Автор: Медведева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Что такое лэпбук?"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана
«Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Елочка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Что такое лэпбук?»
Воспитатель: Медведева Н.Н.
Курган, 2020г.
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в
ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику
своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства
и
приемы,
которые
способствуют
повышению
познавательной
активности
дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук.
В
до словном
переводе
(«лэп» —
колено, «бук» —
книга) лэпбук
обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка,
которая
состоит
из
множества
наклеенных
картинок,
карманчиков,
вкладок,
объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.
Главное
условие
—
вся
информация,
собранная
в лэпбуке,
должна
соответствовать
определенной
теме.
Весь
материал,
который
ребенок
должен
усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков,
игр.
Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в
создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется
полная
свобода
в
оформлении
своей
книжки
—
любые
его
идеи
только
приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень
интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет
увлекательно.
Лэпбук создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой
темы. Это отличное средство для закрепления пройденного материала. Его можно
использовать для любых образовательных занятий.
Лэпбук —
это
учебное
пособие,
поэтому
его
содержание
должно
соответствовать
определенным
требованиям.
Работа
над
созданием лэпбука
аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности:
• выбор темы;
• определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой
информации;
• проработка макета книги;
• изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука.
Как сделать лэпбук
Лэпбуки похожи на альбомы в
технике скрапбукинг, которые давно
с т а л и
п о п у л я р н ы .
М о ж н о
в д о х н о в и т ь с я
и д е я м и
д л я
создания лэпбука,
п р о с м ат р и ва я
такие альбомы.
Для создания лэпбука понадобится:
• основа (папка, листы бумаги, альбом);
• ножницы;
• клей;
• цветная бумага и картон;
• скотч, ленточки и т. д.
Лэпбук можно сделать в форме книги, шкафчика, сундучка, домика. Его
особая «изюминка» —
множество
кармашков
с
дидактическим
материалом.
В
такие кармашки складываются предметные картинки, карточки с заданиями к игре
и т. п.
Больше всего детям нравятся «потайные» места в лэпбуке. Это закрытые
двери или створки на окнах, открыв которые увидишь рисунок или схему. Двери
можно сделать на замочке, зашнуровать их или вшить «молнию». «Лэпбук» может
содержать подвижные элементы: стрелочки, бусинки на ниточках, съемные детали
на кнопочках и т. д.
Работа
над
созданием лэпбука учит
дошкольника
обрабатывать и систематизировать информацию, лучше
ее запомнить. Кроме этого развиваются его творческие
способности,
и
у
ребенка
поддерживается
интерес
к
обучению.
Лэпбук это
по
сути
финальный
этап
проектной
деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта,
ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно
делает
какие-то
зарисовки
на
данную
тему
и
по
окончанию
исследовательской
деятельности
сам
или
с
помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук – это
продукт ребенка, отражение полученных им знаний.
Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже
как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае
надо
придерживаться
некоторых
правил,
так
как лэпбук должен
отвечать
требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я
выработала такие:
1.
Информативен.
Информация,
содержащаяся
в лэпбуке,
должна
быть
понятна ребёнку.
2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть
достаточно крепким.
3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы
у
ребёнка
появилось
желание
взять
его
в
руки.
Таким
образом, лэпбук будет
являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4.
Вариативен.
Желательно
иметь
несколько
вариантов
использования
каждой его части.
5. Доступен. Его структура и
содержание
доступно
для
детей
дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в
руки,
р е б ё н о к
д о л ж е н
самостоятельно
выбрать,
что
ему
интересно,
как
с
этим
обращаться.
Минимум
подпис ей.
Н и ка к и х
м е тод и ч е с к и х
р е ко м е н д а ц и й ,
больших
текстов
с
описаниями,
лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнёра)
В чем же преимущество обучения с лэпбуком?
• Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению;
•
во-вторых,
разнообразите
даже
самую
скучную
тему
и
расширите
кругозор,
а
также
обогатите
активный
словарь
и
уточните
имеющийся
предметный словарь;
• в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную
информацию;
• в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление;
• в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания.
В заключении хочется отметить, что лэпбук — это не просто метод, который
помогает закрепить и систематизировать полученные детьми знания, это- полет
фантазии
тандема «взрослый-ребенок»,
который
может
дать
непредсказуемые
результаты; это возможность посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования,
оно
будет
расти
и
увеличиваться.
Наша
задача
лишь
придавать
ребятам
уверенности
в
своих
силах
и
правильно
мотивировать
на
открытие
новых
горизонтов.