Напоминание

Развитие инициативности дошкольного возраста


Автор: Королёва Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Развитие инициативности дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема развития инициативности сегодня поднимается на различных

уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы» стало встречаться

в документах, отражающих магистральные направления развития

отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных

образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживаются

неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка

детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей»,

«формирование… инициативности, самостоятельности и ответственности»

детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). Все это говорит о том,

что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных

задач для дошкольной педагогики. Опора на вышеизложенное позволила

обозначить направление исследования, ориентированного на развитие

инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования

на данном этапе заключается в методическом обосновании развития

инициативности у детей старшего дошкольного возраста как актуальной

проблемы исследования. Задачи исследования: 1) определить трактовку

понятия инициативности, соответствующую возрастным особенностям

старших дошкольников; 2) обозначить этапы (компоненты), способствующие

развитию инициативы в процессе детской деятельности; 3) подобрать

диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать процесс

формирования и развития детской инициативности; 4) обозначить основы

психологопедагогического сопровождения, необходимого

для инициативности старших дошкольников. Кратко охарактеризуем каждую

из задач. 1. Инициатива, согласно толкового словаря С.И. Ожегова,

раскрывается как «по-чин, внутреннее побуждение к новым формам

деятельности, предприимчивость … руководящая роль в каких-нибудь

действиях» (Ожегов С. И., 1997, с. 247). На основании сопоставительного

анализа трудов К. А. Абульхановой-Славской, Т.С. Борисовой, Г.Б. Мониной

и др. можно дать обобщенное определение инициативности, понимаемой как

интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной

готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными

знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как

репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным

отношением к цели и результату деятельности. 2. В вышеприведенном

определении инициативности просматривается структура деятельности в

целом, в том числе характеризующая и детскую деятельность через

последовательные компоненты: мотивационный, когнитивный,

поведенческий, рефлексивный. Рассмотрим эти

компоненты инициативности относительно детей старшего до-школьного

возраста. Мотивационный компонент детской инициативности,

характеризуется различной степенью выраженностью мотивации: высокая

или не очень; потребность в деятельности или отсутствие таковой;

направленностью мотивов, их осознание: осознанное или не осознанное,

соотнесение действий с предполагаемым результатом; устойчивостью

мотивации: длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным

влияниям. Когнитивный компонент детской инициативности. Деятельность

детей строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том,

как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким

требованиям должен соответствовать объект труда. Поэтому данный

компонент включает: имеющиеся представления у детей о предложенной

деятельности; способность описать последовательность своих действий;

понимание свойств предметов и веществ, используемых в трудовой

деятельности. Поведенческий компонент инициативности. Среди значимых

характеристик инициативной личности отмечают ее самостоятельность,

волевое начало, часто связано со свойствами темперамента. Так, ребенок

холерического типа с увлечением начинает дело, но часто быстро теряет

интерес к начатому делу; в то же время флегматики, будучи неторопливыми в

начале работы, терпеливо доводят дело до конца (Ковальчук Я. И., 1985, с.

25). И все эти аспекты нужно учитывать при организации работы с детьми в

детском саду. Тем не менее, выделим характеристики поведенческого

компонента инициативности: модальность отношения к делу;

самостоятельность и творческая активность в процессе выполнения

«деловой» задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения

трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность

начатого дела. Рефлексивный компонент инициативности. В старшем

дошкольном возрасте рефлексивность реализуется как осознание и

спонтанная оценка ребенком собственных действий. К основным

характеристикам рефлексивного компонента инициативности следует

отнести: умение ребенка сформулировать цель деятельности; выйти за рамки

изученного, принять нестандартные решения; самостоятельно выполнить

целостное действие в разных условиях и желание научить ему другого;

проявлять инициативу на разных этапах труда и ответственность за принятую

на себя роль; объективно оценивать роль каждого в общем деле. Так, мы не

только определили компоненты (и этапы проявления)

детской инициативности, но и в целом определили критерии, позволяющие

отслеживать степень проявления инициативности у детей. 3. Поскольку

изучаемое качество определено как «интегративное», постольку очевидно,

что для диагностики потребуется комплекс соответствующих методик.

Анализ теории и практики показал, что продуктивным решением этой задачи

является диагностическое сопровождение, включающее: а) наблюдение,

фиксируемое в специальном протоколе, за ребенком дошкольного возраста до

начала деятельности, в ее процессе и завершении; б) диагностическую

методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»;

в) опросник для воспитателя и родителя (так называемый балансовый метод)

по оценке инициативности ребенка, позволяющий выявить зоны опоры и

риска по исследуемому качеству. Такой комплексный подход позволят не

только наиболее объективно установить степень проявления исследуемого

качества в процессе выполнения деятельности, но также наметить и

психолого-педагогическую стратегию тактику в развитии

инициативности старшего дошкольника. 4. Это подводит нас к решению

четвертой задачи, связанной с характеристикой психолого-педагогического

сопровождения со стороны взрослого в процессе развития

инициативности дошкольников. Основными установками такого

сопровождения, на наш взгляд, являются: • учет индивидуальных

особенностей ребенка, выражающийся в конструировании соответствующих

приемов, методов, способствующих развитию

инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность

к недирективной помощи и т.д.) • актуализация инициативности и активности

самого ребенка как основа реализации системно-деятельностного подхода во

взаимодействии; • предоставление возможности ребенку

проявить инициативность в самых разных играх и образовательных областях;

• открытость и диалогизация в построении непосредственных отношений с

дошкольником, ведущие к взаимопониманию, доверию, желанию принять

помощь и пр.; • систематичность и последовательность в построении и

реализации траектории развития, нацеленной на развитие

инициативности дошкольника. Построенные траектории развития

инициативности ребенка с учетом полученных данных на диагностическом, а

также вышеизложенных установок действительно могут обеспечить

необходимые условия для воспитания детей, прописанные в Федеральном

образовательном стандарте дошкольного образования: признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей

в различных видах деятельности (Приказ Минобрнауки России, 2013) и т.д.

Таким образом, предложенное методическое обоснование позволяет не

только обозначить значимость развития инициативности у детей старшего

дошкольного возраста, но и наметить практикоориентированные пути ее

решения.



В раздел образования