Напоминание

ООД на тему "Мой край родной Башкортостан"


Автор: Хафизова Лиза Ирековна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: MАДОУ детский сад №5
Населённый пункт: Башкортостан Туймазинский район село Кандры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ООД на тему "Мой край родной Башкортостан"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ООД «Ознакомление с окружающим миром».

Тема: «Мой край родной Башкортостан».

Цель: Создание условий для проявления детьми инициативы и творчества в

познании окружающего мира природы Республики Башкортостан.

Задачи.

Образовательные:

-формировать у детей представления о природном многообразии РБ;

-способствовать

развитию

умения

устанавливать

причинно-

следственные связи между явлениями природы;

-обогащать и активизировать глагольный словарь детей: стрекочет, поёт,

напоминает, означает, текут и т.д.

Развивающие:

-стимулировать

познавательный

интере с,

л ю б о з н ат е л ь н о с т ь ,

способность анализировать, делать обобщения;

- развивать мыслительные (анализ, синтез, сравнение) и психические

процессы (память, мышление, речь).

Воспитательные:

- формировать у детей понятие о том, что человек часть природы;

- воспитывать эстетические чувства, желание и умение правильно вести

себя в родной природе, охранять и защищать её.

Интеграция

образовательных

областей:

« Реч е во е

р а з в и т и е » ,

«Художественно- эстетическое развитие».

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

-карта РБ;

- тетушка Сова;

- иллюстрации по правилам поведения;

-грамзапись;

-ИКТ;

-макет Курая.

Раздаточный материал:

-конверты

с

заданиями:

«Деревья

Республики

Башкортостан»,

«Животные Республики Башкортостан»

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций, сравнение, вопросы,

обобщение, индивидуальная работа и педагогическая поддержка детей.

Ожидаемый результат:

Для детей:

-

накопление и расширение представлений о том, что природа РБ

богатая, её нужно беречь, т.к. – это наш родной дом.

Для воспитателя:

-создание

условий

для

проявления

инициативы

и

формирования

предпосылок учебной деятельности.

Активизация

словаря: многонациональная,

перелетные,

зимующие,

малахит, яшма.

Предварительная работа:

-беседы о родном крае;

-дидактические игры «Животные Башкортостана», «Птицы родного края»,

«Растительный мир Башкортостана»;

-заучивание песен, стихов о родном крае;

-рассматривание иллюстраций о природе РБ.

Ход ООД:

Воспитатель. Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое! (показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (показывают «ветерок»)

Здравствуй, тетушка Сова! (показывают конверт с иллюстрацией тетушки

Совы) (приложение 1)

Мотивация

-Интересно,

что привело к нам тетушку Сову, что в конверте? (ответы

детей)

- Дети, я догадалась, здесь задания: тетушка Сова, хочет узнать, что

вы

знаете о Республике, в которой живете. Как называется наша Республика?

(Республика Башкортостан) Расскажем ей, что мы знаем о родном крае. За

каждое

правильно выполненное задание мы получаем от тетушки Совы

круг, в конце ООД узнаем, что у нас получится. (Дети садятся на стульчики,

я прикрепляю к доске стебель курая )

Первое задание (достаю карту) (приложение 2)

- Что это?(Карта Республики Башкортостан )

- Республика Башкортостан отметила свой большой 100- летний юбилей.

Поздравим её аплодисментами.

Мустай Карим, национальный поэт РБ (ему в этом году тоже бы исполнилось

100 лет), вот что он сказал о карте Республики Башкортостан:

Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее, крепкую ладонь…

-Правильно, если посмотреть внимательно, то можно увидеть ладонь, которая

хочет показать, что в нашей Республике Башкортостан мирно, дружно живут

люди разных национальностей.

- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории

Башкортостана.

(Наша

республика

многонациональная,

у

нас

живут

башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы.)

Задание

«Карта

Республики

Башкортостан»

выполнено,

получаем

круг

(прикрепляю к макету.)

Второе задание.

-Дети, внимательно посмотрите на карту нашей Республики, и скажите, какие

цвета вы видите на карте? (зеленый, коричневый и т.д.)

-Как вы думаете, что означает зеленый цвет? (лес)

- Республика Башкортостан имеет богатую природу. В конвертах карточки с

изображением деревьев, разных континентов мира. Выберите те карточки, где

изображены

деревья,

растущие

в

Республике

Башкортостан (дети

самостоятельно выполняют и называют деревья) (приложение 3)

- Назовите, какие деревья растут в РБ? (ответы 2-3 детей).

-Второе задание «Деревья Республики Башкортостан» выполнено, получаем

второй круг (прикрепляю к макету.)

Релаксация (включаю музыку Чайковского «Октябрь», на экране картина

И.Остроухова «Золотая осень»).

- Представьте себе, что мы в осеннем лесу.

Дыхательная гимнастика

Полюбуемся красотой осенней природы, подышим свежим воздухом. Ярко

светит

солнце.

Дует

легкий

ветерок.

Я

глубоко

вдыхаю

чистый,

свежий

воздух. Как нам хорошо в осеннем лесу…

Лес – богатство нашей Республики.

Третье задание «Правила поведения в лесу» (приложение 4)

Чтобы сохранить его, какие правила мы с вами должны выполнять? (ответы

детей, к каждому ответу выставляю на доске картинку).

1.

Нельзя в лесу разжигать костры.

2.

Нельзя ломать ветки деревьев.

3.

В лесу нужно ходить по тропинкам, так как можно нечаянно наступить на

насекомых.

4.

Нельзя собирать цветы в большие букеты.

5.

Нельзя оставлять после себя мусор на привале.

6.

Нельзя сдирать кору с деревьев.

7.

Нельзя вырывать гриб с грибницей.

8.

Нельзя приносить домой из леса птенцов, ежей и других животных.

- Тетушка Сова, наши дети знают правила поведения в лесу? Получаем круг?

(ответ Совы)

Итог.

- Правила нужно соблюдать, беречь лес, так как лес выделяет кислород, а

кислородом мы дышим. Дыхание – источник жизни.

Что вы еще знаете о пользе леса? (Лес дом для животных, птиц, растений,

кормит нас ягодами, грибами, орехами).

-В лесу мы гости, а гости ведут себя в лесу красиво, соблюдают правила.

(Убираю с доски картины).

Четвертое задание «Птицы родного края» (включаю в грамзаписи голоса

птиц) (приложение 5)

-

Мы

угадываем

голоса

в грамзаписи,

а

Артем

выбирает

картину

с

изображением данной птицы на столе и выставляет на доске.

- Какая птица стрекочет? (сорока)

- Чья трель звучит? (синицы).

- А это какая птица поет? (ответы нескольких детей)

- Артем, назови птиц по порядку, чьи голоса мы слушали?

- А кто их назовет одним словом? (зимующие птицы)

- Птицы защищают лес от кого? от вредителей. Их весёлая, звонкая песня

радует душу, оживляет природу.

Физкультминутка «Перелетные птицы» (выполняют стоя)

- Скворцы улетели, опустел сад (быстрые взмахи рук).

Грачи собираются в дальний путь (поднимаем руки вверх.)

Лебеди собираются в кучу (руки вдоль туловища, повороты головы в разные

стороны).

Диким уткам пора в путь (руки на поясе, повороты туловища).

Воробей их провожает (притопы на месте).

- Каких птиц провожал воробей? (перелетных).

- Кто назовет перелетных птиц? (два ребенка).

- Почему их называют перелетными? (ответы детей).

- Тетушка Сова, мы справились (прикрепляю круг).

Пятое задание в конвертах, называется «Собери картину и расскажи, что ты

о нем знаешь»? (дети собирают из разрезных картин животных: медведя,

зайца, лису, кабана, лося, волка) (приложение 6)

- Дима, расскажи, придерживаясь плана:

Кто это? Чем питается? Как зимует? (один, два ребенка рассказывают)

- Дети, ваши друзья справились с заданием? (да) Значит, получаем шестой

круг, правильно назвали животных РБ.

- Природа Республики Башкортостан славится не только своими лесами.

Если посмотреть на карту, то можно увидеть голубой цвет.

Шестое задание

«Угадай, что означает голубой цвет на карте?»

- Кто знает, что означает голубой цвет? (это реки и озера нашей республики).

- Как называется самая большая, глубокая, длинная река нашей Республики?

(Белая)

-

Река

Белая,

Агидель, течет

с

юга

по

всей

территории

Республики

Башкортостан (показываю на карте, звучит фрагмент мелодии курая).

- Почему река называется Белая? Агидель? (ответы детей)

-

В

переводе

с

башкирского

языка

слово

«Ак»

означает

«белый

цвет»,

название она получила из-за своего белого дна.

- А какая река протекает по нашему селу Кандры? (Нугуш)

- Кто назовет нашу водную жемчужину, которая находится рядом с нашим

селом? (Кандрыкуль)

-

Его название с башкирского языка звучит как «Бобровое озеро». Когда-то

здесь водилось много бобров.

Седьмое задание «Богатства Республики Башкортостан»

- А как вы думаете, что означает коричневый цвет? (Горы)

Это Уральские горы. Урал в переводе с башкирского языка означает «пояс»,

поэтому Уральские горы называют каменным поясом.

А вы знаете, что лежит

в недрах гор? (уголь,

золото,

каменная

соль,

малахит, яшма)

-

Назовите

полезные

ископаемые,

которые

добываются

н а

территории Башкортостана.

(

Главное

богатство

нашей

республики

это

нефть)

- И с этим заданием справились с заданием, сколько кругов мы получили?

(семь)

- Семь заданий мы выполнили, семь кругов получили. Что у нас получилось?

Кто догадался? (ответы детей)

- Чего не хватает? (стебельков)

Рефлексия.

- Чтоб получился цветок курая, нам нужно вспомнить, за что мы получили

круги от тетушки Совы.

- Первый стебель – карта Республики (выкладываю стебли, дети помогают

ответами).

-Второй стебель – главное богатство Республики это что? (лес).

-Третий стебель – правила, которые мы должны соблюдать, чтоб у нас была

красивая природа.

-Четвертый стебель - душа леса – птицы.

-Пятый - животные родного края.

- Шестой - реки и озера.

- Седьмой - полезные ископаемые Республики Башкортостан.

Цветок

курая

символ

дружбы,

имеет

семь

лепестков,

которые

символизируют

семь

башкирских

родов,

о

чем

мы

будем

говорить

в

следующий раз (приложение 7).

- Какое задание вам больше всего понравилось? Почему? (ответы детей)

-Через задания тетушки Совы мы узнали, что люди – часть природы, от

нашего

отношения

к

ней,

умения

беречь

природные

богатства

зависит

дальнейшая судьба нашей РБ.

-Давайте беречь природу нашей Республики, здесь наш дом, здесь нас любят.



В раздел образования