Напоминание

"Формирование коммуникативной компетенции школьников при изучении произведений устного народного творчества"


Автор: Хафизова Гюзель Фоатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетенции школьников при изучении произведений устного народного творчества"
Раздел: полное образование





Назад





Формирование коммуникативной компетенции школьников при изучении

произведений устного народного творчества
Русское устное народное поэтическое творчество отличается необычайным богатством и своеобразием форм, тем, сюжетов, героев. Корни его – в древнеславянской художественной культуре. Фольклор прошел более чем тысячелетний путь развития и отразил труд и быт, представления и идеалы русского народа в его историческом изменении. Проблема, освещенная в теме данной статьи, очень актуальна. Она обозначена в программе и стандарте образования: произведения устного народного творчества должны входить в курс каждого класса: в 5-м – былины, народные сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни, частушки; в 6-м – обрядовый фольклор, пословицы и поговорки, в 7-м – предания и былины, в 8-м – предания и народные песни. Цель данной работы – показать, как на уроках литературы в 5 классе при изучении произведений устного народного творчества осуществляется формирование коммуникативной компетенции школьников. Работу по раскрытию данной цели начинаю уже в 5 классе с изучения малых жанров фольклора: пословиц, поговорок, загадок и частушек. Думаю, на первом уроке по устному народному творчеству «Пословицы и поговорки» следует дать понятие пословиц и поговорок. Далее ребята слушают вступительное слово учителя или заранее подготовленного ученика, занимаются чтением статьи учебника и изучают пословицы и поговорки, объединяют их по темам. Самым важным этапом урока является работа над раскрытием «внешнего» и «внутреннего» содержания пословиц. После анализа некоторых пословиц и поговорок предлагаю ученикам дома написать сочинение-миниатюру по раскрытию «внутреннего» содержания следующих пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Один в поле не воин», «Пустая бочка громко гремит», «Терпение и труд все перетрут», «Друзья познаются в беде». Вот примеры сочинений.
1). «Я выбрал пословицу «Один в поле не воин». Мне кажется, ее «внутреннее» содержание говорит следующее. Как бы силен, как бы ни был обучен человек военному делу, он ни за что не сможет преодолеть препятствия без товарищей, без опоры. Так и в нашей жизни. Человек один не сможет многого сделать без друзей и товарищей». 2).«А мне понравилась пословица «Пустая бочка громко гремит». Я так понимаю ее смысл. Пустая бочка здесь сравнивается с «пустым» человеком. Если у человека внутри ничего нет: ни знаний, ни культуры, ни каких- либо других хороших качеств, то он просто может выдумать себе эти качества и во всеуслышание об этом говорить. Мне не нравятся такие люди. Лучше больше делать, а не говорить». Данная работа способствует формированию логического мышления, совершенствованию навыков устной и письменной речи, построения текста, обозначения начала, основной части и конца текста. Знакомство еще с одним малым жанром фольклора, загадками, происходит так. Естественно, уроки по загадкам проходят очень шумно, бурно, весело. Но не стоит забывать, что мы должны еще рассказать о том, как сделана загадка, научить самих учеников их сочинять. После чтения вступительной статьи учебника ученики выясняют, какие черты присущи загадкам и записывают их в тетради. Это краткость, конкретность, иносказательное описание предмета (метафоричность), ритмичность, рифмованность, форма вопроса. Далее знакомлю учащихся с основными особенностями загадки и рассказываю о том, что в основу загадки могут быть положены: 1) метафора: Белые хоромы, Красные подпоры. (Гусь). 2) олицетворение: Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор). 3) звуковой образ, звукоподражание: Зубастый зверек Грызет с визгом дубок. (Пила). 4) прямое сравнение: Пять ларчиков – пять чуланчиков. (Перчатка). 5) отрицательное сравнение:
Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт, Летит – воет, Падает – землю роет. (Жук). 6) образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию): Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. (Рябина). 7) прямой вопрос: Кто бежит без провода? (Река). Параллельно идет отгадывание загадок и определение их тематики. Предлагаю выполнить задание: попробовать сочинить загадки самим. Вот какие загадки придумали ученики. 1) Хвост трубой, Глаз косой, Нос усат, А сердит – цап-царап! (Кот). 2) Самое большое созвездие – Оно мое любимое. Семь звездочек горят, Ковшом построены, не в ряд. (Созвездие Большой Медведицы). 3) Мама завтрак готовит – он говорит, Я в школу собираюсь – он говорит, Вот я уже дома – он говорит, Все в доме уснуло – ну наконец-то он молчит! (Телевизор). Такие задания способствуют быстрому, четкому мышлению, развивают устную речь, учат составлять небольшие рифмованные тексты, кроме этого, расширяют кругозор учеников.
Целями урока по теме «Частушки» является знакомство с их жанровыми особенностями, развитие творческих способностей учащихся. Урок обычно начинаю с вопроса: «Есть у вас любимые частушки?». Ребята с удовольствием вспоминают частушки, более смелые могут их и пропеть, но опять не стоит забывать о теоретической стороне дела. Читаем статью о частушке в учебнике и проводим беседу о сходствах и различии песни и частушки. Выясняем, как частушку называли в разных местах (припевка, побаска, частуха, прибаутка). После чтения частушек в учебнике предлагаю ребятам самим по заданному началу («Как у наших, у ребят (девчат)…», «Все частушки мы пропели…») сочинить частушки на тему школьной жизни. Вот что у них получилось. 1). Как у наших, у ребят Дел вообще невпроворот, Да никто не разберет, Где работа, где отбой. 2). Все частушки мы пропели Хорошо ли, плохо ли. И никто ведь не в обиде, Что всех так «песочили» Таким образом, обращение к произведениям устного народного творчества помогает учителю реализовать как познавательные, так и воспитательные цели, способствует формированию таких качеств характера, как гражданственность, патриотизм, толерантность, активная жизненная позиция.


В раздел образования