Автор: Смирнова Алёна Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знакомство с историей героя-земляка Анатолия Михайловича Зверева
Раздел: дошкольное образование
Знакомство с историей героя-земляка Анатолия Михайловича Зверева
Цель:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих
земляков, любви к своей малой Родине.
Задачи:
- закрепить знания детей о Великой Отечественной войне.
- познакомить с подвигами наших земляков Героев Советского Союза, с
участниками в честь кого были названы улицы города.
Предварительная работа:
- прослушивание цикла песен военных лет;
- рассматривание картин, знакомство с памятниками и памятными местами
района;
- чтение рассказов о войне, стихотворений.
Материалы к занятию:
- фотографии и картинки предметов времён войны,
- фотографии солдат,
- аудиозапись звуков.
Ход занятия:
Дидактические задачи:
- активизировать связную речь, мотивировать на включение в игровую
деятельность.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о войне. Война - самое страшное
событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша
многострадальная земля в тяжелые дни Великой Отечественной войны. Вся
страна поднялась на борьбу с фашистами.
22 июня 1941 года на нашу страну напали войска фашисткой Германии,
которыми руководил Гитлер. Так началась Великая Отечественная война.
Воспитатель: В первые дни войны появился плакат «Родина - мать зовёт».
Посмотрите, художник изобразил нашу Родину в виде немолодой женщины, а
за её спиной ощетинились штыки защитников Отечества.
Дети рассматривают плакат.
Воспитатель: Для чего фашисты двинули свою армию на нашу
страну? (ответы детей)
Воспитатель: Наша страна – большая и богатая. У нас много запасов нефти и
угля, железной руды. А сколько рек, лесов, полей. А что выращивается на
полях? (ответы детей)
Воспитатель: Вот всё это и хотел захватить враг. На города и сёла нашей
страны вражеские самолёты сбрасывали бомбы. Огромная армия уничтожала
людей, разрушала города, дороги, заводы.
Дети, кто встал на пути врага? Кто пошёл на защиту Родины? (ответы
детей)
Воспитатель: На защиту Родины встала наша армия, тогда она называлась
Советская Армия. Все взрослые мужчины стали солдатами и ушли на фронт. А
что такое – фронт? Кого там можно увидеть? Что там происходит? (ответы
детей)
Воспитатель: Там идёт битва. Послушайте звуки битвы. (Аудиозапись)
Воспитатель: Летят самолёты. Грохочут танки. Взрываются бомбы. Гремят
выстрелы. Слышатся крики солдат. Враг силён. Но защитники помнят такое
правило: «Бой – святое дело, иди на врага смело!» Все как один встали на
защиту Родины. И из нашего района ушли на фронт 5865 жителей. Они стали
пехотинцами, связистами, артиллеристами, пулемётчиками, танкистами –
смелыми защитниками Родины. Обратите внимание на стенд. Здесь вы видите
фотографии наших земляков героев Великой Отечественной войны.
А кто такой герой? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим фотографии. Посмотрите на лица
этих людей. Нашему земляку за героические подвиги в годы Великой
Отечественной войны присвоено звание Героя Советского Союза: Анатолий
Михайлович Зверев.
Дети рассматривают фотографии.
Боевое крещение рядовой Анатолий Зверев принял в 1943 году, служа в
разведгруппе Первого Прибалтийского фронта. Вскоре ему присвоили звание
младшего сержанта и назначили командиром отделения. Здесь же он получил
первую награду – орден Красной Звезды. 26 июня 1944 года в свои 19 лет
младший сержант, комсомолец Анатолий Зверев, повторил подвиг Александра
Матросова. Это произошло на территории Белоруссии при форсировании реки
Западная Двина. Продвижению бойцов мешал вражеский дзот, амбразуру
которого и закрыл своим телом командир отделения. За этот подвиг младший
сержант Анатолий Михайлович Зверев получил звание Героя Советского
Союза (посмертно).
Всего шесть лет Анатолий Зверев прожил в Бахтемире. Затем семья
перебралась на Север в поселок Шуга Ямало-Ненецкого округа Тюменской
области. Впоследствии на месте Шуги был построен город Надым. В 1965 году
именем Анатолия Зверева был назван поселок-спутник Бахтемира (бывшая
МРС). В 1980 году имя Героя получила Бахтемирская школа. Седьмого мая 2014
года в школьном сквере состоялось торжественное открытие памятника Герою
Советского Союза Анатолию Михайловичу Звереву.
Игра
Дети выполняют движения, которые показывает ведущий.
Мы веселые ребята
И отважные солдаты! (Отдают честь.)
Ушки на макушке:
Мы зарядим пушки. (Поднимают руки вверх.)
Полк в марше движется вперед,
И враг, конечно, не пройдет! (Маршируют на месте.)
Очень меткие ребята!
В цель кидаем мы гранаты. (Изображают метание гранаты.)
На посту стоит солдат,
Крепко держит автомат. (Руки прижаты к груди.)
Под кустом сидит в засаде
Пограничник на ночь глядя. (Смотрят из-под руки.)
И военный самолет
Поднимает ввысь пилот. (Изображают крылья самолета — руки в
стороны.)
Не страшен шторм, девятый вал:
В руках у моряка штурвал. (Изображают штурвал.)
И сообщит по рации
Радист всю информацию. (Одна рука к уху, другая стучит по кнопке.)
Мы, конечно, молодцы,
Как наши деды и отцы! (Гладят друг друга по голове.)
Да, дети, мы с вами уже знаем о героической жизни этого человека. Его
именем названа главная улица нашего города.
Дети, а кто ждал солдат дома? (ответы детей)
Воспитатель: Родные и близкие ждали дома солдат. Ждали писем с фронта.
В письмах солдаты писали о своей любви к родным, о том, что скоро кончится
война, и они вернутся домой. Но не все вернулись с фронта, многие полегли на
поле боя. Мы, живущие сейчас, чтим их память и благодарны им за мир,
который они отстояли. А кто мне скажет, как мы чтим их память? (ответы
детей)
Воспитатель: Дети, а как называют людей, вернувшихся с той войны и
живущих сейчас рядом с нами? (Ветераны)
Воспитатель: Мы обязательно пригласим на утренник, посвящённый Дню
Победы, ветеранов Великой Отечественной войны. Мы приготовим им своими
руками подарки, подготовим концерт. А сейчас можно рассмотреть фотографии
и картинки с предметами времен войны. Это гильзы от разных видов оружия,
винтовки, автоматы, патроны, солдатская каска и др.