Напоминание

Дидактические игры по теме "Профессии"


Автор: Семенцова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГМАДОУДСОВ №4
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактические игры по теме "Профессии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека

Дидактические игры для старшей группы

Тема: «Профессии»

Дидактические игры

«Кто, где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,

как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями

должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в

музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет

распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям

действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях)

людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает…

и т.д.

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных

профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку

определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… -

парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира

(материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям

разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски...

и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной

профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание,

подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая

помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный

порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям,

которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и

словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком

дорожки…) и т.д.

«

Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или

выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком

помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)

Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем

занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму,

используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей

разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.д.

«Кто больше назовет действий».

Задачи: Игра закрепляет умение детей соотносить действия людей различных

профессий.

Игровые правила: называть только одно действие данной профессии. Если

ребенок не может вспомнить, то он ударяет мячом о пол, ловит его и бросает

назад ведущему.

Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры. Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание

детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях. Затем говорит:

— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама

лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у

Антонины Васильевны, которая готовит нам обед? (Дети отвечают: «Повар».)

Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия. Что же делает

повар? (Дети отвечают.)

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову

профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

Педагог говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети

отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции,

дает лекарство».

Педагог называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети

вспоминают, что делают люди этих Профессий.

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем

заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать?

(Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со

словом хотим или хочу.

«Кому что нужно?».

Задачи: формировать умение детей соотносить орудия труда с профессией людей;

называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда,

объяснить назначение предмета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Оборудование: на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей

разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды;

молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с

изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы

соответствующих профессий).

Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет

какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен

этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к

картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра

продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда.

Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением

людей определенных профессий и орудий труда.

«Оденем куклу на работу».

Задачи: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть

соответствующие профессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной

профессией.

Оборудование игры: на столе у педагога разложены плоскостные изображения

рабочей одежды для кукол, на подставках — плоскостные изображения кукол:

мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов

(для разных профессий).

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу,

каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает

каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован

предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят,

рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую

профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды,

перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется

несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные

рабочие костюмы.

«Едем на работу».

Задачи: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве комнаты,

находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с

изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в

процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине) и

нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой

(картинкой).

Оборудование игры: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине

которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят

стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты.

Ход игры: педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе

профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно

смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой

работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на

стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями

(профессиями), и игра повторяется.

«Собираемся на работу».

Задачи: формировать умение детей подбирать инструменты для людей разных

профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти

знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Игровые действия: поиск нужных инструментов, складывание их в чемоданчики,

стоящие рядом с куклами в рабочих костюмах.

Оборудование игры: куклы в рабочей одежде, чемоданчики (объемные или

плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или

наборы картинок с изображением инструментов.

Ход игры: на столе разложены игрушечные инструменты, педагог просит собрать

кукол на работу. Подбирать игрушки или картинки надо, посмотрев на рабочую

одежду.

«От слова к слову»

Задачи: закрепить умение детей последовательно называть предметы труда и

подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

Игровые действия: последовательное называние предметов, изображенных на

картинках, ориентируясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с

изображением людей той или иной профессии.

Оборудование игры: карты, разделенные на квадраты, в которых изображены

предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной

линией, заканчивающейся стрелкой, которая упирается в пустой квадрат; в этот

квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, которому

нужны для работы данные вещи.

Ход игры: ребенок называет последовательно предметы, изображенные на

картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей

профессии.

«Кто чем занимается».

Задачи: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной

профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит

людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует

картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…

(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…

(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…

(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд),

контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

«Кто больше знает профессий»

Задачи: формировать умение детей соотносить действия людей с их профессией,

образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель —

строит, учитель — учит и т. д.).

Ход игры.

Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу

вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы,

гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия — воспитывать вас. А какая

профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А

какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно

учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет

определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит,

чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает

лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает,

порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии — строителя, учителя, пастуха,

сапожника, а дети называют действия.

«Произнеси правильно».

Задачи: формирование правильного произношения звуков, закрепление названий

профессий.

Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при

повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;

- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

- Водовоз вёз воду из водопровода.

- Старый сторож Том сторожит дом.

- Ткёт ткач ткани на платье Тане.

- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку

- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.

- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед

приготовила омлет.

«Профессии»

Задачи: закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.

Ход игры.

Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой

профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых

следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает.

Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о

неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд

"Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же

"учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

“Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).

Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать

слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).

Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

С огнем бороться мы должны.

Мы смелые работники.

C водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? – … (пожарники).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:

Вместо кисти он принес механический… (насос).

Чтоб не мокли люди под дождем

Кровельщик железом покрывает… (дом).

Летят опилки белые, летят из-под пилы:

Это плотник делает рамы и… (полы).

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят... (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

Труд строителя всем… (нужен),

Нужен всем и вкусный… (ужин),

Доктор, чтобы всех… (лечил),

И учитель, чтоб… (учил).

Летчик нужен, чтоб… (летать)…

«Обустрой комнату»

Задачи: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные

геометрические фигуры

Ход игры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что

это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты),

оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает

лист и кладет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические

фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на

предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т.д.).

Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит

расставить по ней "мебель" в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании

работы дети сравнивают изображение с постройкой.

«Скорая помощь».

Задачи: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой

помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей

(термометр, бинт, зеленка).

Ход игры: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал

руку, ногу, разбил колено, локоть, появилась температура, когда заболело горло,

попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать

последовательность действии.

«Что хочет делать Маша?»

Задачи: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о

материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша

просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать

Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых

необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы

(утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива

грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с

изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или

просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам

угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага,

клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные

дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем

показывают рисунки друг другу и угадывают.

«Кому это нужно?»

Задачи: закреплять представления детей о предметах и их использовании в

трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и

рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он

нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель

подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи,

молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман,

сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют

профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

«Выбираем работу»

Задачи: дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд

которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой

профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу,

приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем.(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты.)

В капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

В вертолетчики пойдем,

вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над

головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют

соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем,

Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут

по кругу.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Задачи: формировать у детей представление о необходимости труда, расширять

знания о трудовых процессах.

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета,

характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

— Зачем нужно растение? (Лейка.)

— Почему нужно кормить? (Птичка.)

— Что нужно мыть? (Тарелка.)

— Что нужно чистить? (Ковер.)

— Что нужно стирать? (Платье.)

— Что нужно гладить? (Рубашка.)

— Что нужно печь? (Пирожки.)

— Что нужно менять? (Постельное белье.)

— Кого нужно купать? (Ребенок.)

Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

— Зачем засевать поля? (Зерно.)

— Зачем сажать? (Картофель.)

— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

— Зачем ухаживать за своим телом?

«Угадайте, что я делаю?»

Задачи: расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать

внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит

ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по

возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает

гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало,

рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

Дети угадывают действия.

«Назови профессию».

Задачи: учить детей правильно называть профессии людей по видам машин,

управляемых ими.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а

дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор — тракторист.

Машина — шофер.

Экскаватор — экскаваторщик.

Комбайн — комбайнер.

Подъемный кран — крановщик.

Поезд — машинист.

Корабль — капитан.

Самолет —летчик (пилот).

Космический корабль — космонавт.

Пожарная машина —пожарный.

Бульдозер — бульдозерист.

Гоночная машина — гонщик (пилот).

И т.д.

«Угадай профессию».

Задачи: расширять представления детей о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию

человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом

его труда.

Кролик — кроликовод. Поле — полевод.

Теленок — телятница. Гаечный ключ — слесарь.

Овца — овцевод. Ведро и швабра—уборщица.

Олень — оленевод. Билет — кондуктор.

Виноград — виноградарь. Касса — кассир.

Чай — чаевод. Рубанок — столяр.

Хлеб — хлебороб. Краска и кисть —маляр.

Сад — садовод. Мастерок — штукатур.

Цветы — цветовод. Кульман — инженер.

Пчела — пчеловод. Молот и наковальня — кузнец.

Огнетушитель — пожарный. Рыбацкая сеть —рыбак.

Зубоврачебное кресло — стоматолог.Шприц — медсестра.

Электропила — лесоруб. Доильный аппарат —доярка.

И т.д.

«Кому без них не обойтись?»

Задачи: закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании,

необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он

необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый

опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка,

милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый

аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

«Угадай кто это?»

Задачи: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать

их. Определять, чем они полезны?

Ход игры:

Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно!

Могу — жилет, могу — пальто, могу — костюмчик модный!»

Иголка запротестовала:

«И много б ты понашивала,

когда б тебя Я не таскала?

Ты только следуешь за Мной!»

С улыбкой слушал их … (Портной)

Еще до восхода просыпаться привык.

Первым встречает он солнце в дворе:

Чтоб наши улицы были чисты!

Трудится с утра … (Дворник)

Есть палочка у него в руках волшебная,

Через мгновение все машины остановит она!

Вот палочку вверх он быстро поднял

Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)

Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей:

Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)

«Угадай профессию»

Задачи: расширять представление детей о профессиях; выяснить о какой

профессии идет речь.

Ход игры:

Этот человек — хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней

в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми

руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на

другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную

книгу. (Библиотекарша).

Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же

это так потрудился? Кто приготовил эту вкусное и ароматное блюдо? Это ее

любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так

нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит

радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар).

А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет

невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек

приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и

старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому

долго учился и стал (врачом).

Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни

пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно.

Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У

нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника

воспитателя).

«Названия профессии от А до Я»

Задачи: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на

заданный звук.

Например: А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д —

дворник; М — музыкальный руководитель, массажист, медсестра; С — сторож,

стюардесса, садовник и т.п.

«Что делают этим предметом?»

Задачи: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом

действие и кто использует этот предмет.

Например:

Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети.

Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры.

Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы.

Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы.

Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры.

Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники.

Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи,

синоптики.

Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы,

школьники.

Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др.

«Что предмет расскажет о себе?»

Задачи: на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые

производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее

результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие

необходимые вещи.

Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета

пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего

этот предмет предназначен.

«Что б случилось, если бы не работал

(электрик, водитель, врач и др.)?»

Задачи: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей.

Правила игры. Предложить ребенку пофантазировать на тему «Чтоб случилось,

если бы не работал (например) продавец?».

«Да или нет?»

Задачи: развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: воспитатель задает провокационные вопросы по теме, например,

- повар делает уколы, так ли это?

-дворнику нужен белый халат, так ли это?

-врач должен подметать двор, так ли это?

-шофер пользуется фонендоскопом, так ли это? и т. п.

«Кто это?»

Задачи: развивать умение определять представителя той или иной профессии по

отличительным признакам.

Ход игры: воспитатель описывает представителя какой-либо профессии, дети

угадывают кто это, например,

-ходит в белом халате,

-на голове - белый колпак,

-без него все ребята останутся голодными, и т. п.

«Кто больше придумает»

Задачи: развивать речь, умение грамотно составлять предложения.

Ход игры: дети придумывают предложения или словосочетания со словами,

которые называет воспитатель, например,

-градусник (Надо поставить Мише градусник.)

-горло (У Маши красное горло, и т. п.

«Две команды».

Задачи: учить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям,

развивать способность к классификации, развивать внимание, логическое

мышление.

Ход игры: воспитатель выбирает двух детей - представителей определенной

профессии (например, врач и повар). На стол выкладываются предметы,

связанные с той или иной профессией: половник, градусник, шприц, терка,

фанендоскоп, кастрюля, разделочная доска, шпатель и т. д. Детям дается задание

выбрать предметы, необходимые в своей профессии. (В игре можно использовать

нарисованные изображения предметов.)

«Доскажи словечко»

Ход игры: Мы в профессии играем

По душе их выбираем,

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет....(пилотом)

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Значит, вырастет ...(художник)

У художника сестренка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит, вырастет...(певица)

У певицы есть соседи -

Близнецы Денис и Федя

Воду варят вечерами,

Значит будут ...(поварами)

Повара с Валерой в ссоре,

Он опять о вкусах спорит.

Очень любит он дебаты,

Значит будет... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.

Той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина

Стать мечтает... (балериной)

Балерина дружит с Дашей.

Даша кормит с ложки кашей

Куклу — капризулю Катю -

Подрастает ... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу

Вместе с мальчиком веселым.

Ян жонглирует мячом,

Значит, будет ... (циркачем)

Ян — циркач знаком с Иваном,

Недоверчивым и странным.

Он следит за дядей Дроном

И мечтает стать... (шпионом)

У шпиона есть братишка.

Коля любопытный слишком,

Он наукой увлеченный,

Значит, вырастет... (ученым)

Наш ученый с другом Васей

Плавал дома на матрасе.

Ловко обогнул диван

Вася, храбрый... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной

Заразили кашей манной.

А потом лечили щами.

Стать хотят они... (врачами)

У врачей есть три подружки -

Наряжаются в подушки.

Галя, Машенька и Вера

По призванью ... (модельеры)

Модельеры любят Гошу,

Потому что он хороший.

Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет ... (поэт)

У поэта брат — Степашка,

Он весь год учил букашку

Прыгать из стакана в ковшик.

Степа — юный ... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой

Целый день искали мину.

Дима банку под забором,

Закопал, чтоб стать ... (сапером)

У сапера старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель,

Лева — будущий ... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой

С доброй девочкой Тамарой.

Лечит та зверей отваром,

Хочет стать ... (ветеринаром)

У ветеринара Томы

Мышки все ушли из дома.

Их найдет, всех опросив,

Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване

Отыскал заколку Ани.

Аня учит роль Алисы,

Чтобы стать большой ... (актрисой)

Для актрис — аплодисменты

И цветы, и комплименты.

Крикнул Анечке: «Мотор!»

Слава — кино-... (режиссер)

Режиссер театр забросил,

Пол он с Данькой пылесосил.

Окружающий мир дорог

Даньке. Будет он ... (эколог)

У эколога сосед

Сколотил сам табурет,

А еще для птичек дом.

Значит, станет .... (столяром)

Был столяр на дне рожденья

У Володи в воскресенье.

Папа Вовке автомат

Подарил, чтоб рос ... (солдат)

Все солдаты ходят строем.

Ордена раздал героям

И обратно в бой послал

Рома — храбрый ... (генерал)

Генерал в отставку подал,

Ведь его погоны продал

Толя, маленький хитрец -

Подрастает ....

(Продавец)

Продавец зимой Олегу

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать...

Ну а ты кем хочешь стать?

Художественная литература

Пословицы и поговорки о труде

Человек трудом велик.

Кто любит труд, того люди чтут.

Без дела жить – только небо коптить.

За один раз дерево не срубишь.

Всяк годится, да не на всякое дело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Баловством хлеба не добудешь.

С разговоров сыт не будешь.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Муравей не велик, а горы копает.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

У плохого мастера и пила плохая.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.



В раздел образования