Автор: Хаванева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 64"
Населённый пункт: Чувашская Республика г.Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание дошкольников младшей группы
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников в младшей группе
Аннотация.
Статья
посвящена
актуальной
проблеме
формирования
нравственно
-
патриотического
воспитания
детей
младшего
дошкольного
возраста.
Ключевые слова: нравственно - патриотическое воспитание, развитие,
патриотизм.
Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.
Вопрос
не
в
том,
нужен
или
не
нужен
нам
патриотизм.
Любая
страна
рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на
которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Нравственно - патриотическое воспитание является актуальной проблемой
воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им
становится.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране,
чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью
великой страны.
Нужно
помнить,
воспитание
патриотизма
—
это
не
простой
и
непрерывный
процесс,
многое
зависит
от
окружения
ребёнка,
от
того,
что
закладывается
в
сознание
ребёнка
с
самого
детства.
Не
каждый
родитель
считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих
предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает.
Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма
у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества
человека.
Известно,
что
дошкольный
возраст
–
важнейший
период
становления
личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются
представления детей о человеке, обществе и культуре.
Работа по патриотическому воспитанию ведется как в игре и совместном
труде, на занятиях, так и в повседневной жизни. Систематически формируем у
детей
этические
представления
и
гуманные
чувства;
на
основе
бесед
о
конкретных
поступках
детей
воспитываем
представления
о
доброте
и
честности.
Используя
беседы
«Плохие
и
хорошие
поступки»,
«Правила
и
культура
поведения»,
«Что
такое
дружба?»
у
детей
развиваем
такие
нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, сострадание к
близким, к своим товарищам.
Воспитание патриотизма начинается с семьи, через воспитание любви к
самому близкому в семье человеку маме. Во время беседы с детьми о мамах,
вызываем
в
детях
не
только
восхищение
мамой,
но
и
желание
оказать
ей
посильную
помощь.
Прививаем
самостоятельность,
чем
меньше
будут
обращаться
к
маме
за
помощью
и
научатся
делать
большинство
дел
самостоятельно,
тем
больше
смогут
помочь
маме.
В
течение
года
расспрашиваем
детей
о
других
членах
семьи
–
папе,
бабушке,
дедушке,
младших
братишках
и
сестренках.
Рассматриваем
семейные
фотографии,
просим
рассказать
о
членах
семьи.
Вместе
с
родителями
устраиваем
совместный праздник, посвященный 8 марта. Дарим подарки на день матери,
день влюбленных и с международным женским днем.
В сюжетно - ролевых играх «Семья», « Детский сад» и др. разыгрываем
различные ситуации. Во время игры показываем,
как родные люди должны
жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить
друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно
знать и соблюдать.
Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического
воспитания
детей.
В
своей
группе
мы
работаем
по
проекту
«Культурное
наследие Чувашии». Детям младшей группы трудно еще представить себе, что
такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем
детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах,
улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой
квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. В
течение года мы рассматриваем вместе с детьми картинки с видами родного
города, достопримечательностями, знакомим с историей родного города и с
известными людьми Чувашии. Обращаем внимание на культуру чувашского
народа и подчеркиваем красоту национального костюма. Устраиваем выставки
чувашских
изделий,
проводим
игры,
читаем
сказки
и
легенды.
Дети
с
удовольствием рассказывают о том, где они побывали в выходные дни, какие
парки
с
родителями
посещали,
что
для
них
показалось
интересным
и
что
больше понравилось.
Патриотическое
воспитание
невозможно
без
тесного
взаимодействия
детского
сада
с
семьёй.
Для
включения
семьи
в
совместную
работу
мы
систематически
проводили
консультации
и
индивидуальные
беседы,
анкетирование
родителей,
родительские
собрания,
привлекали
родителей
к
сбору материала для оформления альбомов «Я и моя семья», «Любимые места в
городе»
и
выставки
чувашских
изделий,
демонстрация
блюд
чувашской
национальной
кухни
и
т.д.
Всё
это
побуждает
родителей
самостоятельно
продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
От
того,
насколько
патриотично
настроены
отец
и
мать,
во
многом
зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети
слышат,
что
и
как
говорят
родители
в
адрес
своей
страны,
отдельных
национальностей,
и
как
губка
впитывают
эти
суждения.
Вскоре
мнение
взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто
невозможно.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,
радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников,
восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой
эмоциональный
опыт.
Кроме
того,
изучение
истории
семьи
не
только
способствует
духовному
сближению
взрослых
членов
семьи
и
детей,
но
и
является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
Решение
задач
патриотического
воспитания
во
многом
зависит
от
воспитателя
и
родителей.
Важнейшим
условием
эффективности
работы
по
воспитанию
патриотизма
у
дошкольников
является
понимание
родителей
необходимости
патриотического
воспитания,
их
помощь
педагогам
в
этой
работе. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в
нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере
от
нас,
взрослых:
родителей
и
педагогов. Не
научив
ребенка
ценить
историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за
свой
народ,
глубокое
чувство
любви
к
Родине,
готовность
защищать
ее
в
трудную
минуту,
преклонение
перед
подвигом
героев
–
все
эти
качества
прививаются с детства.
Литература
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //
Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович//
Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
6. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвеще-
ние,1977.- 376с.