Автор: Мизева Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: "Путешествие по весеннему лесу"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «ЛЕГОПОЛИ» г. Перми.
Конспект
НОД
по
развитию
речи
в
старшей
группе
.
Тема
: «
Путешествие
по
весеннему
лесу
».
Работу
выполнил
:
воспитатель
Мизева
Светлана
Михайловна
г
.
Пермь
, 2020
г
.
Конспект
НОД
по
развитию
речи
в
старшей
группе
.
Тема
: «
Путешествие
по
весеннему
лесу
».
Цель
:
Уточнить
и
обобщить
представления
о
характерных
признаках
весны
,
расширить
знания
детей
о
весне
,
обогатить
и
активизировать
словарь
детей
по
теме
,
закрепить
умение
образовывать
существительные
с
уменьшительно
-
ласкательным
суффиксом
.
Задачи
:
1.
Уточнить
и
систематизировать
представления
детей
о
весенних
изменениях
в
природе
2.
Продолжать
развивать
связную
речь
,
расширять
лексический
запас
по
теме
«
Путешествие
по
весеннему
лесу
».
3.
Развивать
мыслительную
деятельность
детей
,
слуховое
внимание
,
умение
делать
выводы
.
4.
Воспитывать
интерес
и
любовь
к
родной
природе
,
доброту
заботливое
отношение
к
птицам
.
Интеграция
областей
:
познание
,
коммуникация
,
здоровье
,
музыка
,
чтение
художественной
литературы
.
Активизация
словаря
:
Весна
,
весенние
месяца
;
приметы
весны
:
становится
теплее
,
тает
снег
,
появились
ручьи
и
проталины
,
набухают
почки
,
появляются
цветы
и
листочки
.
Предварительная
работа
:
Наблюдение
на
прогулке
за
весенними
признаками
,
чтение
стихотворений
и
рассказов
о
весне
,
заучивание
стихов
,
загадывание
загадок
,
проговаривание
скороговорок
,
знакомство
с
жизнью
лесных
животных
весной
,
рассматривание
иллюстраций
на
тему
,
проведение
дидактических
игр
«
Доскажи
словечко
», «
Назови
ласково
», «
Детёныши
животных
».
Оборудование
:
Конверт
с
письмом
от
скворца
,
иллюстрации
репродукции
известных
русских
живописцев
с
изображением
весны
,
магнитофон
,
флешка
с
аудиозаписью
голоса
птиц
,
костюм
медведя
для
ребёнка
,
ватман
с
изображением
весенней
полянки
,
мяч
,
вырезанная
берёзка
из
бумаги
с
листочками
,
деревянные
палочки
,
молоток
,
стакана
.
Ход
НОД
.
1
часть
.
Организационный
момент
.
Воспитатель
:
Здравствуйте
ребята
!
Дети
:
Здравствуйте
!
Воспитатель
:
Ребята
,
скажите
мне
,
пожалуйста
,
по
дороге
в
детский
сад
,
вы
ничего
необычного
не
заметили
?
Ответы
детей
:
Снег
на
улице
почти
что
растаял
,
появились
проталины
и
лужи
.
Воспитатель
:
Молодцы
.
И
правда
,
столько
всего
произошло
,
а
вы
умнички
всё
это
заметили
.
Вы
очень
внимательные
.
Но
от
чего
,
всё
это
происходит
,
кто
ответит
?
Ответы
детей
:
Потому
,
что
наступила
весна
.
Воспитатель
:
Да
,
ребята
к
нам
уже
пришла
весна
замечательное
и
прекрасное
время
года
,
когда
природа
просыпается
и
оживает
после
долгого
сна
.
Недаром
поэты
называют
весну
«
утром
года
».
Ребята
,
а
кто
знает
стихотворение
про
весну
?
Дашенька
нам
расскажет
стихотворение
о
весне
.
Даша
:
К
.
Кубилинскас
.
Весна
Весна
пришла
по
снежному
,
По
влажному
ковру
,
Рассыпала
подснежники
,
Посеяла
траву
.
Барсучьи
семья
к
сроку
Из
норок
подняла
,
Берёзового
соку
ребятам
раздала
.
В
берлогу
заглянула
:
-
А
ну
,
вставай
,
медведь
!
На
веточки
дохнула
-
Пора
зазеленеть
!
Теперь
весна
-
красавица
Зовёт
со
всех
концов
.
Гусей
,
стрижей
и
аистов
,
Кукушек
и
скворцов
Воспитатель
:
Молодец
Даша
!
2
часть
.
Основная
Воспитатель
:
Ребята
,
вы
слышите
кто
-
то
к
нам
постучался
в
окно
?
Интересно
кто
это
?
Да
это
скворец
,
интересно
,
что
он
нам
хотел
сообщить
?!
Дети
обнаруживают
странный
конверт
.
Воспитатель
читает
письмо
.
Воспитатель
:
Собирайтесь
скорее
,
в
необычный
в
поход
,
ждут
Вас
тайны
лесные
вдоль
тропинка
зовёт
.
Воспитатель
:
Ребят
,
а
вы
хотите
отправиться
в
лес
за
лесными
чудесами
?
Дети
:
Да
Воспитатель
:
Но
сначала
скажите
мне
какие
правила
надо
соблюдать
в
лесу
?
Дети
:
В
лесу
нельзя
мусорить
,
кричать
,
разводить
костёр
.
Воспитатель
:
Почему
нельзя
разводить
костёр
?
Дети
:
Может
случиться
пожар
.
Воспитатель
:
Правильно
,
а
кто
обитает
в
лесу
?
Дети
:
Растения
,
звери
и
птицы
.
Воспитатель
:
Растения
живые
?
Дети
:
Да
.
Воспитатель
:
Почему
?
Дети
:
Они
растут
,
питаются
и
у
них
появляются
детки
побеги
.
Воспитатель
:
Ребята
,
что
же
нам
надо
сделать
,
чтобы
не
потеряться
?
Дети
:
Держатся
вместе
.
Воспитатель
.
Правильно
,
возьмёмся
за
руки
,
а
чтобы
попасть
в
волшебный
лес
,
произнесём
магические
слова
. (
Звучит
музыка
,
дети
берутся
за
руки
,
следуя
змейкой
за
воспитателем
,
проговаривают
слова
).
Мы
идём
лесной
опушке
Поднимаем
ноги
выше
,
Через
кустики
и
кочки
,
Через
веточки
,
пенёчки
.
Воспитатель
:
Вот
мы
с
вами
и
в
лесу
! (
На
доске
вывешены
иллюстрации
о
весне
)
Здравствуй
лес
,
дремучий
лес
Полный
сказок
и
чудес
!
Кто
в
глуши
твоей
таится
?
Что
за
зверь
?
Какая
птица
?
Всё
открой
,
не
утаи
,
Ты
не
видишь
,
мы
свои
!
Воспитатель
:
Ребята
,
в
какой
лес
мы
с
вами
пришли
?
Дети
:
Весенний
,
красивый
,
таинственный
,
сказочный
,
чудесный
,
дремучий
,
волшебный
.
(
Звучит
тревожная
музыка
.
Прибегает
испуганный
Мишка
).
Мишка
:
Караул
,
караул
,
я
ничего
не
могу
понять
,
что
происходит
!
Помогите
,
помогите
!
Воспитатель
:
Мишка
,
что
случилось
,
чего
ты
так
испугался
?
Мишка
:
Я
боюсь
,
мне
страшно
,
когда
я
проснулся
после
зимней
спячки
,
то
увидел
,
что
с
природой
что
-
то
происходит
.
Всё
шумит
,
всё
гудит
,
льётся
,
бежит
.
Кто
мне
объяснит
,
что
же
произошло
?
Воспитатель
:
Мишка
успокойся
,
вот
садись
на
пенёк
,
отдышись
и
отдохни
.
А
мы
с
ребятами
постараемся
тебе
помочь
и
всё
объяснить
.
Дети
поможем
Мишке
разобраться
,
что
происходит
с
нашей
уральской
природой
?
Дети
:
Пришла
весна
.
Воспитатель
:
Мы
покажем
Мишке
картину
русского
художника
Алексея
Саврасова
«
Грачи
прилетели
»
и
расскажем
,
какое
время
года
изображено
на
ней
и
словами
опишем
это
время
года
.
(
Воспитатель
показывает
картину
,
дети
рассматривают
и
отвечают
на
вопросы
по
картине
)
1.
Что
вы
видите
на
картине
,
какие
предметы
?
2.
Какое
время
года
изображено
на
репродукции
?
3.
Какие
краски
насыщают
нашу
картину
?
4.
Почему
художник
использовал
эти
краски
.
5.
Что
происходит
со
снегом
,
какого
он
цвета
?
6.
На
переднем
плане
,
что
вы
видите
?
7.
Мы
на
деревьях
видим
интересных
птиц
,
что
за
птицы
?
8.
А
грачи
,
в
какое
время
года
возвращаются
в
родные
края
?
9.
Ребята
,
что
делают
грачи
,
чем
они
занимаются
.
10.
А
какие
признаки
прихода
весны
вы
видите
на
картине
?
11.
Что
происходит
с
водоёмами
весной
?
12.
Как
изображена
река
на
картине
,
какие
с
ней
происходят
изменения
?
Воспитатель
:
Мишка
,
а
наши
ребята
знают
стихи
о
весне
,
сейчас
они
тебе
их
прочтут
.
(
Дети
рассказывают
стихи
о
весне
).
Фёдор
Тютчев
Весенние
воды
.
Ещё
в
полях
белеет
снег
.
А
воды
уж
весной
шумят
-
Бегут
и
будят
сонный
брег
,
Бегут
,
и
блещут
,
и
гласят
…
Они
гласят
во
все
концы
:
«
Весна
идёт
,
весна
идёт
,
Мы
молодой
весны
гонцы
,
Она
нас
выслала
вперёд
!
Весна
идёт
,
весна
идёт
,
И
тихих
,
тёплых
майских
дней
Румяный
,
светлый
хоровод
,
Толпится
весело
за
ней
!...»
Г
.
Ладонщиков
Возвращаются
певцы
.
Возвращаются
певцы
Наши
старые
жильцы
.
От
невидимых
лучей
,
Побежал
с
горы
ручей
,
И
подснежник
маленький
Вырос
на
проталинке
,
Возвращаются
скворцы
-
Наши
старые
жильцы
.
Воробьи
у
лужицы
Шумной
стайкой
кружатся
.
И
малиновка
и
дрозд
Занялись
устройством
гнёзд
.
Носят
,
носят
в
домики
Птицы
по
соломинке
.
Самуил
Маршак
Апрель
Апрель
,
апрель
!
На
дворе
звенит
капель
.
По
полям
бегут
ручьи
,
На
дорогах
лужи
.
Скоро
выйдут
муравьи
После
зимней
стужи
.
Пробирается
медведь
Сквозь
лесной
валежник
.
Стали
птицы
песни
петь
.
И
расцвёл
подснежник
.
Воспитатель
:
Ребята
,
а
что
происходит
с
медведем
весной
?
Дети
:
Он
просыпается
,
так
же
как
и
природа
,
но
только
от
зимней
спячки
.
Воспитатель
:
Конечно
,
когда
медведь
просыпается
,
он
первую
очередь
делает
зарядку
.
Физкультминутка
«
Мишка
».
Мишка
вылез
из
берлоги
,
Огляделся
на
пороге
(
Повороты
влево
право
)
Потянулся
он
со
сна
: (
Потягивается
руки
вверх
)
К
нам
опять
пришла
весна
Чтоб
скорей
набраться
сил
,
Головой
медведь
крутил
. (
Вращение
головой
)
Наклонился
взад
-
вперёд
. (
Наклоны
вперёд
-
назад
)
Вот
он
по
лесу
идёт
Ищет
мишка
корешки
: (
Наклоны
правой
рукой
коснуться
левой
ступни
,
потом
наоборот
)
И
трухлявые
пеньки
.
В
них
съедобные
личинки
Для
медведя
витаминки
.
Наконец
медведь
наелся
И
на
брёвнышко
уселся
.
Мишка
:
А
теперь
,
ребята
я
хочу
с
вами
поиграть
в
интересную
игру
«
Назови
ласково
»
(
Мишка
предлагает
детям
встать
в
круг
,
он
в
центре
с
мячом
в
руках
)
Ручей
-
ручеёк
Вода
-
водичка
Солнце
-
солнышко
Трава
-
травка
Река
-
речка
Цветок
-
цветочек
Жук
-
жучок
Мишка
:
Ребята
,
мне
по
своим
делам
пора
!
Я
очень
рад
был
с
вами
познакомиться
и
говорю
вам
огромное
спасибо
,
за
то
,
что
вы
мне
объяснили
,
что
такое
весна
и
с
какими
изменениями
в
природе
она
к
нам
приходит
.
А
вы
погуляйте
по
лесу
,
здесь
много
ещё
интересного
.
Воспитатель
:
Ребята
,
а
сейчас
мы
с
вами
выходим
на
весеннюю
полянку
.
А
раз
она
весенняя
,
что
мы
здесь
видим
?
Дети
:
Цветы
,
проталины
.
Воспитатель
:
Давайте
мы
с
вами
вдохнем
аромат
этих
цветов
.
Посмотрите
,
как
я
это
сделаю
.
Медленно
вдохнуть
воздух
через
нос
,
задержать
дыхание
,
и
на
выдохе
скажем
: «
Как
вкусно
пахнут
цветы
».
Воспитатель
:
Ребята
,
а
вы
слышите
,
как
говорит
лес
?
Дети
:
Нет
.
Воспитатель
:
А
теперь
закройте
глаза
и
прислушайтесь
:
о
чём
говорит
лес
?
(
Звучит
музыка
,
воспитатель
прячется
за
ширму
и
с
помощью
спрятанных
там
предметов
издаёт
звуки
,
имитирующие
лесные
шумы
,
затем
предлагает
детям
высказать
,
что
это
могло
быть
).
Дети
:
Течёт
ручеёк
,
заяц
пробежал
,
птицы
поют
,
дятел
по
дереву
стучит
.
Воспитатель
:
Молодцы
!
Вы
всё
точно
услышали
.
Ребятки
,
а
вы
заметили
,
что
на
нашей
весенней
полянке
стоит
берёзка
она
совсем
без
листиков
.
Может
,
мы
поможем
весне
одеть
её
и
посмотрим
,
какой
она
станет
.
Нам
надо
назвать
признаки
весны
,
за
каждый
ваш
правильный
ответ
о
весне
,
я
буду
давать
вам
зелёный
листочек
,
и
вы
будите
наклеивать
на
берёзку
.
(
На
ствол
берёзки
с
веточками
дети
прикрепляют
по
одному
листочку
,
за
каждый
правильно
названный
признак
весны
).
Воспитатель
:
Какая
весна
?
Дети
:
Солнечная
,
зелёная
,
тёплая
,
красивая
,
ласковая
,
весёлая
.
Воспитатель
:
Посмотрите
,
как
зазеленела
наша
берёзка
.
Как
она
покрылась
листочками
.
Ребята
нам
пора
отправляться
в
детский
сад
,
возьмёмся
за
руки
и
произнесём
магические
слова
Мы
идём
наш
детский
сад
Через
кустики
и
кочки
Через
веточки
,
пенёчки
.
3
часть
.
Заключение
.
Воспитатель
:
Вот
мы
и
пришли
в
нашу
группу
.
Ребята
скажите
,
пожалуйста
,
где
вы
сегодня
побывали
,
кого
видели
?
О
каком
времени
года
мы
сегодня
с
вами
говорили
?
Дети
:
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
Молодцы
ребятки
,
сегодня
вы
порадовали
наших
гостей
и
меня
своими
знаниями
.
Желаю
вам
всем
весеннего
настроения
.