Автор: Шупилова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Тверская область г. Старица ул. Коммунистическая д.31 кв. 58
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по ознакомлению с городом Старица в подготовительной группе .
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с городом Старица
в подготовительной группе .
Цель: развитие познавательного интереса к древней истории родного города ,
знакомство
детей
с
прошлым
и
настоящим
города
Старицы
,
его
достопримечательностями.
Задачи:
- закреплять знания о родном городе
- учить узнавать знакомые места
- прививать любовь к малой родине
-воспитывать у детей патриотические чувства
- формировать познавательный интерес к истории своего края.
-
активизировать
словарь
детей
(земляной
вал,
кузница
,кузнец,
гончар
крынка т .д.)
Ход НОД.
В:
Ребята,
посмотрите,
какой
замечательный
сегодня
день,
солнышко
улыбается
нам,
давайте
и
мы
поделимся
со
всеми
своим
отличным
настроением.
Приветствие.
Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй матушка – Земля
(Обращаются к гостям) Здравствуйте мои Друзья!
Ребята как вы думаете что такое Родина ? ( Родина – это страна , в которой
мы родились и живем. Родина – это земля , на которой жили , трудились наши
предки. Родина – это наш город Старица. Родина – это место , где живут
близкие и дорогие нам люди : мама, папа, бабушка, дедушка. Это место , где
стоит наш детский сад. Это место по которому люди скучают, находясь в
далеком краю , на чужой стороне).
Читает ребенок стих.
Что мы Родиной зовём
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережем,
Край, где мы с тобой живём…
(В. Степанов)
1 слайд В: Как называется город , в котором мы с вами живем?
-Кто из вас может сказать откуда появилось такое название у нашего города ?
Почему его называют Старица ? - Ребята а хотите узнать и увидеть, как
возник наш город (ответ детей) .Тогда я буду экскурсоводом и мы совершим
увлекательное путешествие по нашему городу.? Приглашаю вас на стулья.
2 слайд. Существует легенда, о некой старухе , единственной душе ,
схоронившейся в пещере и уцелевшей таким образом во время татарского
нашествия .Вот в честь нее и назвали новое поселение Старицей. На
современном гербе города изображена, возможно, та самая старуха.
3 слайд Самое первое упоминание о поселении Старица начинается еще в 13
веке. Со времени основания это была крепость тверских князей. В центре
Старицкой крепости был кремль , обнесённый деревянной
четырехметровой стеной из толстых брёвен с 13 башнями . На его
территории по описаниям находились собор и две церкви. В пору расцвета
Старицкого княжества в кремле велась оживленная торговля. Приезжали
сюда гости из Твери, Ярославля , Смоленска , Новгорода. Именно с этого
места с левой стороны городища и пошел наш город. Что такое городище ?
( Городище - остатки древнего укрепления поселения или города. Отмечены
валами, рвами, развалинами стен).
4-5 – 6 слайд На городище с правой стороны мы видим Борисоглебский
собор со Спасской колокольней . Этот собор старинный , сначала он был
деревянный , а затем вместо деревянного построили его из камня , ведь
камень добывали в нашем городе и называется он известняк. Давайте
повторим полным предложением.( Камень который добывали в нашем
городе называется известняк).Борисоглебский собор располагается рядом с
береговым обрывом . Он пострадал во время войны ( польско – литовской), а
затем был отстроен и был как склад для пороха и оружия. Сейчас он
возрождается ,его отстраивают.
7-8 слайд С обеих сторон городища сохранились оборонительные
сооружения – земляные валы.- Ребята как вы думаете что такое вал? ( Вал
-это земляная насыпь , которая служила укреплением и защитой от
врагов.)Весь кремль и был окружен валами.
9-10-11 слайд До наших дней сохранились кузницы ,они были врыты в
защитный вал городища, а сверху засыпаны землей. Их можно увидеть на
городище,они построены из белого камня .. В старину таких кузниц было до
30 штук, а до настоящего времени их сохранилось немного и они являются
единственным в России памятником русским огненных дел мастерам.
12 слайд В Старице были развиты ,кузнечное ,сапожное, гончарное ,
пряничное и другие ремесла. Как вы думаете что такое кузница? Ответы
детей. ( это место где из металла ковали мечи, оружие , подковы , орудия
труда). Сегодня изделия старицких кузнецов хранятся в российских музеях.
Это – кольчуги, копья, , серпы, косы, дверные ручки, петли, крюки, ножи,
вилки.
13 слайд Как вы думаете , что делают гончары? На гончарном круге из
глины делали посуду ( крынки, горшки, посуду для круп и для воды, а для
детей игрушки свистульки).
14 слайд Старицкие купцы торговали глиняной посудой и кузнечными
изделиями. Обычно в больших домах жили торговцы с семьей на втором
этаже, а на первом был магазин.
15 слайд А рядом на берегу с торговыми рядами находится Пятницкая
церковь , ведь она считалась покровительницей торговли . В наши дни ее
заново отстраивают.
Физминутка «Родина»
Поезжай за моря-океаны, («едут»)
Надо всею землей пролети: («летят»)
Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды, (приседают)
Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)
И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)
16 слайд - Так как же называется река которая течет через наш город ?
- Как вы думаете , как можно в старину перебраться с одного берега на
другой? ( Зимой ходили по льду , а летом переправлялись на лодках или
паромной переправе )
17слайд Затем построили пантонный мост., который стоял на двух берегах .
А центральная часть была подвижна для пропуска судов. Ведь Волга в то
время была глубокая и по ней ходили катеры и перевозили пассажиров. По
реке сплавлялся лес.
18 слайд В 1963 году построили наш красивый мост
19 слайд .С этого моста мы можем с вами увидеть ( Борисоглебский собор,
Пятницкую церковь , Успенский монастырь , никольскую церковь и 20 сла йд
в наши дни красивую Набережную.)
21-22 слайд. Жемчужина Старицы Свято Успенский мужской монастырь
построен в виде крепости. А вход идет через воротную башню, как и
положено в средневековых крепостях.
23 слайд . Кто такие туристы? ( так называют людей которые путешествуют ,
посещают интересные места). Много туристов из разных городов и стран
приезжают в наш город любоваться красотой церквей, послушать звон
колоколов , интересуются историей нашего города. Об истории города и его
достопримечательностях мы с вами узнаем больше в следующий раз , а еще
вы можете узнать многое , если сходите с родителями
( 24 слайд) - Что это за здание и как оно называется? ( Старицкий
краеведческий музей).
Дидактическая игра « Подбери слова и назови» . Сейчас встаньте все в круг
и поиграем в игру вам нужно рассказать какой наш город . Я буду бросать
вам мяч , а называете слова. ( Ответы детей)А река Волга какая? ( Ответы
детей).
Ребята наш город Старица – это наша малая Родина, самое родное место на
земле. Мы с вами жители нашего города. Именно от нас с вами зависит,
каким будет наш город в будущем. Если мы будем любить свой город и
заботиться о нем чтоб он становился с каждым днем лучше и краше. Я
предлагаю вам подойти к эскизу нашего города Старица , и вы на свое
усмотрение украсите его цветами .(Дети подходят к плакату и украшают его
сделанными цветами).
Молодцы .Какой у нас получился красивый город.
Ребята скажите вам понравилось путешествовать ? Что вам больше всего
запомнилось .
- А сейчас я хочу, чтобы мы взялись за руки и показали какие мы дружные,
сплоченные.
Ребята,
давайте
подарим
нашему
городу
свои
пожелания
и
улыбки. (Дети называют по одному пожеланию).
- А вот и настала пора расставания. Давайте же скажем простые слова:
«Друзья, до свиданья!»
предлагаю вам создать альбом нашего города , а я вам в этом помогу.
Создание Альбома «Моя малая Родина –Старица ».
В: Ребята, посмотрите на столы, что вы там видите?
Д: Клей, альбом, фотографии и т. д.
В: Для начала давайте разомнём наши пальчики и после этого приступим к
работе.
Пальчиковая гимнастика.
Во время создания альбома звучит песня «?».
(Дети выполняют работу)
В:
Давайте
посмотрим,
что
у
нас
получилось. (Дети
рассматривают
альбом).
В: Ребята у нас получился замечательный альбом. Мы постарались на славу.