Напоминание

Программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Лабораториум»


Автор: Банкова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска № 80
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Лабораториум»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №80 «Светлячок»

Программа

по опытно-экспериментальной деятельности для

детей старшего дошкольного возраста

«Лабораториум»

Составитель: Банкова Е.В.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

2

Содержание

Номер

страницы

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации программы

5

1.3

Методы и приёмы работы.

7

1.4

Целевые ориентиры образовательного процесса

8

1.5

Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 6 до 7 лет

10

1.6

Планируемые результаты освоения программы детей 6 - 7 лет

11

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Тематическое годовое планирование

12

2.2

Взаимодействие с родителями

18

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Особенности организации, развивающей предметно пространственной среды

20

3.2

Программно-методическое обеспечение программы

21

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

3

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Прежде чем давать знания,

Надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности

ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Она понимается нами не только как процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под

тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества,

сотворчества. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение

детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. В работах многих отечественных

педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они

сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им

возможности

приобретать

знания

самостоятельно

(Г,

М,

Лямина,

А.

П.

Усова,

Е.

А.

Панько

и

др.).

В

процессе

экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему?

зачем? как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость,

удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство

удовлетворения от проделанной работы. В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения,

который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,

опытах,

установлении взаимозависимостях, закономерностях.

Экспериментальная

деятельность вызывает

у ребенка

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

4

интерес

к

исследованию

природы,

развивает

мыслительные

операции,

стимулирует

познавательную

активность

и

любознательность

ребенка,

активизирует

восприятие

познавательного

материала

по

ознакомлению

с

природными

явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе. В дошкольном возрасте

многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и

в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и т.д. Эксперимент, самостоятельно проводимый

ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действия путем результата,

сопоставить выводы и определить значимость физических явлений для человека и самого себя. Каждое фундаментальное

естественнонаучное понятие: (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.),

экспериментально

обосновывается

и

поясняется

для

ребенка

в

процессе

наблюдений,

мысленного

и

реального

экспериментирования. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать

что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком

в сильный мороз металлические предметы и т.д. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что

дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же,

специально организуемый, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих

предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

5

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая

бы

позволила

не

только

систематизировать

и

расширять

имеющиеся

у

детей

представления

об

окружающейся

действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя,

лаборанта, ученого, сыщика.

Задачи программы:

1.

Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей

действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка,

воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии

различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.

2.

Развивать способности использовать обобщенные способы исследования

разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов,

перцептивных действий.

3.

Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация,

сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа,

развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.

4.

Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.

Новизна программы заключается:

• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем

вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам

самостоятельного добывания знаний;

• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

6

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством

педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-развивающую среду

группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в

дошкольном

образовательном

учреждении

детская

экспериментальная

деятельность

должна

отвечать

следующим

условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и

однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления и процесса, отчетливая видимость

изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В процессе экспериментирования

ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так,

а не иначе?», «Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получить в результате».

Усвоение системы научных понятий, приобретение «исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку

научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными

исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении

эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений,

полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный

запахами воздух и т.д. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

Данная программа обеспечивает личностно ориентированное

взаимодействие взрослого с ребенком:

создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать

свою познавательную активность.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

7

1.3

Методы и приёмы работы.

В работе возможно использование как традиционных методов, так и инновационных.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

1.

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций и др.)

2.

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

3.

Практические методы. Большое значение придаётся ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты,

игры-эксперименты, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).

Инновационные методы.

1.

использование элементов ТРИЗ. Использование приёма «маленькие человечки» для обозначения жидкого,

твёрдого и газообразного состояния воды.

2.

метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности

с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к

самостоятельному поиску решений проблемы.

3.

использование

инновационных

технологий

воспитания

и

обучения

дошкольников.

В

процессе

экспериментирования

возможно

применение

компьютерных

средств

обучения,

что

стимулирует

познавательный интерес дошкольников.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

8

1.4 Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм

реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые

ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются

основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки

соответствия

установленным

требованиям

образовательной

деятельности

и

подготовки

детей.

Освоение

Программы

не

сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в

разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен

выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,

обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных

играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,

адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для

выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

9

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах

деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной

гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными

связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,

экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с

произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,

математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных

видах деятельности»

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

10

1.5 Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 6 до 7 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились

в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности,

характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и

общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые,

продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики,

такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их

основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка,

в

наибольшей

степени

выраженные

на

психофизиологическом

уровне,

в

познавательных

функциях

и

психомоторике.

Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку

адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и

оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение

ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая

игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического

развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую

готовность к последующему — школьному — периоду развития.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

11

1.6 Планируемые результаты освоения программы детей 6 - 7 лет

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением

мыслительных

средств

(схематизированные

представления,

комплексные

представления,

представления

о

цикличности

изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем

мире);

задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

любит экспериментировать;

способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

12

2. Содержательный раздел

2.1 План работы с детьми по

опытно-экспериментальной деятельности

Цель : Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет

Задачи:

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать воображение и творческую активность.

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность

анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки

предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие

связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя

знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать

предметы по цвету, форме и величине.

Формировать познавательные действия, становление сознания.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

13

№ п/п

Месяц

Тема

Цели и Задачи

Материалы и

оборудование

Сентябрь

1.

«Знакомство с

лабораторией»

Уточнить

представление

детей

о

том,

кто

такие

ученые (люди, изучающие

мир

и

его

устройство).

Познакомить

с

понятием

«наука»

(познание),

«гипотеза»

(предположение).

Рассказать детям о способе

познания

мира

-

эксперименте

(опыте),

о

назначении

детской

лаборатории.

Расширять

представления

детей о культуре поведения

в детской лаборатории.

Лаборатория

с

оборудованием для опытов.

2.

«Превращение»

Знакомство

со

словом

«превращается»,

поиск

превращений.

Развитие

умения

фиксировать

действие

превращения

на

основе

употребления

пар

слов:

«был-будет»,

«был-

стал

(станет).

Формирование

действия

превращения

на

основе

Картинки

с

изображением

маленьких

и

больших

деревьев,

животных;

пластилин,

медицинский

бинт, разрезанный на части

по 5-10 см.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

14

практических

действий

с

пластилином, резиной.

Октябрь

1.

Схема превращения.

Делаем слайм.

Освоение

схемы

«превращения».

Формирование

действия

«превращения». Применить

схему для создания слайма.

Предметные

картинки.

Бумага,

карандаши,

клей

канцелярский,

вода,

сода,

борная кислота.

2.

Путешествие с

капелькой

Создать целостное

представление о воде, как о

природном явлении;

Познакомить со свойствами

воды (жидкая, прозрачная,

без

запаха

без

вкуса,

не

имеет форму) Дать

понятие о значимости воды

в

жизни

человека;

Воспитывать бережное

отношение к воде.

Схема

круговорот

воды,

колбочки разных форм.

Ноябрь

1.

Свойства Воды

Определять свойства воды.

Вода прозрачная, но может

менять

цвет.

Вода

может

нагреваться

и

нагревать

другие предметы. Жидкое и

твердое,

парообразное

состояние.

Колбочки,

краски,

свеча,

ложка, зеркало.

2.

Плотность веществ

Дать

представления

о

предметах

плавающих

и

тонущих в воде. Развивать

умение

классифицировать

по

признаку:

тонет,

плавает.

Вода,

соль,

масло,

деревяшка, камень.

Декабрь

1.

Плавучесть тел

Развитие

прак5тических

действий

в

процессе

Глубокая тарелка с водой,

пластилин, кусочек дерева,

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

15

экспериментирования

и

опытов.

Развитие

способностей

к

преобразованию.

камушек,

металлические

предметы

скрепки,

кнопки; бумага; картинка с

изображением парохода.

2.

Конвекция (горячий

и холодный водный

поток. Изготовление

термометра.

Дать

представление

о

холодном и горячем потоке

воды и как они ведут себя в

среде.

Научить

изготавливать термометр из

доступных

бытовых

предметов.

пластиковые

бутылки,

прозрачная

глубокая

емкость,

вода

(холодная,

горячая), красители.

Стеклянная

бутылка,

соломинка

для

напитков,

пластилин,

вода,

фломастер.

Январь

1.

Свойства бумаги

Расширить представление о

бумаге, изучить её виды и

свойства.

Научить

сравнивать

бумагу

по

свойствам

с

другими

предметами.

Бумага

разной

плотности,

вода,

карандаши,

клей,

ткань,

микроскоп,

деревянные

кубики,

пластилин, ножницы.

2.Делаем

переработанную бумагу

Расширение

кругозора

детей в части элементарных

представлений об истории

возникновения

бумаги;

изготовлении

и

практическом

ее

применении.

Формировать

у

детей

представление

о

процессе

изготовления

бумаги,

воспитывать

бережное

отношение

к

природе,

показать

взаимосвязь

природного

и

рукотворного миров.

Газетный

лист,

миксер,

2

стакана

воды,

дуршлаг,

кухонная доска.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

16

Февраль

1.Свойство

веществ.

Твердое и жидкое.

Формирование

представлений о свойствах

твердых и жидких веществ.

Развитие

экологического

сознания.

Развитие

способностей

к

преобразованию

Деревянная палочка, кусок

мела,

кусок

пластилина,

стакан

с

водой,

пустой

стакан

(на

каждого

ребенка), кусок льда, вода в

целлофановом

пакете,

молоток,

изображение

бассейна, кубик.

2.

Строение веществ

Расширение представлений

о

строении

знакомых

веществ

в

процессе

изучения

их

с

помощью

лупы.

Развитие

способностей

к

преобразованию.

Речной

песок

в

блюдце,

сахар-рафинад,

лупа,

микроскоп, по два стакана с

теплой

водой,

чайные

ложки

(на

каждого

ребенка).

Март

1.

Волшебная кисточка

Получать

оттенки

синего

цвета

на

светлом

фоне,

фиолетовый

цвет

из

красной и синей краски.

Краски,

кисточки,

вода,

бумага.

2.

Воздух

и

его

свойства

Формирование

представлений о воздухе и

его

свойствах.

Раз0витие

способностей

к

преобразованию.

Надувные

резиновые

игрушки,

тазик

с

водой,

картинки:

(водолаз

под

водой, над ним пузырники

воздуха,

спокойное

море,

море

во

время

шторма).

Спираль

из

бумаги,

деревянная шпажка, свеча.

Пакетики

из-под

чая,

спички.

Апрель

1.

Извержение вулкана

Дать

дошкольникам

элементарные

представления о природном

явлении – вулкан, наглядно

Баночка (можно половинку

от

пластмассового

яйца

"Киндер-сюрприз")

Пластилин,

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

17

показать

взаимодействие

щелочи

с

кислотой

(реакцию

нейтрализации).

Сформировать

представление о вулканах,

опасностях,

которые

они

представляют.

украшения

(камушки,

бусинки, ниточки, поддон,

лимонная

кислота

(2

ст.

ложки), сода (2 ст. ложки),

средство для мытья посуды

(1

ст.

ложка),

красители,

вода (150 мл.).

2.

Создаем

окаменелости

Дать

дошкольникам

элементарные

представления

об

археологии, рассказать, что

такое окаменелости и для

чего они нужны.

Пластилин,

любые

предметы

для

отпечатков,

гипс, вода.

Май

1.

Почва (песок, глина

камни)

Расширять

представления

детей

о

свойствах

почвы.

Дать элементарные понятия

о песке, глине, камнях.

Песок, глина, камни, земля,

вода,

микроскоп,

вода,

стаканчики.

2.

Чудеса растений

Выделить

факторы

внешней

среды,

необходимые

для

роста

и

развития растений

Презентация

«Что

нужно

растениям

для

роста»,

семена,

земля,

вода.

Микроскоп, листья, краски.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

18

2.2

Взаимодействие с родителями

Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов

дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:

Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи. Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия. Совместная

деятельность. Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным,

т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни

человека. Родители являются непосредственными участниками нашей деятельности. Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать

новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в

домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю».

Формы работы с родителями:

- родительские собрания по экспериментальной деятельности

- открытые показы воспитательно - образовательного процесса;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, опыты, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические

семинары с использованием ТОО);

- индивидуальные консультации специалистов;

-

наглядные

виды

работы:

информационные

стенды

для

родителей,

папки-передвижки,

выставки

детских

работ,

дидактических

игр,

литературы;

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

19

План работы с родителями

№ п/п

Месяц

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Ознакомление родителей с экспериментальным

уголком

в группе.

Привлечение к созданию

познавательно-развивающей среды в группе.

Октябрь

Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все

сферы деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка.

Ноябрь

Родительское собрание по теме: «Растим любознательных»

Беседа: «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»

Цель:

выявить

степень

участия

родителей

в

экспериментальной

деятельности

ребенка

и

в

поддержании его познавательного интереса.

Декабрь

Практикум: «Организация домашней лаборатории»

Цель: Привлечение к созданию домашней лаборатории, формирование заинтересованности к

совместной экспериментальной деятельности с детьми.

Январь

Рекомендации на дом: «Экскурсия в зимний лес»

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию»

Февраль

Игротека-практикум: «Поэкспериментируем!»

Март

Рекомендации:

-Проведите с детьми дома (простые опыты)

- Как помочь маленькому почемучке

Цель: Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов. Познакомить

с простыми экспериментами и играми.

Апрель

Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное

русло»

Май

Оформление папки «Мои открытия»

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

20

3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации, развивающей предметно пространственной среды

Развивающая предметно – пространственная среда организована на всей территории дошкольной организации, включает внешнее и внутреннее

содержание. Созданы исследовательские центры в групповых помещениях; в помещении детского сада – это лаборатория юного исследователя, холлы

и

переходы;

экологическая

тропа

на

территории

детского

сада.

Правильно оборудованный

«центр науки»,

при

грамотном

его

введении

в

педагогический процесс, предоставляет педагогу возможность привить начальные навыки проведения самостоятельных исследований.

В лаборатории юного исследователя выделено:

Центр опытов и экспериментов;

Центр приборов – помощников;

Выставка проектно – исследовательских работ дошкольников;

Центр для выращивания растений;

Центр для хранения материалов природного и неструктурированного;

Центр дидактических материалов и методических пособий;

Центр цифровых образовательных ресурсов.

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАБОРАТОРИУМ»

21

1.4

Программно-методическое обеспечение программы

1. Н.М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт Петербург 2007 г

2. Амелина Л. Наблюдение за животными с детьми раннего возраста. //Дошкольное воспитание. – 1982. - №5.

3.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003.

4.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,

1982.

5. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006.

6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008

8. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность. //Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М.:

ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

9. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год

10. Москаленко В.В. Опытно-экспериментальная деятельность. -Издательство: Учитель, 2009

11. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

12. Филлипп Нессман, Шарлин Зетун «99 простых экспериментов», Москва; Клевер-Медиа-Группа, 2018.

13. Марина Султанова «Простые опыты с воздухом», ООО «Хатбер-прес», Москва, 2016.



В раздел образования