Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Автор: Лещинская Олеся Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ № 6 "Радуга" Населённый пункт: город Мирный Архангельская область Наименование материала: статья Тема: Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Раздел: дошкольное образование
воспитание
–
это
развитие
восприятия
ребенка
и
формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается
познание.
Исследованиям
в
области
сенсорного
воспитания
дошкольника
большое внимание
уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и
психологи.
Актуальность
выбранной
темы
заключается
в
том,
что
период
дошкольного
детства
является
периодом
интенсивного
сенсорного
развития
ребенка.
От
его
уровня
в
значительной
степени
зависит
успешность
умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать
широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают
ребенку
возможность
различать
и
классифицировать
предметы
по
размеру,
форме, цвету, степени шероховатости или гладкости и т.д..
Поэтому, я решила работать над темой «Сенсорное воспитание детей
младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» именно с
первой младшей группы, так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет
подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается организация
систематического усвоения сенсорной культуры.
Дидактические игры
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой.
С
одной
стороны,
дидактическая
игра
–
одна
из
форм
обучающего
обучающего
воздействия
воздействия
взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом
самостоятельной деятельности детей.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались
основным средством
основным средством сенсорного воспитания.
Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием
показала,
что
наиболее
интенсивно
происходит
сенсорное
развитие
детей
младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к
случаю, а
в определенной системе
в определенной системе , в тесной связи с общим ходом сенсорного
обучения и воспитания младших дошкольников.
Одним
из
элементов
игры
является
дидактическая
задача
дидактическая
задача ,
которая
определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Вторым элементом является
содержание
содержание .
Успешность игры
Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре –
это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.
Третьим элементом игры являются
правила
правила . Они определяют характер и
способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
Четвертый элемент -
игровые действия
игровые действия , поступки, которые совершает
каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к
дидактической игре.
Пятый
элемент
дидактической
игры
–
результат
результат . Показатель уровня
достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности,
взаимоотношений.
Ознакомление
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета
позволило
создать
систему
дидактических
игр
по
сенсорному
воспитанию,
направленных
на
совершенствование
восприятия
ребёнком
характерных
признаков предметов.
Существует пять сенсорных систем с помощью которых ребенок познает
мир:
-
Осязание (тактильное восприятие)
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К
осязанию
относят
тактильную
(поверхностную)
чувствительность
(ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными
природными
материалами
и
предметами,
отличающимися
структурой
поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые,
деревянные, мягкие, пушистые.
Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани
разной
текстуры:
мешковины,
шерсти,
шелка,
меха.
Туда
же
можно
добавить
лист
полиэтилена,
оберточную
бумагу
от
цветов,
сетки
от
комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое
другое.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами
и
гладкими
желудями.
Полезно
также
играть
с
различными
крупами:
опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.
Зрительное восприятие
Зрительное восприятие
Основные параметры зрительного восприятия:
Основные параметры зрительного восприятия:
Цвет
Форма
Величина
Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
1.развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или
неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не
такой»; действовать по подражанию;
Слайд № 9
2.познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый,
зеленый);
3.развивать
умение
осуществлять
выбор
цвета
по
образцу
и
проверять
его
примериванием,
ориентироваться
на
цвет
как
на
значимый
признак,
производить выбор цвета по слову.
Игры
Игры
Подбери по цвету
Подбери по цвету
Подбери чашки к блюдцам
Подбери чашки к блюдцам
Спрячь мышку в домик
Спрячь мышку в домик
Собери бусы
Собери бусы
Восприятие формы
Восприятие формы
Конкретизируется в следующих задачах:
Конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы
на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;
2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить
плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;
3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в
деятельности;
4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и
вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с
помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его
с помощью наложения, вычленять контур предмета;
5.
закреплять
знание
названий
форм,
осуществлять
выбор
формы
по
ее
названию.
Игры, способствующие развитию восприятия формы
Игры, способствующие развитию восприятия формы
Заштопай юбки
Заштопай юбки
Заштопай сапожки
Заштопай сапожки
Волшебная коробочка
Волшебная коробочка
Восприятие величины
Конкретизируется в следующих задачах:
Конкретизируется в следующих задачах:
1.
развивать
умение
ориентироваться
на
величину
предметов,
соотносить
действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и
объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в
практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
2.
закреплять
словесное
обозначение
величин
(«большой»,
«маленький»,
«больше», «меньше»);
3. формировать отношение к величине как к значимому признаку;
4.
обратить
внимание
на
длину,
высоту
и
ширину;
знакомить
со
словами
«длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
5.
развивать
умение
соотносить
предметы
по
длине,
высоте
и
ширине
в
действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины,
соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить
выбор и соотнесение величин;
6. обратить внимание на относительность величины предметов;
7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Игры, способствующие развитию восприятия величины
Игры, способствующие развитию восприятия величины
«Какой мяч больше? »
«Какой мяч больше? »
«Подбери туфельки»
«Подбери туфельки»
Игры с пирамидками
Игры с пирамидками
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста
обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего
мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств
предметов и явлений живой и неживой природы.
Овладение
звуковыми
характеристиками
способствует
целостности
восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития
ребенка.
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить,
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить,
каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их
каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их
воспитания.
воспитания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !