Напоминание

"Путешествие по весеннему лесу"


Автор: Мизева Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: "Путешествие по весеннему лесу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «ЛЕГОПОЛИ» г. Перми.

Конспект

НОД

по

развитию

речи

в

старшей

группе

.

Тема

: «

Путешествие

по

весеннему

лесу

».

Работу

выполнил

:

воспитатель

Мизева

Светлана

Михайловна

г

.

Пермь

, 2020

г

.

Конспект

НОД

по

развитию

речи

в

старшей

группе

.

Тема

: «

Путешествие

по

весеннему

лесу

».

Цель

:

Уточнить

и

обобщить

представления

о

характерных

признаках

весны

,

расширить

знания

детей

о

весне

,

обогатить

и

активизировать

словарь

детей

по

теме

,

закрепить

умение

образовывать

существительные

с

уменьшительно

-

ласкательным

суффиксом

.

Задачи

:

1.

Уточнить

и

систематизировать

представления

детей

о

весенних

изменениях

в

природе

2.

Продолжать

развивать

связную

речь

,

расширять

лексический

запас

по

теме

«

Путешествие

по

весеннему

лесу

».

3.

Развивать

мыслительную

деятельность

детей

,

слуховое

внимание

,

умение

делать

выводы

.

4.

Воспитывать

интерес

и

любовь

к

родной

природе

,

доброту

заботливое

отношение

к

птицам

.

Интеграция

областей

:

познание

,

коммуникация

,

здоровье

,

музыка

,

чтение

художественной

литературы

.

Активизация

словаря

:

Весна

,

весенние

месяца

;

приметы

весны

:

становится

теплее

,

тает

снег

,

появились

ручьи

и

проталины

,

набухают

почки

,

появляются

цветы

и

листочки

.

Предварительная

работа

:

Наблюдение

на

прогулке

за

весенними

признаками

,

чтение

стихотворений

и

рассказов

о

весне

,

заучивание

стихов

,

загадывание

загадок

,

проговаривание

скороговорок

,

знакомство

с

жизнью

лесных

животных

весной

,

рассматривание

иллюстраций

на

тему

,

проведение

дидактических

игр

«

Доскажи

словечко

», «

Назови

ласково

», «

Детёныши

животных

».

Оборудование

:

Конверт

с

письмом

от

скворца

,

иллюстрации

репродукции

известных

русских

живописцев

с

изображением

весны

,

магнитофон

,

флешка

с

аудиозаписью

голоса

птиц

,

костюм

медведя

для

ребёнка

,

ватман

с

изображением

весенней

полянки

,

мяч

,

вырезанная

берёзка

из

бумаги

с

листочками

,

деревянные

палочки

,

молоток

,

стакана

.

Ход

НОД

.

1

часть

.

Организационный

момент

.

Воспитатель

:

Здравствуйте

ребята

!

Дети

:

Здравствуйте

!

Воспитатель

:

Ребята

,

скажите

мне

,

пожалуйста

,

по

дороге

в

детский

сад

,

вы

ничего

необычного

не

заметили

?

Ответы

детей

:

Снег

на

улице

почти

что

растаял

,

появились

проталины

и

лужи

.

Воспитатель

:

Молодцы

.

И

правда

,

столько

всего

произошло

,

а

вы

умнички

всё

это

заметили

.

Вы

очень

внимательные

.

Но

от

чего

,

всё

это

происходит

,

кто

ответит

?

Ответы

детей

:

Потому

,

что

наступила

весна

.

Воспитатель

:

Да

,

ребята

к

нам

уже

пришла

весна

замечательное

и

прекрасное

время

года

,

когда

природа

просыпается

и

оживает

после

долгого

сна

.

Недаром

поэты

называют

весну

«

утром

года

».

Ребята

,

а

кто

знает

стихотворение

про

весну

?

Дашенька

нам

расскажет

стихотворение

о

весне

.

Даша

:

К

.

Кубилинскас

.

Весна

Весна

пришла

по

снежному

,

По

влажному

ковру

,

Рассыпала

подснежники

,

Посеяла

траву

.

Барсучьи

семья

к

сроку

Из

норок

подняла

,

Берёзового

соку

ребятам

раздала

.

В

берлогу

заглянула

:

-

А

ну

,

вставай

,

медведь

!

На

веточки

дохнула

-

Пора

зазеленеть

!

Теперь

весна

-

красавица

Зовёт

со

всех

концов

.

Гусей

,

стрижей

и

аистов

,

Кукушек

и

скворцов

Воспитатель

:

Молодец

Даша

!

2

часть

.

Основная

Воспитатель

:

Ребята

,

вы

слышите

кто

-

то

к

нам

постучался

в

окно

?

Интересно

кто

это

?

Да

это

скворец

,

интересно

,

что

он

нам

хотел

сообщить

?!

Дети

обнаруживают

странный

конверт

.

Воспитатель

читает

письмо

.

Воспитатель

:

Собирайтесь

скорее

,

в

необычный

в

поход

,

ждут

Вас

тайны

лесные

вдоль

тропинка

зовёт

.

Воспитатель

:

Ребят

,

а

вы

хотите

отправиться

в

лес

за

лесными

чудесами

?

Дети

:

Да

Воспитатель

:

Но

сначала

скажите

мне

какие

правила

надо

соблюдать

в

лесу

?

Дети

:

В

лесу

нельзя

мусорить

,

кричать

,

разводить

костёр

.

Воспитатель

:

Почему

нельзя

разводить

костёр

?

Дети

:

Может

случиться

пожар

.

Воспитатель

:

Правильно

,

а

кто

обитает

в

лесу

?

Дети

:

Растения

,

звери

и

птицы

.

Воспитатель

:

Растения

живые

?

Дети

:

Да

.

Воспитатель

:

Почему

?

Дети

:

Они

растут

,

питаются

и

у

них

появляются

детки

побеги

.

Воспитатель

:

Ребята

,

что

же

нам

надо

сделать

,

чтобы

не

потеряться

?

Дети

:

Держатся

вместе

.

Воспитатель

.

Правильно

,

возьмёмся

за

руки

,

а

чтобы

попасть

в

волшебный

лес

,

произнесём

магические

слова

. (

Звучит

музыка

,

дети

берутся

за

руки

,

следуя

змейкой

за

воспитателем

,

проговаривают

слова

).

Мы

идём

лесной

опушке

Поднимаем

ноги

выше

,

Через

кустики

и

кочки

,

Через

веточки

,

пенёчки

.

Воспитатель

:

Вот

мы

с

вами

и

в

лесу

! (

На

доске

вывешены

иллюстрации

о

весне

)

Здравствуй

лес

,

дремучий

лес

Полный

сказок

и

чудес

!

Кто

в

глуши

твоей

таится

?

Что

за

зверь

?

Какая

птица

?

Всё

открой

,

не

утаи

,

Ты

не

видишь

,

мы

свои

!

Воспитатель

:

Ребята

,

в

какой

лес

мы

с

вами

пришли

?

Дети

:

Весенний

,

красивый

,

таинственный

,

сказочный

,

чудесный

,

дремучий

,

волшебный

.

(

Звучит

тревожная

музыка

.

Прибегает

испуганный

Мишка

).

Мишка

:

Караул

,

караул

,

я

ничего

не

могу

понять

,

что

происходит

!

Помогите

,

помогите

!

Воспитатель

:

Мишка

,

что

случилось

,

чего

ты

так

испугался

?

Мишка

:

Я

боюсь

,

мне

страшно

,

когда

я

проснулся

после

зимней

спячки

,

то

увидел

,

что

с

природой

что

-

то

происходит

.

Всё

шумит

,

всё

гудит

,

льётся

,

бежит

.

Кто

мне

объяснит

,

что

же

произошло

?

Воспитатель

:

Мишка

успокойся

,

вот

садись

на

пенёк

,

отдышись

и

отдохни

.

А

мы

с

ребятами

постараемся

тебе

помочь

и

всё

объяснить

.

Дети

поможем

Мишке

разобраться

,

что

происходит

с

нашей

уральской

природой

?

Дети

:

Пришла

весна

.

Воспитатель

:

Мы

покажем

Мишке

картину

русского

художника

Алексея

Саврасова

«

Грачи

прилетели

»

и

расскажем

,

какое

время

года

изображено

на

ней

и

словами

опишем

это

время

года

.

(

Воспитатель

показывает

картину

,

дети

рассматривают

и

отвечают

на

вопросы

по

картине

)

1.

Что

вы

видите

на

картине

,

какие

предметы

?

2.

Какое

время

года

изображено

на

репродукции

?

3.

Какие

краски

насыщают

нашу

картину

?

4.

Почему

художник

использовал

эти

краски

.

5.

Что

происходит

со

снегом

,

какого

он

цвета

?

6.

На

переднем

плане

,

что

вы

видите

?

7.

Мы

на

деревьях

видим

интересных

птиц

,

что

за

птицы

?

8.

А

грачи

,

в

какое

время

года

возвращаются

в

родные

края

?

9.

Ребята

,

что

делают

грачи

,

чем

они

занимаются

.

10.

А

какие

признаки

прихода

весны

вы

видите

на

картине

?

11.

Что

происходит

с

водоёмами

весной

?

12.

Как

изображена

река

на

картине

,

какие

с

ней

происходят

изменения

?

Воспитатель

:

Мишка

,

а

наши

ребята

знают

стихи

о

весне

,

сейчас

они

тебе

их

прочтут

.

(

Дети

рассказывают

стихи

о

весне

).

Фёдор

Тютчев

Весенние

воды

.

Ещё

в

полях

белеет

снег

.

А

воды

уж

весной

шумят

-

Бегут

и

будят

сонный

брег

,

Бегут

,

и

блещут

,

и

гласят

Они

гласят

во

все

концы

:

«

Весна

идёт

,

весна

идёт

,

Мы

молодой

весны

гонцы

,

Она

нас

выслала

вперёд

!

Весна

идёт

,

весна

идёт

,

И

тихих

,

тёплых

майских

дней

Румяный

,

светлый

хоровод

,

Толпится

весело

за

ней

!...»

Г

.

Ладонщиков

Возвращаются

певцы

.

Возвращаются

певцы

Наши

старые

жильцы

.

От

невидимых

лучей

,

Побежал

с

горы

ручей

,

И

подснежник

маленький

Вырос

на

проталинке

,

Возвращаются

скворцы

-

Наши

старые

жильцы

.

Воробьи

у

лужицы

Шумной

стайкой

кружатся

.

И

малиновка

и

дрозд

Занялись

устройством

гнёзд

.

Носят

,

носят

в

домики

Птицы

по

соломинке

.

Самуил

Маршак

Апрель

Апрель

,

апрель

!

На

дворе

звенит

капель

.

По

полям

бегут

ручьи

,

На

дорогах

лужи

.

Скоро

выйдут

муравьи

После

зимней

стужи

.

Пробирается

медведь

Сквозь

лесной

валежник

.

Стали

птицы

песни

петь

.

И

расцвёл

подснежник

.

Воспитатель

:

Ребята

,

а

что

происходит

с

медведем

весной

?

Дети

:

Он

просыпается

,

так

же

как

и

природа

,

но

только

от

зимней

спячки

.

Воспитатель

:

Конечно

,

когда

медведь

просыпается

,

он

первую

очередь

делает

зарядку

.

Физкультминутка

«

Мишка

».

Мишка

вылез

из

берлоги

,

Огляделся

на

пороге

(

Повороты

влево

право

)

Потянулся

он

со

сна

: (

Потягивается

руки

вверх

)

К

нам

опять

пришла

весна

Чтоб

скорей

набраться

сил

,

Головой

медведь

крутил

. (

Вращение

головой

)

Наклонился

взад

-

вперёд

. (

Наклоны

вперёд

-

назад

)

Вот

он

по

лесу

идёт

Ищет

мишка

корешки

: (

Наклоны

правой

рукой

коснуться

левой

ступни

,

потом

наоборот

)

И

трухлявые

пеньки

.

В

них

съедобные

личинки

Для

медведя

витаминки

.

Наконец

медведь

наелся

И

на

брёвнышко

уселся

.

Мишка

:

А

теперь

,

ребята

я

хочу

с

вами

поиграть

в

интересную

игру

«

Назови

ласково

»

(

Мишка

предлагает

детям

встать

в

круг

,

он

в

центре

с

мячом

в

руках

)

Ручей

-

ручеёк

Вода

-

водичка

Солнце

-

солнышко

Трава

-

травка

Река

-

речка

Цветок

-

цветочек

Жук

-

жучок

Мишка

:

Ребята

,

мне

по

своим

делам

пора

!

Я

очень

рад

был

с

вами

познакомиться

и

говорю

вам

огромное

спасибо

,

за

то

,

что

вы

мне

объяснили

,

что

такое

весна

и

с

какими

изменениями

в

природе

она

к

нам

приходит

.

А

вы

погуляйте

по

лесу

,

здесь

много

ещё

интересного

.

Воспитатель

:

Ребята

,

а

сейчас

мы

с

вами

выходим

на

весеннюю

полянку

.

А

раз

она

весенняя

,

что

мы

здесь

видим

?

Дети

:

Цветы

,

проталины

.

Воспитатель

:

Давайте

мы

с

вами

вдохнем

аромат

этих

цветов

.

Посмотрите

,

как

я

это

сделаю

.

Медленно

вдохнуть

воздух

через

нос

,

задержать

дыхание

,

и

на

выдохе

скажем

: «

Как

вкусно

пахнут

цветы

».

Воспитатель

:

Ребята

,

а

вы

слышите

,

как

говорит

лес

?

Дети

:

Нет

.

Воспитатель

:

А

теперь

закройте

глаза

и

прислушайтесь

:

о

чём

говорит

лес

?

(

Звучит

музыка

,

воспитатель

прячется

за

ширму

и

с

помощью

спрятанных

там

предметов

издаёт

звуки

,

имитирующие

лесные

шумы

,

затем

предлагает

детям

высказать

,

что

это

могло

быть

).

Дети

:

Течёт

ручеёк

,

заяц

пробежал

,

птицы

поют

,

дятел

по

дереву

стучит

.

Воспитатель

:

Молодцы

!

Вы

всё

точно

услышали

.

Ребятки

,

а

вы

заметили

,

что

на

нашей

весенней

полянке

стоит

берёзка

она

совсем

без

листиков

.

Может

,

мы

поможем

весне

одеть

её

и

посмотрим

,

какой

она

станет

.

Нам

надо

назвать

признаки

весны

,

за

каждый

ваш

правильный

ответ

о

весне

,

я

буду

давать

вам

зелёный

листочек

,

и

вы

будите

наклеивать

на

берёзку

.

(

На

ствол

берёзки

с

веточками

дети

прикрепляют

по

одному

листочку

,

за

каждый

правильно

названный

признак

весны

).

Воспитатель

:

Какая

весна

?

Дети

:

Солнечная

,

зелёная

,

тёплая

,

красивая

,

ласковая

,

весёлая

.

Воспитатель

:

Посмотрите

,

как

зазеленела

наша

берёзка

.

Как

она

покрылась

листочками

.

Ребята

нам

пора

отправляться

в

детский

сад

,

возьмёмся

за

руки

и

произнесём

магические

слова

Мы

идём

наш

детский

сад

Через

кустики

и

кочки

Через

веточки

,

пенёчки

.

3

часть

.

Заключение

.

Воспитатель

:

Вот

мы

и

пришли

в

нашу

группу

.

Ребята

скажите

,

пожалуйста

,

где

вы

сегодня

побывали

,

кого

видели

?

О

каком

времени

года

мы

сегодня

с

вами

говорили

?

Дети

:

Ответы

детей

.

Воспитатель

:

Молодцы

ребятки

,

сегодня

вы

порадовали

наших

гостей

и

меня

своими

знаниями

.

Желаю

вам

всем

весеннего

настроения

.



В раздел образования