Напоминание

"ЭКОЛОГИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА"


Автор: Максудова Вазипат Абсалатиповна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "СНЕГУРОЧКА"
Населённый пункт: ЯНАО,г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ЭКОЛОГИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экология в жизни ребенка

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного

возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения

ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и

материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Взаимодействие человека с природой – важнейший аспект экологии, ставший основой

бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может

остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Формирование

экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет

жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к

окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой

личности. В этот период закладывается основы личностной

культуры.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ

восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное

развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт

характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит

формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и

примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду,

чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время

одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ

экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,

патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную

сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания

экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней

невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического

воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в

дошкольном возрасте. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к

числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для

воспитательной работы.

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это

становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к

людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные

ценности». В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы

экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в

окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.

Отметим, что проблема экологии окружающей среды является одной из глобальных

проблем современности. Её особенность заключается в том, что она имеет общемировой

характер, затрагивает интересы всех народов мира, нуждается в эффективных решениях,

требует совместных усилий государств и народов. Не зря, 2017 год был объявлен

годом Экологии.

«Экология» - переводится как «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение,

понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде

мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо

узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня.

На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных

животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна

из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не

только в интересах человека, но и природы. Влияние природы на развитие личности

ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах

и явлениях.

Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах

различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем,

знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей

элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах

и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между

ними.

Знания о природе у дошкольников формируются на уровне представлений, в которых

отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С

усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к

природе. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые

леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие

хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание

детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Экологическое воспитание детей

дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное

отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать

природу. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои

знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а

не разрушать.

Основные цели и задачи экологического воспитания:

формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе,

природным ресурсам;

повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной

деятельности;

формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с

экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных с

охраной окружающей среды вопросов и проблем;

формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру,

умения видеть его красоту и неповторимость;

повышение активности и эффективности общественных работ по охране

окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся

возможной угрозой экологии.

В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие виды

деятельности:

Сюжетно – ролевая игра;

Практическая деятельность по созданию или поддержке условий для живых

объектов в зеленой зоне;

Детское творчество на основе впечатлений от природы;

Общение с природой;

Экспериментирование;

Речевая деятельность;

Наблюдение;

Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания;

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание с

о все процессом развития личности маленького человека.

Литература:

1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов

дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998, 320 с.

2. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в

повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4. Градобоева.Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.



В раздел образования