Авторы: Матвеева Светлана Яковлевна, Юманова Роза Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР"
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
С. Я. Матвеева, Р. Н. Юманова
МБДОУ «Детский сад №64» г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования связной речи
детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Ключевые слова: театрализованная игра, дошкольник, связная речь.
Данная тема является актуальной в связи с тем,
что в настоящее время
вопросы
развития
речи
находятся
в
центре
внимания
у
всех
участников
педагогического процесса, что связанно с необходимостью создания психолого-
педагогических
ситуаций
для
формирования
связной
речи.
Развитая
речь
служит важнейшим средством активной деятельности человека в современном
обществе, а для ребенка – средством успешного обучения. Как отмечает Н. А.
Стародубова.
Развивать
речь
–
это
не
значит
только
предоставлять
детям
возможность
больше
говорить,
давать
материал
и
темы
для
устных
высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать
над содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений,
вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над
правильным произношением звуков и слов. Постепенно у ребенка развивается
связная речь.
Связная
речь
представляет
собой
высшую
форму
речемыслительной
деятельности, определяющей уровень умственного и речевого развития детей.
Формирование
связной
речи
–
это
главная
задача
речевого
воспитания
дошкольников,
которое
в
настоящее
время
претерпевает
затруднения,
определяющиеся
недостаточной
изученностью
этих
условий.
Данной
проблемой занимались такие исследователи. Как А. М. Бородич, В. В. Гербова.
Ф.
А.
Сохин,
А.
П.
Усова
и
др.
В
трудах
отечественных
психологов
(Л.
Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), одним из основных условий развития ребенка
является общение. Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т.
А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с
другой игра развивается в процессе развития речи. А. М. Леушина, Ф. А. Сохин.
Д. Б. Эльконин говорили о большой роли игры в работе по развитию речи. Игра
проявляет
положительное
влияние
на
формирование
взаимодействия
и
взаимообщения детей. По утверждению исследователей одним из видов устной
речи,
наиболее
естественная
форма
речевого
взаимоотношения,
функции
которой
реализуются
в
процессе
непосредственного
общения
между
собеседниками, является диалог. Образцы ведения диалога ребенок получает в
контакте
с
взрослым.
Овладевая
диалогической
речью,
которая
часто
используется
в
театрализованных
играх,
дошкольники
учатся
слышать
и
понимать товарища.
Среди
средств,
оказывающих
на
формирование
связной
речи
на
данном
возрастном
этапе,
является
использование
театрализованных
игр.
Согласно
исследователям Л. В. Артемьевой, А. Г. Арушановой, Д. В. Менжерицкой и
других
в
ходе
игр-драматизаций
и
режиссерских
игр
воспитанники
могут
отработать собственно речевые умения: излагать свое мнение, спрашивать и
отвечать,
соглашаться
или
же
возражать,
поддерживать
или
завершать
коммуникацию, излагать свое мнение. Учатся высказывать логично, связно,
говорить выразительно, пользоваться интонацией диалога. Такие игры строятся
по
определенному
сценарию
–
текста
литературного
произведения,
что
соответствует
особенностям
диалогической
речи
в
дошкольном
возрасте
–
контекстности.
Основываясь на данные исследования, мы в своей работе решили уделить
характерный
интерес
к
театрализованным
играм
как
средствам
развития
связной речи дошкольников, как хорошим предпосылкам его полноценного
речевого и общего психического развития. Театрализованная игра изображает
разыгрывание
в
лицах
сказок,
рассказов
или
особо
написанных
инсценировок.
Персонажи
инсценируемых
произведений
делаются
действующими лицами, а их истории, события жизни, изменённые детской
фантазией – сюжетом игры. Обычно, в современных детских садах применяют
два
главных
вида
театрализованных
игр:
игры–драматизации,
где
любой
ребенок как актер выполняет свою роль; игры детей с различными видами
театров
(театр
картинок,
из
втулок
и
стаканчиков,
настольный,
теневой
и
конусовый театр и пр.). Коммуникативная функция театрализованной игры
связана с активным развитием всех сторон речи детей, обогащения образной
речи и словаря детей, развитием литературно-творческих данных. Активное
участие
в
театрально-игровой
деятельности
способствует
умениям
детей
творчески исполнять предложенные им роли (выразительно произносить текст
героев,
исполнять
песни,
танцевать, с использованием мимики, жестов и
двигательного
творчества
реализовывать
свою
роль
и
пр).
Дошкольники
получают возможность приобретать практику социальных привычек и умений.
Познают
мир
не
исключительно
умом,
так
же
сердцем.
Учатся
выражать
собственно свою позицию к добру и злу.
Мы считаем, что систематическое использование различных театрализованных
игр в рамках процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Потому
призываем
составить
перспективный
план
по
использованию
театрализованных игр с учетом возрастных особенностей детей. В соответствии
с программой обучения и воспитания распланировать использование этих игр в
воспитательно-образовательном
процессе
с
целью
развития
диалогических
умений у дошкольников. Так же в нашей работе, мы отмечаем необходимость
последовательного усложнения игровых задач и игр-драматизаций, в которые
включаются
ребенок.
При
планировании
рекомендуем
использовать
методические
материалы
А.
Г.
Арушановой,
А.
В.
Артемовой,
Л.
Б.
Гавришевой, О. Л. Гнедовой и других.
В нашей работе по использованию
театрализованных
игр
мы
широко
применяем
практические
методы:
метод
имитации,
разговора
(беседы),
пересказа,
рассказывания
(сочинения).
Все
данные методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в обычном
живом взаимоотношении, когда ребёнок даже не замечает, что его специально
учат,
и
усваивает
речь
интуитивно.
Театрализованные
игры
дают
большие
возможности для развития речи ребёнка: ведь любое знание, которое даёт театр,
усваивается в словесной форме.
В группе
есть
уголок
театра
и
уголок
ряженья,
где
часто
дошколята
инсценируют любимые сказки, придумывают свои сценки. Ребята с интересом
устраивают показ приготовленных сценок малышам из других групп. Дети так
же помогают в изготовлении атрибутов к сказкам.
Таким образом, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
возможно при создании соответствующей развивающей среды и проведении
специальных театрализованных представлений, игр и упражнений, также в ходе
ежедневной
деятельности
детей.
Считаем,
наши
занятия
с
дошкольниками
театром,
воспитывают у них устойчивый интерес к театрально — игровой
деятельности, развивают артистические качества, творческий потенциал детей
и способствует решению главных задач в речевой группе развитию правильной
речи детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического
общения \ А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2. Рузская А. Г. развитие общения дошкольников со сверстниками / а. Г. Рузская.
– М.: Педагогика.
3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр — Творчество
— Дети»2004 Москва
4. Стародубова В. Г. развитие речи детей дошкольного возраста / В. Г.
стародубова. – М.: Просвещение. 20005.