Автор: Марущенко Маргарита Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Печора Республика Коми
Наименование материала: Проект, методическая разработка
Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
1.Тема проекта:
«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста».
2.Технологическая карта проекта:
-Автор воспитатель 1младшей группы№10 Марущенко М.В.
-Масштаб. С сентября по май. Долгосрочный.
Участники: воспитатель Марущенко М.В., дети 1 младшей группы №10, родители
детей.
Тип проекта: игровой, групповой, творческий, долгосрочный.
3.Актуальность темы:
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Простые движения помогают
убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем
лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы,
не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем
причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень
речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет –
больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой
возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность моей работы заключается в целенаправленной и систематической
работе по развитию мелкой моторике с детьми раннего возраста с использованием
игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений,
проведение игровой артикуляционной гимнастики. Вся проводимая работа способствует
формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное
– сохранению психического и физического развития ребёнка
4.Проблема:
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих
детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать
ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в
контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и
липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по
развитию мелкой моторики рук.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на
кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за
формирование речи ребенка.
Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять
ребенка, чтобы он больше тренировался.
5.Гипотеза.
Процесс Формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективным при
целенаправленном развитии мелкой моторики.
6.Цель проекта.
Разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего
дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности детей и
использовании игровых пособий.
7.Задачи:
Разработать перспективный план работы по развитию мелкой моторики с детьми
младшей группы.
Приобрести игровые пособия по развитию мелкой моторики с детьми группы.
Разработать картотеку пальчиковых игр.
Пополнить предметно-развивающую среду группы новыми дидактическими играми.
Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук.
Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и
индивидуальные особенности.
Привлечь родителей к помощи по работе над данным проектом.
Создавать в семье благоприятные условия для проведения работы по развитию
мелкой моторики у детей.
8.Ожидаемый результат:
Дети:
К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными,
гибкими, исчезнет скованность движений;
Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными
упражнениями;
Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется
деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой
моторики детей;
Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
Помощь и участие в разнообразных мероприятиях.
Педагоги:
Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у
детей младшего дошкольного возраста;
Установится эмоциональный контакт с ребенком;
Будут стремиться взаимодействовать с родителями.
9.Описание этапов проекта:
1 этап подготовительный:
направления
мероприятия
срок
ответственный
1. Повышение своей
профессиональной
компетентности
1. Подобрать и
изучить
соответствующую
методическую
литературу.
2. Составить
картотеку игр для
развития мелкой
моторики.
3. Разработать
перспективный план.
сентябрь
МарущенкоМ.В.
2. Изучение уровня
детей.
Провести
диагностическое
обследование детей по
развитию мелкой
моторике на начало
учебного года.
сентябрь
МарущенкоМ.В.
3. Взаимодействия с
родителями.
1. Провести
родительское собрание
«Развитие мелкой
моторики рук у детей
младшего дошкольного
возраста»
2. Привлечь
родителей к насыщению
предметно –
развивающей среды в
группе.
сентябрь
МарущенкоМ.В.
4. Пополнение
материально –
технической базы.
1. Распределить
развивающую среду по
зонам.
2. Изготовить
дидактические пособия.
октябрь
МарущенкоМ.В.
2 этап Основной:
направлени
я
мероприятия
срок
Ответственны
й
1. Работа с детьми.
Работу по мелкой моторике
проводить во всех
воспитательно –
образовательных блоках:
- в специально
организованной деятельности,
- в совместной
деятельности воспитателя с
етьми,
- в самостоятельной
деятельности детей.
В течение
года
Марущенко М.В.
2. Работа с
родителями.
1. Провести анкетирование.
2. Консультация «Игры и
упражнения по мелкой
моторике».
3. Индивидуальные работы,
домашние задания.
4. Изготовить папку –
передвижку «Чтобы четко
говорить, надо с пальцами
дружить».
октябрь
ноябрь
МарущенкоМ.В.
3. Работа с
педагогами
Консультация для
воспитателей
«Развитие мелкой моторики
рук у детей раннего и младшего
дошкольного возраста»
ноябрь
МарущенкоМ.В.
3 Этап Заключительный:
направления
мероприяти
я
срок
Ответственны
й
1. Работа с детьми
. Провести
диагностическое
обследование детей по
развитию мелкой
моторике в конце
учебного года.
май
МарущенкоМ.В.
2. Работа с
родителями.
Показ игры с
использованием пособий
по развитию мелкой
моторики.
май
МарущенкоМ.В.
3. Работа с педагогами.
Выставка
методической
литературы и пособий
по данной проблеме.
май
МарущенкоМ.В.
10.Описание итога проекта.
Дети:
К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными,
гибкими, исчезнет скованность движений;
Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными
упражнениями;
Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется
деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой
моторики детей;
Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
Помощь и участие в разнообразных мероприятиях.
Педагоги:
Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у
детей младшего дошкольного возраста;
Установится эмоциональный контакт с ребенком;
Будут стремиться взаимодействовать с родителями.
В мае будет проведена выставка методической литературы и пособий по развитию
мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста.
Перспективный план проведения пальчиковых игр
в 1-й младшей группе
Дата
Тема
Задачи работы
Сентябрь
1. «Сорока-сорока»
1. Активизировать
движения пальцев рук, развивать
речь.
2. Побуждать проговаривать
окончание строчки.
3. Доставить удовольствие
детям.
2. «Ладушки - ладушки»
1. Формировать
положительный эмоциональный
настрой детей на совместную
работу.
2. Развивать ощущение
собственных движений.
3. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Октябрь
1. «Этот пальчик - бабушка»
1. Активизировать
движения пальцев рук.
2. Активно развивать речевой
запас слов
3. Формировать у ребенка
положительный эмоциональный
настрой.
2. «Этот пальчик хочет спать»
1. Развивать
моторику пальцев рук.
2. Сочетать игру и
упражнения для
тренировки пальцев с речевой
деятельностью детей.
3.«Поехали - поехали»
1. Учить ребенка совершать
действия руками в соответствии
со стихотворным текстом.
2. Развивать мелкую
моторику рук.
4. «Колобок»
1. Развивать моторику рук,
повышать интерес малышей к
упражнениям.
2. Сочетать игру и
упражнения для
тренировки пальцев с речевой
деятельностью детей.
Ноябрь
1. «Матрёшки»
1. Развивать моторику рук,
выполняя имитационные
движения в сопровождении
стихотворного текста.
2. Обогащать словарь
ребенка, развивать память
2. «Повар».
1. Развивать мелкую
моторику обеих рук.
2. Активизировать словарь
детей, развивать память.
3. «Пила - пила»
. 1. Развивать моторику рук,
выполняя имитационные
движения в сопровождении
стихотворного текста.
2. Развивать речь детей,
активизировать словарь.
4. «Зайкины ушки».
1. Развивать мелкую
моторику рук.
2. Побуждать ребенка
повторять слова за
воспитателем, выполнять
имитационные движения в
сопровождении стихотворного
текста.
Декабрь
1. «Сидит белка на тележке».
1. Развивать мелкую
моторику обеих рук.
2. Закрепить умение четко и
правильно произносить текст.
2. «Бумажный мячик».
1. Развивать моторику обеих
рук.
2. Учить ребенка совершать
действия руками.
3. Формировать у ребенка
положительный эмоциональный
настрой.
3. «В гости»
1. Учить выполнять игровые
задания с использованием
тактильных дорожек.
2. Развивать мелкую
моторику рук.
4 . «Следы»
1. Формировать у детей
контроль над мышечными
ощущениями.
2. Развивать моторику рук.
3. Вызывать эмоционально -
положительный настрой.
Январь
1. «Разные следы»
1. Продолжать
формировать контроль над
мышечными ощущениями.
2. Закрепить знания детей о
животных.
3. Вызывать эмоционально-
положительный настрой.
2. «Снег идет», пальчиковая
гимнастика: «Прогулка».
1. Учить детей рвать бумагу
на мелкие кусочки свободной
формы.
2. Закрепить умение
сжимать и разжимать пальцы в
кулачок.
3. Развивать мелкую
моторику рук.
4. Развивать речевое
дыхание, силу потока воздуха.
3. «Мостик», Пальчиковая
1. Учить детей работать по
гимнастика: «Дорожка»
образцу, выкладывая фасоль.
2. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
3. Активизировать речь
детей, побуждая проговаривать
все слова игры.
4. «Улитка, улитка»
1. Учить детей четко
проговаривать
потешку.
2. Развивать мелкую
моторику рук.
3. Активизировать речь
детей
Февраль
1. «Стираем платочки».
1. Учить детей выполнять
упражнения, сопровождать
показом и четким произношением
текста.
2. Развивать моторику рук.
2. «Ежата в
корзине». Пальчиковая
гимнастика: «Ежик»
1. Формировать
пространственно – образное
мышление чувственного
восприятия.
2. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
3. Активизировать речь
детей.
3. «Как у нашего кота».
1. Учить детей выполнять
движения рук, сопровождая
чтением потешки.
2. Развивать
моторику пальцев рук.
3. Создать радостное
настроение.
4. «Змейка», пальчиковая
гимнастика: «Эй-ка, эй-ка,
голубая змейка».
1. Учить выкладывать
пуговицу по размеру.
2. Расширять словарный
запас детей.
3. Развивать
моторику пальцев рук.
Март
1. «Сделаем матрешке
бусы», пальчиковая
гимнастика: «Бусинки-
горошинки».
1. Учить детей нанизывать
деревянные бусы на нити.
2. Закрепить умение
чередовать предметы по цвету.
3. Развивать
моторику пальцев рук.
2. «В гостях у Шептунчика».
1. Учить детей группировать
однородные предметы,
различающиеся по величине.
2. Стимулировать развитие
чувственного восприятия,
подвижность пальцев.
3. Развивать мелкую
моторику.
3. «Поможем
зайке», пальчиковая
гимнастика: «Зайчик».
1. Учить выкладывать
дорожку из фасоли.
2. Формировать зрительно –
двигательную координацию и
чувство пространства на листе
бумаги.
3. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
4. «Покормим
1. Учить детей рисовать
птичек», пальчиковая
гимнастика:
«Птенчики в гнезде».
указательным пальчиком на
крупе.
2. Способствовать
формированию
умения рисовать способом
примакивания.
3. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Апрель
1. «Светит солнышко в
окошко», пальчиковая
гимнастика: «Солнышко».
1. Учить детей
рисовать пальчиком руки на
крупе.
2. Продолжать закрепление
формы (круглая).
3. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
4. Активизировать речь
детей.
2. «Поможем Незнайке»,
пальчиковая
гимнастика: «Шнуровка»
1. Учить детей продевать
шнурки в отверстие сапожка.
2. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
3. Активизировать словарь,
развивать речь, мышление детей.
3. «Бабочки», пальчиковая
гимнастика: «Бабочка».
1. Продолжать учить детей
шнуровке.
2. Закрепить умение
правильно продевать тесьму в
отверстие.
3. Формировать умение
правильно проговаривать слова
игры.
4. Развивать
моторику пальцев рук.
4. «Зонтик для
зайки», пальчиковая
гимнастика: «Зайчик».
1. Учить детей выкладывать
спички по образцу.
2. Развивать
моторику пальцев рук.
3. Закрепить умение
выполнять движения рук согласно
тексту.
Май
1. «Домик для
ежика», пальчиковая
гимнастика:
«Ежик».
1. Продолжать учить детей
работать со спичками,
выкладывать домик по образцу.
2. Закрепить название
геометрических фигур.
3. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
2. «Разноцветные крышки»,
пальчиковая
гимнастика: «Пальчики».
1. Учить детей строить
постройки
из крышек, закреплять цвет
крышек.
2. Формировать внимание,
воображение, творческие
способности.
3. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
3. «Бусинки
рассыпались», пальчиковая
гимнастика:
«На работу».
1. Учить детей перебирать
предметы (бусинки) по цвету.
Закрепить название цветов.
2. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Создавать положительно–
эмоциональное отношение к
выполнению задания.
4. «Поиграем с пальчиками».
1. Закрепить умение детей
сочетать
пальчиковую игру с речевой
деятельностью детей.
2. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –
АСТ, 2011. – 64с.
2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
– 18 с.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –
М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
4.
Ермакова
И.
А. Развиваем
мелкую
моторику
у
малышей.
– СПб:
Изд.
дом «Литера», 2006. – 18 с.
5.
Кривцова
Т.А.
200
игр
и
упражнений
для
малышей
2-3
лет.-СПб:Изд.
«Литера»,2013.-64с
.
6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
7. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.