Автор: Воронкина Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка Детский сад №69
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: нестандартный игровой занимательный материал для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Тема: "Пчелиный университет"
Раздел: дошкольное образование
«Пчелиный университет»
Нестандартный игровой занимательный материал
Для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Авторы:
Полуэктова Вера Иосифовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Воронкина Марина Юрьевна,
Воспитатель первой квалификационной категории
Актуальность:
В условиях реализации ФГОС ДО перед каждым педагогом стоит задача,
направленная на внедрение игровых технологий в образовательный процесс.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка, не переделывать, а дать
возможность «прожить» волнующие его ситуации при полном внимании и
сопереживании взрослого.
Это
объективно
подтолкнуло
к
созданию
игрового занимательного материала, который представляет собой панно с
мягкими модулями в виде пчелиных сот. В каждой ячейке – соте расположен
прозрачный карман, в котором спрятан магнит. Сбоку пришиты пчелки тоже с
магнитиками,
которых
можно
использовать
в
играх.
Количество
и
расположение сот варьируется в зависимости от программных требований,
возрастных особенностей и уровня развития детей.
«Пчелиный университет»
содержит
в
себе
широкий
спектр
развивающих
игр,
направленных
на
формирование восприятия сенсорных эталонов – общепринятых образцов
внешних
свойств (формы,
цвета,
величины
предметов,
их
положения
в
пространстве).
Предлагаемые
игры
направлены
н а развитие
мелкой
моторики,
внимания,
памяти,
мышления,
грамматического
строя речи,
фонематического слуха, связной речи, обогащение и активизации словарного
запаса, составление описательных рассказов по мнемотаблицам в виде сот,
обучение грамоте и коррекции звукопроизношения, овладение знаниями о
пространстве.
Цель данного игрового материала:
-создание
условий,
необходимых
для
развития
познавательного
интереса
дошкольников,
их
эмоций,
навыков
сотрудничества,
воли
к
победе
и
познавательных
способностей
–
речи,
памяти,
внимания,
воображения,
восприятия.
Предлагаем вашему вниманию несколько, разработанных нами игр.
Дидактические игры для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
«Разноцветная полянка»
Цель: формирование представлений об основных цветах спектра.
Задачи для педагога:
-дидактическая: обучать соотносить цвета разнородных предметов;
-развивающая: развивать внимание,речь, умение самостоятельно выполнить
задание,
упражнять
в
правильном
употреблении
пространственных
предлогов «на», «в».
-воспитательная: обучать первоначальным навыкам сотрудничества.
-игровая (для ребенка): подобрать к каждому цветку такой же по цвету
лепесток.
Игровые правила:
-организационные: играет от 1 до 4 детей, место игры-
стол, ведущий-
воспитатель;
-дисциплинарные: подбери правильно лепесток и клади его в соты.
-игровые: выигрывает тот игрок, на чей цветок прилетела пчёлка, потому что
он правильно подобрал лепесток к своему цветочку.
Содержание игры: воспитатель показывает пособие, в котором в сотах (по
одному)
лежат
разноцветные
цветочки
без
одного
лепестка.
Ведущий
объясняет детям, что нужно найти цветочкам их лепестки, показывая, как это
делать,
затем
дети
самостоятельно
выполняют
задание.
Если
ребенок
затрудняется, воспитатель ему помогает, спрашивая: где находится цветок?
Куда будем класть лепесток?
Игровые действия: дети находят на разноцветной
полянке лепестки и
подбирают их к нужным цветочкам, расположенным в сотах.
Игровые атрибуты: семь модулей сот (от семи цветов спектра), семь цветов,
сделанных из картона без одного лепестка, столько же лепестков, пчелки.
Результат для ребенка: я могу находить и подбирать цвета.
Результат
для
педагога:
дети
научились
соотносить
цвета
разнородных
предметов (в данной игре задача называть цвета не ставится) и правильно
употреблять в речи пространственные предлоги.
Дидактические игры для детей 4-5 лет (средняя группа)
«Юные дизайнеры»
Цель: формирование умений ориентироваться в пространстве.
Задачи для педагога:
-
дидактическая: учить детей ориентироваться в пространстве с помощью
элементарного плана и по словесному указанию;
-развивающая:
развивать
умение
более
свободно
определять
взаимное
расположение
предметов
в
пространстве,
внимание,
речь,
логическое
мышление;
-воспитательная: развивать навыки сотрудничества;
-игровая (для ребенка): расставь мебель в соответствии с выбранной
схемой — образцом;
Игровые правила:
-организационные: играют 5-6 детей за столами, ведущий - педагог.
-дисциплинарные: играем по очереди.
-игровые:
выигрывает
тот,
кто
правильно
расстановил
в
сот ах
геометрические фигуры, соответствующие по форме мебели (с помощью
элементарного плана).
Содержание игры:
I
вариант:
ребенку
предлагается
расположить
мебель
–
геометрические
фигуры – в соответствии с выбранной им схемой – образцом. Когда соты
заполнены, дети соединяют их вместе – получается улей, куда помещаются
фигурки пчел.
II
вариант:
ребенку
предлагается
расположить
мебель
–
геометрические
фигуры – следуя словесному указанию педагога.
III
вариант:
В
игре
участвуют
двое
детей:
один
ребенок
называет
расположение мебели в комнате по схеме, а другой располагает мебель –
геометрические фигуры – следуя словесному указанию первого ребенка.
Важно:
комната-образец
или
план-схема
располагается
не
рядом
друг
с
другом, а один за другим.
Игровые действия: 1вариант: дети смотрят план – схему и располагают в
сотах
мебель,
в
соответствии
с
ним
(мебель
-
геометрические
формы,
вырезанные
из
картона), 2
вариант:
расстановка
мебели
по
словесному
указанию, 3 вариант: дети в парах, договорившись, расставляют мебель –
геометрические формы по очереди и по словесным указаниям.
Игровые
атрибуты: несколько вариантов схем-образцов комнаты в виде
соты,
геометрические
формы
–
заместители
мебели:
кровать
–
прямоугольник, стол – круг, кресло – квадрат, стулья – маленькие квадраты
(две штуки).
Результат
для
ребенка: я
понимаю
схемы
и
играю
с
предметами
–
заместителями.
Результат для педагога: ребёнок научился ориентироваться в пространстве с
помощью элементарного плана.
Дидактические игры для детей 5 — 7 лет
Побеждай с пчелками. Игра – ходилка.
Задачи для педагога:
-дидактическая: формировать элементарные знания о жизни пчел, научить
детей передвигаться по игровому полю, соблюдая правила, знать порядковые
числа первого и последующих десятков.
-развивающая: развивать внимание, логическое мышление, память, речь;
-воспитательная:
воспитывать
выдержку,
соблюдать
правила
игры,
не
хитрить, достойно проигрывать.
-игровая (для ребёнка): добраться до финиша первым.
Игровые правила:
-организационные: играют 3 – 4 ребенка. Дети играют за столом. На этапе
обучения ведущим является воспитатель.
-дисциплинарные: выполнять ходы по очереди, соблюдая правила.
игровые: побеждает ребёнок, который дойдет до финиша первым.
Содержание игры: игру начинает тот, у кого выпадет большее количество
очков на кубике. Игроки кидают кубик по очереди и продвигают свою фишку
– пчелку с разноцветными спинками вперёд по игровому полю на столько сот,
сколько
очков
выпало
на
кубике.
Если
в
конце
хода
фишка
-
пчелка
остановилась на соте с другим цветом, игрок поступает следующим образом:
красный – пропускает ход, зеленый – ходит еще раз,
оранжевый – перемещает фишку по стрелке вперёд,
голубой – сделает дополнительный ход,
желтый – получает карточку и выполняет задание, написанное на ней.
Игровые действия: дети поочередно ходят по игровому полю, соблюдая
правила и выполняют различные задания.
Игровые атрибуты: игровое поле в виде сот, в каждую из которой вставлены
цифры от старта до финиша и в некоторые - шестигранники
красного,
зелёного,
оранжевого,
голубого
и
желтого
цветов
в
хаотичном
порядке, кубик, фишки - пчёлки по количеству играющих, призы.
Результат для ребёнка: я научился честно играть и стараюсь не обижаться,
если проиграю.
Результат
для
педагога:
дети
научились
играть
по
правилам,
знать
порядковые числа первого и последующих десятков.
«Звуко – соты»
Задачи для педагога:
-дидактическая: формировать представление о понятиях «слово», «звук»;
-развивающая:
развивать
звуковую
культуры
речи,
фонетического
и
фонематического,
грамматического
строя
речи,
зрительную
память,
внимание;
-воспитательная:
формировать
самоконтроль
за
речью,
учить
работать
в
командах;
-игровая (для ребёнка): подумай и подбери картинки на заданный ведущим
звук в соты;
Игровые правила:
-организационные: играют за столами две команды до 6 человек в каждой,
ведущий взрослый.
-дисциплинарные: будьте внимательны и не мешайте другим игрокам;
-игровые: побеждает та команда, которая правильно справится с заданием.
Содержание игры:
1 вариант: в центральной соте расположена картинка, условно обозначающая
согласный
твердый
звук.
На
столе
разложены
два
набора
одинаковых
предметных картинок в случайном порядке.
Педагог обозначает звук, на
который
дети
должны
найти
картинки,
ребята
работают
в
командах,
правильно подбирая картинки.
2
вариант:
в
центральной
соте
выкладывается
картинка,
условно
обозначающая согласный мягкий звук, далее игра проводится по аналогии с
первым вариантом.
3
вариант
проводится
по
принципу
первых
двух
и
направлен
на
классификацию гласных и согласных звуков.
Игровые действия: найдите все вместе заданные ведущим картинки.
Игровые атрибуты: модули – соты, картинки, с условными обозначениями
звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки.
Результат
для
ребенка: я
научился
находить
предметные
картинки,
на
предложенные ведущим звуки.
Результат
для
взрослого:
ребёнок
знает
гласные,
мягкие
и
твёрдые
согласные звуки и умеет подбирать на эти звуки картинки.
То,
что
предлагает
делать
взрослый,
ребенку
должно
быть
нужно
и
интересно,
а
осмысленность
для
ребенка
предлагаемой
взрослыми
деятельности - есть главный залог развивающего эффекта.