Напоминание

статья


Автор: Клименкова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №54
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО - Югра
Наименование материала: Значение игр Марии Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников
Тема: статья
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В

ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Клименкова О.М.,

Воспитатель

МБДОУ Д/С №54 «Катюша»

г. Нижневартовск

ХМАО - Югра

Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно

дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного

мозга. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики,

развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное

благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к

обучению. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность,

пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу. Девизом

школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это сделать

самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М.

Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время

выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого,

сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных

условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок

может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что

наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте

предоставляет развивающая среда, где есть необходимые составляющие:

сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей.

Приступая к работе над этой темой, я изучила методику, составила

перспективный план и постоянно работаю над совершенствованием

образовательной среды группы. В своей работе с детьми я определила

следующие задачи:

Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с

сенсорными эталонами;

Закреплять умение выделять и группировать однородные предметы по

нескольким сенсорным признакам;

Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;

Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Считаю, что успешно решить данные задачи мне помогает методика М.

Монтессори. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде,

задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и

тренировки культурного общения с другими людьми. «Чем раньше мы

начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей,

тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных

людей» – говорила Мария Монтессори. Основной ее девиз «Помоги мне это

сделать самому». Ключевые моменты данной методики:

Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста

благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается

внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.

Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать

психологические особенности каждого ребенка.

Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от

познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то

указанию, а по собственному желанию.

Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого

раннего возраста действовать независимо от взрослых.

Формирование высокой самооценки, творческого мышления.

Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней

отсутствует как таковой. Очень важное значение М. Монтессори придавала

игровому дидактическому материалу. Требования к нему:

Д.б. автодидактическим, т.е. приспособленным к самостоятельной

целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый только

однажды, когда ребенок впервые берет ;

изолированность;

эстетичность;

внутренний контроль;

реалистичность предметов;

соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Обязательна

презентация детям каждого материала. Вот некоторые материалы, которые я

использую в своей работе. Мои дети учатся обращаться с ложкой, щеткой,

салфеткой, полотенцем, губкой. Они переливают воду, пересыпают

зернышки, застегивают и расстегивают одежду и др. Эти умения приходят к

ребятам в результате постоянных упражнений и самостоятельной

деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал.

Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и

исправления их, а также способствует развитию мелкой моторики.

Перечислю несколько основных материалов, организующих дидактическое

пространство для упражнений в практической жизни детей:

Переливание из одного сосуда в другой (два стаканчика, поднос, губка для

вытирания пролитой воды).

Пересыпание с помощью ложки (две емкости, ложка, поднос).

Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и др.

Уборка мусора со стола (корзинка с заранее подготовленным мусором,

совок, щетка, все сложено в общую коробку). Упражнения для развития

чувств.

Для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.

Для развития осязания – шершавые таблички.

Для развития термического чувства – термические бутылочки.

Для развития обоняния – баночки с запахами.

Для развития стереогностического чувства – геометрические тела. В

результате работы с сенсорным материалом мои ребята группы легко

приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу

увеличения-уменьшения (понятия «большой – средний – маленький»,

«толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий

– мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета;

различают шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы,

подбирают пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный;

различают и называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий

– теплый – холодный, сладкий – кислый – горький – соленый; успешно

работают кистью и красками, пластилином. В системе Монтессори свобода

сочетается с дисциплиной это важный момент в нравственном воспитании

детей. Для детей дошкольного возраста это очень важно, именно в этом

возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и

сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки

(умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее

поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой

деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть

свое место; поработал, убери материал на своё место). Развитие ребенка по

методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности -

личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

Литература 1. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.. Мария Монтессори.

Помоги мне это сделать самому. - М.: Карапуз, 2004. 2. Сорокова М.Г.

Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по методу

Монтессори. - М., 1998. 3. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори

в детском саду и в школе. - М., 1997. 4. Хилтунен Е.А. Уроки на корточках. -

М.: Генезис, 2006.



В раздел образования