Автор: Клименкова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №54
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО - Югра
Наименование материала: Значение игр Марии Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников
Тема: статья
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В
ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Клименкова О.М.,
Воспитатель
МБДОУ Д/С №54 «Катюша»
г. Нижневартовск
ХМАО - Югра
Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно
дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного
мозга. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики,
развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное
благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к
обучению. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность,
пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу. Девизом
школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это сделать
самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М.
Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время
выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого,
сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных
условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок
может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что
наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте
предоставляет развивающая среда, где есть необходимые составляющие:
сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей.
Приступая к работе над этой темой, я изучила методику, составила
перспективный план и постоянно работаю над совершенствованием
образовательной среды группы. В своей работе с детьми я определила
следующие задачи:
Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с
сенсорными эталонами;
Закреплять умение выделять и группировать однородные предметы по
нескольким сенсорным признакам;
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
Считаю, что успешно решить данные задачи мне помогает методика М.
Монтессори. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде,
задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и
тренировки культурного общения с другими людьми. «Чем раньше мы
начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей,
тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных
людей» – говорила Мария Монтессори. Основной ее девиз «Помоги мне это
сделать самому». Ключевые моменты данной методики:
Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста
благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается
внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.
Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать
психологические особенности каждого ребенка.
Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от
познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то
указанию, а по собственному желанию.
Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого
раннего возраста действовать независимо от взрослых.
Формирование высокой самооценки, творческого мышления.
Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней
отсутствует как таковой. Очень важное значение М. Монтессори придавала
игровому дидактическому материалу. Требования к нему:
Д.б. автодидактическим, т.е. приспособленным к самостоятельной
целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый только
однажды, когда ребенок впервые берет ;
изолированность;
эстетичность;
внутренний контроль;
реалистичность предметов;
соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Обязательна
презентация детям каждого материала. Вот некоторые материалы, которые я
использую в своей работе. Мои дети учатся обращаться с ложкой, щеткой,
салфеткой, полотенцем, губкой. Они переливают воду, пересыпают
зернышки, застегивают и расстегивают одежду и др. Эти умения приходят к
ребятам в результате постоянных упражнений и самостоятельной
деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал.
Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и
исправления их, а также способствует развитию мелкой моторики.
Перечислю несколько основных материалов, организующих дидактическое
пространство для упражнений в практической жизни детей:
Переливание из одного сосуда в другой (два стаканчика, поднос, губка для
вытирания пролитой воды).
Пересыпание с помощью ложки (две емкости, ложка, поднос).
Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и др.
Уборка мусора со стола (корзинка с заранее подготовленным мусором,
совок, щетка, все сложено в общую коробку). Упражнения для развития
чувств.
Для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.
Для развития осязания – шершавые таблички.
Для развития термического чувства – термические бутылочки.
Для развития обоняния – баночки с запахами.
Для развития стереогностического чувства – геометрические тела. В
результате работы с сенсорным материалом мои ребята группы легко
приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу
увеличения-уменьшения (понятия «большой – средний – маленький»,
«толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий
– мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета;
различают шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы,
подбирают пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный;
различают и называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий
– теплый – холодный, сладкий – кислый – горький – соленый; успешно
работают кистью и красками, пластилином. В системе Монтессори свобода
сочетается с дисциплиной это важный момент в нравственном воспитании
детей. Для детей дошкольного возраста это очень важно, именно в этом
возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и
сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки
(умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее
поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой
деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть
свое место; поработал, убери материал на своё место). Развитие ребенка по
методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности -
личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
Литература 1. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.. Мария Монтессори.
Помоги мне это сделать самому. - М.: Карапуз, 2004. 2. Сорокова М.Г.
Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по методу
Монтессори. - М., 1998. 3. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори
в детском саду и в школе. - М., 1997. 4. Хилтунен Е.А. Уроки на корточках. -
М.: Генезис, 2006.