Напоминание

Экология в жизни ребёнка


Автор: Айгуль Муратовна Рахметова
Должность: гбдоу№27 воспитатель
Учебное заведение: гбдоу№27 воспитатель
Населённый пункт: г.Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Экология в жизни ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экология в жизни ребенка

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.

Х.К. Андерсен.

Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в

первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы

правильного отношения к окружающему миру. Дошкольное детство — начальный

этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы

личностной

культуры.

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного

возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения

ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам

и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Взаимодействие человека с природой – важнейший аспект экологии, ставший

основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии

человека – не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка

основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и

умственное развитие, интенсивно формируются различные способности,

закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В

дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и

важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме:

честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и

собственного достоинства, любви к Родине.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее

время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование

основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,

патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает

духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных

качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством

воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без

любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы

экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности,

закладываются в дошкольном возрасте. Проблема экологического воспитания

дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет

первостепенное значение для воспитательной работы.

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это

становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её

многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства

материальные и духовные ценности». В дошкольном возрасте экологическое

воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в

детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности,

правильно понимать её, бережно к ней относиться.

Отметим, что проблема экологии окружающей среды является одной из глобальных

проблем современности. Её особенность заключается в том, что она имеет

общемировой характер, затрагивает интересы всех народов мира, нуждается в

эффективных решениях, требует совместных усилий государств и народов. Не зря,

2017 год был объявлен годом Экологии.

«Экология» - переводится как «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука,

учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать

её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и

беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза

экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью

исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все

больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества -

рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но

и природы. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с

формированием у него определенных знаний о ее объектах

и явлениях.

Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и

свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед

воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет

формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе

включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также

связях и отношениях между

ними.

Знания о природе у дошкольников формируются на уровне представлений, в

которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и

отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного

отношения к природе. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с

природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери,

движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего

дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их

развития. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и

нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание

важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу.

Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои

знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание

созидать, а не разрушать.

Основные цели и задачи экологического воспитания:

формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе,

природным ресурсам;

повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной

деятельности;

формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с

экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных

с охраной окружающей среды вопросов и проблем;

формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру,

умения видеть его красоту и неповторимость;

повышение активности и эффективности общественных работ по охране

окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность,

являющейся возможной угрозой экологии.

В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место

следующие виды деятельности:

Сюжетно – ролевая игра;

Практическая деятельность по созданию или поддержке условий для живых

объектов в зеленой зоне;

Детское творчество на основе впечатлений от природы;

Общение с природой;

Экспериментирование;

Речевая деятельность;

Наблюдение;

Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания;

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое

воспитание с о все процессом развития личности маленького человека.

Литература:

1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для

специалистов дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»

1998, 320 с.

2. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования

дошкольников.

3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в

повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4. Градобоева.Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание»,

1988.



В раздел образования