Автор: Королёва Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Развитие инициативности дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Проблема развития инициативности сегодня поднимается на различных
уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы» стало встречаться
в документах, отражающих магистральные направления развития
отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных
образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживаются
неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка
детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей»,
«формирование… инициативности, самостоятельности и ответственности»
детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). Все это говорит о том,
что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных
задач для дошкольной педагогики. Опора на вышеизложенное позволила
обозначить направление исследования, ориентированного на развитие
инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования
на данном этапе заключается в методическом обосновании развития
инициативности у детей старшего дошкольного возраста как актуальной
проблемы исследования. Задачи исследования: 1) определить трактовку
понятия инициативности, соответствующую возрастным особенностям
старших дошкольников; 2) обозначить этапы (компоненты), способствующие
развитию инициативы в процессе детской деятельности; 3) подобрать
диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать процесс
формирования и развития детской инициативности; 4) обозначить основы
психологопедагогического сопровождения, необходимого
для инициативности старших дошкольников. Кратко охарактеризуем каждую
из задач. 1. Инициатива, согласно толкового словаря С.И. Ожегова,
раскрывается как «по-чин, внутреннее побуждение к новым формам
деятельности, предприимчивость … руководящая роль в каких-нибудь
действиях» (Ожегов С. И., 1997, с. 247). На основании сопоставительного
анализа трудов К. А. Абульхановой-Славской, Т.С. Борисовой, Г.Б. Мониной
и др. можно дать обобщенное определение инициативности, понимаемой как
интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной
готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными
знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как
репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным
отношением к цели и результату деятельности. 2. В вышеприведенном
определении инициативности просматривается структура деятельности в
целом, в том числе характеризующая и детскую деятельность через
последовательные компоненты: мотивационный, когнитивный,
поведенческий, рефлексивный. Рассмотрим эти
компоненты инициативности относительно детей старшего до-школьного
возраста. Мотивационный компонент детской инициативности,
характеризуется различной степенью выраженностью мотивации: высокая
или не очень; потребность в деятельности или отсутствие таковой;
направленностью мотивов, их осознание: осознанное или не осознанное,
соотнесение действий с предполагаемым результатом; устойчивостью
мотивации: длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным
влияниям. Когнитивный компонент детской инициативности. Деятельность
детей строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том,
как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким
требованиям должен соответствовать объект труда. Поэтому данный
компонент включает: имеющиеся представления у детей о предложенной
деятельности; способность описать последовательность своих действий;
понимание свойств предметов и веществ, используемых в трудовой
деятельности. Поведенческий компонент инициативности. Среди значимых
характеристик инициативной личности отмечают ее самостоятельность,
волевое начало, часто связано со свойствами темперамента. Так, ребенок
холерического типа с увлечением начинает дело, но часто быстро теряет
интерес к начатому делу; в то же время флегматики, будучи неторопливыми в
начале работы, терпеливо доводят дело до конца (Ковальчук Я. И., 1985, с.
25). И все эти аспекты нужно учитывать при организации работы с детьми в
детском саду. Тем не менее, выделим характеристики поведенческого
компонента инициативности: модальность отношения к делу;
самостоятельность и творческая активность в процессе выполнения
«деловой» задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения
трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность
начатого дела. Рефлексивный компонент инициативности. В старшем
дошкольном возрасте рефлексивность реализуется как осознание и
спонтанная оценка ребенком собственных действий. К основным
характеристикам рефлексивного компонента инициативности следует
отнести: умение ребенка сформулировать цель деятельности; выйти за рамки
изученного, принять нестандартные решения; самостоятельно выполнить
целостное действие в разных условиях и желание научить ему другого;
проявлять инициативу на разных этапах труда и ответственность за принятую
на себя роль; объективно оценивать роль каждого в общем деле. Так, мы не
только определили компоненты (и этапы проявления)
детской инициативности, но и в целом определили критерии, позволяющие
отслеживать степень проявления инициативности у детей. 3. Поскольку
изучаемое качество определено как «интегративное», постольку очевидно,
что для диагностики потребуется комплекс соответствующих методик.
Анализ теории и практики показал, что продуктивным решением этой задачи
является диагностическое сопровождение, включающее: а) наблюдение,
фиксируемое в специальном протоколе, за ребенком дошкольного возраста до
начала деятельности, в ее процессе и завершении; б) диагностическую
методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»;
в) опросник для воспитателя и родителя (так называемый балансовый метод)
по оценке инициативности ребенка, позволяющий выявить зоны опоры и
риска по исследуемому качеству. Такой комплексный подход позволят не
только наиболее объективно установить степень проявления исследуемого
качества в процессе выполнения деятельности, но также наметить и
психолого-педагогическую стратегию тактику в развитии
инициативности старшего дошкольника. 4. Это подводит нас к решению
четвертой задачи, связанной с характеристикой психолого-педагогического
сопровождения со стороны взрослого в процессе развития
инициативности дошкольников. Основными установками такого
сопровождения, на наш взгляд, являются: • учет индивидуальных
особенностей ребенка, выражающийся в конструировании соответствующих
приемов, методов, способствующих развитию
инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность
к недирективной помощи и т.д.) • актуализация инициативности и активности
самого ребенка как основа реализации системно-деятельностного подхода во
взаимодействии; • предоставление возможности ребенку
проявить инициативность в самых разных играх и образовательных областях;
• открытость и диалогизация в построении непосредственных отношений с
дошкольником, ведущие к взаимопониманию, доверию, желанию принять
помощь и пр.; • систематичность и последовательность в построении и
реализации траектории развития, нацеленной на развитие
инициативности дошкольника. Построенные траектории развития
инициативности ребенка с учетом полученных данных на диагностическом, а
также вышеизложенных установок действительно могут обеспечить
необходимые условия для воспитания детей, прописанные в Федеральном
образовательном стандарте дошкольного образования: признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей
в различных видах деятельности (Приказ Минобрнауки России, 2013) и т.д.
Таким образом, предложенное методическое обоснование позволяет не
только обозначить значимость развития инициативности у детей старшего
дошкольного возраста, но и наметить практикоориентированные пути ее
решения.