Автор: Вьюнова Наталия Владимировна
Должность: МДОУ №1 "Звездочка"
Учебное заведение: МДОУ №1 "Звездочка"
Населённый пункт: Саратовская область. г. Красный Кут.
Наименование материала: художественная литература как средство развития детей раннего возраста.
Тема: художественная литература как средство развития детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Художественная литература как средство
развития речи детей раннего возраста.
Художественная литература – могучее действенное средство
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей,
оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В
поэтических образах художественная литература открывает и
объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих
чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает
воображение, дает ребенку прекрасные образцы
русского литературного языка.
В
раннем
возрасте
уделяется
большое
внимание
знакомству
детей
с
художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети
раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет
отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения
и читают их малышу.
Чтение
развивает
душу
человека,
учит
его
сострадать,
быть
милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной,
образной, красивой.
Одними
из
первых
художественных
произведений, с
которыми
знакомятся дети, - сказки. Эти произведения имеют большое значение для
общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир,
формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной
сферы, активизируют деятельность, учат тонкостям родного языка, развивают
речь.
Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся.
В них встречается много ласкательных слов.
Через художественное слово, в том числе и через сказки, ребенок с раннего
возраста должен получать первые и важные уроки общественной жизни,
воспринимать человеческую мудрость через культурные достижения своего
народа, знакомиться с образцами образной речи.
Но воспитатели не всегда в полной мере используют сказки для развития
речи детей раннего возраста. Актуальность данной темы состоит в том, что
текст сказки необходимо максимально использовать для развития речи детей
раннего возраста.
Третий
год
жизни
характеризуется
чрезвычайно
возрастающей
речевой
активностью ребенка. Расширяется круг его общения: он много говорит не
только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко
повышается речевая активность во время игр и самостоятельных занятий.
Очень возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не
только слушают обращенную к ним речь, но и прислушиваются к речи,
непосредственно к ним не обращенной. Они легко запоминают небольшие
стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание
стихов
и
сказок
является
важным
источником
развития
речи.
В
связи
с
возросшим
пониманием
слов
и
быстрым
увеличением
их
запаса
речь
превращается для ребенка в основное средство общения.
На
третьем
году
жизни
речь
ребенка,
являясь
средством
общения
со
взрослыми
и
другими
детьми,
непосредственно
связана
с
практической
деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в
которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого
возраста
осуществляются
в
большинстве
случаев
или
совместно
со
взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму
прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним.
Ознакомление
детей раннего
возраста с
художественной
литературой
проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.
Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за
одно
занятие,
поэтому
программный
материал,
который
изучался
на
предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем
интервал между ними должен быть не более 1-3 дней. В дальнейшем
интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные
речевые умения, могут быть увеличены.
После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует
чтение
книг
с
иллюстрациями,
с
привлечением
внимания
детей
к
картинкам, читает текст или ведет рассказ своими словами. На основе
особенностей
восприятия
выделяются
ведущие
задачи
ознакомления
с
книгой на каждом возрастном этапе. Младшему дошкольному возрасту
характерна
зависимость
понимания
текста
от
личного
опыта
ребенка,
установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за
другом,
в
центре
внимания
главный
персонаж.
Чаще
всего
дети
не
понимают
его
переживаний
и
мотивов
поступков.
Эмоциональное
отношение
к
героям
ярко
окрашено,
наблюдается
тяга
к
ритмически
организованному складу речи. В программный перечень произведений для
детей третьего года жизни входят народные сказки и потешки.
Русские
народные
сказки
раскрывают
перед
детьми
меткость
и
выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми
и
образными
выражениями.
Поразительная
мощь
языкового
творчества
русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных
сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность
повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют
выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего
значения. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок-золотой
гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.
Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому
рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на
занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз.
Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым
ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать
монологическую речь.
Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня
профессиональной
компетенции
педагога,
его
умелости
и
даже
творческой
одаренности.
Таким образом, совместная работа детского сада и семьи по
приобщению детей к лучшим образцам детской художественной
литературы дает положительные результаты – развивается словарный
запас детей, речь становится эмоционально-окрашенной, грамматически
и фонетически правильной, что оказывает влияние не только на
умственное, но и личностное развитие дошкольников.