Напоминание

"Адаптация детей 1-ой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ"


Автор: Русанова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 " Колосок"
Населённый пункт: п. Тисуль Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Адаптация детей 1-ой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад






Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» п. Тисуль
Проект

« Адаптации детей 1 младшей



группы дошкольного возраста к



условиям ДОУ»

«Здравствуйте, Здравствуйте!»


Воспитатель: Галина Ивановна Русанова
. . Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания педагога и родителей, детского сада и семьи – невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства. В.А. Сухомлинский
Детство - годы чудес. Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны. В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной Взрослой жизни, залог его побед и достижений.
Проблема

Рождение ребенка – всегда чудо и огромное счастье. Ребенок дошкольного возраста еще не научился управлять ходом своего познания и развития. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Важно помнить: чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы не рассказывали им, что бы мы не развивали в них, всегда и везде интенсивно, помимо нашей воли идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем направит ребенок свои знания и способности: на созидание или на расточительство и разрушение.

1. Информационная карта проекта

Полное наименование проекта

«Адаптация малышей к

условиям ДОУ»

Авторы

Воспитатель : 1 младшей группы

Галина Ивановна Русанова

База, на которой реализуется

проект

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

П. Тисуль

Детский сад № 1 «Колосок»

Срок реализации проекта

С 20 сентября – декабрь 2015 года

Тип проекта

Практико-ориентировочный

Социальный статус, число

участников

Воспитатель, старший

воспитатель, родители малышей,

музыкальный руководитель,

медсестра

Благодаря реализации данного проекта будут найдены пути по облегчению адаптации детей к детскому саду. И как закономерный итог ― сохранение и укрепление здоровья детей, залог здоровья будущего общества.
ГИПОТЕЗА


стресс

ребенка

И

з

м

е

н

е

н

и

е

х

а

р

а

к

т

е

р

а

п

и

т

а

н

и

я

Изменение

окружающей

среды

Т

р

е

в

о

ж

н

о

с

т

ь

р

о

д

и

т

е

л

е

й

А

к

т

у

а

л

ь

н

о

с

т

ь

И

з

м

е

н

е

н

и

е

р

е

ж

и

м

а

д

н

я

Н

е

т

н

а

в

ы

к

о

в

о

б

щ

е

н

и

я

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья. Поэтому актуальность проблемы адаптации обусловлена: - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо-генетическими .
Актуальность

Методы П р о д у к т ы с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й и р о д и т е л е й . Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации) ; А н к е т и р о в а н и е ( р о д и т е л е й ) ; Б е с е д а - Н а б л ю д е н и я

Цель

проекта:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:


Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей. Преодоление стрессовых состояний у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду; Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность. охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; (задачи по ФГОС ДО) создание условий для оптимальной социализации, т. е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.
Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации. Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
Предполагаемый результат
Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок. Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей. Сформированное доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю .

Структура первой встречи специалистов ДОУ с семьёй

ребенка
Заведующая детским садом и старший воспитатель помогают детям, родителям, персоналу детского сада в построении взаимоотношений через реализацию следующих задач: 1. Составление договора; 2. Оформление полного пакета документов. 3. Прогноз вероятной степени адаптации ребенка; 4. Разработка схемы введения ребенка в группу детского сада; 5. Консультирование родителей.
Задачи первой встречи с семьей:
Понаблюдать за поведением ребенка; Выявить особенности семейного воспитания; Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад; Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада. Обращаем внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество.
Взаимодействие со специалистами ДОУ Старший воспитатель медсестра Наблюдает Контролирует На родительском собрании презентует работу детского сада Оказывает методическую помощь воспитателям группы Контролирует состояние здоровья детей Ежемесячно через уголок для родителей информирует о профилактических мероприятиях, проводимых в детском саду Подбирает музыку Релаксация Проводит праздники Музыкальный работник

Воспитатель

Создаёт комфортные условия

пребывания ребенка в детском саду

Организует работу с детьми в течение дня в



соответствии с программой и режимом дня

группы

Оформляет наглядную информацию в уголке для родителей

Проводит индивидуальные беседы

Организует взаимодействие со специалистами детского сада

Организует родительское собрание

Разрабатывает буклеты для родителей по адаптации


Технология реализации проекта
Подготовительный этап Составление и подбор творческих занятий, игр, материалов по теме. Индивидуальное консультирование родителей на этапе подготовки к поступлению в ДОУ. Создание предметно- развивающей среды Составление перспективного плана работы с детьми, родителями . П о д б о р д и а г н о с т и ч е с к и х к а р т , а н к е т д л я р о д и т е л е й Р о д и т е л ь с к о е с о б р а н и е . Пр е з е н т а ц и я « А д а п т ац и я к Д О У »

Основная часть проекта
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста .

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия
Общее родительское собрание. Презентация детского сада Родительское собрание «Здравствуйте, Здравствуйте» Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада. Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду Анкетирование «Знакомство» Социальные анкеты Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье Консультация «Первый раз в детский сад» Ознакомление родителей с особенностями поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Информирование родителей на темы: режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование КГН. Индивидуальные консультации Снижение негативных эмоциональных реакций родителей и детей. Родительское собрание: Знакомство родителей с результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания и обучения на год. Выборы родительского комитета группы.
Перспективный план работы с родителями на

адаптационный период

Формы работы с детьми элементы телесной терапии (обнять, погладить О с н о в н а я з а д а ч а и г р э т о г о п е р и о д а – ф о р м и р о в а н и е э м о ц и о н а л ь н о г о к о н т а к т а , д о в е р и я в о с п и т а т е л ю - с к а з к о т е р а пия р е л а к с а ц и о н н ы е и г р ы ( п е с о к , в о д а ) ; - культура общения, тактичнос ть и взаимопон имание - и г р о в ы е м е т о д ы вз а и м о д е й с т в и я с р е б е н к о м . и с п о л н е н и е к о л ы б е л ь н ы х п е с е н п е р е д с н о м , с л у ш а н и е с п о к о й н о й м у з ы к и в о в р е м я у к л а д ы в а н и я и з а с ы п а н и е с л ю б и м о й и г р у ш к о й ;


Практический этап
Работа с детьми Диагностирование детей Индивидуальный подход к ребенку Формирование детского коллектива Формирование эмоционально-положительного контакта детей с взрослыми Развитие культурно-гигиенических навыков Продуктивная деятельность Сохранение и укрепление здоровья

Модель предметно – развивающей



среды для детей 2-3 лет

Особенности возраста
: активное познание окружающего мира; освоение «орудийных» способов действий в быту, игре; овладение активной речью; появление сюжетно - отобразительной игры.
Игрушки и материалы:
- для развития движений; - для развития игровой деятельности; - для экспериментирования (центр воды и песка); - для детского творчества; - развивающие игры и игрушки (сенсорный стол, дидактические игры).



Заключительный этап
Подведение итогов: анализ табеля посещаемости, процента заболеваемости, анализ адаптационных листов, выявление уровней адаптации детей. Анкетирование родителей.

Список использованной

литературы
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.- сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.- сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с. Зубова Г.Г. Первый раз в детский сад. Управление ДОУ, 2003. № 6

Информационные ресурсы


Выводы
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений с высоким процентом легкой степени адаптации; эмоциональное состояние детей нормализовалось в короткие сроки. Возросла профессиональная компетентность воспитателей групп раннего возраста. Установлен тесный эмоциональный контакт между сотрудниками, детьми и их родителями. Внедряя эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, воспитатели и специалисты ДОУ способствовали повышению информационной культуры родителей по вопросам воспитания и образования малышей, возросла активность родителей, включенность их в единое образовательное пространство детского сада.

Сп

а

с

и

б

о

за внимание


В раздел образования