Напоминание

Развитие творческого мышления у учащихся на основе системно-деятельного подхода в обучении


Автор: Полецкая Наталья Михайловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ - лицей № 13
Населённый пункт: п. Краснообск, Новосибирская область
Наименование материала: Педагогическая технология
Тема: Развитие творческого мышления у учащихся на основе системно-деятельного подхода в обучении
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ СОШ № 2 п. Краснообск

МБОУ СОШ № 2 п. Краснообск

Развитие творческого

Развитие творческого

мышления у учащихся на

мышления у учащихся на

основе деятельного

основе деятельного

подхода в обучении

подхода в обучении

Полецкая Наталья Михайловна

Полецкая Наталья Михайловна

Цель:

Цель:

формирование творческого мышления у учащихся

формирование творческого мышления у учащихся

Задачи:

Задачи:

1.

1.

Провести вводную диагностику уровня творческих

Провести вводную диагностику уровня творческих

способностей учащихся.

способностей учащихся.

2.

2.

Создать благоприятную психологическую атмосферу

Создать благоприятную психологическую атмосферу

для занятий.

для занятий.

3.

3.

Обеспечить развитие творческого потенциала каждого

Обеспечить развитие творческого потенциала каждого

ребёнка как субъекта обучения со своими психолого-

ребёнка как субъекта обучения со своими психолого-

возрастными особенностями.

возрастными особенностями.

4.

4.

Использовать разнообразные методы и приёмы,

Использовать разнообразные методы и приёмы,

развивающие творческое мышление.

развивающие творческое мышление.

5.

5.

Выяснить закономерности мешающие развитию

Выяснить закономерности мешающие развитию

личности, способной к творческой самореализации.

личности, способной к творческой самореализации.

Для успешного решения этих задач свою

Для успешного решения этих задач свою

деятельность строю на основе следующих

деятельность строю на основе следующих

принципов:

принципов:

1. Опора на данные психологов.

1. Опора на данные психологов.

2. Личностно-деятельный подход в обучении.

2. Личностно-деятельный подход в обучении.

3.Принцип выбора.

3.Принцип выбора.

4. Совершенствование своей профессиональной

4. Совершенствование своей профессиональной

деятельности.

деятельности.

5. Творчества и успеха.

5. Творчества и успеха.

«Успех – самый лучший воспитатель, ибо он даёт

«Успех – самый лучший воспитатель, ибо он даёт

ребёнку главное: уверенность в собственные силы и

ребёнку главное: уверенность в собственные силы и

самого себя».

самого себя».

Л. С. Выготской

Л. С. Выготской

В соответствии с названными целью, задачами и

В соответствии с названными целью, задачами и

принципами были применены следующие методы:

принципами были применены следующие методы:

- изучение и анализ зарубежной и отечественной литературы;

- изучение и анализ зарубежной и отечественной литературы;

- посещение семинаров , учёба на курсах ,беседы с коллегами и

- посещение семинаров , учёба на курсах ,беседы с коллегами и

наблюдение их уроков;

наблюдение их уроков;

- анкетирование, тестирование и интервьюирование учащихся;

- анкетирование, тестирование и интервьюирование учащихся;

- экспериментальное преподавание биологии;

- экспериментальное преподавание биологии;

-анализ опытно-практической деятельности.

-анализ опытно-практической деятельности.

Способом мотивации, для развития творческого

Способом мотивации, для развития творческого

мышления у учащихся, выступает хорошо оборудованный

мышления у учащихся, выступает хорошо оборудованный

кабинет.

кабинет.

В кабинете собран большой дидактический , раздаточный материал, что

В кабинете собран большой дидактический , раздаточный материал, что

позволяет применять дифференцированный подход в обучении,

позволяет применять дифференцированный подход в обучении,

используя задания разной степени сложности.

используя задания разной степени сложности.

Имеются различные информационные ресурсы.

Имеются различные информационные ресурсы.

По всем курсам собраны учебно –методические комплекты.

По всем курсам собраны учебно –методические комплекты.

Систематизированы наглядные пособия, опытно-экспериментальное

Систематизированы наглядные пособия, опытно-экспериментальное

оборудование .

оборудование .

Приложение № 1

Приложение № 1

Творческое мышление (дивергентное, нешаблонное) –

Творческое мышление (дивергентное, нешаблонное) –

это вид мышления, который характеризуется

это вид мышления, который характеризуется

разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и

разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и

большой свободой в решении проблем.

большой свободой в решении проблем.

Особенности творческого мышления по Дж. Гилфорду:

Особенности творческого мышления по Дж. Гилфорду:

- беглость мысли;

- беглость мысли;

- гибкость мысли;

- гибкость мысли;

- оригинальность мысли;

- оригинальность мысли;

- точность.

- точность.

Ю. Б. Гатановым разработан «Курс развития

Ю. Б. Гатановым разработан «Курс развития

творческого мышления».

творческого мышления».

Из предлагаемых автором Курса методов мной были

Из предлагаемых автором Курса методов мной были

использованы:

использованы:

1. «Мозговой штурм» или принцип «беглости».

1. «Мозговой штурм» или принцип «беглости».

Приложение

Приложение

№2

№2

2. Принцип мягкого соревнования.

2. Принцип мягкого соревнования.

3. Сотрудничество и кооперация.

3. Сотрудничество и кооперация.

4. Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера

4. Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера

.

.

Приложение № 3

Приложение № 3

5. Поиск альтернатив.

5. Поиск альтернатив.

6. Дробление

6. Дробление

7. Почему?

7. Почему?

8. « От противного».

8. « От противного».

9. Проектирование.

9. Проектирование.

К перечисленным методам , на основе своей педагогической

К перечисленным методам , на основе своей педагогической

деятельности, я бы добавила ряд приёмов, развивающих творческое

деятельности, я бы добавила ряд приёмов, развивающих творческое

мышление

мышление

1. Составление вопросов-суждений, опорных конспектов, тестов.

1. Составление вопросов-суждений, опорных конспектов, тестов.

2. Составление синквейнов.

2. Составление синквейнов.

3. Составление условий задач.

3. Составление условий задач.

4. Решение нестандартных задач.

4. Решение нестандартных задач.

5. Написание рассказов, сказок,

5. Написание рассказов, сказок,

6. Составление сценариев.

6. Составление сценариев.

7. Проведение классных часов, вечеров, уроков.

7. Проведение классных часов, вечеров, уроков.

8. Пантомима.

8. Пантомима.

9. Сбор коллекции.

9. Сбор коллекции.

10. Прогнозирование ситуации.

10. Прогнозирование ситуации.

11. Сочинение стихов.

11. Сочинение стихов.

12. Обсуждение проблемой ситуации.

12. Обсуждение проблемой ситуации.

Применяемые методы, развивающие творческое мышление, можно

Применяемые методы, развивающие творческое мышление, можно

систематизировать, используя структуру интеллекта Дж. Гилфорда.

систематизировать, используя структуру интеллекта Дж. Гилфорда.

Приложение № 4

Приложение № 4

По выводам Р.С. Немова существуют условия

По выводам Р.С. Немова существуют условия

препятствующие творческому подходу к решению каких-

препятствующие творческому подходу к решению каких-

либо задач.

либо задач.

Если в прошлом определённый способ решения человеком некоторых

Если в прошлом определённый способ решения человеком некоторых

задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство

задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство

побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа

побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа

решения.

решения.

Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить

Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить

на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение

на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение

кнему в будущем.

кнему в будущем.

Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от

Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от

частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически

частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически

возникать при встрече с новой задачей.

возникать при встрече с новой задачей.

К выводам Р.С.Немова я бы добаивла, что человеку быть творческой

К выводам Р.С.Немова я бы добаивла, что человеку быть творческой

личностью и проявлять оригинальность мышления мешает боязнь

личностью и проявлять оригинальность мышления мешает боязнь

оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или

оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или

смешным в своих суждениях.

смешным в своих суждениях.

Существует много тестов, специально направленных на

Существует много тестов, специально направленных на

выявление творческих возможностей.

выявление творческих возможностей.

Для диагностического исследования творческих

Для диагностического исследования творческих

возможностей учащихся я использовала тесты Поля

возможностей учащихся я использовала тесты Поля

Торреса.

Торреса.

После исследования в сентябре проводились уроки и

После исследования в сентябре проводились уроки и

внеклассные мероариятия (

внеклассные мероариятия (

Приложение №6

Приложение №6

) с

) с

использованием методов и приёмов, развивающих

использованием методов и приёмов, развивающих

творческое мышление.

творческое мышление.

Данные вводной диагностики сравнивались с результатами

Данные вводной диагностики сравнивались с результатами

исследования, проводимых в мае .

исследования, проводимых в мае .

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у

учащихся развились творческие способности: беглость,

учащихся развились творческие способности: беглость,

гибкость, оригинальность мышления и способность к

гибкость, оригинальность мышления и способность к

детальной разработке.

детальной разработке.

Данная технология преподавания имеет ряд преимуществ по

Данная технология преподавания имеет ряд преимуществ по

сравнению с традиционной

сравнению с традиционной

Позволяет повысить качественную успеваемость

Позволяет повысить качественную успеваемость

учащихся, что свидетельствует о возрастании их учебных

учащихся, что свидетельствует о возрастании их учебных

возможностей 2015-2016 уч.г.-58%, 2016-2017-62%.

возможностей 2015-2016 уч.г.-58%, 2016-2017-62%.

Создаёт оптимальные условия для активной

Создаёт оптимальные условия для активной

мыслительной деятельности и развития дивергентного

мыслительной деятельности и развития дивергентного

мышления.

мышления.

Формирует интерес к предмету и научно-

Формирует интерес к предмету и научно-

исследовательской деятельности.

исследовательской деятельности.

Приложение № 5

Приложение № 5

Способствует развитию у школьников умений переносить

Способствует развитию у школьников умений переносить

знания в новые ситуации.

знания в новые ситуации.

Развивает организационные, коммуникативные,

Развивает организационные, коммуникативные,

информационные умения и навыки, следовательно

информационные умения и навыки, следовательно

активную жизненную позицию.

активную жизненную позицию.

Ученики умеют самостоятельно работать и применять

Ученики умеют самостоятельно работать и применять

приобретённые знания в жизненных ситуациях

приобретённые знания в жизненных ситуациях

Участвуют в озеленение школы и пришкольной территории.

Участвуют в озеленение школы и пришкольной территории.

Разрабатывают проекты социально-значимых объектов посёлка

Разрабатывают проекты социально-значимых объектов посёлка

(парковой зоны, пляжа, детской площадки, экодома, спортивного

(парковой зоны, пляжа, детской площадки, экодома, спортивного

комплекса и т.д.).

комплекса и т.д.).

Участвуют в акциях по очистки территории от бытового мусора.

Участвуют в акциях по очистки территории от бытового мусора.

Сотрудничают с обществом по охране окружающей среды( собирали

Сотрудничают с обществом по охране окружающей среды( собирали

подписи жителей посёлка для организации пункта по сортировки

подписи жителей посёлка для организации пункта по сортировки

упаковочных материалов, участвовали в акциях , направленных на

упаковочных материалов, участвовали в акциях , направленных на

сохранение дендропарка).

сохранение дендропарка).

Сотрудничают с «Сибэкоцентром».

Сотрудничают с «Сибэкоцентром».

Более 80% учащихся поступают в ВУЗы. За последние три года два

Более 80% учащихся поступают в ВУЗы. За последние три года два

выпускника поступили в НГУ на факультет естественных наук.

выпускника поступили в НГУ на факультет естественных наук.

Многие выпускники учатся в медицинской академии, аграрном университете,

Многие выпускники учатся в медицинской академии, аграрном университете,

педагогическом университете, томском университете(ф-т экологии) и других

педагогическом университете, томском университете(ф-т экологии) и других

учебных заведениях, где сдаются вступительные экзамены по биологии.

учебных заведениях, где сдаются вступительные экзамены по биологии.

Среди моих выпускников 2016\2017 учебного года и 2017\2018 уч. года 6

Среди моих выпускников 2016\2017 учебного года и 2017\2018 уч. года 6

медалистов.

медалистов.

Выпускники школы часто приходят в гости. Беседуют с учащимися,

Выпускники школы часто приходят в гости. Беседуют с учащимися,

проводят классные часы. Приглашают на экскурсии в исследовательские

проводят классные часы. Приглашают на экскурсии в исследовательские

институты, на предприятия, где они работают после окончания ВУЗов.

институты, на предприятия, где они работают после окончания ВУЗов.

а

а

При обучении учащихся важна активная жизненная

При обучении учащихся важна активная жизненная

позиция учителя, его положительный пример.

позиция учителя, его положительный пример.

Для учителя биологии актуальным и значимым является

Для учителя биологии актуальным и значимым является

пропаганда здорового образа жизни.

пропаганда здорового образа жизни.

Приложение № 7

Приложение № 7

Накопленным опытом хочется поделиться с коллегами. Так

Накопленным опытом хочется поделиться с коллегами. Так

как мы учимся друг у друга. Помогаем найти ошибки,

как мы учимся друг у друга. Помогаем найти ошибки,

осознать результаты своей деятельности.

осознать результаты своей деятельности.

Приложение № 8

Приложение № 8

Приложение № 1

Приложение № 1

Кабинет биологии

Кабинет биологии

Методическая литература для учителя

Методическая литература для учителя

Учебная и научно-популярная

Учебная и научно-популярная

литература для ученика

литература для ученика

Наглядные пособия

Наглядные пособия

Видеотека, мультимедийные пособия

Видеотека, мультимедийные пособия

Интернет

Интернет

КИМ

КИМ

Дидактический материал

Дидактический материал

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Опытно-экспериментальное

Опытно-экспериментальное

оборудование

оборудование

Цифровые образовательные ресурсы,

Цифровые образовательные ресурсы,

созданные учителем

созданные учителем

Технические средства обучения

Технические средства обучения

(телевизор,

(телевизор,

DVD

DVD

, компьютер)

, компьютер)

Нормативные документы

Нормативные документы

Перечень оснащения

Перечень оснащения

Приложение №2

Приложение №2

Список вопросов для стимулирования беглости мышления

Список вопросов для стимулирования беглости мышления

1.

1.

Альтернативные применения:

Альтернативные применения:

Можно ли данный объект использовать как-то по другому?

Можно ли данный объект использовать как-то по другому?

На что похож данный объект? Что он напоминает

На что похож данный объект? Что он напоминает

2. Изменения:

2. Изменения:

Можете ли Вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения?

Можете ли Вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения?

Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?

Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?

Как можно улучшить, усовершенствовать объект?

Как можно улучшить, усовершенствовать объект?

3. Уменьшение:

3. Уменьшение:

Можно ли сделать этот объект меньше, короче, тоньше, слабее?

Можно ли сделать этот объект меньше, короче, тоньше, слабее?

4. Замещение:

4. Замещение:

Можно ли в замен этого использовать другой механизм?

Можно ли в замен этого использовать другой механизм?

5. Перемещение:

5. Перемещение:

Можете ли Вы поменять части?

Можете ли Вы поменять части?

Можете ли Вы сделать это в другой последовательности?

Можете ли Вы сделать это в другой последовательности?

6. Комбинирование, объединение:

6. Комбинирование, объединение:

Можете ли Вы скомбинировать эти части, идеи?

Можете ли Вы скомбинировать эти части, идеи?

Можете ли Вы смешать, соединить эти части вместе?

Можете ли Вы смешать, соединить эти части вместе?

7. Перевёртывание:

7. Перевёртывание:

Можете ли Вы развернуть этот объект задом наперёд или перевернуть его?

Можете ли Вы развернуть этот объект задом наперёд или перевернуть его?

Приложение № 3

Приложение № 3

Вопросы для самостоятельного оценивания работы

Вопросы для самостоятельного оценивания работы

Тебе нравится твоя работа? Почему?

Тебе нравится твоя работа? Почему?

А что ты думаешь об этом?

А что ты думаешь об этом?

А что хорошего, по-твоему, есть в твоей работе?

А что хорошего, по-твоему, есть в твоей работе?

Ты бы сравнил эту работу с той, что сделал в прошлый

Ты бы сравнил эту работу с той, что сделал в прошлый

раз?

раз?

Что в этой работе тебе больше всего удалось?

Что в этой работе тебе больше всего удалось?

Что в этой работе тебе больше всего нравится?

Что в этой работе тебе больше всего нравится?

Приложение №4

Классификация занятий в соответствии со структурой интеллекта Дж. Гилфорда

Тип задания

Действия

Приёмы, применяемые учителем

Раздумия о словах

Образные единицы

Составить синквейн, работа с понятиями

Придумай

Образные системы

Проектирование, составь тест, схему, условие задачи,

кроссворд, конспект

Истории и сказки

Идеи

Путешествие пчелы и т.д., истории взаимоотношений

совы и мыши, листьев и стебля. Рассказ, используя

набор слов.

Праздник

Символические

импликации и разработки

деталей

Посвящение. День птиц. День Земли

Рассказ по рисункам

Выводы

Рассказ по рисункам, таблицам, схемам. Пантомима.

Что ты видишь?

Образные разработки

деталей

Прибор, модель, часть скелета рыбы, орган

млекопитающих, процесс и т. д.

Новая жизнь старых

вещей

Образные разработки

деталей

Проектирование, альтернатива.

Нарисуй

Символические

разработки деталей

Клетку бактерий, растений, грибов, эритроцита. Сердце,

рефлекторную дугу.

Сочинение стихов

Семантические

отношения

Сочинение стихов

Если бы я написал книгу

Образные трансформации

Если бы я написал книгу по кусу «Человек», статью по

теме «Генетика».

Приложение № 5

Учебные достижения учащихся подвергаются внешней экспертизе:

1. Всероссийские проверочные работы

2. ГИА

а. ОГЭ

б ЭГЭ

3. Всероссийская олимпиада школьников

4. Научно-практические конференции

Приложение № 6

Внеклассная деятельность

Декада биологии

Проектная деятельность

учащихся

НПК

Элективные курсы

Акции по экологии

Озеленение школы и

пришкольной территории

Конференции

Экскурсии

Олимпиады

Классные часы

Встречи с выпускниками

школы

Приложение № 7

Пропаганда здорового образа жизни

Тематические классные часы

Валеологические минуты на

уроках

Активный отдых с классом

на природе

Участие в районном

конкурсе

«Самый спортивный класс»

-2 место

Участие в районном

конкурсе «Папа, мама, я –

спортивная

семья» - 3 место

Приложение № 8

Обобщение и распространение опыта

Выступление

на педсоветах

Открытые

уроки

Проведение

семинаров

Наставниче

ство

Представлен

ие опыта на

сайтах

Отзывы о

результатах

педагогическо

й

деятельности

Участие в

семинарах,

конференция

х

1.Современны

е технологии

в обучении.

2.Создание

интеллектуаль

ного фона

развития.

3.Различные

формы и

приёмы

обеспечения

надлежащего

поведения

учащихся в

классе.

4. Отметка –

как фактор

риска.

1.Жизнь без

сигарет

(районный с.)

2.Состав,

свойства

напитков и

здоровье

человека.

(семинар

директоров)

3. Белки –

высшая

ступень

развития

вещества в

природе,

обусловившая

появление

жизни.

(Семинар уч.

биологии)

Районный

семинар

учителей

биологии –

март 2016

«Развитие

творческого

мышления у

учащихся

через

внеурочную

деятельност

ь».

Организаци

я и

проведение

педагогичес

кой

практики

студентов

НГПУ.

Страничка на

сайте

S_2_krasn.

nov. edu 54. ru

Коллег

Администрации

Родителей.

Учащихся.

Районные

Областные

Городские

Региональные



В раздел образования