Напоминание

"Формирование дизайнерского мышления на занятиях по декоративно-прикладному творчеству"


Автор: Ермакова Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: Норильск, район Талнах
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование дизайнерского мышления на занятиях по декоративно-прикладному творчеству"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование дизайнерского мышления на занятиях

по декоративно-прикладному творчеству

в МБУ ДО «Центр внешкольной работы»

Рассматривая

человека

и

окружающую

среду

в

диалектическом

единстве,

следует

подчеркнуть,

что

его

духовная

жизнь

неразрывно

связана

с

природой

и

«миром

вещей»,

который он сам для себя создал. Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно

возрастает

в

современных

условиях

и

оказывает

огромное

влияние

на

формирование

художественного-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем,

что

даже

природа

начинает

эстетически

восприниматься

современным

ребенком

гораздо

позднее, чем вещи, среди которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах

развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно,

но к младшему школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается. Моя задача, как

педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы в современных условиях дать

обучающимся определенную подготовку в этой области человеческой деятельности, к которой

относится

разработка

гармонической

предметной

среды

в

области

технической

эстетики

(дизайна).

Дизайн (от англ. - проектирование, чертёж, проект, план, рисунок) как самостоятельный

вид

искусства

начинает

активно

развиваться

в

начале XX

в.

Это

новый

вид

творческой

деятельности

человека,

самым

тесным

образом

связанный

с

организацией

предметно-

пространственного мира. Смысл его - в создании вещей, сохраняющих свою функциональность

полезность при наличии высокохудожественного облика, отражающего актуальные проблемы

своего времени. Значение слова «дизайн» вбирает в себя и функцию предмета, и все фазы его

изготовления: формальные, концептуальные, утилитарные.

Дизайн по праву называют новейшим и всепроникающим искусством. Однако говорить о

дизайне как принципиально новом направлении в искусстве, возникшем в начале XX века, было

бы неверным, поскольку творение формы в искусстве всегда было первоосновой любого вида

изобразительного искусства. Еще древний человек, создавая вещи каждодневного обихода,

старался

придать

им

какую-то

оригинальную,

и

удобную

форму.

Поиск

формы

являлся

основным в народном декоративно-прикладном искусстве, в одежде, предметах интерьера,

средствах передвижения.

До

сих

пор

среди

художников

ведутся

дискуссии

о

содержании

дизайна,

его

возможностях и его определении. Не осталось ни одной области деятельности человека, которая

не подвергалась бы влиянию дизайна. Появляются различные термины - даже такие, как

«дизайн внутреннего мира». Слово «дизайн» приписывается практически всему: существует

дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн книги, дизайн игрушки, транспорта, ландшафтный

дизайн,

выставочный

дизайн

и,

конечно

же,

появилось

такое

понятие

как

«современный

дизайн» на занятиях прикладного творчества.

Проводя занятия по декоративно-прикладному творчеству, я не стремлюсь к быстрому

успеху и не стараюсь предъявлять высокие требования к обучающимся. Никогда не ориентирую

их только на результат и не подменяю поиск - образцом, творчество - исполнением, желание -

принуждением.

Для меня, как педагога, немаловажное значение имеет умение оценивать детские работы.

Продукт современного детского дизайна, с точки зрения взрослого примитивный, может быть

наиболее значимым для ребенка. Стараюсь, чтобы дети получали удовольствие от творческого

процесса, поддерживаю их стремление создавать «произведения искусства» своими руками.

Ребята творческого объединения «Волшебные ладошки» МБУ ДО «Центр внешкольной

работы» города Норильска, района Талнаха обучаются по программе «Чудеса своими руками».

Программа общеразвивающая, принцип ее построения - модульный. В программе имеет место

интеграция

прикладного

творчества

с

такими

видами

деятельности,

как

изодеятельность,

география,

история,

биология,

геометрия.

Каждый

блок

программы

самостоятельный

по

содержанию.

Первый блок программы - «Работа с природным и бросовым материалом». Задачи

данного

блока

способствуют,

прежде

всего,

познавательному

развитию

обучающихся

на

занятиях

прикладного

творчества,

так

как

в

процессе

работы

с

природным

материалом,

систематическим наблюдением за объектами живой и неживой природы происходит знакомство

с разнообразием природного богатства родного края. Более того, при экспериментировании с

природным материалом у обучающихся формируется постоянный интерес к явлениям природы

Крайнего

Севера,

развивается

чувство

прекрасного,

воображение,

фантазия.

Ну,

а

воспитательное значение природы трудно переоценить.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие

его творческих способностей. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом

искусства».

Прекрасное

в

природе

безгранично

и

неисчерпаемо,

оно

обогащает

психику

ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус.

Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается

художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус,

манеры, привычки, мировоззрение. Эстетические чувства тесно связаны с нравственными.

Любовь

к

Родине

-

это

сложное

моральное

чувство,

которое

органически

соединено

с

эстетическими

чувствами,

вызываемыми

общением

с

природой.

Природа

способствует

умственному

развитию

детей,

их

логическому

мышлению

и

речи.

Если

приучать

детей

любоваться

яркими

красками

неба

при

закате

и

восходе

солнца,

просторами

тундры,

замысловатой формой снежинок, полетом птиц, то у них сформируется художественный вкус,

они смогут глубже познать окружающий мир, будут стремиться к созданию красоты своими

руками. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник

творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил».

С

большой

творческой

увлеченностью

обучающиеся

творческого

объединения

«Волшебные

ладошки»

создают

коллажи

из

природного

материала

родной

тундры.

Флористический коллаж - модное направление флористики. Техника коллажа (от фр.collage -

наклеивание)

даёт

широкий

простор

для

детского

творчества,

поскольку

для

создания

произведений можно использовать самые разные материалы. Флористические коллажи создают

главным образом при помощи природных материалов - засушенных листьев, цветков, стеблей и

т.д. На живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету, форме и фактуре. Создавать

картины

растениями,

цветами

и

листьями

-

интереснейшее

занятие.

Не

случайно

мы

с

обучающимися творческого объединения увлекаемся этим творчеством. Чаще всего детская

творческая работа - это плоскостной коллаж из засушенных листьев и цветов. Растения на листе

бумаге закрепляются при помощи клея «Титан» или «Момент».

Цветы и растения всегда являлись мощным аккумулятором природной энергии и потому

для нас они особенно притягательны. Художественное использование природных материалов с

их натуральными красками и фактурами предполагает новые эстетические формы восприятия

произведений искусства, такие как любование, созерцание. Для человека важно научиться

видеть высший эстетический смысл в природе, и тогда его жизнь станет более одухотворенной

и гармоничной. Культурологи сегодня говорят о том, что современный человек как продукт

эпохи

господства

телевидения

отличается

по

своей

психологии

и

структуре

личности

от

человека середины ХХ в. Он имеет мозаичное сознание или, можно сказать, его сознание

фрагментарно. Такой человек порождает искусство, соответствующее природе его сознания, и в

нем все большая роль отведена коллажу.

Еще

одной,

безусловно,

важной причиной

популярности

растительных коллажей

является

происходящая

повсеместно

в

мире

борьба

за

улучшение

экологии.

Ростки

экологического сознания сублимируются в поиск нового искусства, позволяющего видеть в

одном цветке целую Вселенную. Именно растения смогут вытеснить эстетический «хлам»

отжившей индустриальной эпохи и «вдохнуть» в наши дома настоящие тепло и уют, если мы,

позаботившись об их долговечности, найдем для них место в своей жизни.

Натуральные растительные материалы, из которых и ради которых создаётся коллаж, по-

разному соединяются с фонами, отличающимися по материалу и технике исполнения. По сути

своей создание коллажа - это и есть накладывание материала на основу, отличающуюся от него

по

цвету

и

фактуре.

Основы,

или

поверхности,

используемые

для

коллажей,

могут

быть

любыми. Можно либо сознательно ограничивать себя определённым перечнем фонов, либо

делать

их

подбор

предметом

экспериментирования,

работая

с

самыми

разнообразными

материалами.

Для

работы

с

растениями

традиционно

используем

бумагу

(плотную,

белую

или

тонированную,

флористическую, обойную, специальную рисовую, бамбуковую, хлопковую,

кукурузную, авторскую - с растительными включениями), картон (любого цвета и фактуры),

холст, шёлк (однотонный, с машинной или ручной росписью), дерево, стекло (обычное или

художественно

обработанное).

На

поверхность иногда

наносим

фактурные

материалы:

штукатурку, песок.

Первозданную

обычную

бумагу

или

картон

декорируем

при

помощи

различных

традиционных

и

нетрадиционных

(неклассических)

техник.

Для

декора

используем

дополнительные

инструменты

и

материалы:

акварельные

краски

и

кисти

(техника

«по

мокрому»), обычные и фигурные ножницы, дыроколы (техника аппликация, мозаика), мелки,

карандаши, угольки (техника фроттаж), салфетки и декупажные карты (техника декупаж),

фольгу,

кусочки

ткани,

ниток,

ленты,

сетку,

верёвку,

кожу,

мех;

мелкие

металлические,

гипсовые, акриловые и пластиковые предметы-образы, ракушки, камни, мох, лишайники, кору,

веточки, корни, сухие плоды - перечень неисчерпаем.

Растения ребята наклеивают на плетение из соломки или ротанга, кожу, металлические

поверхности

(патинированные,

позолоченные,

состаренные

и

др.),

оргстекло,

различные

художественные плёнки. Поверхности могут быть как грубыми, природными, так и гладкими,

контрастирующими

с

растительным

материалом.

Необходимо

помнить,

что

фон

должен

усиливать

звучание

растений,

подчёркивать,

дополнять

их

качества.

Он

гармонизирует,

объединяет

части,

делая

работу

цельной,

отвечает

за

наличие

свободного

пространства

и

исполняет роль воздуха в картине.

Но чаще всего, при воплощении художественной работы, ребенок объединяет несколько

подходов, пользуясь смешанной техникой в своём, авторском варианте.

Уже не секрет, что современные технологии и материалы позволяют создавать новые

техники. Информация в интернете постоянно дополняется, появляются в продаже интернет-

магазинов новые инструменты и материалы, таким образом, создаются, благодаря дальнему

зарубежью,

прекрасные

возможности

для

новых

изобретений.

Все

стили

и

способы

самовыражения возможны в коллаже, главное начать собирательство!

Популярны

на

наших

занятиях

в

творческом

объединении

«Волшебные

ладошки»

следующие техники:

-

Техника рисования «по-мокрому».

Важно научить ребёнка сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне

мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде

комочек ваты, отжать её и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только

по

отдельной

части.

И

бумага

готова

к

произведению

неясных

образов.

Конечно,

можно

увлажнять бумагу и кисточкой и губкой.

-

Фроттаж

Название

«фроттаж»

произошло

от

французского

trotter

-

«натирать».

Это

техника

воспроизведения

рисунка

фактуры

посредством

натирания

бумаги.

Любую

рельефную,

фактурную форму можно скопировать, покрыв её листом и заштриховав поверхность.

Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые

ткани, выпуклые изображения, в нашем случае - плотные, с интересным рисунком листья,

ажурные или линейные элементы. Натирание - фроттаж - производите аккуратно, придерживая

лист

бумаги,

не

сдвигая

формы

под

ней.

Цвета,

которыми

штрихуется

поверхность,

для

получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга.

Фроттируя

листья

и

другие

растительные

элементы,

мы

получаем

живое

и

точное

изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что

в

ней

несложно

сделать

активный

фон.

Для

этого

достаточно

положить

под

бумагу

понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев и натереть

пастелью

или

мелками.

Обращайте

внимание

на

фактуры,

которые

вас

окружают

и

в

поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

-

Печати и штампы

Наиболее интересен вариант, когда сами растения становятся штампами. Для этой роли

подходят

хорошо

держащие

форму

и

не

размокающие

при

соприкосновении

с

краской

растительные формы. Это веточки с жёсткими листьями, кора, стебельки черники,

брусники и

многие

другие

растения

нашей

тундры. На

прессованное

растение

кисточкой

аккуратно

наносится

краска,

затем

оно

плотно

прижимается

к

бумаге

(или

другому

материалу).

Прикладывая несколько раз одну форму, можно получить разные по интенсивности отпечатки.

Слегка меняя тон наносимой краски, силу прижатия штампа к бумаге, ориентацию рисунка,

получаем с одного растения-штампа множество разнообразных оттисков.

Также применяем на занятиях оттиски смятой бумаги или ткани, кусочка поролона или

ваты.

Каждый ребёнок по своей природе - творец. Как правило, его творческие возможности

находятся

в

скрытом

состоянии

и

не

всегда

полностью

реализуются.

Создавая

условия,

побуждающие ребёнка к занятиям декоративно-прикладного творчества, можно разбудить эти

дремлющие до поры творческие наклонности. Занятия формируют и развивают обучающихся

разносторонне,

влияют

на

их

духовный

мир.

Они

помогают

развитию

визуального

и

тактильного

восприятия

мира,

углубляют

и

направляют

эмоции,

возбуждают

фантазию,

пробуждают мышление, расширяют кругозор, формируют нравственные принципы. В процессе

работы

на

занятиях

ребёнок

учится

думать,

анализировать,

соизмерять,

сравнивать,

совершенствуются не только художественные, но и универсальные человеческие способности.

Выпускники творческого объединения «Волшебные ладошки», которые получили на занятиях

прикладного творчества опыт дизайн-деятельности, находят себя не только в искусстве, но и

гуманитарных науках, и в бизнесе, и в политике. Общим для них остается уникальность

восприятия

окружающего

пространства

как

большой

творческой

мастерской,

ощущение

свободы самовыражения, осознанная потребность в креативной деятельности.

Творчество ребёнка всегда уникально и самобытно. Создаваемая детьми визуальная

картина

мира,

особая

изобразительная

стилистика,

где

искренность

чувства

и

непосредственность восприятия, сочетающиеся с технической неумелостью и наивностью,

позволили человечеству в XX в. признать автономную ценность детского дизайна.



В раздел образования