Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР"


Авторы: Матвеева Светлана Яковлевна, Юманова Роза Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

С. Я. Матвеева, Р. Н. Юманова

МБДОУ «Детский сад №64» г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования связной речи

детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Ключевые слова: театрализованная игра, дошкольник, связная речь.

Данная тема является актуальной в связи с тем,

что в настоящее время

вопросы

развития

речи

находятся

в

центре

внимания

у

всех

участников

педагогического процесса, что связанно с необходимостью создания психолого-

педагогических

ситуаций

для

формирования

связной

речи.

Развитая

речь

служит важнейшим средством активной деятельности человека в современном

обществе, а для ребенка – средством успешного обучения. Как отмечает Н. А.

Стародубова.

Развивать

речь

это

не

значит

только

предоставлять

детям

возможность

больше

говорить,

давать

материал

и

темы

для

устных

высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать

над содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений,

вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над

правильным произношением звуков и слов. Постепенно у ребенка развивается

связная речь.

Связная

речь

представляет

собой

высшую

форму

речемыслительной

деятельности, определяющей уровень умственного и речевого развития детей.

Формирование

связной

речи

это

главная

задача

речевого

воспитания

дошкольников,

которое

в

настоящее

время

претерпевает

затруднения,

определяющиеся

недостаточной

изученностью

этих

условий.

Данной

проблемой занимались такие исследователи. Как А. М. Бородич, В. В. Гербова.

Ф.

А.

Сохин,

А.

П.

Усова

и

др.

В

трудах

отечественных

психологов

(Л.

Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), одним из основных условий развития ребенка

является общение. Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т.

А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с

другой игра развивается в процессе развития речи. А. М. Леушина, Ф. А. Сохин.

Д. Б. Эльконин говорили о большой роли игры в работе по развитию речи. Игра

проявляет

положительное

влияние

на

формирование

взаимодействия

и

взаимообщения детей. По утверждению исследователей одним из видов устной

речи,

наиболее

естественная

форма

речевого

взаимоотношения,

функции

которой

реализуются

в

процессе

непосредственного

общения

между

собеседниками, является диалог. Образцы ведения диалога ребенок получает в

контакте

с

взрослым.

Овладевая

диалогической

речью,

которая

часто

используется

в

театрализованных

играх,

дошкольники

учатся

слышать

и

понимать товарища.

Среди

средств,

оказывающих

на

формирование

связной

речи

на

данном

возрастном

этапе,

является

использование

театрализованных

игр.

Согласно

исследователям Л. В. Артемьевой, А. Г. Арушановой, Д. В. Менжерицкой и

других

в

ходе

игр-драматизаций

и

режиссерских

игр

воспитанники

могут

отработать собственно речевые умения: излагать свое мнение, спрашивать и

отвечать,

соглашаться

или

же

возражать,

поддерживать

или

завершать

коммуникацию, излагать свое мнение. Учатся высказывать логично, связно,

говорить выразительно, пользоваться интонацией диалога. Такие игры строятся

по

определенному

сценарию

текста

литературного

произведения,

что

соответствует

особенностям

диалогической

речи

в

дошкольном

возрасте

контекстности.

Основываясь на данные исследования, мы в своей работе решили уделить

характерный

интерес

к

театрализованным

играм

как

средствам

развития

связной речи дошкольников, как хорошим предпосылкам его полноценного

речевого и общего психического развития. Театрализованная игра изображает

разыгрывание

в

лицах

сказок,

рассказов

или

особо

написанных

инсценировок.

Персонажи

инсценируемых

произведений

делаются

действующими лицами, а их истории, события жизни, изменённые детской

фантазией – сюжетом игры. Обычно, в современных детских садах применяют

два

главных

вида

театрализованных

игр:

игры–драматизации,

где

любой

ребенок как актер выполняет свою роль; игры детей с различными видами

театров

(театр

картинок,

из

втулок

и

стаканчиков,

настольный,

теневой

и

конусовый театр и пр.). Коммуникативная функция театрализованной игры

связана с активным развитием всех сторон речи детей, обогащения образной

речи и словаря детей, развитием литературно-творческих данных. Активное

участие

в

театрально-игровой

деятельности

способствует

умениям

детей

творчески исполнять предложенные им роли (выразительно произносить текст

героев,

исполнять

песни,

танцевать, с использованием мимики, жестов и

двигательного

творчества

реализовывать

свою

роль

и

пр).

Дошкольники

получают возможность приобретать практику социальных привычек и умений.

Познают

мир

не

исключительно

умом,

так

же

сердцем.

Учатся

выражать

собственно свою позицию к добру и злу.

Мы считаем, что систематическое использование различных театрализованных

игр в рамках процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Потому

призываем

составить

перспективный

план

по

использованию

театрализованных игр с учетом возрастных особенностей детей. В соответствии

с программой обучения и воспитания распланировать использование этих игр в

воспитательно-образовательном

процессе

с

целью

развития

диалогических

умений у дошкольников. Так же в нашей работе, мы отмечаем необходимость

последовательного усложнения игровых задач и игр-драматизаций, в которые

включаются

ребенок.

При

планировании

рекомендуем

использовать

методические

материалы

А.

Г.

Арушановой,

А.

В.

Артемовой,

Л.

Б.

Гавришевой, О. Л. Гнедовой и других.

В нашей работе по использованию

театрализованных

игр

мы

широко

применяем

практические

методы:

метод

имитации,

разговора

(беседы),

пересказа,

рассказывания

(сочинения).

Все

данные методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в обычном

живом взаимоотношении, когда ребёнок даже не замечает, что его специально

учат,

и

усваивает

речь

интуитивно.

Театрализованные

игры

дают

большие

возможности для развития речи ребёнка: ведь любое знание, которое даёт театр,

усваивается в словесной форме.

В группе

есть

уголок

театра

и

уголок

ряженья,

где

часто

дошколята

инсценируют любимые сказки, придумывают свои сценки. Ребята с интересом

устраивают показ приготовленных сценок малышам из других групп. Дети так

же помогают в изготовлении атрибутов к сказкам.

Таким образом, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

возможно при создании соответствующей развивающей среды и проведении

специальных театрализованных представлений, игр и упражнений, также в ходе

ежедневной

деятельности

детей.

Считаем,

наши

занятия

с

дошкольниками

театром,

воспитывают у них устойчивый интерес к театрально — игровой

деятельности, развивают артистические качества, творческий потенциал детей

и способствует решению главных задач в речевой группе развитию правильной

речи детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического

общения \ А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Рузская А. Г. развитие общения дошкольников со сверстниками / а. Г. Рузская.

– М.: Педагогика.

3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр — Творчество

— Дети»2004 Москва

4. Стародубова В. Г. развитие речи детей дошкольного возраста / В. Г.

стародубова. – М.: Просвещение. 20005.



В раздел образования