Автор: Швец Людмила Николаевна
Должность: Концертмейстер.
Учебное заведение: Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детская Школа Искусств.
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Нерюнгри
Наименование материала: План - конспект открытого урока.
Тема: «Специфика работы концертмейстера в классе эстрадного вокала».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
Детская Школа Искусств г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
План – конспект урока.
Концертмейстер: Людмила Николаевна Швец
Дата проведения занятия: 20.02.2019 г.
Форма занятия: индивидуальное
Ученица: Болоткова Олеся, 4 класс, отделения эстрадного вокала
Возраст учащегося:14 лет
Тема занятия:
«Специфика работы концертмейстера в классе эстрадного вокала».
Цели урока:
-создание
условий
для
формирования
навыков
вокального
исполнения
с
концертмейстером;
- помощь в реализации выразительного вокального исполнения в репертуаре
песенных произведений.
Задачи урока для концертмейстера:
Воспитательные:
-
воспитание
вокальной
культуры
певца,
единства
вокально
–
технических
навыков.
Обучающие:
-реализация ведущих принципов обучения, связь ранее полученных умений и
навыков с приобретёнными,
- правильная организация занятия с распределением словесных и практических
методов обучения.
Образовательные:
-
формирование
общечеловеческих
ценностей,
приобщение
к
музыкальной
культуре, воспитание воли, самообладания обучающегося.
Задачи урока для обучающегося:
Образовательные:
- формировать вокально – технические навыки6 правильный вдох и выдох при
воспроизведении звуков, звуковедение, звукопроизношение текста.
Воспитательные:
-
развитие активной, самостоятельной личности, логического музыкального
мышления, музыкального внимания, памяти, воображения и умения слушать себя,
развитие навыков совместной работы с концертмейстером.
Обучающие:
-
умение
грамотно
и
осмысленно
использовать
средства
музыкальной
выразительности в пении при работе над вокальным произведением.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок практикум
Ход урока:
1.Вступительное слово.
2.Распевки.
3.Разучивание.
4.Закрепление материала.
5.Итог урока.
1.
Вступительное слово
Работа
концертмейстера
в
классе
эстрадного
вокала
имеет
разную
направленность
и
дифференцированные
задачи.
Концертмейстер
вокального
класса, должен обладать комплексом профессиональных качеств: читать с листа,
уметь
следить
за
вокальном
строчкой,
исполнять
ее
вместе
с
фактурой
аккомпанемента в процессе разучивания произведения или для показа сочинения
вокалисту.
А также обладать знанием основ вокала, владеть навыками игры в
ансамбле, уметь транспонировать в пределах терции текст средней сложности, что
необходимо для работы с вокалистами, уметь играть по цифровке прописанной в
мелодии.
Уметь
«на
ходу»
подбирать
мелодию
и
аккомпанемент,
навыки
импровизации, то есть уметь играть простейшие стилизации на темы известных
композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подобрать
по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.
Все эти навыки приходят только с опытом работы, и зависят от гибкости,
мобильности, умения быстро приспосабливаться к новым задачам. Е. Шендерович
при всей значимости специфических навыков профессии, на первое место ставит
быстроту
реакции,
обеспечение
удобства
для
солиста,
способность
быть
«музыкальным лоцманом» - уметь провести «исполнительский корабль» сквозь
всевозможные рифы».
В обязанности концертмейстера вокального класса входит не только
непосредственно
аккомпанирование
солисту
на
концертах,
экзаменах,
но
и
подготовка
нового
репертуара.
Это,
своего
рода,
педагогическая
сторона
концертмейстера,
требующая
от
него
не
только
пианистических
навыков
и
аккомпаниаторского
опыта,
но
и
ряда
специфических
умений.
Для
этого
он
должен быть знаком с основами вокала, правильной артикуляцией, характерной
для
голосов
тесситурой,
диапозоном
голосов
и.т.д.
Работая
с
вокалистом,
концертмейстер
должен
вникнуть
не
только
в
музыкальную
суть,
но
и
в
художественный текст сочинения. Ведь эмоциональный
настрой и характер
произведения
раскрываются
не
только
через
музыку,
но
и
через
слово.
Немаловажно определить форму и характер. А также жанровую, стилевую основу.
Для этого можно прослушать запись композиции. Важно увлечь и заинтересовать
певца
музыкой
и
поэтическим
текстом,
возможностями
их
вокального
воплощения.
Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому ученику,
нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех
учащихся. Занятия строятся по-разному в зависимости от способностей певца,
строения
певческого
аппарата,
нужно
уметь
правильно
распеть
ученика
упражнениями,
которые
давал
в
классе
педагог
и
которые
всегда
знает
концертмейстер.
Одной из серьезных проблем при разучивании текста является ритмическая
сторона
произведения.
Концертмейстеру
необходимо
отучать
от
небрежного
отношения к ритму и тексту, обратив внимание на художественную сторону этого
момента. Если ученик не сразу воспринимает ритмический рисунок, уместно
прохлопать. Простучать или продирижировать неподдающиеся куски.
Концертмейстер следит за выполнением данных педагогам установок
правильного, не поверхностного дыхания, что очень помогает пению кантилены.
Кроме того, идет работа над протяженностью гласных. Как говорил Шаляпин,
«гласные – душа пения», «гласные – река, согласные – ее берега».
Одной из основных задач концертмейстера является работа над созданием
художественного
образа,
исполняемой
композиции,
а
также
умение
помочь
вокалисту воплотить этот образ, с помощью совместного исполнения.
А сейчас перейдет к практической части урока. Урок с вокалистами всегда
начинается с распевания, для того, чтобы подготовить голосовой аппарат к работе.
Я использую упражнения, которыми пользуется на уроках преподаватель вокала.
2. Распевки:
Упражнение
на
звук
«МММ»
(закрытый
рот),
это
упражнение
для
включения в работу так называемой вокальной «маски». Нужно следить за
естественным, спокойным извлечением звука. Так как в аккомпанементе
происходит смена гармонии, а вокалист в это время поет на одном звуке,
это тоже является сложностью.
Упражнение на слоги «Ми – вьё – ми», достигать ровности звучания
гласных и чистоты интонации при движении вниз.
Упражнение на слоги «ля», «ле», «лю» работа артикуляционного аппарата,
мелкая моторика языка. Так же сложность в том , что у фортепиано звучит
акккомпанемент
stokkato, а вокалист должен добиваться звуковедения
legato.
Следить
за
тем,
чтобы
челюсть
находилась
в
неподвижном
состоянии, на улыбке.
«Мелодия». В классе эстрадного вокала часто используются упражнения
развивающие чувство ритма и слух ученика. Как правило, эти упражнения
поются
с
аккомпанементом,
который
придумывает
концертмейстер,
основываясь
на
указанную
автором
цифровку.
В
этой
распевке
сразу
несколько задач – это работа над ритмом, над хроматизмами.
3.
Разучивание
Ну, а сейчас перейдем непосредственно к работе над песней «Любовь
настала» муз. Р. Паулса, сл. Р. Рождественского.
-Олеся, скажи, а почему вы вместе с Мариной Владимировной выбрали
именно эту песню?
Эту песню мы выбрали, чтобы сделать совместный номер с ученицей
хореографии. Но Алексею Семеновичу, показалось не красивым, что танцует
девочка, а поет взрослый человек. Тем более что этот номер задумывался как
подарок маме, как бы признание в любви маме.
- Но вот в тексте говорится, «как много лет во мне любовь спала» или «
любовь настала так, как утро настает»? Разве любовь к маме неожиданно
настает?
- Нет, конечно! Дети все очень любят маму, но когда становятся немного
старше, понимают на сколько, дорога мама и эту любовь чувствуют совсем
по - другому.
- Олеся, а какие слова в этой песне передают самые сильные чувства?
- Наверное 3 куплет «И вся планета распахнулась для меня».
-А как называется наивысшая точка напряжения в песне или музыкальном
произведении?
-Кульминация.
-Да правильно! Давай посмотрим: мелодия, на которую наложенный эти слова
звучит
выше,
чем
предыдущий
куплет,
и
в
тексте
используются
слова
«радость»,
«солнце»,
«распахнулась».
Т.е.
в
данной
песне
смысловая
и
музыкальная кульминации совпали. Значит, этот куплет должен звучать как?
-Ярче, громче, чем другие.
-А после идет повторение первого куплета, оно звучит на пиано, как бы
успокоение и принятие этой любви.
В целом эта песня имеет трёхчастную форму, в первом куплете два
больших
предложения,
во
втором
одно,
и
повтор
первого
предложения
первого куплета. А из чего состоят предложения?
-Из фраз.
-Давай
мы
сейчас
расставим
динамику
для
того,
чтобы
правильно
распределить силы, дыхание и лучше передать смысл песни.
(разбор в нотах) мы уже с тобой выяснили, что эта песня о любви, а по
характеру как она должна звучать?
-Волнительно, душевно, лирически.
-Правильно,
чтобы
передать
характер,
о
котором
ты
сказала,
какой
тип
звуковедения мы будем использовать?
-Я думаю Leqato.
-Верно, и если обратится к тексту, то дыхание уместнее брать по фразам. В
первом куплете настроение задумчивости, когда человек о чем то задумался
он
обычно
спокойный,
безмятежный.
Поэтому
начало
песни
мы
будем
исполнять на какой динамике?
-Пиано…
-А вторая фраза может быть уже немного ярче, а в последней фразе «она одна
во мне и плачет и смеется!» человек уже волнуется и постепенно нарастают
чувства, поэтому нужно сделать крещендо.
Давай попробуем исполнить первый куплет.
Работа над I куплетом
Давай споем с тобой I фразу песни. И как много лет во мне любовь спала и
сразу дано послушать ля бемоль I октавы.
-Пой, как в нотах написано – ровно.
-Дело в том, что петь, как написано в нотах – неудобно. Такая мелодия имеет
инструментальную
основу,
т.е.
свободную
форму.
Ее
легче
сыграть
на
инструменте, чем спеть. (Поем)
Свободная форма – очень сложная форма мелодии. В ней возможна и
ускорение и торможение, замедление, а концертмейстер должен заметить
настроение хорошее и плохое, рассказать, разогреть, услышать и сыграть
вместе. Работа с голосом имеет свою специфику и во многом зависит от
концертмейстера и слово «любовь» здесь обязательно нужно подчеркнуть.
Самое главное – это движение внутри фразы к смысловым точками и чтобы
ты не делала (в пределах разумного, конечно, тема от этого не нарушится).
Послушай, как нужно делать движение внутри фразы (играю). Поняла? Пой.
И так во всех одинаковых фразах.
II фраза «Мне это слово ничего не говорило (поем уже с движением сразу
со мной).Ты замечаешь, что ты не произносишь согласную «эм» в слове
«мне», вернее произносишь, но она не слышна совсем и от этого искажается
смысл слов. В таком случае между согласными вставляется гласная «ы».
Скажи
мыне
и
микрофон
сделает
свое
дело.
Смысл
восстановится
и
согласная «м» будет слышна. И во II –ой cи – бекар и очень чисто его спеть.
Си - бекар должен быть чистой нотой. Поем. Слова «Любовь таилась в
глубине, и она ждала» и IV фраза «И вот проснулась и глаза свои открыла».
У Паулса очень много сложных мелодий в песнях, их очень тяжело чисто
спеть.
Я
как
полагается
концертмейстеру,
должна
помочь
тебе
учить
неподдающиеся
куски
мелодий,
совместной
игрой
с
пением
вместе
и I
предложение с тобой вместе. II предложение I куплета «Теперь не я пою,
любовь
поет»
оно
звучит
ярче,
чем
предыдущее.
Нужно
показать
слова
«любовь поет». Показывай! Фраза не длинная, так что дыхание не нужно
брать, но может маленький люфтик, незаметный. Опять чистая нота си –
бекар и она настала так, как утро настает. IV фраза она во мне и плачет и
смеется.
Исполняется
по
технике
украшений
верхних
нот
в
позиции.
И
начинается II куплет. Это кульминация.
Работа над II куплетом
- На какой динамике она будет исполняться?
- На форте.
- Давай попробуем именно эту фразу исполнить на форте.
Дыхание в этом куплете берется по фразам, но во фразе и не спрячешься,
не скроешься, любовь тебя везде настигнет. Хочется выделить здесь каждые
слово, поэтому нужно использовать так называемый добор дыхания (работа
над фразой).
И дальше проигрыш. В проигрыше я должна закрепить и подхватить
состояние кульминации в темах, которые просили раньше. Не во всех песнях
есть такой проигрыш. Здесь он художественный. А дальше Полина прерывает
меня, и я ухожу на второй план. Опять хочется услышать «И вся планета
распахнулась для тебя», но в место этого начинается III куплет на пиано на
фоне баса в левой руке, в большой октаве. Опять звучит тема в свободной
форме
с
движением
внутри
фразы
каждой
это
признание
в
любые,
успокоение. Поем II куплет.
Последний аккорд. Последний аккорд утверждает, что любовь есть!!! Ну,
а теперь споём III куплет.
Работа над III куплетом
И так давай еще раз вспомним общий динамический план песни. Дыхание
берём по фразам, в III куплете в последней строчке используем лифт или
быстрый добор дыхания, отделяя слова. Поём III куплет.
4.
Закрепление материала
В процессе сольной партии, перед обучающимися были поставлены
определённые
задачи,
а
именно:
правильная
передача
художественного
образа;
внимание
к
пропеванию
фразировки
и
ритмических
нюансов
в
соответствии с замыслом, логических ударений (акцентов), кульминации.
- Ну а сейчас, ы соединим все, о чем говорили, и исполним песню «Любовь
настала» муз. Р. Паулса, слова Р. Рождественского. Поем все куплеты.
5.
Заключение
Деятельность
концертмейстера
требует
от
пианиста
применения
многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, истории
музыки,
анализа
музыкальных
произведений,
вокальной
литературы,
педагогики-в их взаимосвязях. Для преподавателя вокала единомышленник.
Для солиста (певца) концертмейстер – помощник в его творческих делах.
Праву на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно
завоевывается
авторитетом
солидных
знаний,
постоянной
творческой
собранностью,
настойчивостью,
ответсвенностью
в
достижении
нужных
художественных
результатов
при
совместной
работе
с
солистами,
в
собственном музыкальном совершенствовании.