Автор: Банкова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска № 80
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: мастер класс для родителей
Тема: опытно - экспериментальная деятельность
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №80 «СВЕТЛЯЧОК
БАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
1
МАДОУ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №80 «СВЕТЛЯЧОК
БАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
2
Цель мастер-класса:
Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу
ребенка, способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную
деятельность.
Задачи:
1.
На примере опытов показать, как можно экспериментировать вместе с детьми.
2.
Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом
с другими людьми.
3.
Прививать любовь к методу экспериментирования, путем игровых элементов.
Оборудование:
Пластиковые стаканчики,
пакеты,
резиновые перчатки,
лимон,
зелень,
кофе,
вода,
куриные яйца,
стеклянные сосуды,
соль,
масло,
красители,
коктейльные трубочки,
сода,
сок лимона,
средство для мытья посуды
свеча,
ватные палочки,
спички.
МАДОУ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №80 «СВЕТЛЯЧОК
БАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
3
Ход мастер класса
Детство
–
это
радостная
пора
открытий.
Познание
окружающего
должно
проходить
в
непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное
путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Детское экспериментирование - это особая
форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей,
направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами, мы можем сказать, что,
детское
экспериментирование
–
это
детская
деятельность,
в
результате
которой
ребенок
самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему
любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Дошкольники - природные исследователи.
И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Им интересно все, поэтому необходимо
поддержать
стремление
ребенка
к
экспериментированию,
создать
условия к
исследовательской
деятельности
В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как
равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не
рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Одно
из
направлений
детской
экспериментальной
деятельности
–
опыты.
Во
время
экспериментирования или проведения опытов необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать
гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже
восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство
удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия
детского сада и семьи.
Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.
В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это
сделать самому». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Опыт с водой
1.
Вода в форме... чего?
Можно взять пластиковый стаканчик, прозрачный пакет, хирургическую перчатку. И везде вода -
одинаковая, но такая разная.
2.
Чем пахнет вода?
Берем лимон, зелень, кофе, воду. Завязываем глаза и просим определить по запаху что это такое.
Опыт с жидкостями разной плотности
1.
Соленная и пресная вода.
Возьмите 3 банки: две пол-литровые, и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и
опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2
столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем,
что соленая вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно
МАДОУ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №80 «СВЕТЛЯЧОК
БАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
4
литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно
получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как
подвешенное посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды,
вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть.
Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
2.
Вода и масло
Возьмите 2 пластиковые прозрачные бутылки, крышки приклейте друг к другу сделайте в них 2
отверстия,
вставьте
в
эти
отверстия
небольшие
трубочки.
Теперь
в
одну
бутылку
наливаем
подкрашенную воду, в другую масло. Закручиваем бутылки готовой конструкцией из крышек. Все
сидим и наблюдаем как вода стекает вниз в одну трубочку, вытесняя тем самым масло через другую
трубочку. Происходит это из-за того, что плотность воды больше чем у масла.
Опыт вулкан
Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое вулкан? Можно, конечно, вооружиться
книжками с картинками вулкана в разрезе и пытаться объяснить на словах, как магма выбрасывается
наружу. А можно и самим сделать вулкан в домашних условиях. Вы не только удовлетворите
любопытство юного исследователя, но и пробудите интерес к различным наукам: географии, химии и
геологии.
Материалы и инструменты: колба или бутылка; картон для изготовления «горы»; пластилин, чтобы
придать вулкану форму; вода; сода; лимонная кислота; пищевой краситель или гуашь оранжевого или
красного цвета; средство для мытья посуды; емкость для смешивания ингредиентов и ложка; степлер;
пластиковый контейнер; мелкие фигурки (разные виды животных, деревья, камни).
Заготовку вулкана размещаем в пластиковом контейнере (или в тазу). Создаем антураж с помощью
разных видов животных (динозавров, зверей), деревьев, камней. Насыпаем камни к подножию
вулкана, расставляем деревья, расставляем животных. Готовим 2 раствора «лавы»
Первый раствор: набираем в емкость воды на 2/3, добавляем пищевой краситель (или гуашь),
несколько капель средства для мытья посуды (чтобы было много пены) и 5 столовых ложек соды.
Второй раствор: разводим лимонную кислоту (рекомендуемое соотношение — 5 столовых ложек на
1,5
стакана
воды).
Запускаем
«извержение»
тщательно
перемешайте
смесь в
емкости
вулкана.
Медленно вливайте в жерло раствор лимонной кислоты. Наблюдайте за происходящим волшебством:
спящий вулкан просыпается и превращается в огнедышащую гору! Результат опыта
Из жерла вулкана извергается пена огненно-красного цвета.
Научное объяснение
Вулкан извергается в результате взаимодействия двух веществ — соды и лимонной кислоты. В химии
этот процесс называется реакцией нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга,
выделяя углекислый газ. СО
₂
вспенивает залитую в жерло смесь и заставляет массу переливаться через
края кратера. Средство для мытья посуды заставляет «лаву» сильнее пузыриться.
МАДОУ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №80 «СВЕТЛЯЧОК
БАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
5
Опыт с невидимыми чернилами
Возьмем белую бумагу, кисти, перья или пипетка, молоко или лимонный сок. Свеча для расшифровки
Как провести опыт: В чашечки налей немного молока или лимонного сока. Возьми белый лист бумаги
и пипетку (или кисть). Набери в пипетку немного сока или молока и напиши что-нибудь на бумаге.
Затем дай бумаге хорошенько просохнуть. Надпись исчезла и стала невидимой. Теперь поставь свечу
в центр тарелки и подожги ее. Возьми просохший лист бумаги и подержи его над пламенем свечи на
расстоянии не менее 10 см. Постоянно двигай лист туда-сюда, чтобы он не успел загореться. Через
несколько секунд ты увидишь, как на белой бумаге проявляются коричневые буквы и рисунки,
которые ты написал или нарисовал.
Объяснение:
Симпатические
(невидимые)
чернила
—
это
чернила,
записи
которыми
являются
изначально
невидимыми
и
становятся
видимыми
только
при
определенных
условиях
(нагрев,
освещение, химический проявитель и т. д.) Википедия.
Чернилами для секретной переписки, то есть симпатическими, пользовались еще в древние времена:
Тайные агенты Ивана Грозного писали свои донесения луковым соком. Буквы становились видимыми
при нагревании бумаги.
Ленин использовал для тайнописи сок лимона или молоко. Для проявления письма в этих случаях
достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или подержать ее несколько минут над огнем.