Автор: Круглова Елена Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития детей и молодёжи" СП "Горизонт"
Населённый пункт: пгт. Вохтога, Вологодская область, Грязовецкий район
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "МАСТЕРСКАЯ ДОСУГА"
Тема: Сертифицированная программа социально - педагогической направленности для детей 10-14 лет
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Грязовецкого
муниципального района Вологодской области «Центр развития детей и молодежи.
Детская школа искусств». Структурное подразделение «Горизонт»
Утверждаю
Директор МБУДО «Центр развития
детей и молодёжи»
________________________ О.В. Грузилова
Протокол Педагогического совета
№_______ от _____________
«МАСТЕРСКАЯ ДОСУГА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально - педагогической направленности
Возраст обучающихся 10 -14 лет
Срок реализации 1 год
Автор - составитель:
Круглова Е.А.,
педагог дополнительного образования
Вохтога - 2019
Информационная карта программы
Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мастерская досуга»
Тип программы:
авторская, модифицированная, комплексная
Цель программы
Развивать организаторские способности обучающихся
через включение их в активную культурно-досуговую
деятельность.
Направленность
социально-педагогическая
Срок реализации программы
1 год
(1 модуль – 57 часов, 2 модуль - 51 час)
Аннотация к программе
Программа рассчитана
на
обучение
и
подготовку
подростков
к
работе
с
детскими
коллективами
в
каникулярное
время. Данная программа рассматривает
возможность развития организаторских способностей у
ребят, обучение организации и проведению культурно -
досуговых мероприятий для дошкольников и младших
школьников.
О бу ч а ю щ и е с я
в
т еч е н и е
ч е т в е р т и
г о т о в я т
театрализованные игровые программы, мастер-классы,
мероприятия
по
формированию
навыков
ЗОЖ,
интеллектуальные игры, мини – спектакли и организуют
их проведение в каникулярное время.
Способ освоения содержания
программы:
теоретический,
практический,
репродуктивно
–
творческий.
Реализация программы
Образовательная программа предназначена для детей в
возрасте от 10 до 14 лет, рассчитана на год обучения,
включает в себя два модуля. Групповые занятия по 1
часу 3 раза в неделю. Организация образовательного
процесса
строится
на
основе
рабочей
программы,
разработанной
руководителем
объединения
и
согласованной с директором МБУДО «Центр развития
детей и молодёжи»
Форма реализации
программы:
групповая
Автор программы
педагог-организатор Круглова Е.А.
Район (город),
представивший программу
Грязовецкий район, пгт. Вохтога
Название организации
(ведомства)
МБУДО «Центр развития детей и молодёжи» СП
«Горизонт»
Телефон
3-14-71
Адрес
162 740 Вологодская область, Грязовецкий район п.
Вохтога, ул. Юбилейная, д.12а
Структурное подразделение «Горизонт»
Участники программы
дети в возрасте от 10 лет до 14 лет.
Официальный язык
программы
Русский язык
2
Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей
образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических
системах, в том числе и в учреждениях дополнительного образования. Организация отдыха
детей
рассматривается
в
последние
годы
как
составляющая
внутренней
социальной
политики нашей страны. Кроме этого, значимость проблем детского отдыха и оздоровления
стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и развития детей, являющимися
системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего
поколения.
Во
время
каникул
происходит
разрядка
накопившейся
за
время
учёбы
напряженности,
восстановление
израсходованных
сил,
здоровья,
возрастает
потребность
ребёнка в развитии творческого потенциала.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа социально-педагогической направленности «Мастерская досуга» актуальна
тем, что содействует развитию творческих способностей обучающихся, учит их осознавать
значимость
своей
деятельности:
организация
обучающимися
досуговых
мероприятий
способствует предупреждению безнадзорности детей (особенно школьников) в каникулярное
время. Разработка данной программы была вызвана повышением спроса родителей и детей
на организованный отдых по месту жительства во время каникул.
Новизна
заключается
в
том,
что
данная
программа
предназначена
для
работы
с
обучающимися,
которым
необходимо
научиться
правильно
организовывать
и
проводить
мероприятия, развивая при этом свои организаторские способности.
Ее назначение – создать условия для овладения слушателями необходимыми знаниями и
умениями для практической деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
состоит
в
том,
что
в
результате
прохождения данного курса, несмотря на то, чем в будущем будут заниматься ребята,
прошедшие обучение в «Мастерской досуга», какую профессию получат, где и кем будут
работать, знания, умения и навыки, полученные в объединении, пригодятся им в любом
возрасте и при любом социальном статусе (общение со своими будущими детьми, работа в
команде, публичные выступления и т.д.). Таким образом, обучение по данной программе
помогает ребёнку раскрыться как личности, приобрести организаторские навыки и умения,
которые станут незаменимы в дальнейшей жизни; это способ саморазвития и самопознания.
Цель программы: Развивать организаторские способности обучающихся через включение
их в активную культурно-досуговую деятельность.
3
Задачи:
Учебные:
1.
Научить детей методике организации и проведения различных форм мероприятий
2.
Обучение навыкам самоорганизации и проектирования собственной деятельности.
Развивающие:
1.
Развивать профессионально значимые качества организатора; выработка
коммуникативных умений и навыков.
2.
Развивать творчески – эстетические задатки и способности детей, активизировать их
общественную деятельность.
Воспитательные:
1.
Формировать устойчивый интерес к полезно – познавательному досугу через
создание комфортной и эмоционально насыщенной среды.
2.
Создание в коллективе тёплой, дружеской обстановки.
3.
Участие в социально значимых мероприятиях (День Матери, День защитника
Отечества, День Победы, День народного единства и др.)
4.
Сотрудничать с родителями и социальными партнёрами для формирования
активной личности.
Основные принципы реализации программы:
использование системного подхода в предъявлении единых требований к
обучающимся и в организации обучающего процесса;
преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над
теоретическими;
реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в
процессе подготовки обучающихся;
использование творческого подхода в организации образовательного процесса;
принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и
создание ситуаций, побуждающих слушателя к самостоятельному поиску
наиболее эффективных путей для их решения;
принцип воспитывающего взаимодействия;
принцип единства воспитания и самовоспитания.
Формы и методы работы в объединении:
Групповые
(беседы,
игровые
программы,
конкурсы,
соревнования,
творческая
мастерская и т.д.)
4
Типы занятий:
- усвоение новых знаний
- повторение
-закрепление
- комбинированное занятие
-
практикум
(подготовка
и
проведение
мероприятий,
помощь
педагогам
–
организаторам СП «Горизонт» в создании реквизита)
Сроки и условия реализации программы «Мастерская досуга»
Образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 14 лет, рассчитана
на 1 год обучения, состоит из двух модулей. «Мы – активные участники» - стартовый
уровень сложности (57 ч.), «Мы – организаторы и сценаристы» - базовый уровень сложности
(51 ч.). Занятия проводятся по 1 часу 3 раза в неделю (всего 108 часов в год). Форма
занятий – групповая. Количество обучающихся в объединении составляет 10-15 человек.
При проведении мероприятий обучающиеся могут быть
активными
участниками
–
помощь
педагогу
в
подготовке
к
мероприятию,
выполнение какого – либо конкретного задания: подготовить реквизит, организовать
игровую станцию, войти в состав жюри и т.п.
организаторами - организовать дело, мероприятие и самим стать активными его
участниками
Организация
образовательного
процесса
строится
на
основе
рабочей
программы,
разработанной руководителем объединения и согласованной с директором МБУДО «Центр
развития детей и молодёжи».
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо следующее оснащение:
- кабинет для занятий, рабочие места;
- технические средства обучения
- цифровой фотоаппарат;
- музыкальное оборудование;
- флэш-карта;
- спортивно-игровой инвентарь;
5
- канцелярские товары.
Ожидаемые результаты
1.
Получение теоретических и практических знаний по управлению детским коллективом.
2.
Приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации.
3.
Совершенствование профессиональных качеств и личностный рост.
4.
Раскрытие творческого потенциала.
5.
Способность принимать решение и брать на себя ответственность при возникновении
проблемных жизненных ситуаций и конфликтных ситуаций внутри коллектива.
Обучающиеся должны знать:
-Особенности организации и проведения игровых программ, праздников,
тематических проектов;
-Методику игровой деятельности;
-Особенности сценарных композиций;
-Методику творческой деятельности;
Обучающиеся должны уметь:
-Разрабатывать и организовывать игровые программы, праздники, тематические проекты;
-Устанавливать контакт с аудиторией;
-Владеть навыками проведения игр, конкурсов, викторин.
-Самостоятельно составлять композиции игровых программ, игровые проекты;
-Создавать художественный образ на сцене;
В результате обучения по программе «Мастерская досуга» у обучающихся должны быть
выработаны следующие умения:
умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
умение организовать дело, игру;
умение работать в команде;
умение работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
умение анализировать;
коммуникативные умения.
6
Критерии и показатели оценки ожидаемого результата
Критерий
Показатели
Методики диагностики
Сформированность
коммуникативной
культуры
обучающихся
- Коммуникабельность
- Взаимодействие со
сверстниками,
родителями, педагогами
Методика выявления
организаторских и
коммуникативных
склонностей (по В.В.
Синявскому и В.А.
Фидоришину.)
Склонность к
организаторской
деятельности
- Смелость и готовность
принимать на себя роль.
- Способность
организовать досуг.
- Легкость и свобода в
выполнении
организаторской
деятельности
Методика определения
коммуникативных и
организаторских
способностей личности.
Универсальные
учебные
действия
Уровень ЗУН при
проведении массовых
мероприятий, анализ
основ сценарной
композиции,
структуры проведения,
форм и методов
организации
мероприятий.
Диагностика
Формы подведения
итогов
Всё вышеперечисленное
1.
Показ
и
апробирование
проведения
одного или нескольких мероприятий
по
самостоятельно
написанному
или
предложенному сценарию.
2.
Участие
в
творческих
конкурсах
и
фестивалях, с целью определения
уровня
усвоения
содержания
образования,
с т е п е н и
п о д г о т о в л е н н о с т и
к
самостоятельной
работе
и
выявления
наиболее способных и талантливых
обучающихся.
Учебный план. 1 модуль «Мы – активные участники»
№ п\п
Тема, раздел
Кол-во часов
(теория)
Кол-во часов
(практика)
Кол-во часов
всего
1.
Вводное занятие. Программа
«Мастерская досуга»
2
2
2.
Игра – дело серьёзное. Игры на
знакомство.
1
2
3
7
3.
Методика проведения
подвижных игр.
2
15
17
4.
Методика проведения игр на
взаимодействие.
1
9
10
5.
Сюжетно-ролевые игры.
Методика проведения игр-
конкурсов.
2
11
13
6.
Игровые программы по
формированию ЗОЖ.
Эстафеты.
1
8
9
7.
Итоговое занятие
1
2
3
Всего
10
47
57
Основное содержание программы.
Вводное занятие. Программа «Мастерская досуга» - 2 часа.
Знакомство. Какими качествами должен обладать организатор. Суть программы «Мастерская
досуга. План работы на первое полугодие. Техника безопасности в работе организатора.
Инструктажи. Возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Тема: «Игра – дело серьёзное. Игры на знакомство» - 3 часа.
В
первые
дни
работы
объединения
важно
заинтересовать,
увлечь
детей
интересной
деятельностью. Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является
знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче будет работать с ними. Для
этого целесообразно, направить все усилия на знакомство детей друг с другом. Кроме того,
правильно
выбранная
игра
под
руководством
доброжелательного
и
внимательного
наставника
позволяет
одновременно
проводить
нравственное,
эстетическое
и
трудовое
воспитание.
И
самое
интересное,
что
дети
не
замечают
специального
воздействия,
а,
следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.
Игры на знакомство: «Снежный ком», «Ассоциации», «Дружба», «Слева, справа, раз, два,
три», «Имя в центре», «Назовись», «Досчитай до тридцати», «Имя и фрукт, «Дрозд», «Я
знаю 5 имён», «Рукопожатие», «Великолепная Валерия», «Бинго», «Мы идём в поход»,
«Молекула-хаос», «Я умею, могу научить, хочу научиться», «Клубочек», «Любимое занятие»
и т.д.
Тема: «Методика проведения подвижных игр» - 17 часов.
8
Подвижная
игра
–
естественный
спутник
жизни
ребёнка,
источник
радостных
эмоций,
обладающий великой воспитательной силой. В народных играх ярко отражаются образ
жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве,
желание
обладать
силой,
ловкостью,
выносливостью,
быстротой
и
красотой
движений,
проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к
победе.
Значение
подвижных
игр
для
детей
сложно
переоценить,
поскольку
это
замечательная
возможность
помочь
ребенку
развиваться
всесторонне.
Главное,
что
увлекательная
активная
игра
комплексно
воздействует
на
девочек
и
мальчиков
на
физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне. Выбор подвижной игры
непосредственно зависит от места её проведения, от наличия инвентаря.
Практикум: обучающиеся объединения - участники игровой программы «Любимые
игры детства»: они проводят станцию с использованием подвижных игр.
Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору»,
«Фанты», «Краски», «У дядюшки Трифона», «Тише едешь, дальше будешь», «Шишки,
жёлуди,
орехи»,
«Горелки»,
«Пятнашки»,
«Колечко»,
«Колдун»,
«Чай-чай,
выручай!»
«Иголка, нитка и узелок» и т.д.
Тема: «Методика проведения игр на взаимодействие» - 10 часов.
Все педагоги хотят, чтобы их объединение было дружным, сплочённым, чтобы все в нём
были за одного, и один, несомненно был за всех, чтобы дети обладали коммуникативными
навыками.
Для
этого
разучивается
блок
игр,
направленных
на
взаимодействие
между
обучающимися: «Тройки»,
«Гусеница»,
«Карусель»,
«Цвета»,
«Топотушки»,
«Люди
к
людям»,
«Узел»,
«Яблочко»,
«Сандалик»,
«Тукан»,
«Паровозик»,
«Клоун»,
«Клубок».
«Репка», «Нанизанные люди», «Гиппопотам» и т.д.
Характерной
особенностью
игр
на
взаимодействие
с
залом
является
то,
что
один
или
несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают что-либо (инсценируют, заранее
договорившись как) на сцене, а зал дружно повторяет. Причём, это делается несколько раз,
всё больше заводя зал. Такие игры предназначены для «разогрева» зала перед мероприятием
и занятия пауз во время мероприятия. Начиная играть со сцены необходимо помнить, что
некоторые игры настраивают детей на шутливый лад, а это может не состыковаться со
сценарием дела.
Практикум: обучающиеся объединения - участники игровой программы «Праздник
осени»: они проводят станцию с использованием игр на взаимодействие.
9
Игры с залом: «Два гнома», «Охотники», «Колпак», «Шар», «Эхо», «Дождик», «Джон Браун
Бой»,
«Мы
на
ярмарку
ходили»,
«Покупки
бабушки»,
«Колокольный
звон»,
«Ёжики»,
«Кавалерия», «Гол, мимо, штанга», «Апчхи» и т.д.
Тема: «Сюжетно-ролевые игры. Методика проведения игр-конкурсов» - 13 часов.
Сюжетно - ролевые игры используются как средство для осмысления ребёнком человеческой
деятельности, человеческих отношений, необходимости выработки собственной позиции.
В технологии организации детских игровых конкурсных программ каждый этап подготовки
имеет свои конкретные задачи для субъектов и объектов. Конкурсно-игровая программа по
заданной тематике.
Первый этап — разработка программы мероприятия, постановка цели и задач.
Второй
этап
-
подготовка
реквизита,
костюмов,
привлечение
участников
для
игры.
Репетиции.
Третий этап — проведение игровой конкурсной программы — представляет собой самую
сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо объединить их усилия,
преодолеть нервное напряжение и решить все поставленные задачи. Быстрота ориентировки
дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации или при неожиданной реакции
зрительного зала.
Завершающий этап работы над программой — анализ ее проведения, направленный на
воспитание у участников чувства самокритичности, умения принимать критику товарищей,
поднимать чувство ответственности за порученное дело, оценивать деятельность свою и
товарищей. От качества анализа данной игровой конкурсной программы во многом зависит
качество последующих. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи,
то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение.
Анализ игровой конкурсной программы завершается общими выводами и предложениями,
рекомендациями по устранению недостатков.
Практикум: обучающиеся объединения – помощники в изготовлении реквизита к
играм – конкурсам у новогодней у ёлочки.
Игры-конкурсы:
«Отыщи
пару»,
«Живая
картина»,
«Алфавит»,
«Кто
дальше»,
«Бег
сороконожек», «Стая уток», «Вспомни песню», «Тоннель», «Эстафетный бег», «Бег спиной».
«Бег на четвереньках», «Рыболов», «Телеграмма», «Почтальоны», «Газета», «Лишний груз»,
«Перенеси раненого». «Путешествие в темноте», «Поезд», «Что там за спиной», «Расскажи
сказку», «Ралли бегунов» и другие.
Тема: «Игровые программы по формированию ЗОЖ. Эстафеты» - 9 часов.
10
Цель мероприятий по ЗОЖ: пропаганда ценности здорового образа жизни среди детей и
подростков.
Задачи (общие для любого мероприятия по формированию навыков ЗОЖ):
воспитывать культуру здорового образа жизни;
развивать чувство ответственности за собственное здоровье;
осуществлять
профилактику
безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних.
Подготовительный этап: разработка сценария мероприятия, разработка сопровождающей
презентации
(если
нужно),
подбор
и
создание
игрового
реквизита,
диагностических
материалов, подбор музыкального сопровождения.
Практический этап: проведение игровой программы
Аналитический
этап: анализ
педагогического
наблюдения
за
изменениями
в
поведении
участников, анкетирование отношения к здоровому образу жизни.
Практикум: обучающиеся объединения - участники игровой программы «В поисках
украденного здоровья»: они проводят станцию «Эстафеты с мячом».
Эстафеты: «Поймай мяч!», «Мяч соседу». «Бросай – беги», «Колобок». «Сумей удержать» и
другие. Игры: «Сто затей для друзей», «Эти забавные животные», «Выше, быстрее, сильнее»,
«Всегда вместе», «Скороходы», «Вперёд, народ!»
Итоговое занятие – 3 часа
1. Методика выявления организаторских и коммуникативных
склонностей (по В.В. Синявскому и В.А. Фидоришину.)
2. «Лидер-стар» - игра на определение готовности учащихся к самостоятельной творческой
деятельности. Самоанализ. Рефлексия.
Календарный учебный график
№п\п
Меся
ц
Число
Время
проведения
занятия
Форма занятия
Кол-
во
часов
Тема
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1.
Вводное занятие.
1
Программа
«Мастерская
досуга».
Инструктаж по
Каб. №8
Беседа,
наблюдение
11
ТБ.
2.
Беседа, работа с
текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
План работы на 1
полугодие.
Каб.№8
Беседа,
практическая
работа,
наблюдение.
3.
Лекция, работа с
текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
Игра – дело
серьёзное.
Каб.№8
Беседа,
наблюдение
4.
Практическое
занятие
1
Игры на
знакомство:
«Снежный ком»,
«Ассоциации»
Каб.№7
Беседа,
наблюдение
5.
Практическое
занятие,
закрепление.
1
Игры на
знакомство:
«Молекула-хаос»,
«Любимое
занятие»
Каб.№7
Беседа,
наблюдение
6.
Лекция
1
Методика
проведения
подвижных игр.
Каб.№8
Рассказ,
беседа,
наблюдение
7.
Беседа, работа с
текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
Значение
подвижных игр
для детей.
Каб.№8
Беседа,
наблюдение
8.
Практикум
15
«Любимые игры
детства»:
подготовка и
проведение
станции с
использованием
подвижных игр.
Акт.
зал
Смотр
знаний и
умений
9.
Лекция
1
Методика
проведения игр на
взаимодействие.
Каб.№8
Беседа,
наблюдение
10.
Учебная игра
1
Игры на
взаимодействие
между
обучающимися:
«Тройки»,
«Гусеница»
Каб.№7
Беседа,
наблюдение
11.
Учебная игра
1
Игры с залом:
«Два гнома»,
«Охотники»
Каб.№7
Рассказ,
беседа,
наблюдение
12.
Практикум.
7
«Праздник
осени»:
подготовка и
проведение
Акт.
зал
Смотр
знаний и
умений
12
станции с
использованием
игр на
взаимодействие.
13.
Рассказ, работа с
текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
Сюжетно-ролевые
игры.
Каб.№8
Беседа,
наблюдение
14.
Лекция, работа с
текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
Методика
проведения игр-
конкурсов.
Каб.№8
Беседа,
наблюдение
15.
Учебная игра
1
Этапы подготовки
конкурсно-
игровых
программ
Каб.№7
Беседа,
наблюдение
16.
Учебная игра
1
Игры-конкурсы:
«Отыщи пару»,
«Живая картина»,
«Алфавит»
Каб.№7
Беседа,
наблюдение
17.
Практикум.
9
Изготовление
реквизита к играм
– конкурсам у
новогодней у
ёлочки.
Каб.№8
Беседа,
наблюдение
18.
Закрепление
пройденного
1
Игровые
программы по
формированию
ЗОЖ
Каб.№8
Смотр
знаний.
19.
Учебная игра
1
Методика
проведения
эстафет
Каб.№7
Беседа,
наблюдение
20.
Учебная игра,
практикум.
7
«В поисках
украденного
здоровья»:
подготовка и
проведение
станции
«Эстафеты с
мячом».
Акт. зал
Смотр
знаний,
умений,
навыков.
21.
Практикум
1
Методика
выявления
организаторских
и
коммуникативных
склонностей.
Каб.№8
Тестирование
13
22.
Практикум
2
«Лидер-стар» -
игра на
определение
готовности
учащихся к
самостоятельной
творческой
деятельности.
Самоанализ.
Рефлексия.
Каб.№7
Зачёт
Учебный план. 2 модуль «Мы – организаторы и сценаристы»
№ п\п
Тема, раздел
Кол-во часов
(теория)
Кол-во часов
(практика)
Кол-во часов
всего
1.
Введение. Программа
«Мастерская досуга». Модуль
«Мы – организаторы и
сценаристы»
1
1
2
2.
Игровые программы
1
3
4
3.
Методика проведения
интеллектуальных игр и
игровых программ.
1
5
6
4.
Игровые программы по ПДД
1
13
14
5.
Игровые программы по
патриотическому воспитанию
2
10
12
6.
Театрализовано - игровые
программы. Игра – спектакль.
1
10
11
7.
Итоговое занятие
-
2
2
Всего
7
44
51
Основное содержание программы.
Введение.
Программа
«Мастерская
досуга».
Модуль
«Мы
–
организаторы
и
сценаристы» - 2 часа.
14
Цель и задачи программы «Мастерская досуга, содержание модуля «Мы – организаторы и
сценаристы».
План
работы
на
второе
полугодие.
Техника
безопасности
в
работе
организатора. Инструктажи.
Игровые программы – 4 часа
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в
самом
процессе.
В
истории
человеческого
общества
переплеталась
магией,
культовым
поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством
(особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении
и
развитии
детей
как
средство
психологической
подготовки
и
будущим
жизненным
ситуациям. Функции
игры.
Классификация
игр.
Типы
культурно-досуговых
программ.
Разовая игровая программа. Практикум: составление сценарного плана игровой программы.
Методика проведения интеллектуальных игр и игровых программ – 6 часов
Эти
игры
обеспечивают
общее
развитие
детей.
Их
внимание,
воображение,
смекалку,
фантазию, находчивость, самостоятельность, активность. Интеллектуальная игра - вид игры,
основывающийся
на
применении
играющими
своего
интеллекта
и/или
эрудиции;
индивидуальное
или
коллективное
выполнение
заданий,
требующих
применения
продуктивного мышления (часто - в условиях ограниченного времени и соревнования).
Основной
функцией
интеллектуальных
игра
является
развитие
мышления,
высших
психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации,
сравнения и противопоставления.
Кроме того, они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления,
интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.
Классификация интеллектуальных игр по игровому действию, по количеству участников, по
игровой цели. Требования к постановке задачи в интеллектуальной игре.
Практикум по проведению интеллектуальной игры среди обучающихся объединения (на
выбор):
«Поле
чудес»,
«Звёздный
час»,
«Эрудит-круиз»,
«Азбука
загадок»,
«Крестики-
нолики»,
«5х5»,
«Интеллектуальный
марафон»,
«Своя
игра»,
«Великолепная
девятка»,
«Счастливый случай», «Оранжевая лихорадка», «ТИНБОЛ», «Брэйн-ринг» и др.
Игровые программы по ПДД – 14 часов
В
игровой
форме
у
детей
формируется
представление
о
правилах
безопасного
поведения на дороге, развивается познавательный интерес к данной теме, воспитывается
15
чувство
ответственности
за
личную
безопасность,
ценностного
отношения
к
своему
здоровью
и
жизни.
Практикум:
обучающиеся
объединения
разрабатывают
сценарий
и
проводят игровую театрализованную программу для дошкольников «Путешествие в страну
Светофорию»
Игровые программы по патриотическому воспитанию – 12 часов
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине,
его человеческое достоинство – силой его патриотизма (Н.Г.Чернышевский). Патриотическое
воспитание
является
одним
из
приоритетных
направлений
в
воспитательной
работе
образовательного учреждения. Воспитание патриотизма реализуется посредством разных
направлений,
форм
и
методов
патриотического
воспитания
детей,
среди
которых
«Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил». Реализация данного
направления связана со следующими формами деятельности: выполнение исследовательских
работ по краеведению, шефская помощь, проведение встреч с известными людьми, героями,
изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода,
семьи; организация детских творческих конкурсов, проведение уроков Мужества, классных
часов
к
Дням
Воинской
славы,
встреч
с
ветеранами
Великой
Отечественной
войны.
Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Проведение
спортивных
соревнований,
а
также
других
праздничных
мероприятий
(концертов),
посвященных великим праздникам. Практикум: обучающиеся объединения разрабатывают
сценарий и проводят военизированные эстафеты «Бравые солдаты».
Театрализовано - игровые программы. Игра – спектакль – 11 часов
Театрализованная игра и игра - спектакль как типы культурно-досуговых программ.
Методика и особенности подготовки и проведения: требуют погружения артистов и зрителей
в
определенную
атмосферу,
имеют
четкую
конструкцию
игровой
ситуации,
достаточно
длительный период подготовки. Этапы работы над спектаклем. Практикум: обучающиеся
объединения готовят мини-спектакль на экологическую тематику.
Итоговое занятие – 2 часа
«Лидер-стар» - игра на определение готовности учащихся к самостоятельной творческой
деятельности. Самоанализ. Рефлексия.
16
Календарный учебный график
№п
\п
Меся
ц
Чис
ло
Врем
я
прове
дени
я
занят
ия
Форма занятия
Кол
-во
час
ов
Тема
занятия
Мест
о
прове
дени
я
Форма
контроля
23.
Вводное занятие.
1
Модуль «Мы
организаторы и
сценаристы».
Инструктаж по
ТБ.
Каб.
№8
Беседа,
наблюдение
24.
Практическое занятие
1
План работы на
2 полугодие.
Каб.
№8
Беседа,
практическая
работа,
наблюдение.
25.
Лекция, работа с
текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
Игровые
программы.
Типы культурно-
досуговых
программ.
Каб.
№8
Беседа,
наблюдение
26.
Практическое занятие
1
Разовая игровая
программа.
Каб.
№8
Беседа,
наблюдение
27.
Практическое занятие,
закрепление.
2
Сценарный план
игровой
программы.
Каб.
№8
Беседа,
наблюдение
28.
Лекция
1
Методика
проведения
интеллектуальны
х игр.
Каб.
№8
Рассказ,
беседа,
наблюдение
29.
Самостоятельная работа
2
Сценарий
интеллектуаль-
ной игры
Каб.
№8
Беседа,
наблюдение
30.
Практикум,
взаимообучение
3
Проведение игр
обучающимися
Акт.
зал
Беседа,
наблюдение.
31.
Лекция
1
Методика
проведения
игровых
программ по
ПДД
Каб.
№8
Беседа,
наблюдение
32.
Практикум
13
Разработка
сценария и
проведение
игровой
программы
«Путешествие в
страну
Акт.
зал
Смотр
знаний,
умений,
навыков
17
Светофорию»
33.
Лекция
1
Игровые
программы по
патриотическому
воспитанию
Каб.
№8
Рассказ,
беседа,
наблюдение
34.
Лекция, работа с
текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
Формы
деятельности по
патриотическому
воспитанию
Каб.
№8
Рассказ,
беседа,
наблюдение
35.
Практическое занятие
10
Разработка и
проведение
военизирован-
ных эстафет
«Бравые
солдаты».
Акт.
зал
Смотр
знаний,
умений,
навыков
36.
Лекция, работа с
текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
Методика и
особенности
проведения
театрализованны
х игр
Каб.
№8
Беседа,
наблюдение
37.
Практическое занятие,
работа с текстовыми
источниками,
информационными
ресурсами
1
Этапы работы
над спектаклем.
Каб.
№8
Беседа,
наблюдение
38.
Практикум
9
Экологический
мини-спектакль.
Акт.
зал
Смотр знаний
39.
Практикум
2
«Лидер-стар» -
игра на
определение
готовности
учащихся к
самостоятельной
творческой
деятельности.
Самоанализ.
Рефлексия.
Каб.
№8
Зачёт
Список методической литературы
1.
Волина В.В. «Учимся, играя» - Москва «Новая школа». 1994
2.
Воронкова
Л.В.
«Сюжетно-ролевые
игры,
программы,
беседы
в
кругу
детей»
-
Москва, Педагогическое общество России, 2004
3.
В помощь организаторам детского отдыха (сборник материалов и рекомендаций) /
сост. С.Фазылова. – Уфа, 2011.
18
4.
Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков
/ авт.-сост. И.В.Куц. – Волгоград: Учитель, 2011.
5.
Командные игры-испытания. Сборник игр. Кипарис – 8. / авт.- сост. Ю.Д.Беляков –
М.: Педагогическое общество России, 2011.
6.
Лобачёва С.И. «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере. (1-11 классы). – Москва, «ВАКО», 2007
7.
Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры. Учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2011.
8.
Торгашов
В.Н.
«В
эфире
новости»
(Праздники.
Конкурсы.
Забавы.
Викторины.
Путешествия. Советы. Игры) – Москва. «Педагогическое общество России», 2001.
9.
Фатеева Л.П. «300 подвижных игр для младших школьников» (популярное пособие
для родителей и педагогов). – Ярославль, «Академия развития», 1998.
10. Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель,2011.
11. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников. / сост. М.А.Бесова. –
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2009.
12. Интернет-ресурсы.
19