Автор: Васильева Светлана Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад №194 "Капитошка", г.о. Тольятти
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы обучения пению"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Методы и приемы обучению пению
Музыка
вызывает
у
слушателя
разные
чувства:
радость,
удивление,
восхищение…
Музыкальное
искусство,
отражая
жизнь
во
всем
ее
многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир.
Музыка
побуждает
к
общению,
творческой
деятельности,
доставляет
эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она
способствует активному сопереживанию. С помощью музыкальных образов,
комплекса мелодических и гармонических созвучий композитор выражает
свои
мысли
и
чувства.
Музыкальное
искусство
считалось
в
народной
педагогике
важным
средством
воспитательного
воздействия
на
человека.
Значение
его
в
наши
дни
все
более
возрастает.
В
музыкальных
произведениях,
предназначенных
для
детей,
авторы
стремятся
передать
доступные
их
возрасту
образы
и
представления
о
жизни.
И
если
произведение
создано
талантливым
мастером
и
исполнено
педагогом
с
любовью
и
вдохновением,
оно
доставит
ребенку
большую
радость
и
запомнится надолго.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
Основное его качество – выразительность, т. е. способность непосредственно
и искренне передать настроение произведения, чистоту певческих интонаций
и изящество движений.
Певческие
возможности
дошкольников
невелики.
Но,
начиная
с
подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно
интонировать, выражать свои чувства.
Педагог
должен
заинтересовывать
содержанием
песни
-
как
ее
литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание
спеть ее.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное
ознакомление
детей
с
песней
и
последующее
разучивание.
В
детском
саду обучают простейшим певческим навыкам:
– правильному звукообразованию;
– правильному дыханию;
– хорошей дикции;
– чистоте интонаций;
– ансамблю – стройному согласованному пению.
Все
эти
вокально-хоровые
навыки
помогают
выразительному пению,
формируют голос и слух.
Приемы развития певческих навыков
Разучиванию
песни
способствуют
следующие приемы —
выразительное
исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно,
отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные
указания
—
образный
рассказ
о
содержании
произведения,
разъяснение
заданий,
указания
к
исполнению
и
т.
д.
Немаловажное
значение
имеют
мимика,
ясная
артикуляция
и
дирижерский
жест
педагога.
На
первых
занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения
нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на
спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно
расположены
вдоль
туловища.
Целесообразность
применения
тех
или
иных приемов диктуется особенностями каждой песни.
Работа над звукообразованием. Здесь мы учим детей петь естественно —
легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук.
Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и.
Навык
легкого,
подвижного
звучания
приобрет ает ся
в
ход е
упражнений: «Спите, куклы» Е. Тиличеевой, «Ты на пой, соловей» (русская
народная мелодия.
Чтобы
научить
детей
правильно
интонировать
я
использую
попевки
в
наиболее удобной тесситуре, построенные на устойчивых звуках той или
иной
тональности
– «Зайка»,
русская
народная
мелодия, «Кукушка» Е.
Тиличеевой.
Эти
маленькие
песенки
построены
на
трех
устойчивых
звуках (соль, ля, си) соль-мажорной тональности.
С
т р уд н ы м и
и н т е р в а л ь н ы м и
хо д а м и
п о м о г у т
с п р а в и т ь с я
попевки «Зхо», «Качели» Е. Тиличеевой. Здесь дети несколько раз подряд
упражняются
в
правильном
интонировании
сексты,
септимы
и
других
сложных интервалов.
Используются
упражнения
на
развитие
дикции
и
артикуляции.
Хорошая
дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Я
стараюсь
научить
детей
певческой
дикции,
объясняю
им,
что
надо
петь
песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю,
как произносятся отдельные фразы и слова.
Условием
хорошей
дикции
и
выразительного пения являются
понимание
детьми смысла слов, музыкального образа песни.
В своей работе я использую приемы:
– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
–
Коллективное
проговаривание
текста
нараспев,
негромко
на
высоком
звучании,
в
умеренном
темпе,
так,
чтобы
все
слова
звучали
ясно
и
выразительно;
–
Коллективное
произношение
текста
шепотом,
на
высоком
звучании.
Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.
– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные.
Здесь я использовала “Вальс” Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его
на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т. д.) В работе над дикцией необходимо
обращать
внимание
на
артикуляцию
губ,
подвижность
нижней
челюсти.
Удачный прием — произнесение шепотом или голосом текста в ритме этой
песни. Например, можно так прочитать текст песни Т. Попатенко «Песенка о
песенке»
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий
диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.
Сначала проверяется объем голоса каждого ребенка, выясняется, кому из
детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приемы, например
правильное
рассаживание
детей
(имеющих
ограниченный
диапазон
и
неправильно поющих сажают в первом ряду).
Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения —
попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т. е.
транспонируя их.
В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание:
не «разрывать» слово.
Систематический
показ
правильного
исполнения,
напоминание помогают детям справиться с заданием.
Слаженность детского пения — ансамбль. Чувство ансамбля так же требует
слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в
унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания.
В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с
общим пением,
следить,
чтобы
ни
один
голос
не
выделялся.
Следует,
однако,предостеречь
от
использования
прямых
указаний: «пойте
громче,
тише. быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков,
нюансов,
подчеркивающих
содержание
песни.
В
песне «Дед
Мороз» В.
Витлина
педагог
подчеркивает
доброе
отношение
детей
к
главному
персонажу.
Дети,
понимая
назначение
этих
динамичных
оттенков,
естественно, воспроизводят нужную интонацию.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) — одно из самых
важных
хоровых
певческих
умений.
Все приемы должны
подчеркивать
взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у
детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Вот некоторые приемы.
Перед началом песни педагог тихо напевает, как бы настраивая детей.
Затем он с этой же ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню или
предлагает
детям
протяжно
петь
один
звук
и
говорит: «Поем
все
как
один,будто
одна
дудочка
играет:
ду-ду!» Чистота
интонации
–
самый
сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и
музыкально – слуховых представлений, ощущением тяготения мелодии к
устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:
– различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.
Чистота интонации так же зависит от музыкального окружения ребенка. Для
достижения
чистоты
интонации
у
детей
я
выбираю
песни,
удобные
для
данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать
дыхание,
использую пение
a
cappella
как
прием для
развития
чистоты
интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;
Далее
я
использую
упражнения
для
развития
певческого
дыхания.
От
правильного
вдоха (спокойного,
но
активного) зависит
качество
звука,
выпевание
фраз,
чистота
интонации.
Вдох
рекомендуют
делать
детям
одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным,
чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я
использую
песенки
в
среднем
темпе
в
двухдольном
размере,
затем
постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для
взятия правильного дыхания.
Использую
собственное
исполнение,
как
пример
для
правильного
интонирования;
Предлагаю
детям
исполнять
песню
не
только
всей
группой,
но
и
подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не
только себя, но и друг друга.
Разучивание песни – основной и длительный процесс.
Этапы разучивания песни.
1. Прослушивание песни (беседа о ее характере).
2. Повторное слушание (внимание детей обращается на запев и припев).
3. Разучивание припева, правильное выполнение ритма.
4. Исполнение песни целиком легким напевным звуком. Индивидуальное и
коллективное пение.
5.
Поочередное пение детьми
музыкальных
фраз.
Учитывается
качество
усвоения песни каждым ребенком. Выразительное исполнение песни.
Итак, пение, как вид музыкальной деятельности,состоит:
а) из певческих и слуховых упражнений, распеваний и заданий на различение
звуковысотных и ритмических соотношений;
б)
поэтапного
разучивания
песни (последовательность
усвоения,
развитие
певческого голоса и слуха);
в) песенного творчества.
Используемая литература
1.
Н.
А.
Витлугина «Музыкальное
воспитание
в
детском
саду».
Москва.
Просвещение. 1981г.
2. Стоковский Л. «Музыка для всех нас». М., 1963г.
3. Н. А. Витлугина «Музыкальный букварь». М., 1973г.