Автор: Айгуль Муратовна Рахметова
Должность: гбдоу№27 воспитатель
Учебное заведение: гбдоу№27 воспитатель
Населённый пункт: г.Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Экология в жизни ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Экология в жизни ребенка
Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.
Х.К. Андерсен.
Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в
первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы
правильного отношения к окружающему миру. Дошкольное детство — начальный
этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы
личностной
культуры.
Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного
возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения
ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам
и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Взаимодействие человека с природой – важнейший аспект экологии, ставший
основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии
человека – не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка
основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и
умственное развитие, интенсивно формируются различные способности,
закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В
дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и
важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме:
честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и
собственного достоинства, любви к Родине.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее
время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование
основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,
патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает
духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных
качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством
воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без
любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы
экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности,
закладываются в дошкольном возрасте. Проблема экологического воспитания
дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет
первостепенное значение для воспитательной работы.
С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это
становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её
многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства
материальные и духовные ценности». В дошкольном возрасте экологическое
воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её, бережно к ней относиться.
Отметим, что проблема экологии окружающей среды является одной из глобальных
проблем современности. Её особенность заключается в том, что она имеет
общемировой характер, затрагивает интересы всех народов мира, нуждается в
эффективных решениях, требует совместных усилий государств и народов. Не зря,
2017 год был объявлен годом Экологии.
«Экология» - переводится как «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука,
учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать
её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и
беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза
экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью
исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все
больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества -
рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но
и природы. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с
формированием у него определенных знаний о ее объектах
и явлениях.
Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и
свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед
воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет
формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе
включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также
связях и отношениях между
ними.
Знания о природе у дошкольников формируются на уровне представлений, в
которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и
отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного
отношения к природе. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с
природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери,
движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего
дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их
развития. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и
нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание
важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу.
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои
знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание
созидать, а не разрушать.
Основные цели и задачи экологического воспитания:
формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе,
природным ресурсам;
повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной
деятельности;
формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с
экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных
с охраной окружающей среды вопросов и проблем;
формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру,
умения видеть его красоту и неповторимость;
повышение активности и эффективности общественных работ по охране
окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность,
являющейся возможной угрозой экологии.
В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место
следующие виды деятельности:
Сюжетно – ролевая игра;
Практическая деятельность по созданию или поддержке условий для живых
объектов в зеленой зоне;
Детское творчество на основе впечатлений от природы;
Общение с природой;
Экспериментирование;
Речевая деятельность;
Наблюдение;
Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания;
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое
воспитание с о все процессом развития личности маленького человека.
Литература:
1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для
специалистов дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»
1998, 320 с.
2. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования
дошкольников.
3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в
повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
4. Градобоева.Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание»,
1988.