семье;

-правила поведения

в общественных

местах;

-как я помогаю

маме;

Рассматривание

иллюстраций.

Фотографии по теме

семья, профессий.

Рассказы

воспитателя и детей

из собственного

Консультация для

родителей:

«Помогите

ребёнку научиться

дружить».

Фотоальбом «Моя

семья». Привлечь

родителей к

пополнению

атрибутов игры

(чайная посуда,

салфетки для

сервировки стола,

скатерти и т.д.)

опыта.

Чтение

художественной

литературы:

«Ясочкин садик» Н.

Забила, «Строители»

Б. Заходер,

«Бабушка» Е.

Благинина,

Дидактические

игры: «Как нужно

встречать гостей»,

«Для чего эта

посуда», «Накроем

стол к чаю».

Подготовка

атрибутов для игры

(праздничных

открыток).

«Кафе

«Лакомка»

Администратор,

бармен, кондитер,

повар, посетители,

уборщики.

Беседы:

- что такое «Кафе»,

беседа о труде

работников кафе,

- что такое «меню»,

- что такое

«деньги».

Рассматривание

иллюстраций кафе.

Наблюдение за

трудом повара

детского сада.

Чтение

художественной

литературы:

«Федорино горе»,

«Муха- Цокотуха»

К.И.Чуковский,

«Кем быть?»

В.В.Маяковский,

дидактические игры:

«От зёрнышка до

булочки», «Мамины

помощники»,

«Вежливые слова».

Отгадывание

загадок, рисование

меню, игрушечных

Посещение

родителями с

детьми кафе,

беседа с

родителями о

семейных

традициях, о

правилах этикета.

Изготовление

атрибутов к игре

(макетов

пирожных, тортов

и т.д.)

денег, кошельков.

Магазин «Салон

сотовой связи»

Директор магазина,

продавец-

консультант,

оператор сотовой

связи, мастер по

ремонту сотовых

телефонов,

менеджер по

продажам,

посетители.

Беседы:

- способы связи

между людьми,

- профессии в сфере

связи-менеджер,

оператор сотовой

связи и т.д.

Театр игрушек

«Телефон»

К.И.Чуковского.

Рассказы из

собственного опыта

детей и педагогов.

Изготовление

атрибутов игры

(игрушечные деньги,

журналы для

записи).

Экскурсия детей с

родителями в

магазин сотой

связи.

Изготовление

атрибутов к игре

(макет ноутбука,

рекламные

проспекты,

журналы).

Консультации для родителей:

- «Помогите ребёнку научиться дружить»;

- «Домашняя игротека»;

- «Игры для гиперактивных детей».

2. Список литературы:

- «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Виноградова Н.А.,

Позднякова Н.В., «Айрис-Пресс», 2010г.

- «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Краснощёкова Н.В.,

«Феникс», 2008г.

- «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет» Деркунская

В.А., Харчевникова А.Н., «Центр Педагогического Образования», 2015г.

- «Игровая деятельность в детском саду» Губанова Н.Ф., «Мозаика-Синтез», 2015г.



В раздел образования