Автор: Максудова Вазипат Абсалатиповна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "СНЕГУРОЧКА"
Населённый пункт: ЯНАО,г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ЭКОЛОГИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА"
Раздел: дошкольное образование
Экология в жизни ребенка
Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного
возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения
ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и
материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Взаимодействие человека с природой – важнейший аспект экологии, ставший основой
бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может
остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Формирование
экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет
жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к
окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой
личности. В этот период закладывается основы личностной
культуры.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ
восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное
развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт
характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит
формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и
примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду,
чести и собственного достоинства, любви к Родине.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время
одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ
экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,
патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную
сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания
экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней
невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического
воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в
дошкольном возрасте. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к
числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для
воспитательной работы.
С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это
становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к
людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные
ценности». В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы
экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в
окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.
Отметим, что проблема экологии окружающей среды является одной из глобальных
проблем современности. Её особенность заключается в том, что она имеет общемировой
характер, затрагивает интересы всех народов мира, нуждается в эффективных решениях,
требует совместных усилий государств и народов. Не зря, 2017 год был объявлен
годом Экологии.
«Экология» - переводится как «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение,
понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде
мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо
узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня.
На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных
животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна
из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не
только в интересах человека, но и природы. Влияние природы на развитие личности
ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах
и явлениях.
Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах
различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем,
знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей
элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах
и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между
ними.
Знания о природе у дошкольников формируются на уровне представлений, в которых
отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С
усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к
природе. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые
леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие
хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание
детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Экологическое воспитание детей
дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное
отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать
природу. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои
знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а
не разрушать.
Основные цели и задачи экологического воспитания:
формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе,
природным ресурсам;
повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной
деятельности;
формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с
экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных с
охраной окружающей среды вопросов и проблем;
формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру,
умения видеть его красоту и неповторимость;
повышение активности и эффективности общественных работ по охране
окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся
возможной угрозой экологии.
В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие виды
деятельности:
Сюжетно – ролевая игра;
Практическая деятельность по созданию или поддержке условий для живых
объектов в зеленой зоне;
Детское творчество на основе впечатлений от природы;
Общение с природой;
Экспериментирование;
Речевая деятельность;
Наблюдение;
Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания;
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание с
о все процессом развития личности маленького человека.
Литература:
1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов
дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998, 320 с.
2. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в
повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
4. Градобоева.Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.