Авторы: Базык Алевтина Николаевна, Чумаченко Светлана Петровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №13"
Населённый пункт: Пермский край, г.Кунгур
Наименование материала: статья
Тема: "Использование сюжетно-ролевых игр для социализации детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
« Использование сюжетно-ролевой игры для социализации
детей старшего дошкольного возраста»
Базык Алевтина Николаевна,
воспитатель МАДОУ «ЦРР-
детский сад №13»,
Чумаченко Светлана Петровна,
воспитатель МАДОУ «ЦРР-
детский сад №13»
Для полноценного развития дошкольника необходима самодеятельная,
спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе
- эта игра представляет собой ведущую деятельность ребёнка. Свободная
деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки
самодеятельных детских игр ( сюжетно-ролевых игр на бытовые и общественные
темы, режиссёрских игр), организуемых по инициативе самих детей, когда
воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности,
предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров по игре,
способов и средств реализации собственной деятельности - так создаются
условия для формирования возрастных новообразований. Содержание работы по
развитию и педагогической поддержке сюжетно-ролевых игр организуется в
соответствии с возрастом детей. У нас разновозрастная группа 5 - 7 лет и 6 детей
с ОВЗ. Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволяет нам
решать ряд важнейших задач развития детей. Подобные игры имеют огромное
значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для
благоприятного эмоционального и личностного развития воспитанников. В
старшей группе идёт обогащение игрового опыта по развитию и усложнению
игрового сюжета, организация предметного пространства собственной игры
через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и
поддержка самостоятельной игры детей, приобщение к разным видам игр
( подвижным, с правилам, народным, дидактическим), а в подготовительной
группе идёт формирование и педагогическая поддержка детского коллектива, как
играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности
при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к
играм - диалогам, играм - фантазиям, играм в самодеятельной предметной среде.
Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие сюжетно-
ролевой игры детей, где инициатива остаётся за детьми.
Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевые игры мы проанализировали и
стараемся соблюдать следующие требования :
- выполнение санитарно-гигиенических требований ;
- организация игрового пространства;
- наличие игрушек ;
- организация центра сюжетных игр.
Учитывая то, что сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика
ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому актуальной
является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего
развития ребёнка, формирования его положительных личностных качеств и
социализации как члена общества. Коллективная игра невозможна без общения
детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники
стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется
общее дело, они стараются согласовывать свои действия для достижения общей
цели, поэтому качественное развитие сюжетно-ролевой игры является
непременным условием полноценного развития личности ребёнка; исходя из
этого мы осуществляем свою работу в следующих направлениях:
- создание необходимой предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых
игр;
- являемся вдохновителями игр;
- включаемся в спонтанную инициативу детей занимая равную позицию с другими
игроками, оказываем воздействие на ход игры (новый персонаж, поворот сюжета и
т.д.).
Наблюдая за воспитанниками нашей группы мы заметили, что любимыми у
детей остаются игры: «Семья», « Кафе «Лакомка», « Аптека», «Парикмахерская»,
«Салон сотовой связи». Предметно-пространственная среда организована таким
образом, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом,
что позволяет объединяться по подгруппам по общности интересов; в то же
время учим детей поддерживать порядок в группе и воспитываем бережное
отношение к игрушкам; многие игрушки делаем с помощью родителей (пошив
халатов), предусматривается наличие предметов-заменителей, дети делают
игрушки-самоделки ( деньги в магазин, кошельки из бумаги для хранения денег).
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, дети обогащают игру новым
содержанием, а значит, и интерес к игре длительный.
Мы поддерживаем интерес к игре с помощью чтения художественной
литературы, тематических бесед, дидактических игр, рассматривания
иллюстраций, рассказывания о событиях, проведении экскурсий. Все эти формы
взаимодействия с ребёнком становятся содержанием предварительной работы,
которая подготавливает детей к игре. Сюжеты игр детей не будут новыми, но
появляются игры-спутники, которые можно в них отразить ( «Магазин» -
посещение «Салона сотовой связи», «Семья» - вызов скорой помощи и
«Аптека»…).
В целях воспитания у детей навыков самостоятельной организации игры мы
используем поручения, задания по подбору игрового материала, изготовление
игр – самоделок, разъяснение, определения игровых действий.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно
распределять роли с учётом возможностей наших детей, поэтому изучив
характеры, склонности, привычки воспитанников мы помогаем детям лучше
узнать друг друга, обращаем их внимание на положительные стороны каждого
ребёнка; при проведении игр используем индивидуальный подход к каждому,
помогаем детям с трудностями социализации.
Например, у скромных детей - создаём ситуацию успеха, чтобы повысить
самооценку и улучшить положение в системе межличностных отношений.
Очень широко используем похвалу за положительное поведение
легковозбудимых детей.
Совместно с семьями воспитанников стараемся обеспечить каждому ребёнку
внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, воспитываем
интерес к сюжетно-ролевым играм, проигрываем различные проблемные
ситуации, т. к. игры развивают самоконтроль.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического
средства способствуют эффективности процесса социализации старших
дошкольников; систематическое проведение и организация таких игр влияет на
развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить
взаимоотношения между сверстниками, воспитывается социальная дисциплина,
взаимопомощь, активность, умение найти оптимальное решение в определённых
условиях.
Приложение к сообщению :
1. Задачи:
- обогащать игровой опыт каждого ребёнка и формировать у детей умение творчески
развивать сюжет игры. Продолжать формировать умение комбинировать
тематические сюжетные блоки в единый игровой сюжет;
- развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы во время самой
игры и на подготовительном этапе; придумывать сюжетную линию, комбинировать
и согласовывать варианты развития сюжета со сверстниками; предлагать партнёрам
по игре игровые события; активизировать словарь, развивать диалогическую речь;
- формировать произвольность игрового поведения; продолжать формировать у
детей понимание и необходимость выполнение правил и норм этического поведения;
воспитывать чуткость и внимание, культурные навыки поведения в коллективе и
обществе.
Сюжетно-
ролевая игра
Роли, которые могут
исполнять дети
Предварительная
работа с детьми
С родителями
«Семья»
Мама, папа,
старшая дочка, дети
дошколята, кукла-
младенец, бабушка,
дедушка.
Беседы на тему:
- традиции в семье;
-правила поведения
в общественных
местах;
-как я помогаю
маме;
Рассматривание
иллюстраций.
Фотографии по теме
семья, профессий.
Рассказы
воспитателя и детей
из собственного
Консультация для
родителей:
«Помогите
ребёнку научиться
дружить».
Фотоальбом «Моя
семья». Привлечь
родителей к
пополнению
атрибутов игры
(чайная посуда,
салфетки для
сервировки стола,
скатерти и т.д.)
опыта.
Чтение
художественной
литературы:
«Ясочкин садик» Н.
Забила, «Строители»
Б. Заходер,
«Бабушка» Е.
Благинина,
Дидактические
игры: «Как нужно
встречать гостей»,
«Для чего эта
посуда», «Накроем
стол к чаю».
Подготовка
атрибутов для игры
(праздничных
открыток).
«Кафе
«Лакомка»
Администратор,
бармен, кондитер,
повар, посетители,
уборщики.
Беседы:
- что такое «Кафе»,
беседа о труде
работников кафе,
- что такое «меню»,
- что такое
«деньги».
Рассматривание
иллюстраций кафе.
Наблюдение за
трудом повара
детского сада.
Чтение
художественной
литературы:
«Федорино горе»,
«Муха- Цокотуха»
К.И.Чуковский,
«Кем быть?»
В.В.Маяковский,
дидактические игры:
«От зёрнышка до
булочки», «Мамины
помощники»,
«Вежливые слова».
Отгадывание
загадок, рисование
меню, игрушечных
Посещение
родителями с
детьми кафе,
беседа с
родителями о
семейных
традициях, о
правилах этикета.
Изготовление
атрибутов к игре
(макетов
пирожных, тортов
и т.д.)
денег, кошельков.
Магазин «Салон
сотовой связи»
Директор магазина,
продавец-
консультант,
оператор сотовой
связи, мастер по
ремонту сотовых
телефонов,
менеджер по
продажам,
посетители.
Беседы:
- способы связи
между людьми,
- профессии в сфере
связи-менеджер,
оператор сотовой
связи и т.д.
Театр игрушек
«Телефон»
К.И.Чуковского.
Рассказы из
собственного опыта
детей и педагогов.
Изготовление
атрибутов игры
(игрушечные деньги,
журналы для
записи).
Экскурсия детей с
родителями в
магазин сотой
связи.
Изготовление
атрибутов к игре
(макет ноутбука,
рекламные
проспекты,
журналы).
Консультации для родителей:
- «Помогите ребёнку научиться дружить»;
- «Домашняя игротека»;
- «Игры для гиперактивных детей».
2. Список литературы:
- «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Виноградова Н.А.,
Позднякова Н.В., «Айрис-Пресс», 2010г.
- «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Краснощёкова Н.В.,
«Феникс», 2008г.
- «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет» Деркунская
В.А., Харчевникова А.Н., «Центр Педагогического Образования», 2015г.
- «Игровая деятельность в детском саду» Губанова Н.Ф., «Мозаика-Синтез», 2015г.