Напоминание

"Методы и приемы обучения пению"


Автор: Васильева Светлана Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад №194 "Капитошка", г.о. Тольятти
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы обучения пению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Методы и приемы обучению пению

Музыка

вызывает

у

слушателя

разные

чувства:

радость,

удивление,

восхищение…

Музыкальное

искусство,

отражая

жизнь

во

всем

ее

многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир.

Музыка

побуждает

к

общению,

творческой

деятельности,

доставляет

эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она

способствует активному сопереживанию. С помощью музыкальных образов,

комплекса мелодических и гармонических созвучий композитор выражает

свои

мысли

и

чувства.

Музыкальное

искусство

считалось

в

народной

педагогике

важным

средством

воспитательного

воздействия

на

человека.

Значение

его

в

наши

дни

все

более

возрастает.

В

музыкальных

произведениях,

предназначенных

для

детей,

авторы

стремятся

передать

доступные

их

возрасту

образы

и

представления

о

жизни.

И

если

произведение

создано

талантливым

мастером

и

исполнено

педагогом

с

любовью

и

вдохновением,

оно

доставит

ребенку

большую

радость

и

запомнится надолго.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

Основное его качество – выразительность, т. е. способность непосредственно

и искренне передать настроение произведения, чистоту певческих интонаций

и изящество движений.

Певческие

возможности

дошкольников

невелики.

Но,

начиная

с

подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно

интонировать, выражать свои чувства.

Педагог

должен

заинтересовывать

содержанием

песни

-

как

ее

литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание

спеть ее.

Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное

ознакомление

детей

с

песней

и

последующее

разучивание.

В

детском

саду обучают простейшим певческим навыкам:

– правильному звукообразованию;

– правильному дыханию;

– хорошей дикции;

– чистоте интонаций;

– ансамблю – стройному согласованному пению.

Все

эти

вокально-хоровые

навыки

помогают

выразительному пению,

формируют голос и слух.

Приемы развития певческих навыков

Разучиванию

песни

способствуют

следующие приемы —

выразительное

исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно,

отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные

указания

образный

рассказ

о

содержании

произведения,

разъяснение

заданий,

указания

к

исполнению

и

т.

д.

Немаловажное

значение

имеют

мимика,

ясная

артикуляция

и

дирижерский

жест

педагога.

На

первых

занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения

нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на

спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно

расположены

вдоль

туловища.

Целесообразность

применения

тех

или

иных приемов диктуется особенностями каждой песни.

Работа над звукообразованием. Здесь мы учим детей петь естественно —

легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук.

Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и.

Навык

легкого,

подвижного

звучания

приобрет ает ся

в

ход е

упражнений: «Спите, куклы» Е. Тиличеевой, «Ты на пой, соловей» (русская

народная мелодия.

Чтобы

научить

детей

правильно

интонировать

я

использую

попевки

в

наиболее удобной тесситуре, построенные на устойчивых звуках той или

иной

тональности

– «Зайка»,

русская

народная

мелодия, «Кукушка» Е.

Тиличеевой.

Эти

маленькие

песенки

построены

на

трех

устойчивых

звуках (соль, ля, си) соль-мажорной тональности.

С

т р уд н ы м и

и н т е р в а л ь н ы м и

хо д а м и

п о м о г у т

с п р а в и т ь с я

попевки «Зхо», «Качели» Е. Тиличеевой. Здесь дети несколько раз подряд

упражняются

в

правильном

интонировании

сексты,

септимы

и

других

сложных интервалов.

Используются

упражнения

на

развитие

дикции

и

артикуляции.

Хорошая

дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Я

стараюсь

научить

детей

певческой

дикции,

объясняю

им,

что

надо

петь

песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю,

как произносятся отдельные фразы и слова.

Условием

хорошей

дикции

и

выразительного пения являются

понимание

детьми смысла слов, музыкального образа песни.

В своей работе я использую приемы:

– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;

Коллективное

проговаривание

текста

нараспев,

негромко

на

высоком

звучании,

в

умеренном

темпе,

так,

чтобы

все

слова

звучали

ясно

и

выразительно;

Коллективное

произношение

текста

шепотом,

на

высоком

звучании.

Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.

– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные.

Здесь я использовала “Вальс” Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его

на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т. д.) В работе над дикцией необходимо

обращать

внимание

на

артикуляцию

губ,

подвижность

нижней

челюсти.

Удачный прием — произнесение шепотом или голосом текста в ритме этой

песни. Например, можно так прочитать текст песни Т. Попатенко «Песенка о

песенке»

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий

диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.

Сначала проверяется объем голоса каждого ребенка, выясняется, кому из

детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приемы, например

правильное

рассаживание

детей

(имеющих

ограниченный

диапазон

и

неправильно поющих сажают в первом ряду).

Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения —

попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т. е.

транспонируя их.

В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание:

не «разрывать» слово.

Систематический

показ

правильного

исполнения,

напоминание помогают детям справиться с заданием.

Слаженность детского пения — ансамбль. Чувство ансамбля так же требует

слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в

унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания.

В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с

общим пением,

следить,

чтобы

ни

один

голос

не

выделялся.

Следует,

однако,предостеречь

от

использования

прямых

указаний: «пойте

громче,

тише. быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков,

нюансов,

подчеркивающих

содержание

песни.

В

песне «Дед

Мороз» В.

Витлина

педагог

подчеркивает

доброе

отношение

детей

к

главному

персонажу.

Дети,

понимая

назначение

этих

динамичных

оттенков,

естественно, воспроизводят нужную интонацию.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) — одно из самых

важных

хоровых

певческих

умений.

Все приемы должны

подчеркивать

взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у

детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Вот некоторые приемы.

Перед началом песни педагог тихо напевает, как бы настраивая детей.

Затем он с этой же ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню или

предлагает

детям

протяжно

петь

один

звук

и

говорит: «Поем

все

как

один,будто

одна

дудочка

играет:

ду-ду!» Чистота

интонации

самый

сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и

музыкально – слуховых представлений, ощущением тяготения мелодии к

устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:

– различные заболевания голосового аппарата;

– застенчивость ребенка;

– отсутствие устойчивого внимания;

– нарушения артикуляционного аппарата;

– неумение извлечь звук;

– небольшой диапазон голоса ребенка.

Чистота интонации так же зависит от музыкального окружения ребенка. Для

достижения

чистоты

интонации

у

детей

я

выбираю

песни,

удобные

для

данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать

дыхание,

использую пение

a

cappella

как

прием для

развития

чистоты

интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;

Далее

я

использую

упражнения

для

развития

певческого

дыхания.

От

правильного

вдоха (спокойного,

но

активного) зависит

качество

звука,

выпевание

фраз,

чистота

интонации.

Вдох

рекомендуют

делать

детям

одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным,

чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я

использую

песенки

в

среднем

темпе

в

двухдольном

размере,

затем

постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для

взятия правильного дыхания.

Использую

собственное

исполнение,

как

пример

для

правильного

интонирования;

Предлагаю

детям

исполнять

песню

не

только

всей

группой,

но

и

подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не

только себя, но и друг друга.

Разучивание песни – основной и длительный процесс.

Этапы разучивания песни.

1. Прослушивание песни (беседа о ее характере).

2. Повторное слушание (внимание детей обращается на запев и припев).

3. Разучивание припева, правильное выполнение ритма.

4. Исполнение песни целиком легким напевным звуком. Индивидуальное и

коллективное пение.

5.

Поочередное пение детьми

музыкальных

фраз.

Учитывается

качество

усвоения песни каждым ребенком. Выразительное исполнение песни.

Итак, пение, как вид музыкальной деятельности,состоит:

а) из певческих и слуховых упражнений, распеваний и заданий на различение

звуковысотных и ритмических соотношений;

б)

поэтапного

разучивания

песни (последовательность

усвоения,

развитие

певческого голоса и слуха);

в) песенного творчества.

Используемая литература

1.

Н.

А.

Витлугина «Музыкальное

воспитание

в

детском

саду».

Москва.

Просвещение. 1981г.

2. Стоковский Л. «Музыка для всех нас». М., 1963г.

3. Н. А. Витлугина «Музыкальный букварь». М., 1973г.



В раздел образования