Напоминание

Формирование финансовой грамотности обучающихся


Автор: Михренин Александр Михайлович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Леснополянская СОШ
Населённый пункт: Коченевский район Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование финансовой грамотности обучающихся

на уроках обществознания

Одной из важнейших задач школы является воспитание делового человека,

личности

с

развитым

экономическим

мышлением,

готовой

к

жизни

и

хозяйственной деятельности в условиях современных отношений.

Исходя

из

этого,

важной

необходимостью

для

обучающихся

стало

повышение финансовой грамотности. Сегодня каждый гражданин должен

осознавать, что в первую очередь он сам в ответе за защиту своих интересов

от финансового мошенничества, от него зависит его будущее финансовое

благополучие.

Особенно

сейчас,

когда

во

всех

СМИ

ежедневно

звучат

термины

«ипотека»,

«банковский

процент»,

«акция»,

«курс

валют»,

«инфляция», когда кредиты, ссуды, вклады стали реальностью большинства

граждан,

большая

часть

учащихся

не

имеют

представления

о

законах

и

возможностях рыночной экономики.

Проблема

формирования

финансовой

грамотности

на

уроках

обществознания заключается в том, что даже изучая блок «Экономика» с 7 по

11

классы,

полученных

знаний

не

всегда

достаточно

для

грамотного

пользования финансовыми услугами в современном обществе.

В курсе

«Обществознания»

предлагается

обучающимся

лишь

теоретический

материал,

который

для

многих

школьников

остается

набором

сложных

терминов, и пригодятся тем, кто в будущем захочет свои накопленные знания

реализовать со своей экономической профессией.

Таким

образом,

для

формирования

у

обучающихся

финансовой

грамотности на уроках обществознания необходимо добавить практической

значимости в изучении тем по блоку «Экономика» и активно применять

контекстные задачи.

Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии

которой

описана

конкретная

жизненная

ситуация,

коррелирующая

с

имеющимся

социокультурным

опытом

учащихся

(известное,

данное);

требованием

(неизвестным),

задачи

является

анализ,

осмысление

и

объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом

решения

задачи

является

встреча

с

учебной

проблемой

и

осознание

ее

личностной значимости. В задачах должны рассматриваться такие важные

темы как составление и расчет семейного бюджета; денежные операции в

банках

и

других

структурах;

сделки,

связанные

с

риском;

денежные

вознаграждения;

наличие

ответственных

органов

за

финансовые

услуги;

личные сбережения — излишество или прок; тонкости кредитов и депозитов;

права

и

обязанности

участников

финансово-экономических

отношений;

управление денежными потоками; агрессивная политика банков; активы и

пассивы (доходы и расходы); страхование и пенсионные выплаты; наличие и

безопасное использование пластиковых карт и т.д.

Для формирования у обучающихся финансовой грамотности на уроках

обществознания необходимо больше использовать практики в изучении блока

«Экономика» и применять активные формы и методы обучения.

В

курсе обществознания 7-9-х классов не так много тем для изучения

вопросов экономического содержания.

Так, в курсе «Обществознания» 7 класса представлена тема — «Человек в

экономических

отношениях»,

в

которой

даётся

представление

о

таких

проявлениях

экономической

жизни

общества,

как

производство,

обмен,

потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики —

производству,

в

процессе

которого

реализуется

её

важнейшая

роль

в

обществе— создание материальных благ для удовлетворения потребностей

людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии

способов

рационального

поведения

основных

участников

экономики

потребителей и производителей.

В 8 классе тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных

экономических

проявлениях

(производство,

обмен,

потребление)

через

раскрытие

ключевых

экономических

понятий.

Изучаются

понятия

относительно

высокой

степени

обобщённости,

охватывающие

широкий

спектр

разнообразных

явлений

экономической

жизни

(экономическая

система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов).

Преимущество

отдано

рассмотрению

вопросов

микроэкономики

-экономическим

отношениям

между

отдельными

хозяйствующими

субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание

уделено

некоторым

макроэкономическим

проблемам,

включая

роль

государства в экономике, безработицу, международную торговлю.

В

9

классе

в

программе

изучения

отсутствуют

темы,

связанные

с

экономическими отношениями, завершается рассмотрение основных сфер

жизни общества ( «Политика», «Право»).

Таким

образом,

мы

видим,

что

тема

«Экономика»

встречается

первоначально

только

в

7

классе

и

более

подробно

рассматривается

на

восьмом году обучения подростков, что составляет 17,6 % (30 часов) от

общего количества часов на изучение обществознания на уровне основного

общего образования.

В

процессе

обучения

учащихся

можно

использовать

активные

формы

обучения, направленные не на сообщение учащимся готовых знаний, их

запоминание

и

воспроизведение,

а

на

организацию

их

деятельности

и

самостоятельных

умений

освоения

знаний

в

процессе

активной

познавательной

деятельности,

направленной

на

решение

образовательных

задач.

Активные методы позволяют учащимся на уроке:

- формировать собственное мнение;

-

учиться

слышать

и

слушать

другого

человека,

уважать

мнение

собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех

или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- анализировать факты и информацию;

- творчески подходить к учебному материалу;

- активно самостоятельно работать;

- проявлять свою индивидуальность.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие

методы обучения: проблемный, исследовательский и частично-поисковый.

Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализацию

деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение

этих

методов

обучения,

при

создании

необходимых

условий,

позволяет

раскрыть потенциальные возможности учащегося.

На

уроках-практикумах

учащиеся

решают

поставленные

перед

ними

познавательные

задачи.

Их

правильное

решение

в

результате

может

позволить

составить,

например,

характеристику

события

общественной

жизни. На таких уроках учащиеся должны чётко уметь регламентировать

свою работу, распределить её, если выполнение задачи поставлено перед

группой,

определить

источники,

необходимые

для

достижения

цели

и

получения результата. Учащиеся, в зависимости от поставленного задания,

могут, например, работать с текстами действующих Российских законов, с

материалами

СМИ,

можно

анализировать

различные

ситуации

из

современной жизни, актуализируя тем самым программные темы курса.

Практически

все

методы

обучения

предполагают

совместную

работу

учителя и учащихся. Вот одним из вариантов такой технологии, которая

позволит в краткие сроки выработать новую идею или принять коллегиальное

решение, является технология «мозгового штурма».

Суть данной технологии заключается в том, что преподаватель задает тему,

ставит

конкретный

вопрос.

После

постановки

вопроса

для

начала

все

участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они

владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет оценивание

проблемы.

Далее

каждый

предлагает

свой

вариант

решения

проблемы,

выдвигает свою идею. На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из

всех

предложенных

выбираются

самые

рациональные

с

точки

зрения

большинства.

Важно

не

критиковать

идеи,

если

они,

с

точки

зрения

преподавателя

неправильные,

а

предложить

ученикам

самим

в

ходе

дискуссии

понять

несостоятельность

того

или

иного

варианта

решения.

После

того,

как

отобраны

наиболее

продуктивные

идеи,

участники

«мозгового

штурма»

приходят

к

окончательному

выбору

самого

конструктивного решения. В самом финале ставится вопрос: «Решена ли

предложенная проблема?» . «Мозговой штурм» как метод обучения наиболее

приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек.

В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового

обучения.

В

учебной

деятельности

деловые

игры

необходимы

для

тренировки, развития творческого мышления, формирования практических

умений и навыков, они позволяют стимулировать внимание и повышают

интерес к занятиям. В процессе применения ролевых игр отрабатывается

тактика

поведения,

действий,

выполнения

функций

и

обязанностей

участников экономического процесса. Примером может служить ролевая игра

«Рациональный потребительский бюджет семьи», где каждый обучающийся в

рамках своей роли определяет наилучшие пути сбалансирования бюджета.

Разыгрывание

ролей

не

только

предоставляет

возможность

успешно

справиться

с

поставленной

задачей,

но

и

открывает

широкое

поле

для

реализации

и

развития

творчества.

Игровое

моделирование

ситуаций

является

важным

инструментом

при

формировании

мышления

у

обучающихся.

Уроки обобщающего повторения могут проводиться в форме “Круглого

стола”. Работа строится следующим образом. Все парты сдвигаются в центр,

учащиеся садятся вокруг. По кругу пускается конверт, в котором находятся

карточки

с

вопросами

по

изучаемой

теме.

Вопросы

могут

быть

как

репродуктивного, так и проблемного характера в зависимости от целей урока.

Студенты по очереди достают карточки из конверта, читают вопрос и сразу

же отвечают на него. Первоочередное право ответа принадлежит ученику,

вытащившему

вопрос.

Затем

конверт

переходит

к

следующему

ученику.

Ценность данного типа урока заключается в том, что происходит обобщение

изученного материала, а также осмысление основных проблем современного

общества через призму собственного жизненного опыта школьников.

Важно

помнить,

что

все

активные

методы

обучения

не

должны

быть

самоцелью,

а

должны

являться

средствами

достижения

поставленных

педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и

проработаны

в

процессе

подготовки

к

уроку.

И

не

следует

обращать

внимание на то, чтобы все их признаки сохранялись. Здесь многое условно –

потому что для нас важнее всегоглавное – результат в виде продвижения в

развитии личности.

Использование

активных

методов

повышает

эффективность

усвоения

знаний и позволяет рационально распределять учебное время для реализации

поставленных целей и задач. Активные формы обучения дают возможность

обучающимся

полнее

развивать

свои

творческие

способности,

развивать

навыки межличностного общения, умения работать в группе, вырабатывать

персональную ответственность за свои решения.



В раздел образования