Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа №3»
Экзаменационные билеты по трудовому обучению
(профиль швейное дело)
9 класс
Разработала
Габова В.К., учитель
профессионально-трудового
обучения
г. Комсомольск-на-Амуре
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Комплект
контрольно-измерительных
материалов
по
трудовому
обучению
для
проведения
государственной
(итоговой)
аттестации
выпускников 9 класса профиль «Швейное дело».
Экзаменационный
материал
профиль
«Швейное
дело»для
9
класса
составлен
на
основе
учебного
курса
по
дисциплине
трудовое
обучение.
Рабочая
программа
разработана
на
основе
Программы
Министерства
образования
РФ
по
профилю
«Швейное
дело»
для
специальных
(коррекционных) образовательных школ VIIIвида: 5-9 классов под редакцией
В.В. Воронковой, В. 2 сб., М.: «ВЛАДОС», 2001г.
Программа
предусматривает
подготовку
учащихся
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида к самостоятельному
выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со
специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской одежды.
Программно-методическое обеспечение:
Воронкова В.В. «Программы специальной (коррекционных)
образовательных школ VIIIвида: 5-9 классов под редакцией В.В.
Воронковой, В. 2 сб., М.: «ВЛАДОС», 2001г.
Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. «Технология. Швейное дело» учебник 9
класс М.: «Просвещение» 2010 г.
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы
на уроках труда.- М: Просвещение 1992.
Дополнительная литература (журналы мод).
Количество
часов
в
9
классе,
согласно
базисному
учебному
плану
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIIIвида - 14
часов в неделю.
Цель итоговой аттестации:
Целью итоговой аттестации является проверка знаний выпускников по
предмету
«Швейное
дело»
образовательной
области
«Технология»,
их
практических умений и навыков.
Задачи итоговой аттестации:
1. Определить
уровень
развития
у
учащихся
общетрудовых
умений,
т.е.
умений ориентироваться в производственном задании.
2. Выявить
уровень
развития
практических
умений,
овладения
базовыми
приемами
ручного
и
механизированного
труда
с
использованием
распространенных инструментов и швейных машин.
3. Определить
уровень
готовности
к
осознанному
выбору
профессии,
к
самостоятельной профессиональной деятельности.
4. Проверить степень сформированности представлений о культуре труда,
производства.
На экзамене по предмету «Швейное дело» проверяются соответствие
знаний
выпускников
требованиям
программы,
глубина
и
прочность
полученных
знаний,
умение
применять
в
практической
деятельности
технологию пошива лёгкой одежды, свойств тканей, устройства швейных
машин. Учащиеся самостоятельно выбирают инструменты и материалы для
изготовления выкройки используя правила и последовательность измерения
человеческой фигуры. Особое внимание на экзамене уделяется соблюдению
норм охраны труда и техники безопасности.
Контрольно-измерительный
материал
по
профилю
«Швейное
дело»
состоит из двух теоретических вопросов, которые направлены на выявление
зн а н и й
э кза м е н уе м ы х
п о
д и с ц и п л и н е
« М а т е р и а л о в е д е н и е » ,
«Машиноведение», «Охрана труда» и практической экзаменационной работы.
Учащиеся выполняют пошив простейшего изделия по готовому крою с
соблюдением технических условий по выполнению ручных, машинных и
влажно-тепловых работ, обработке отдельных деталей и узлов.
Первый этап экзамена – практическая контрольная работа.
Для выполнения практической экзаменационной работы отводится 2-3
часа.
Каждый
экзаменуемый
знакомится
с
образцом
–
эталоном
и
техническими требованиями к изделию, получает крой изделия, чертёж и
письменную инструкцию пошива изделия.
Выполнение и результат контрольной работы оценивается по
следующим показателям:
умение организовать своё рабочее место;
умение рационально спланировать работу;
правильность выполнения приёмов ручной и машинной обработки
материалов;
правильность влажно-тепловой обработки изделия
качество выполненной работы.
Технологические требования к пошиву наволочки .
1 вариант (Базовый уровень)
Наволочка с клапаном размером 60см х 60см (размер клапана: 25см).
Обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку (ширина шва -
1см). Соединение боковых срезов двойным швом (ширина шва -7-8мм).
Критерии оценивания:
Отметка « 5 » ставится, если обучающийся полностью усвоил учебный
материал, правильно ответил на дополнительные вопросы, самостоятельно и
правильно выполнил практическое задание.
Отметка «4 » ставится, если обучающийся в основном усвоил учебный
материал, допустил незначительные ошибки при его изложении, в основном
правильно и аккуратно выполнил практическое задание.
Отметка « 3 » ставится, если обучающийся не усвоил существенную часть
учебного
материала.
Допустил
значительные
ошибки
при
выполнении
практического задания.
Второй этап - устный экзамен.
Экзаменационный билет по предмету «Швейное дело» состоит из двух
теоретических
вопросов,
которые
направлены
на
выявление
знаний
экзаменуемых
по
материаловедению,
машиноведению,
знаний
техники
безопасности
с
материалами
и
инструментами,
основ
трудового
законодательства.
Всего в экзаменационном материале 20 билетов.
Структура билетов.
Первые
два
вопроса
составлены
по
разделам:
«Материаловедение»,
«Машиноведение»,
«Техника
безопасности»
«Основы
трудового
законодательства»
и
предусматривают
проверку
знаний
обучающихся
о
правилах
организации
работы,
безопасности
труда
и
технологии
производства
швейных
изделий.
Третий
вопрос
включает
практическое
выполнение экзаменационной
работы. На опрос каждого экзаменуемого
отводится 30 минут.
Итоговая отметка выпускника на устном экзамене выводится как среднее
арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех
вопросов билета.
Критерии оценивания экзамена.
1.Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на
основании
оценок,
занесённых
в
протокол:
за
год,
практическую
экзаменационную работу и устный ответ. Решающее значение имеет оценка
за практическую экзаменационную работу.
2.Итоговая
оценка
«5»
выставляется,
если
на
«5»
выполнена
практическая экзаменационная работа, на «5» или на «4» оценён устный
экзаменационный ответ и в оценках за учебные четверти выпускного класса
нет «3».
3.Итоговая
оценка
«4»
выставляется,
если
на
«4»
выполнена
практическая экзаменационная работа, на «5» или на «4» оценён устный
экзаменационный ответ и в оценках, занесённых в протокол, нет «3».
4.Итоговая
оценка
«4»
выставляется,
если
на
«5»
выполнена
практическая экзаменационная работа, на «3» оценён устный ответ или по
итогам четвертей в выпускном классе было не более двух «3».
5.Итоговая
оценка
«3»
выставляется,
если
на
«3»
выполнена
практическая экзаменационная работа, на «4» или на «3» оценён устный
экзаменационный ответ и в оценках, занесённых в протокол, нет «2».
6.Итоговая
оценка
«3»
выставляется,
если
на
«4»
выполнена
практическая экзаменационная работа, на «3» оценён устный ответ или по
итогам учебных четвертей в выпускном классе было более двух «3».
Экзаменационные билеты
Билет № 1
1. Изготовление ткани, простейшие переплетения в ней.
2. Правила техники безопасной работы с иглой.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 2
1. Детали шпульного колпачка. Заправка его в челночный комплект.
2. Правила техники безопасной работы на швейной машине.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 3
1. Строение ткани, её усадка и растяжимость.
2. Правила техники безопасной работы с утюгом.
3. Практическая экзаменационная работа «Наволочка».
Билет № 4
1. Устройство регулятора натяжения верхней нитки.
2. Виды обтачек.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 5
1. Петляние машинной строчки сверху.
2. Правила техники безопасной работы с ножницами.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 6
1. Петляние машинной строчки снизу.
2. Документы необходимые при оформлении на работу.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 7
1. Изготовление тканей натурального шёлка и свойства этих тканей.
2. Терминология ручных швейных работ. Заполнить таблицу.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 8
1. Изготовление льняной ткани, ее свойства.
2. Требование к выполнению влажно – тепловой обработки.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 9
1. Изготовление шерстяных тканей и свойства этих тканей.
2. Правила техники безопасной работы с клеем.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 10
1. Устройство машинной иглы. Подбор машинной иглы.
2. Технические условия на выполнении ручных работ.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 11
1. Неполадки в работе двигателя ткани на швейной машине.
2. Технические условия на выполнения машинных работ.
3. Практическая экзаменационная работа «Наволочка».
Билет № 12
1. Влажно-тепловая обработка изделий из шёлковых тканей.
2. Правила техники безопасной работы с отпаривателем.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 13
1. Влажно-тепловая обработка хлопчатобумажных и льняных изделий.
2. Силуэты в одежде . ( Подписать на карточке)
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 14
1. Детали швейной машины, через которые заправляется верхняя нить.
2. Ручные украшающие швы для отделки изделия.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка»
Билет № 15
1. Изготовление хлопчатобумажной ткани и свойства этих тканей.
2. Правила
техники
безопасной
работы
на
швейной
машине
с
электроприводом.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка»
Билет № 16
1. Отделка в изделии. Виды отделок.
2. Дисциплина труда и трудовой распорядок.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка»
Билет № 17
1. Виды ремонта одежды.
2. Массовый и индивидуальный пошив изделий.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
Билет № 18
1. Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани.
2. Правила безопасной работы при выполнении ручных операций.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка»
Билет № 19
1. Виды обтачек и их применение.
2. Инструменты и приспособления для швейных работ.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка»
Билет № 20
1. Блузка. Фасоны блузок.
2. В чем заключается уход за швейной машиной.
3. Практическая экзаменационная работа: «Наволочка».
План ответов на билеты в помощь учащимся
Билет №1
План и ответ на I вопрос:
I
. Изготовление ткани, простейшие переплетения в ней.
1. Как изготавливают ткань?
2. Назвать простейшие переплетения в тканях.
3. Как переплетаются нити в полотняном переплетении?
4. Как переплетаются нити в сатиновом переплетении?
5. Как переплетаются нити основы и утка в саржевом переплетении?
План и ответ на II вопрос:
II. Правила техники безопасной работы с иглой.
1. Как надо обращаться с иглой?
2. Где хранить иглу?
Билет№2
План и ответ на I вопрос:
I
. Детали шпульного колпачка. Заправка его в челночный комплект.
1.Какие детали имеет шпульный колпачок?
2.Куда вставляется шпулька?
3.Что означает щелчок при заправки шпульки?
План и ответ на II вопрос:
II. Правила техники безопасной работы с утюгом.
1.Что нужно проверить перед работой с утюгом?
2.Почему нельзя перегревать утюг?
3.Куда ставить утюг?
4.Что нужно сделать после окончания работы с утюгом?
Билет №3
План и ответ на I вопрос:
I
. Строение ткани, её усадка и растяжимость.
1.Что такое основа?
2.Что такое уток?
3.Что такое кромка?
4.По какому направлению ткань не тянется?
5.По какому направлению ткань даёт усадку?
План и ответ на II вопрос:
II. Правила техники безопасной работы на швейной машине.
1. Как должны быть убраны волосы при работе на швейной машине
2.Что проверить в изделии перед работой?
3.Где должны находиться пальцы при шитье?
4. Что делать при запахе гари?
Билет №4
План и ответ на I вопрос:
I
.Устройство регулятора натяжения верхней нити.
1.Что изменяет регулятор натяжения верхней нити?
2.Из чего состоит регулятор натяжения верхней нити?
3. Как усилить натяжения верхней нити?
4. Как ослабить натяжения верхней нити?
План и ответ на II вопрос:
II.Виды обтачек.
1.Что называют обтачкой?
2.Какие обтачки ты знаешь?
3.Какая обтачка не тянется, сильно тянется?
Билет №5
План и ответ на I вопрос:
I
.Петляние машинной строчки сверху.
1. По каким причинам машина может петлять сверху?
2. Как исправить этот недостаток?
План и ответ на II вопрос:
II. Правила техники безопасной работы с иглой.
1. Как надо обращаться с иглой?
2. Где хранить иглу?
Билет №6
План и ответ на I вопрос:
I
.Петляние машинной строчки снизу.
1. Почему машинная строчка петляет снизу?
2. Как исправить этот недостаток?
План и ответ на II вопрос:
II. Документы необходимые при оформлении на работу.
1.Какие документы необходимы для оформления на работу?
2.Какой
является
основной
документ
о
трудовой
деятельности
каждого
работника?
Билет № 7
План и ответ на I вопрос:
I
. Изготовление тканей натурального шелка и свойства этих тканей.
1. От каких животных получают ткани натурального шелка?
2. Как называется гусеница, которая откладывает яйца на листьях дерева?
3. Как происходит превращения гусеницы в кокон?
4. Что делают с коконами?
5. Какие ткани изготавливают из шелкового волокна?
6. Положительные и отрицательные свойства ткани?
План и ответ на II вопрос:
II. Терминология ручных швейных работ. Заполнить таблицу.
Название работы
Содержание работы
Применение
Смётывание
Временное соединение двух деталей
прямыми стежками
Смётывание боковых срезов
юбки
Вымётывание
Временное закрепление вывернутого
края детали прямыми стежками
Выметывание швов наволочки
после вывертывания
Замётывание
Временное закрепление подогнутого
края детали прямыми стежками
Замётывание подогнутых
краев головного платка,
простыни
Обмётывание
Обработка среза детали
обмёточными стежками для
предохранения от осыпания
Обмётывание срезов мешочка
Билет №8
План и ответ на I вопрос:
I
.Изготовление льняной ткани и её свойства.
1. Из каких волокон получают льняные ткани?
2. Что такое лён?
3. Где находятся волокна льна?
4. Как получают пряжу из волокон льна?
5. Назови ткани, которые получают из льняной пряжи.
6. Положительные и отрицательные свойства ткани.
План и ответ на II вопрос:
II. Технические условия на выполнение влажно-тепловых работ.
1.Расскажи, как соблюдать режим нагрева утюга соответственно ткани?
2.Что надо выполнить , после выполнения машинной операции?
3.Как увлажняют детали перед утюжкой?
4.Для чего иногда при утюжке применяют лист белой бумаги
5.Какие приспособления для влажно – тепловой обработки вы знаете?
Билет №9
План и ответ на I вопрос:
I
. Изготовление шерстяных тканей и свойства этих тканей.
1.Перечислите животных из шерсти, которых можно получить шерстяное
волокно.
2. Какая бывает шерсть по цвету и толщине?
3.Что называется руном?
4.Какова последовательность первичной обработки шерсти?
5.Какие ткани изготавливают из шерстяной пряжи?
6.Положительные и отрицательные свойства ткани.
План и ответ на II вопрос:
II.Правила техники безопасности работы с клеем.
1.Какие правила надо соблюдать при работе с клеем.
2. Где хранить клей.
Билет №10
План и ответ на I вопрос:
I .Устройство машинной иглы. Подбор машинной иглы.
1. Назови и покажи части машинной иглы.
2.Как подбирают номера машинных игл в зависимости от толщины ткани?
План и ответ на II вопрос:
II. Технические условия при выполнении ручных работ.
1.Что нужно сделать перед смётыванием деталей?
2.Какие нитки по цвету используют при сметывании?
3.Как закрепляют сметочную строчку в начале и конце работы?
4.Какая длина стежка с лицевой и изнаночной стороны при сметывании?
5.Что делать с нитками временного назначения после стачивания деталей?
Билет №11
План и ответ на I вопрос:
I .Неполадки в работе двигателя ткани(зубцов) на швейной машине.
1.Почему зубцы могут плохо продвигать ткань?
2.Как исправить эти неполадки?
План и ответ на II вопрос:
II. Технические условия при выполнении машинных работ.
1.Как подбирают нитки для пошива изделия?
2.На каком расстоянии выполняют стачивание деталей от сметки?
3. Что сделать со смёткой ,после соединения деталей?
4.Что надо сделать в начале и конце машинной строчки? Какой длины?
5.Как закрепить строчку по замкнутой линии?
6.Как обработать открытые срезы швов?
Билет №12
План и ответ на I вопрос:
I
.Влажно – тепловая обработка изделий из шёлковой ткани.
1. Как стирать изделия из шёлковых тканей?
2. Какие моющие средства применяют для стирки?
3. Какой температуры должна быть вода?
4. Как утюжат изделия из шёлка?
5. Почему нельзя брызгать водой шёлковые ткани?
План и ответ на II вопрос:
II. Правила техники безопасной работы с отпаривателем.
1.
Какие
правила
необходимо
соблюдать
при
работе
с
напольным
отпаривателем?
Никогда не направляйте работающий паровой утюжок на людей, животных
или растения.
Категорически запрещается отпаривать вещи прямо на теле.
Следите, чтобы сетевой шнур не попадал на горячую поверхность на
горячей поверхности и в воду.
Никогда
не
доливайте
воду
в
резервуар,
не
отключив
предварительно
устройство от электропитания.
Не оставляйте отпариватель в рабочем режиме без присмотра.
Наливайте в резервуар только чистую воду, лучше дистиллированную.
Время от времени очищайте емкость для воды от накипи.
Отверстия для выхода пара также нужно периодически чистить.
При работе применяйте специальную рукавицу для защиты рук от горячего
пара.
Не убирайте отпариватель на хранение, пока он не остынет полностью.
Резервуар
необходимо
опорожнить
и
высушить,
поверхность
утюжка
протереть чистой мягкой тряпкой.
Билет №13
План и ответ на I вопрос:
I
.Влажно – тепловая обработка хлопчатобумажных и льняных изделий.
1. Как стирать изделия из Х\Б и льняных тканей
2. Можно ли тереть, выкручивать, кипятить?
3. Как утюжат изделия из Х/Б тканей?
4. Каким должен быть нагрев утюга для льняных тканей?
План и ответ на II вопрос:
II. Силуэты в одежде.
1.
Отчего зависит форма и размер одежды?
2.
Какие силуэты различают в одежде?
3.
Подписать силуэт в одежде.
Силуэт в одежде
Билет №14
План и ответ на I вопрос:
I
.Заправка верхней нити на швейной машине.
1.Расскажи
о
последовательности
заправки
верхняя
нить
на
швейной
машине?
План и ответ на II вопрос:
II. Назвать и показать на образце украшающие швы.
1.Для чего применяют украшающие швы?
2.Назови и покажи на образцах украшающие швы.
Билет №15
План и ответ на I вопрос:
I
.Изготовление хлопчатобумажной ткани и свойства этих тканей.
1. Из чего получают Х/Б ткани?
2. Что служит сырьём для получения волокон?
3. Как получают Х/Б пряжу и нитки?
4. Какие ткани получают из хлопковой пряжи?
5. Гигиенические свойства Х/Б тканей.
План и ответ на II вопрос:
II.Правила
техники
безопасной
работы
на
швейной
машине
с
электроприводом.
1. Как должны быть убраны волосы при работе на швейной машине
2.Что проверить в изделии перед работой?
3.Где должны находиться пальцы при шитье?
4.Что делать при запахе гари?
Билет №16
План и ответ на I вопрос:
1.Для чего служит отделка в изделии?
2.Какие виды отделки вы знаете?
3.Чем отличается постоянная отделка от съёмной?
План и ответ на II вопрос:
II.Дисциплина труда и трудовой распорядок на производстве.
1.Что значит соблюдать дисциплину труда?
2.Что значит соблюдать правила безопасной работы?
3.Как поощряются лучшие работники?
4.Какие
бывают
меры
наказания
для
тех,
кто
нарушает
трудовую
дисциплину?
Билет № 17
План и ответ на I вопрос:
I
.Рассказать о видах ремонта одежды.
1.Какие виды ремонта одежды вы знаете?
2.Какие виды ремонта одежды можно выполнить самим?
План и ответ на II вопрос:
II. Массовый и индивидуальный пошив изделий.
1.Где выполняется массовый пошив изделий, а где индивидуальный?
2.По
каким
меркам
выполняется
массовый
пошив
изделия,
а
по
каким
индивидуальный?
3.Кто определяет фасон изделия при массовом пошиве?
4.Кто определяет фасон изделия при индивидуальном пошиве?
5.Как шьют изделия при пооперационном разделении труда?
Билет №18
План и ответ на I вопрос:
I
.Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани.
1.Определи лицевую сторону у тканей с рисунком?
2.Оредели лицевую сторону у отбелённых и гладкокрашеных тканей?
3. Как определить лицевую сторону у тканей с ворсом и блеском?
План и ответ на II вопрос:
II. Правила безопасной работы при выполнении ручных операций.
- перед началом работы:
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Подготовить рабочее место.
- во время работы:
1. Пользоваться только исправными инструментами.
2. Хранить иглы и булавки в определенном месте.
3. При шитье применять напёрсток.
4.Не оставлять ножницы раскрытыми.
5. Следить за чистотой рабочего места.
6. При получении травмы немедленно обратиться в медпункт.
- по окончанию работы:
1.Убрать рабочее место.
2. Разложить инструменты и приспособления.
Билет №19
План и ответ на I вопрос:
I
.Виды обтачек и их применение.
1. Что такое обтачка?
2. Какие бывают обтачки по способу раскроя?
3. Кокой обтачкой обрабатывают закругленные срезы и почему?
План и ответ на II вопрос:
II. Инструменты и приспособления для швейных работ.
1.Назови материалы для выполнения швейных работ.
2.Назови рабочие инструменты, применяемые для ручной работы.
3.Назови приспособления, применяемые для ручной работы.
Билет № 20
План и ответ на I вопрос:
I
.Блузка. Фасоны блузок.
1.
К какому виду одежды относится блузка?
2.
Какие бывают блузки по фасону?
3.
Назови основные детали блузки.
4.
Назови ткани из которых можно сшить блузки?
План и ответ на II вопрос:
II .В чем заключается уход за швейной машиной?
1.Как надо ухаживать за швейной машиной после работы?
2.Чем чистить и чем смазывать швейную машину?